Истоки сюрреализма
, влияние, история, характеристики.
ГЛАВНЫЙ ИНДЕКС АЗ - АЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ДВИЖЕНИЙ

Приколи это


 

Сюрреализм (c.1924-2004)

Содержание

Что такое сюрреализм?
Кто основал сюрреализм?
Ведущие экспоненты
Истоки и влияния
История сюрреализма
Стили сюрреализма
Фигуративный
Абстракт
Техники сюрреализма
Коллекции
Наследие сюрреализма


Пример художественных работ

Состояние человека (1933)
Рене Магритт.

Тайна и меланхолия улицы
(1914) Джорджио де Кирико, ключевой
пионер сюрреалистической живописи.

Комната для прослушивания (1933)
Рене Магритт.

Телефон-лобстер (1936)
Сальвадор Дали.

Работа Сальвадора Дали «
Постоянство памяти» (1931)
, на которой показаны его «тающие» часы.
Эта конкретная работа является одной из
величайших картин 20-го века
и во многом способствовала
репутации Дали как ведущего сюрреалиста.

Объект (1936 г.) - Также известный как
Чашка, покрытая мехом, Блюдце, Ложка .
Музей современного искусства, Нью-Йорк.
Мерет Оппенгейм.

Что такое сюрреализм? - Характеристики

Сюрреализм был «модным» художественным движением межвоенных лет и последним крупным художественным движением, связанным с Парижской школой, откуда он распространился по Европе, став одной из самых влиятельных школ или стилей авангарда . арт . Его название происходит от фразы Drame surrealiste , подзаголовка пьесы 1917 года писателя и искусствоведа Гийома Аполлинера (1880-1918). Сюрреализм развился из нигилистического «антиискусства» дадаизма .движение, большинство членов которого стали сюрреалистами. Однако, хотя сюрреализм был таким же «революционным», как дадаизм, он был менее откровенно политическим и отстаивал более позитивную философию, которую Андре Бретон резюмировал как « мысль, выраженная в отсутствии какого-либо контроля со стороны разума и вне всяких моральных и эстетических соображений». ."

Первоначально основным направлением движения была литература, но оно быстро расширилось, охватив живопись, скульптуру и другие формы современного изобразительного искусства. Художники- сюрреалисты стремились создать совершенно новый набор образов, высвобождая творческую силу бессознательного .

 

ЗНАЧЕНИЕ ИСКУССТВА
Для обсуждения типов,
ценностей и значения
изобразительного искусства см.: Определение искусства .

ЖИВОПИСЬ
Подробнее об эволюции
масляной, акриловой, акварельной
и других видов живописи,
а также об известных художниках см.:
Изобразительное искусство Живопись .

Для достижения этого подсознательного творчества использовались всевозможные техники и явления , включая сны, галлюцинации, автоматическое или случайное создание образов — в основном все, что обходило обычные «рациональные» мыслительные процессы, связанные с созданием произведений искусства. (Дополнительную информацию см. в разделе « Автоматизм в искусстве » .) Рациональный подход (отражающий устаревшие буржуазные ценности) был отвергнут теоретиками сюрреализма как принципиально реакционный, ложный и крайне ограничивающий.

Неудивительно, что в своих попытках создать произведения искусства, незапятнанные буржуазным рационализмом, сюрреализм создал множество невероятно новаторских, но часто причудливых, а иногда и непонятных композиций. Тем не менее, несмотря на свои абсурдистские черты, сюрреализм был (и продолжает оставаться) весьма привлекательным как для художников, так и для публики. Действительно, благодаря своим культовым изображениям и влиянию на современное искусство сюрреализм зарекомендовал себя как одно из самых устойчивых движений 20-го века.

 

Кто основал сюрреализм?

Писатель Андре Бретон (1896–1966), прозванный «папой сюрреализма», был основателем и главным теоретиком движения. Он представил и определил новый стиль в своем первоначальном манифесте 1924 года ( Manifeste du Surrealisme ), а затем в своем бюллетене живописи ( Surrealisme et la Peinture ).). Бывший дадаист, Бретон сожалел о нигилистическом и деструктивном характере дадаизма, тем не менее, он опирался на многие идеи дадаизма, чтобы создать движение с последовательной, хотя и доктринерской философией, от которой он не терпел никаких отклонений, изгоняя мятежных членов по своему усмотрению. На самом деле общая цель Бретона была в высшей степени революционной. Он стремился ни к чему иному, как к полной трансформации образа мышления людей. Сломав барьеры между их внутренним и внешним миром и изменив то, как они воспринимали реальность, он намеревался освободить бессознательное, примирить его с сознательным и освободить человечество от буржуазных оков логики и разума, которые до сих пор вели только к войне и господству.

ЭВОЛЮЦИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Подробнее о направлениях
и стилях в искусстве см.: История искусства .

Хронологию и даты
ключевых событий в эволюции
изобразительного искусства во всем мире
см. в разделе History of Art Timeline .

СКУЛЬПТУРА
Для получения информации о трехмерном искусстве
и известных скульпторах см.:
Искусство скульптуры .

Другие ведущие экспоненты

Несколько ведущих парижских сюрреалистов были бывшими дадаистами, такие как Макс Эрнст (1891–1976), Ман Рэй (1890–1976), Фрэнсис Пикабиа (1879–1953) и Жан Арп (1887–1966), но движение способствовало развитию своего собственного знаменитого художники , такие как Жоан Миро (1893-1983), Рене Магритт (1898-1967)** и Сальвадор Дали (1904-89). Другими важными фигурами были Антонен Арто (1896–1948), Поль Дельво (1897–1994)**, Андре Массон (1896–1987), Ив Танги.(1900–1955), Пьер Рой (1880–1950) и Мориц Эшер (1898–1972)**, а также Тристан Цара (1896–1963), режиссер Луис Бунюэль (1900–1983), Альберто Джакометти (1901–66), Роберт Матта (1911–2002), Рассел Драйсдейл (1912–81) и Ганс Беллмер (1902–75).

 

Другие художники 20-го века , которые , нравилось им это или нет, считались приверженцами сюрреализма, например, Пабло Пикассо (1881–1973)**, Марк Шагал (1887–1985)** и Пауль Клее (1879–1940)**. Среди ведущих американских сюрреалистов были: Фредерик Кислер (1896–1965), Энрико Донати (1909–2006), Аршил Горки (1905–48) и Джозеф Корнелл (1903–73).

[** Не являются официальными членами сюрреалистического движения.]

Женщины-художницы-сюрреалисты

Несмотря на принижение женщин, подразумеваемое во многих сюрреалистических работах, было несколько важных художников-сюрреалистов, в частности Валентина Гюго (1887–1968), Эйлин Агар (1899–1991), Фрида Кало (1907–1954), Леонор Фини (1908–96). ), Жаклин Бретон (1910-2003), Доротея Таннинг (1910 г.р.), Луиза Буржуа (1911-2010 гг.) , Мерет Оппенгейм (1913-85 гг.) и Ленора Кэррингтон (1917 г.р.).

 

Истоки и влияния сюрреализма

Наиболее формирующее интеллектуальное влияние на философию сюрреализма оказали теории Зигмунда Фрейда (1856-1939), венского невролога и основателя психоанализа . Бретон и другие сюрреалисты были очень впечатлены проникновением Фрейда в бессознательное , которое, как они думали, станет основным источником неиспользованных картин и образов. Они использовали его теории, чтобы стереть границы между фантазией и реальностью и обратиться к ряду тревожных влечений, таких как страх, желание и эротизация.

В своем искусстве сюрреалисты черпали вдохновение из самых разных источников. По сути, они хотели искусства, которым можно было бы восхищаться, чего-то мистического. Что касается европейской традиции изобразительного искусства, то они предпочитали одержимость и творческую неординарность рациональной академической работе.

 

Особыми фаворитами были подробные фантазии Иеронима Босха (1453-1516); грозные гравюры тюрем Джованни Баттиста Пиранези (1720-1778); и драматические кошмарные картины швейцарского художника-символиста Анри Фюзели (1741-1825). Что касается стилей девятнадцатого века, то сюрреалисты отвергали импрессионизм как слишком натуралистичный, предпочитая произведения прерафаэлитов и символистов, такие как кошмарные гравюры и фальшивые картины Макса Клингера (1857-1920), а также яркий океанический примитивизм Поля Гогена .. Бретона особенно впечатлили дальновидные картины художника-трудоголика Гюстава Моро (1828-1898). Кубизм также был отвергнут как слишком логичный (за исключением культового раннего кубистского шедевра Пикассо « Авиньонские девицы» 1907 года). Помимо дадаизма, двумя другими важными влияниями на сюрреализм — по крайней мере, на его фигуративное крыло — было движение символизма 19-го века и итальянская школа метафизической живописи , созданная Джорджо де Кирико (1888-1978).

Символизм с его эзотерическими отсылками и скрытыми или бессознательными значениями был важным источником образов и форм. Работы Рене Магритта даже называют «Символизм + Фрейд». Между тем тревожные композиции Кирико с пустынными итальянскими площадями (например, «Тайна и меланхолия улицы», 1914) с преувеличенными перспективами, иррациональной тенью, объектами / людьми неправильного размера содержали в себе атмосферу непостижимой угрозы. По словам Бретона, который им очень восхищался, Кирико считался главным предшественником сюрреализма. Но самое важное и самое непосредственное влияние на движение оказал дадаизм: за его антиэстетический подход, его решимость разрушить преобладающие буржуазные традиции искусства,

ПРИМЕЧАНИЕ. Чтобы узнать о других важных исторических художественных течениях, таких как сюрреализм, см. « Художественные движения и школы» (примерно с 100 г. до н. э.).

История движения сюрреализма

Короче говоря, сюрреализм зародился в Париже и укоренился в мире авангардного искусства (мировым центром которого по-прежнему оставался Париж). В 1930-е годы одни приверженцы покинули движение, а другие присоединились. Затем, во время войны, многие члены бежали в Америку, где они оказали значительное влияние на современное искусство США, прежде чем вернуться в Париж в конце 1940-х начале 1950-х годов.

Париж

Считая себя революционерами в духе дадаизма, сюрреалистов привлекали освободительные философии социализма и коммунизма, с которыми они безуспешно пытались заключить союз, и организационные структуры советского образца. Они выпустили свой первый манифест в 1924 году и в то же время основали Бюро сюрреалистических исследований, а также непочтительный, скандальный журнал под названием La Révolution Surréaliste (1924–1929). Большинство ранних дискуссий, обменов мнениями и объединения идей происходило в кафе. Хотя с самого начала это движение было в основном литературным, оно быстро распространилось на изобразительное искусство (Бретон усердно ухаживал за Пикассо, но безрезультатно), и его первая выставка живописи -La Peinture Surrealiste - была поставлена ​​в Галерее Пьера в 1925 году. Год спустя новая Галерея Surrealiste открылась выставкой фотографа Ман Рэя. Движение продолжало процветать в Париже в конце 1920-х годов, став доминирующей школой городского авангарда во всех художественных дисциплинах.

Сюрреализм 1930-х гг.

Движение вырвалось на международную арену в 1930-х годах, когда крупные выставки прошли в Брюсселе, Копенгагене, Лондоне, Нью-Йорке и Париже. Он быстро стал всемирно популярным явлением с филиалами в Англии, Чехословакии, Бельгии, Египте, Дании, Японии, Нидерландах, Румынии и Венгрии.

Самые запоминающиеся картины были созданы Сальвадором Дали и Рене Магриттом ., которые вместе с ними много сделали для установления визуального стиля сюрреализма между 1930 и 1935 годами, стиля, который был направлен на исследование психологической правды, отделяя обычные объекты от их обычного контекста, чтобы создать неотразимое изображение. Тающие часы Дали (например, в «Постоянстве памяти»), наряду с расплавленными и жидкими формами Ива Танги (например, в «Дворце мыса»), стали узнаваемыми товарными знаками нового стиля. Хотя его философские и интеллектуальные стремления, возможно, не были поняты, его живописные образы захватили общественное воображение, а его странные сопоставления и образы сновидений нашли свое применение во всем, от изобразительного искусства, фотографии и кино до дизайна высокой моды и рекламы.телефон-лобстер и диван с губами Мэй Уэст ; и покрытая мехом чайная чашка Мерет Оппенгейм). То же стремление к гламуру и эскапизму в 1930-х годах, которое привело к популярности ар-деко , также привлекло публику к сюрреализму.

 

Лондонская международная выставка сюрреалистов , организованная историком искусства Гербертом Ридом в 1936 году, представляла собой зенит репутации и влияния сюрреализма. В том же году в нью-йоркском Музее современного искусства прошла крупная выставка под названием «Фантастическое искусство, дадаизм и сюрреализм». Последняя большая выставка 30-х годов, Международная выставка сюрреалистов (по проекту Марселя Дюшана ), состоялась в 1938 году в галерее Beaux-Arts в Париже. На входе посетителей в вечерних нарядах встречал вид Rainy Taxi Дали.(старый кэб, устроенный таким образом, чтобы вода постоянно струилась сквозь окна, с фигурой с головой акулы на водительском сиденье и живым блондином-манекеном с живыми улитками сзади). Внутри вестибюль был оформлен как интерьер темной пещеры, с потолка свисало более тысячи мешков с углем, освещенных единственной лампочкой. Посетителям приходилось раздавать фонарики, чтобы осматривать экспонаты. На полу лежал ковер из мертвых листьев и других растений. Неудивительно, что посетители были возмущены — к большому удовольствию организаторов.

Сюрреализм во время Второй мировой войны

К 1939 году многие крупные сюрреалисты, в том числе Андре Бретон, Макс Эрнст и Андре Массон, были в Соединенных Штатах. Благодаря американскому влиянию и контактам Марселя Дюшана во время его более ранних визитов в Америку, а также браку в 1941 году между Максом Эрнстом и миллионершей, коллекционером произведений искусства Пегги Гуггенхайм , они оказались весьма влиятельными и приобрели новых приверженцев, таких как Доротея Таннинг, Фредерик Кислер. , Энрико Донати, Аршил Горкии Джозеф Корнелл. И хотя доминирующей американской художественной школой 1940-х годов был абстрактный экспрессионизм, его ранние работы содержат ряд сюрреалистических (и дадаистских) черт. Действительно, значительная часть позднего модерна и современного американского искусства (например, поп-арт, ассамбляж , инсталляция , концептуальное искусство , перформанс ) так или иначе была вдохновлена ​​сюрреализмом.

Сюрреализм в Британии

Британские художники приняли сюрреализм близко к сердцу с 1936 года, если не раньше, но особенно в 1940-х годах. Скульптор Генри Мур (1898–1986) интересовался биоморфными фигурами, а Люсьен Фрейд (р. 1922), внук наставника сюрреализма Зигмунда Фрейда, Фрэнсис Бэкон и Пол Нэш экспериментировали с сюрреалистическими техниками. Однако самым стойким и последовательным его сторонником был британский художник Конрой Мэддокс (1912–2005), который в 1978 году прокомментировал: «Ни одно другое движение не могло сказать больше о состоянии человека».

Послевоенный сюрреализм

Хотя возвращение Андре Бретона в Париж после войны вызвало новую фазу сюрреалистической деятельности, исключительно депрессивное настроение послевоенной Франции не было восприимчиво к капризам или сатире. Вместо этого Бретон столкнулся с нападками на движение со стороны бывших членов, таких как Тристан Цара , и нового лидера авангарда, философа Жана-Поля Сартра, которые проклинали его за глупый оптимизм. Несмотря на это, крупные сюрреалистические выставки проводились в Париже в 1947 и 1959 годах, и сюрреалистические идеи и методы оставили свой след во многих послевоенных художественных движениях. Чтобы узнать о южноамериканском художнике, находящемся под влиянием этого движения, см. Фернандо Ботеро .(р.1932). Чтобы узнать о канадском художнике, чьи работы заимствованы из канона сюрреализма, см. «Волшебный реалист» Алекс Колвилл (р. 1920).

Поп-арт был еще одним ответвлением сюрреализма. См., например, сатирические гигантские скульптуры Класа Ольденбурга (р. 1929), которые явно перекликаются с работами Рене Магритта.

Конец сюрреализма

Между искусствоведами и историками нет четкого согласия относительно конца сюрреализма. Некоторые искусствоведы считают, что он распался после войны; другие ссылаются на смерть Андре Бретона в 1966 году (или Сальвадора Дали в 1989 году) как на конец сюрреализма как организованного движения. Какой бы ни была его кончина, сюрреализм как стиль был (и остается) чрезвычайно популярным среди художественной публики. Недавние выставки сюрреализма были организованы в Нью-Йорке Музеем Гуггенхайма и The Met (1999, 2002), а в 2001 году Тейт Модернв Лондоне прошла выставка сюрреалистического искусства, собравшая 170 000 посетителей. Затем в Европе последовало масштабное шоу «Сюрреалистическая революция» в Центре Жоржа Помпиду в Париже.

Сюрреалистические художественные стили: фигурация и абстракция

В сюрреализме было два основных течения. Один из них был репрезентативным : он зависел от фигурации, от точного воспроизведения природных форм — обычно оторванных, смещенных, сопоставленных, перемещенных или видоизмененных вдали от реальных жизненных ситуаций. Второй стиль сюрреализма был абстрактным , основанным на образах без конкретной ссылки на естественные формы, и в значительной степени зависел от форм, порожденных бессознательным.

Фигуративный сюрреализм

Образный или репрезентативный стиль сюрреализма (веристического) проявляется наиболее успешно в работах Магритта, Дали и Дельво, а также в работах некоторых других художников, которые в своем разнообразии и достижениях избегают категоризации в каком-либо одном стиле. Одним был Пикассо, другим был Эрнст, третьим был Арп, а в 1930-х и 1940-х годах Джакометти и Мур (1898-1986). Кроме того, обратите внимание, что этот стиль сюрреалистической живописи был предвосхищен французским символистом Одилоном Редоном (1840-1916).

Рене Магритт
Самым выдающимся фигуративным сюрреалистом был бельгиец Рене Магритт, специализировавшийся на академических, натуралистических, но иллюзионистских картинах. За исключением краткого пребывания под Парижем в 1927–1930 годах, когда он познакомился с Бретоном и выставлялся с сюрреалистами, Магритт провел сдержанную и трудолюбивую жизнь в Брюсселе, рисуя невозможное со спокойной и уверенной убежденностью. Он был самым ослепительным обманщиком общепринятых ожиданий, эксплуатируя поразительные несоответствия масштабов (яблоко заполняет комнату, поезд прорывается сквозь гигантский камин); и вопреки законам гравитации. Его уникальный эффект усиливается использованием предметов повседневного обихода. Например, герой многих его поздних картин — мужчина в городской форме — пальто, котелке, иногда портфель - бесстрастный, как портновский манекен. Постоянно подчеркивается неоднозначность предмета по сравнению с его нарисованным изображением - верным подобием трубки с надписью "Это не трубка". Его самые известные сюрреалистические картины включают «Человеческое состояние» (1933) и «Красная модель» (1935).

Сальвадор Дали
В отличие от гласности, окружавшей других художников, сдержанность метода Магритта означала, что поначалу его достижения были недооценены. Вместо этого общественное внимание было сосредоточено на неистовой деятельности испанца Сальвадора Дали, главного провокатора буржуазии с момента его первого знакомства с парижским сюрреализмом в 1927 году. применяется к нереальным предметам, как если бы они были реальными. Он работал во многих медиа, писал, рисовал, занимался дизайном ювелирных изделий ., кино (с Луисом Бунюэлем) - но, пожалуй, прежде всего в его собственной фантастически усатой особе, в блестящей общественной карьере, часто практически похожей на шоу-бизнес, - гигантский эгоцентризм, питаемый энергичной паранойей. Его отношения с официальным сюрреализмом сначала были эйфорическими, а затем стали натянутыми. Среди известных сюрреалистических работ Дали: «Постоянство памяти» (1931) и «Мягкая конструкция с вареной фасолью» (1936) и многие другие.

Поль Дельво
Другой бельгиец, Поль Дельво , был немного более узким талантом, но тем, кто внес непреходящую загадочность в диапазон сюрреалистических образов. В своих навязчивых картинах он изображает мир одинокого отчуждения: заброшенные пригороды, населенные поездами и трамваями, населенные молчаливыми ожидающими женщинами, которые при ближайшем рассмотрении оказываются одинаковыми — возможно, самое интенсивное воплощение мечты или кошмара, достигнутое любым сюрреалистом. Однако официально он не был связан с движением; так же как и Мауриц Эшер (1898-1972), голландец, чьи самые известные работы - это его блестяще рассчитанные рисунки .- игры с перспективой, дающие с большой точностью совершенно разные образы, взаимопроникающие с такой неясностью, что глаз не может установить, где начинается одно и кончается другое.

Фрэнсис Бэкон
Ирландский художник Фрэнсис Бэкон (1909–1992) должен считаться одним из ведущих современных представителей фигуративного сюрреализма, хотя интервью показывают, что его сложный репертуар человеческих форм представляет собой его сознательную попытку создать новый вид образного повествования, созвучного с современные кинематографические образы, а также его взгляд на эпоху отчуждения, в которой он жил.

 

Был ли фигуративный сюрреализм бессознательным? Если нет, то было ли это сюрреалистично?

Учитывая, что эти репрезентативные работы требовали тщательного «рационального» мышления, можно было бы подумать, что они не подпадают под определение сюрреалистического искусства как продукта бессознательного мышления. Не так, видимо. Фигуративные работы были разрешены (Бретоном и другими теоретиками), пока они ставили под сомнение нормальную «рациональную» реальность. Таким образом, работы Магритта в академическом стиле считались сюрреалистическими из-за их причудливых сопоставлений, которые ставили реальность с ног на голову и представляли новую сюрреалистичность. Работы Дали также прошли проверку, потому что они были созданы (по словам Дали) в полугаллюцинаторном состоянии, которое он назвал критической паранойей. "Я просыпался с восходом солнца и, не умывшись и не одеваясь, садился перед мольбертом... мои глаза смотрели неподвижно, пытаясь как медиум "увидеть" образы, которые возникали в моем воображении. Когда я видел эти образы точно расположенными на картине, я рисовал их тут же, на месте. Образы Дали, такие как плавящиеся часы и его причудливые получеловеческие фигуры, сделали его самым знаменитым из всех художников-сюрреалистов. Тем не менее, в 1937 году, когда он переключился на более правильный академический стиль, Бретон исключил его из движения. баланса, можно сказать, что сюрреалистическое искусство включало в себя даже высокорепрезентативные работы при условии, что оно иллюстрировало ограниченность реальности, основанной на разуме.

Абстрактный сюрреализм

Короче говоря, сюрреалистическая абстракция отвергла геометрические формы в пользу визуального и эмоционального воздействия органических форм природы : либо реальных (Жан Арп, Андре Массон, Жоан Миро), либо воображаемых (Ив Танги, Роберт Матта).

Нерепрезентативное направление сюрреализма было не менее энергичным. Творчество, особенно Жана Арпа, чаще было нефигуративным, чем нет, но главными художниками, наиболее последовательно независимыми от явлений природы, были испанец Жоан Миро (1893–1983) и француз Андре Массон (1896–1987), у которых были мастерские. бок о бок в Париже и оба присоединились к группе сюрреалистов Бретона при ее создании в 1924 году. Некоторое время оба художника свободно экспериментировали с «автоматическими» рисунками, визуальным аналогом решающей «нетехники» сюрреалистического иррационализма, «автоматического» письма. (Его цель состояла в том, чтобы позволить свободную ассоциацию, необходимую для создания абсолютно спонтанного выражения.Пит Мондриан (1872-1944) - был бесплодным и неадекватным своим потребностям.

Андре Массон
Французский художник Андре Массонна него постоянно повлиял его ужасный опыт Первой мировой войны; он был одержим господством правила клыков и когтей во всей жизни, животной или человеческой, и его работа - это высвобождение насилия базовых инстинктов, как показано в «Битве рыб» (1926). Массон сам был жестоким человеком, который часто физически нападал на холсты, которые, по его мнению, были неудовлетворительными. В 1926 году он начал использовать «случайность» как часть своей техники: он посыпал песком холсты, предварительно намазанные (случайно) клеем, а затем очень быстро организовал их случайные конфигурации в свободные художественные узоры. Появившиеся образы могли быть брутальными; по мере того, как они постепенно становились более конкретными, появлялись ужасные существа. Три года спустя, он вышел из официального сюрреалистического движения, и его работы 1930-х годов стали менее интенсивными и менее успешными. Однако в Америке во время Второй мировой войны он вернулся к своим более ранним методам автоматизма, и его работа в эти годы повлияла на последующее появление школы абстрактного экспрессионизма.

Жоан Миро
Плодовитым, разносторонним, гениальным, а также в целом самым оптимистичным из творческих практиков абстрактного сюрреализма был испанский художник и скульптор Жоан Миро, хотя сам он всегда отвергал предположения, что его работы были абстрактными. В его глазах каждая его фантастическая форма всегда означала реальный предмет. Он был, подобно Пикассо и Дали, одним из тех блестящих новых испанских художников, которые приехали в Париж в начале двадцатого века, но, в отличие от Пикассо, постоянно возвращались из парижской суматохи в родную страну. В конце Первой мировой войны он работал в стиле дотошного реализма, из которого развитие его зрелого стиля вышло почти внезапно около 1924 года, как бабочка из куколки. во многом в результате его сюрреалистических контактов. Если, как утверждают некоторые искусствоведы, в его работах и ​​есть какие-то зловещие оттенки, особенно во время и после Гражданской войны в Испании (1936–1939), они более чем перевешиваются детским весельем, искрящимся на его полотнах. Его абстрактные образы типично биоморфны, как у Арпа, а его фантазия часто приближается к фантазии Арпа.Пауль Клее . Неизвестные, но убедительно изображенные организмы обретают форму, очерченную четкими очертаниями и резкими цветами — преобладают первичные красные, черные и белые цвета, что иллюстрирует «Карнавал Арлекина» (1924). Напротив, полуабстрактные живописные образы Миро иллюстрирует его знаменитая работа «Собака, лающая на луну» (1926). Миро утверждал, что его идеи возникли из «состояния галлюцинации, спровоцированного каким-то потрясением, объективным или субъективным, за которое я не несу никакой ответственности». Каким бы ни был источник, его первоначальная концепция затем выстраивается безошибочным чувством замысла, пространства и интервала в странную формальную гармонию. В Испании во время Второй мировой войны, а позднее к скульптуре и особенно к керамике . Впоследствии его привлекали монументальные работы и гигантские фрески, например, для отеля Terrace Hilton в Цинциннати и керамические стены здания ЮНЕСКО в Париже (1958). Постоянный новатор, он был готов исследовать возможности любого носителя, часто в сотрудничестве со специалистами-ремесленниками, и плодотворность его видения никогда не ослабевала на протяжении всей его долгой карьеры.

Ив Танги
Художник-сюрреалист-абстракционист Ив Танги разработал и развил (но никогда не избегал) стиль воображаемых пейзажей или морского дна, населенных причудливыми, но неотразимыми полурастительными, полуживотными формами и амебоподобными организмами, ранее неизвестными науке, происходящими из галлюцинации. Он все больше и больше развивал контрасты и разнообразие своих текстур, так что его картины можно было бы классифицировать как своего рода метафизический голландский натюрморт . Формы росли под кистью Танги по своим собственным таинственным побуждениям, как он утверждал, а не благодаря какому-либо вмешательству с его стороны. Ключевые работы Танги включают «Взгляд янтаря» (1929 г.), « Дворец мыса» (1931 г.) и «Дворец скал с окнами».

Жан Арп
Бывший дадаист Жан Арп, близкий друг Макса Эрнста, был участником первой сюрреалистической выставки в Париже в Галерее Пьера в 1925 году и регулярно участвовал в сюрреализме до 1930 года. Первоначально известен своими дадаистскими барельефами на дереве, картонные вырезы и коллажи из рваной бумаги , его сюрреалистические работы состояли из простых биоморфных форм, иногда с отголосками первобытного искусства. Он также экспериментировал с автоматической композицией (автоматизмом). В 1930 году он присоединился к Cercle et Carré (Круг и площадь), парижскому дискуссионному и выставочному обществу (в основном) художников-геометрических абстракционистов, а в 1931 году стал членом более крупного Группа Abstraction-Creation , с которой он начал создавать свои чувственные органические абстрактные скульптуры из мрамора или бронзы. Это положило конец его довольно короткому увлечению сюрреализмом. Несмотря на это, он был яркой личностью как в дадаизме, так и в сюрреализме, а его фирменный стиль биоморфной абстракции оказал сильное влияние на ряд других скульпторов, особенно на Генри Мура.

 

Техники сюрреалистического искусства

Сюрреалисты изобрели ряд техник для создания случайных или случайных изображений. Большую новаторскую работу в этой области проделал выдающийся немецкий живописец, скульптор, график и поэт Макс Эрнст .(1891-1976). Человек огромного творчества, Эрнст сначала женился на историке искусства, затем жил с художницей-сюрреалисткой британского происхождения Леонорой Каррингтон; впоследствии женился и развелся с коллекционером произведений искусства Пегги Гуггенхайм, прежде чем, наконец, женился на другой выдающейся художнице-сюрреалистке, Доротее Таннинг. Он продолжал производить новаторские работы до самой смерти. Его важные работы включают «Лес и голубь» (1927 г.), серию «La Femme 100 tetes» (1930-е гг.), «Весь город» (1935 г.) и «Бессмертник» (1966 г.) - стеклянную шахматную игру.

Фроттаж
Один из первых представителей дадаизма и сюрреализма, Эрнст изобрел фроттаж (1925 г.) — технику создания изображения путем размещения листа бумаги на шероховатой поверхности, такой как зернистое дерево или камень, и протирания бумаги карандашом или цветным мелком до тех пор, пока он приобретает впечатление поверхностного качества вещества под ним. vsn создание оттиска текстурированной поверхности путем размещения кусочка тонкого материала и протирания его (например) восковым мелком - для получения изображения.

Декалькомания
Кроме того, Эрнст изобрел декалькоманию , технику, при которой краска наносится на бумагу, как правило, большой кистью, затем, пока она еще влажная, покрывается другим листом бумаги и растирается. Это приводит к ряду странных лесоподобных узоров.

Граттаж
Эрнст также первым применил технику, известную как граттаж . Это включало укладку окрашенного холста на текстурированную поверхность (например, проволочную сетку или половицу) и соскабливание краски, чтобы произвести впечатление.

Коллаж
Около 1930 года Эрнст начал серию «романов-коллажей», самым известным из которых является «Une Semaine de Bonte» («Неделя изобилия»). Разрезая и переставляя викторианские стальные гравюры, он создавал причудливые фантазии из безопасного буржуазного мира, в котором он вырос.

Капельная живопись
Переехав в Нью-Йорк во время Второй мировой войны, Эрнст затем начал работать с краской, капающей из качающейся банки, метод, который, возможно, положил начало Джексону Поллоку в его методе рисования действием .

Окуривание
Еще одна сюрреалистическая техника была известна как окуривание . Придуманный Вольфгангом Пааленом (1907–1959) в конце 1930-х годов, он заключался в том, чтобы поместить свечу под лист бумаги, чтобы сформировать узоры из сажи. Перемещение свечи меняло узоры.

Автоматическое рисование
Впервые разработанная Андре Массоном, Жоаном Миро и Паулем Клее, техника автоматического рисования позволяла линии пера или другого инструмента для рисования двигаться по желанию без какого-либо сознательного планирования.

Автоматическая живопись
Примерно в 1926 году Андре Массон начал экспериментировать, нанося песок и клей на холст, на который затем наносил масляную краску и рисовал картины, основанные на сформированных формах.

Использование абстрактных экспрессионистов сюрреалистических техник

Хотя многие европейские сюрреалисты баловались некоторыми из этих случайных «автоматических» методов рисования, большинство из них отошли от автоматизма к началу 1940-х годов. Однако их влияние в Америке (куда многие переехали во время Второй мировой войны) было огромным. В Нью-Йорке, например, европейские сюрреалисты представили свои идеи ключевым лидерам общественного мнения, таким как Лео Стейнберг, Клемент Гринберг и Пегги Гуггенхайм, а также художникам-авангардистам, известным как Нью-Йоркская школа .- таких как Аршил Горки (1904-48), Джексон Поллок (1912-56), Роберт Мазервелл (1915-91), Марк Тоби (1890-1976) и Роберт Матта (1911-2002). В частности, крупномасштабные абстракции Поллока «живопись действия» содержат сильный элемент сюрреалистического автоматизма. Подробнее об этом см.: Картины Джексона Поллока (ок. 1940–1956).

 

Сюрреалистическая скульптура

Джакометти создал такие шедевры сюрреалистической культуры, как «Женщина с перерезанным горлом» (1932), бронзовая конструкция расчлененного женского трупа и «Невидимый объект» (Руки, держащие пустоту) (1934). Оба изображали тело женщины бесчеловечным и опасным. Однако, когда он вернулся к более классическому стилю в конце 1930-х годов, работая с натуры, его исключили из движения. Многочисленные другие скульпторы экспериментировали со стилями сюрреализма, в том числе Пабло Пикассо, Генри Мур и ирландский скульптор Ф. Е. Маквильям .

Сюрреалистическая Фотография

Ман Рэй был первым фотографом-сюрреалистом. Одной из его самых известных работ является «Загадка Айседора Дюкасса» (1920), которая теперь известна только по его собственной фотографии швейной машины, обернутой в черный халат, перевязанный веревкой. Он создал его в честь поэта Лотреамона (то есть Исадора Дюкасса), чей содержательный комментарий: «Так же прекрасен, как случайная встреча швейной машины и зонтика на секционном столе » стал определяющим комментарием к эстетической философии сюрреализма. Один из величайших фотографовВ свое время Ман Рэй, высококвалифицированный в фотолаборатории, крупных планах и неожиданных сопоставлениях, успешно работал в, казалось бы, несовместимых мирах парижского авангардного общества и коммерческой фотографии. Его фотографии публиковались как в специализированных, так и в популярных периодических изданиях - от Vogue и Vanity Fair до La Surrealisme au service de la Revolution (1930-33) и La Revolution Surrealiste (1924-29). Он изобрел несколько методов, таких как соляризация и рентгеновские снимки., среди его натурщиков были многочисленные известные художники, такие как Джеймс Джойс, Жан Кокто и Мерет Оппенгейм. Среди других заслуживающих внимания представителей сюрреалистической фотографии были Ханс Беллмер (1902-75), Брассай (1899-1984), Жак-Андре Буаффар (1902-61) и Рауль Убак (1909-85). См. также: Является ли фотография искусством?

Сюрреалистическое кино и кинематография

Луис Бунюэль, работавший над несколькими проектами вместе с Дали, вероятно, является самым известным режиссером-сюрреалистом, хотя Ман Рэй также снял множество короткометражных авангардных фильмов.

Коллекции

Основные коллекции сюрреалистического искусства находятся, в частности, в следующих музеях.

Музей Крайслера, Норфолк, Вирджиния, США
Музей изящных искусств Сан-Франциско
Фонд Хоана Миро, Барселона
Художественный музей, Дюссельдорф
Музей Сальвадора Дали, Санкт-Петербург, Флорида
Тейт Модерн, Лондон

Наследие сюрреализма

Влияние сюрреализма как стиля искусства можно найти в самых разных современных и современных школах, в частности, в раннем абстрактном экспрессионизме, поп- арте и концептуализме, и оно пронизывает почти все формы современного искусства, включая ассамбляж, инсталляцию и перформанс. Кроме того, он предвосхитил многие основные концепции постмодернистского искусства . Например, некоторые концепции Дэмиена Херста и других молодых британских художников идеально вписались бы в авангардную сюрреалистическую идиому Парижа 1920-х годов. Последнее движение, заимствовавшее элементы из сюрреалистической идиомы, - это циничный реализм ., китайское движение современной живописи, возглавляемое Юэ Миньцзюнем (р. 1962) и Чжан Сяоганом (р. 1958), возникшее в 1990-х годах в Пекине.

• Информацию о произведениях искусства после 1860 г. см . в разделе «Современное искусство » .
• Список школ и групп художников см. в разделах « Современные художественные движения» .
• Дополнительную информацию о французской живописи 20-го века см. в Энциклопедии визуальных искусств .


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСТОРИИ ИСКУССТВ
© visual-arts-cork.com. Все права защищены.

Исходный текст