Истоки сюрреализма |
|
|
Сюрреализм (c.1924-2004)Содержание • Что такое сюрреализм? |
Пример художественных работ Состояние человека (1933) Тайна и меланхолия улицы Комната для прослушивания (1933) Телефон-лобстер (1936) Работа Сальвадора Дали « Объект (1936 г.) - Также известный как |
Что такое сюрреализм? - Характеристики Сюрреализм был «модным» художественным движением межвоенных лет и последним крупным художественным движением, связанным с Парижской школой, откуда он распространился по Европе, став одной из самых влиятельных школ или стилей авангарда . арт . Его название происходит от фразы Drame surrealiste , подзаголовка пьесы 1917 года писателя и искусствоведа Гийома Аполлинера (1880-1918). Сюрреализм развился из нигилистического «антиискусства» дадаизма .движение, большинство членов которого стали сюрреалистами. Однако, хотя сюрреализм был таким же «революционным», как дадаизм, он был менее откровенно политическим и отстаивал более позитивную философию, которую Андре Бретон резюмировал как « мысль, выраженная в отсутствии какого-либо контроля со стороны разума и вне всяких моральных и эстетических соображений». ." Первоначально основным направлением движения была литература, но оно быстро расширилось, охватив живопись, скульптуру и другие формы современного изобразительного искусства. Художники- сюрреалисты стремились создать совершенно новый набор образов, высвобождая творческую силу бессознательного . |
|
ЗНАЧЕНИЕ ИСКУССТВА ЖИВОПИСЬ |
Для достижения этого подсознательного творчества использовались всевозможные техники и явления , включая сны, галлюцинации, автоматическое или случайное создание образов — в основном все, что обходило обычные «рациональные» мыслительные процессы, связанные с созданием произведений искусства. (Дополнительную информацию см. в разделе « Автоматизм в искусстве » .) Рациональный подход (отражающий устаревшие буржуазные ценности) был отвергнут теоретиками сюрреализма как принципиально реакционный, ложный и крайне ограничивающий. Неудивительно, что в своих попытках создать произведения искусства, незапятнанные буржуазным рационализмом, сюрреализм создал множество невероятно новаторских, но часто причудливых, а иногда и непонятных композиций. Тем не менее, несмотря на свои абсурдистские черты, сюрреализм был (и продолжает оставаться) весьма привлекательным как для художников, так и для публики. Действительно, благодаря своим культовым изображениям и влиянию на современное искусство сюрреализм зарекомендовал себя как одно из самых устойчивых движений 20-го века. |
|
Писатель Андре Бретон (1896–1966), прозванный «папой сюрреализма», был основателем и главным теоретиком движения. Он представил и определил новый стиль в своем первоначальном манифесте 1924 года ( Manifeste du Surrealisme ), а затем в своем бюллетене живописи ( Surrealisme et la Peinture ).). Бывший дадаист, Бретон сожалел о нигилистическом и деструктивном характере дадаизма, тем не менее, он опирался на многие идеи дадаизма, чтобы создать движение с последовательной, хотя и доктринерской философией, от которой он не терпел никаких отклонений, изгоняя мятежных членов по своему усмотрению. На самом деле общая цель Бретона была в высшей степени революционной. Он стремился ни к чему иному, как к полной трансформации образа мышления людей. Сломав барьеры между их внутренним и внешним миром и изменив то, как они воспринимали реальность, он намеревался освободить бессознательное, примирить его с сознательным и освободить человечество от буржуазных оков логики и разума, которые до сих пор вели только к войне и господству. |
ЭВОЛЮЦИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА |
СКУЛЬПТУРА |
Несколько ведущих парижских сюрреалистов были бывшими дадаистами, такие как Макс Эрнст (1891–1976), Ман Рэй (1890–1976), Фрэнсис Пикабиа (1879–1953) и Жан Арп (1887–1966), но движение способствовало развитию своего собственного знаменитого художники , такие как Жоан Миро (1893-1983), Рене Магритт (1898-1967)** и Сальвадор Дали (1904-89). Другими важными фигурами были Антонен Арто (1896–1948), Поль Дельво (1897–1994)**, Андре Массон (1896–1987), Ив Танги.(1900–1955), Пьер Рой (1880–1950) и Мориц Эшер (1898–1972)**, а также Тристан Цара (1896–1963), режиссер Луис Бунюэль (1900–1983), Альберто Джакометти (1901–66), Роберт Матта (1911–2002), Рассел Драйсдейл (1912–81) и Ганс Беллмер (1902–75). |
|
Другие художники 20-го века , которые , нравилось им это или нет, считались приверженцами сюрреализма, например, Пабло Пикассо (1881–1973)**, Марк Шагал (1887–1985)** и Пауль Клее (1879–1940)**. Среди ведущих американских сюрреалистов были: Фредерик Кислер (1896–1965), Энрико Донати (1909–2006), Аршил Горки (1905–48) и Джозеф Корнелл (1903–73). [** Не являются официальными членами сюрреалистического движения.] Женщины-художницы-сюрреалисты Несмотря на принижение женщин, подразумеваемое во многих сюрреалистических работах, было несколько важных художников-сюрреалистов, в частности Валентина Гюго (1887–1968), Эйлин Агар (1899–1991), Фрида Кало (1907–1954), Леонор Фини (1908–96). ), Жаклин Бретон (1910-2003), Доротея Таннинг (1910 г.р.), Луиза Буржуа (1911-2010 гг.) , Мерет Оппенгейм (1913-85 гг.) и Ленора Кэррингтон (1917 г.р.). |
|
Наиболее формирующее интеллектуальное влияние на философию сюрреализма оказали теории Зигмунда Фрейда (1856-1939), венского невролога и основателя психоанализа . Бретон и другие сюрреалисты были очень впечатлены проникновением Фрейда в бессознательное , которое, как они думали, станет основным источником неиспользованных картин и образов. Они использовали его теории, чтобы стереть границы между фантазией и реальностью и обратиться к ряду тревожных влечений, таких как страх, желание и эротизация. В своем искусстве сюрреалисты черпали вдохновение из самых разных источников. По сути, они хотели искусства, которым можно было бы восхищаться, чего-то мистического. Что касается европейской традиции изобразительного искусства, то они предпочитали одержимость и творческую неординарность рациональной академической работе. |
|
Особыми фаворитами были подробные фантазии Иеронима Босха (1453-1516); грозные гравюры тюрем Джованни Баттиста Пиранези (1720-1778); и драматические кошмарные картины швейцарского художника-символиста Анри Фюзели (1741-1825). Что касается стилей девятнадцатого века, то сюрреалисты отвергали импрессионизм как слишком натуралистичный, предпочитая произведения прерафаэлитов и символистов, такие как кошмарные гравюры и фальшивые картины Макса Клингера (1857-1920), а также яркий океанический примитивизм Поля Гогена .. Бретона особенно впечатлили дальновидные картины художника-трудоголика Гюстава Моро (1828-1898). Кубизм также был отвергнут как слишком логичный (за исключением культового раннего кубистского шедевра Пикассо « Авиньонские девицы» 1907 года). Помимо дадаизма, двумя другими важными влияниями на сюрреализм — по крайней мере, на его фигуративное крыло — было движение символизма 19-го века и итальянская школа метафизической живописи , созданная Джорджо де Кирико (1888-1978). Символизм с его эзотерическими отсылками и скрытыми или бессознательными значениями был важным источником образов и форм. Работы Рене Магритта даже называют «Символизм + Фрейд». Между тем тревожные композиции Кирико с пустынными итальянскими площадями (например, «Тайна и меланхолия улицы», 1914) с преувеличенными перспективами, иррациональной тенью, объектами / людьми неправильного размера содержали в себе атмосферу непостижимой угрозы. По словам Бретона, который им очень восхищался, Кирико считался главным предшественником сюрреализма. Но самое важное и самое непосредственное влияние на движение оказал дадаизм: за его антиэстетический подход, его решимость разрушить преобладающие буржуазные традиции искусства,
Короче говоря, сюрреализм зародился в Париже и укоренился в мире авангардного искусства (мировым центром которого по-прежнему оставался Париж). В 1930-е годы одни приверженцы покинули движение, а другие присоединились. Затем, во время войны, многие члены бежали в Америку, где они оказали значительное влияние на современное искусство США, прежде чем вернуться в Париж в конце 1940-х начале 1950-х годов. Париж Считая себя революционерами в духе дадаизма, сюрреалистов привлекали освободительные философии социализма и коммунизма, с которыми они безуспешно пытались заключить союз, и организационные структуры советского образца. Они выпустили свой первый манифест в 1924 году и в то же время основали Бюро сюрреалистических исследований, а также непочтительный, скандальный журнал под названием La Révolution Surréaliste (1924–1929). Большинство ранних дискуссий, обменов мнениями и объединения идей происходило в кафе. Хотя с самого начала это движение было в основном литературным, оно быстро распространилось на изобразительное искусство (Бретон усердно ухаживал за Пикассо, но безрезультатно), и его первая выставка живописи -La Peinture Surrealiste - была поставлена в Галерее Пьера в 1925 году. Год спустя новая Галерея Surrealiste открылась выставкой фотографа Ман Рэя. Движение продолжало процветать в Париже в конце 1920-х годов, став доминирующей школой городского авангарда во всех художественных дисциплинах. Сюрреализм 1930-х гг. Движение вырвалось на международную арену в 1930-х годах, когда крупные выставки прошли в Брюсселе, Копенгагене, Лондоне, Нью-Йорке и Париже. Он быстро стал всемирно популярным явлением с филиалами в Англии, Чехословакии, Бельгии, Египте, Дании, Японии, Нидерландах, Румынии и Венгрии. Самые запоминающиеся картины были созданы Сальвадором Дали и Рене Магриттом ., которые вместе с ними много сделали для установления визуального стиля сюрреализма между 1930 и 1935 годами, стиля, который был направлен на исследование психологической правды, отделяя обычные объекты от их обычного контекста, чтобы создать неотразимое изображение. Тающие часы Дали (например, в «Постоянстве памяти»), наряду с расплавленными и жидкими формами Ива Танги (например, в «Дворце мыса»), стали узнаваемыми товарными знаками нового стиля. Хотя его философские и интеллектуальные стремления, возможно, не были поняты, его живописные образы захватили общественное воображение, а его странные сопоставления и образы сновидений нашли свое применение во всем, от изобразительного искусства, фотографии и кино до дизайна высокой моды и рекламы.телефон-лобстер и диван с губами Мэй Уэст ; и покрытая мехом чайная чашка Мерет Оппенгейм). То же стремление к гламуру и эскапизму в 1930-х годах, которое привело к популярности ар-деко , также привлекло публику к сюрреализму. |
|
Лондонская международная выставка сюрреалистов , организованная историком искусства Гербертом Ридом в 1936 году, представляла собой зенит репутации и влияния сюрреализма. В том же году в нью-йоркском Музее современного искусства прошла крупная выставка под названием «Фантастическое искусство, дадаизм и сюрреализм». Последняя большая выставка 30-х годов, Международная выставка сюрреалистов (по проекту Марселя Дюшана ), состоялась в 1938 году в галерее Beaux-Arts в Париже. На входе посетителей в вечерних нарядах встречал вид Rainy Taxi Дали.(старый кэб, устроенный таким образом, чтобы вода постоянно струилась сквозь окна, с фигурой с головой акулы на водительском сиденье и живым блондином-манекеном с живыми улитками сзади). Внутри вестибюль был оформлен как интерьер темной пещеры, с потолка свисало более тысячи мешков с углем, освещенных единственной лампочкой. Посетителям приходилось раздавать фонарики, чтобы осматривать экспонаты. На полу лежал ковер из мертвых листьев и других растений. Неудивительно, что посетители были возмущены — к большому удовольствию организаторов. Сюрреализм во время Второй мировой войны К 1939 году многие крупные сюрреалисты, в том числе Андре Бретон, Макс Эрнст и Андре Массон, были в Соединенных Штатах. Благодаря американскому влиянию и контактам Марселя Дюшана во время его более ранних визитов в Америку, а также браку в 1941 году между Максом Эрнстом и миллионершей, коллекционером произведений искусства Пегги Гуггенхайм , они оказались весьма влиятельными и приобрели новых приверженцев, таких как Доротея Таннинг, Фредерик Кислер. , Энрико Донати, Аршил Горкии Джозеф Корнелл. И хотя доминирующей американской художественной школой 1940-х годов был абстрактный экспрессионизм, его ранние работы содержат ряд сюрреалистических (и дадаистских) черт. Действительно, значительная часть позднего модерна и современного американского искусства (например, поп-арт, ассамбляж , инсталляция , концептуальное искусство , перформанс ) так или иначе была вдохновлена сюрреализмом. Сюрреализм в Британии Британские художники приняли сюрреализм близко к сердцу с 1936 года, если не раньше, но особенно в 1940-х годах. Скульптор Генри Мур (1898–1986) интересовался биоморфными фигурами, а Люсьен Фрейд (р. 1922), внук наставника сюрреализма Зигмунда Фрейда, Фрэнсис Бэкон и Пол Нэш экспериментировали с сюрреалистическими техниками. Однако самым стойким и последовательным его сторонником был британский художник Конрой Мэддокс (1912–2005), который в 1978 году прокомментировал: «Ни одно другое движение не могло сказать больше о состоянии человека». Послевоенный сюрреализм Поп-арт был еще одним ответвлением сюрреализма. См., например, сатирические гигантские скульптуры Класа Ольденбурга (р. 1929), которые явно перекликаются с работами Рене Магритта. Конец сюрреализма Сюрреалистические художественные стили: фигурация и абстракция В сюрреализме было два основных течения. Один из них был репрезентативным : он зависел от фигурации, от точного воспроизведения природных форм — обычно оторванных, смещенных, сопоставленных, перемещенных или видоизмененных вдали от реальных жизненных ситуаций. Второй стиль сюрреализма был абстрактным , основанным на образах без конкретной ссылки на естественные формы, и в значительной степени зависел от форм, порожденных бессознательным. Образный или репрезентативный стиль сюрреализма (веристического) проявляется наиболее успешно в работах Магритта, Дали и Дельво, а также в работах некоторых других художников, которые в своем разнообразии и достижениях избегают категоризации в каком-либо одном стиле. Одним был Пикассо, другим был Эрнст, третьим был Арп, а в 1930-х и 1940-х годах Джакометти и Мур (1898-1986). Кроме того, обратите внимание, что этот стиль сюрреалистической живописи был предвосхищен французским символистом
Одилоном Редоном (1840-1916). Сальвадор Дали Поль Дельво Фрэнсис Бэкон |
|
Был ли фигуративный сюрреализм бессознательным? Если нет, то было ли это сюрреалистично? Учитывая, что эти репрезентативные работы требовали тщательного «рационального» мышления, можно было бы подумать, что они не подпадают под определение сюрреалистического искусства как продукта бессознательного мышления. Не так, видимо. Фигуративные работы были разрешены (Бретоном и другими теоретиками), пока они ставили под сомнение нормальную «рациональную» реальность. Таким образом, работы Магритта в академическом стиле считались сюрреалистическими из-за их причудливых сопоставлений, которые ставили реальность с ног на голову и представляли новую сюрреалистичность. Работы Дали также прошли проверку, потому что они были созданы (по словам Дали) в полугаллюцинаторном состоянии, которое он назвал критической паранойей. "Я просыпался с восходом солнца и, не умывшись и не одеваясь, садился перед мольбертом... мои глаза смотрели неподвижно, пытаясь как медиум "увидеть" образы, которые возникали в моем воображении. Когда я видел эти образы точно расположенными на картине, я рисовал их тут же, на месте. Образы Дали, такие как плавящиеся часы и его причудливые получеловеческие фигуры, сделали его самым знаменитым из всех художников-сюрреалистов. Тем не менее, в 1937 году, когда он переключился на более правильный академический стиль, Бретон исключил его из движения. баланса, можно сказать, что сюрреалистическое искусство включало в себя даже высокорепрезентативные работы при условии, что оно иллюстрировало ограниченность реальности, основанной на разуме. Короче говоря, сюрреалистическая абстракция отвергла геометрические формы в пользу визуального и эмоционального воздействия органических форм природы : либо реальных (Жан Арп, Андре Массон, Жоан Миро), либо воображаемых (Ив Танги, Роберт Матта). Андре Массон Жоан Миро Жан Арп |
|
Техники сюрреалистического искусства Сюрреалисты изобрели ряд техник для создания случайных или случайных изображений. Большую новаторскую работу в этой области проделал выдающийся немецкий живописец, скульптор, график и поэт Макс Эрнст .(1891-1976). Человек огромного творчества, Эрнст сначала женился на историке искусства, затем жил с художницей-сюрреалисткой британского происхождения Леонорой Каррингтон; впоследствии женился и развелся с коллекционером произведений искусства Пегги Гуггенхайм, прежде чем, наконец, женился на другой выдающейся художнице-сюрреалистке, Доротее Таннинг. Он продолжал производить новаторские работы до самой смерти. Его важные работы включают «Лес и голубь» (1927 г.), серию «La Femme 100 tetes» (1930-е гг.), «Весь город» (1935 г.) и «Бессмертник» (1966 г.) - стеклянную шахматную игру. Фроттаж Декалькомания Граттаж Коллаж Капельная живопись Окуривание Автоматическое рисование Автоматическая живопись Использование абстрактных экспрессионистов сюрреалистических техник Хотя многие европейские сюрреалисты баловались некоторыми из этих случайных «автоматических» методов рисования, большинство из них отошли от автоматизма к началу 1940-х годов. Однако их влияние в Америке (куда многие переехали во время Второй мировой войны) было огромным. В Нью-Йорке, например, европейские сюрреалисты представили свои идеи ключевым лидерам общественного мнения, таким как Лео Стейнберг, Клемент Гринберг и Пегги Гуггенхайм, а также художникам-авангардистам, известным как Нью-Йоркская школа .- таких как Аршил Горки (1904-48), Джексон Поллок (1912-56), Роберт Мазервелл (1915-91), Марк Тоби (1890-1976) и Роберт Матта (1911-2002). В частности, крупномасштабные абстракции Поллока «живопись действия» содержат сильный элемент сюрреалистического автоматизма. Подробнее об этом см.: Картины Джексона Поллока (ок. 1940–1956). |
|
Сюрреалистическая скульптура Джакометти создал такие шедевры сюрреалистической культуры, как «Женщина с перерезанным горлом» (1932), бронзовая конструкция расчлененного женского трупа и «Невидимый объект» (Руки, держащие пустоту) (1934). Оба изображали тело женщины бесчеловечным и опасным. Однако, когда он вернулся к более классическому стилю в конце 1930-х годов, работая с натуры, его исключили из движения. Многочисленные другие скульпторы экспериментировали со стилями сюрреализма, в том числе Пабло Пикассо, Генри Мур и ирландский скульптор Ф. Е. Маквильям . Сюрреалистическая Фотография Ман Рэй был первым фотографом-сюрреалистом. Одной из его самых известных работ является «Загадка Айседора Дюкасса» (1920), которая теперь известна только по его собственной фотографии швейной машины, обернутой в черный халат, перевязанный веревкой. Он создал его в честь поэта Лотреамона (то есть Исадора Дюкасса), чей содержательный комментарий: «Так же прекрасен, как случайная встреча швейной машины и зонтика на секционном столе » стал определяющим комментарием к эстетической философии сюрреализма. Один из величайших фотографовВ свое время Ман Рэй, высококвалифицированный в фотолаборатории, крупных планах и неожиданных сопоставлениях, успешно работал в, казалось бы, несовместимых мирах парижского авангардного общества и коммерческой фотографии. Его фотографии публиковались как в специализированных, так и в популярных периодических изданиях - от Vogue и Vanity Fair до La Surrealisme au service de la Revolution (1930-33) и La Revolution Surrealiste (1924-29). Он изобрел несколько методов, таких как соляризация и рентгеновские снимки., среди его натурщиков были многочисленные известные художники, такие как Джеймс Джойс, Жан Кокто и Мерет Оппенгейм. Среди других заслуживающих внимания представителей сюрреалистической фотографии были Ханс Беллмер (1902-75), Брассай (1899-1984), Жак-Андре Буаффар (1902-61) и Рауль Убак (1909-85). См. также: Является ли фотография искусством? Сюрреалистическое кино и кинематография Луис Бунюэль, работавший над несколькими проектами вместе с Дали, вероятно, является самым известным режиссером-сюрреалистом, хотя Ман Рэй также снял множество короткометражных авангардных фильмов. Основные коллекции сюрреалистического искусства находятся, в частности, в следующих музеях. Музей Крайслера, Норфолк, Вирджиния, США Влияние сюрреализма как стиля искусства можно найти в самых разных современных и современных школах, в частности, в раннем абстрактном экспрессионизме, поп- арте и концептуализме, и оно пронизывает почти все формы современного искусства, включая ассамбляж, инсталляцию и перформанс. Кроме того, он предвосхитил многие основные концепции постмодернистского искусства . Например, некоторые концепции Дэмиена Херста и других молодых британских художников идеально вписались бы в авангардную сюрреалистическую идиому Парижа 1920-х годов. Последнее движение, заимствовавшее элементы из сюрреалистической идиомы, - это циничный реализм ., китайское движение современной живописи, возглавляемое Юэ Миньцзюнем (р. 1962) и Чжан Сяоганом (р. 1958), возникшее в 1990-х годах в Пекине. |
• Информацию о произведениях искусства после 1860 г. см . в разделе «Современное искусство » . ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСТОРИИ ИСКУССТВ |