Истоки истории скульптуры |
Готическая скульптура (ок. 1145 г.) Статуи колонн Шартрского собора (1194–1250 гг.). |
|
Любой хронологический отчет о происхождении и развитии трехмерного искусства должен занимать несколько томов, если не целую библиотеку книг. Сжатие его до одной страницы означает, что большая часть истории неизбежно будет опущена. Тем не менее, это все еще отличная история! От предыстории через классическую античность, эпоху готики, эпохи Возрождения и до 21 века история скульптуры наполнена выдающимися художниками — к сожалению, анонимными, — чья визуальная выразительность остается с нами в виде чудесных мраморных статуй, каменных рельефов и бессмертные бронзы. Даже сегодня посетите любой собор или любой из великих городов, площадей или зданий мира, и вы обязательно увидите великолепные образцы трехмерного искусства. |
ВИДЫ СКУЛЬПТУРЫ |
Хронология изобразительного искусства скульптуры Скульптура начинается в каменном веке. Когда именно, мы не знаем. Самыми ранними известными примерами являются два примитивных каменных изображения, известные как «Венера Берехат Рам» и «Венера Тан-Тан» . Венера Берехат-Рам (датируемая примерно 230 000 г. до н.э. или ранее) представляет собой базальтовую фигурку, изготовленную в ашельский период и обнаруженную на Голанских высотах. Венера из Тан-Тана (около 200 000 г. до н.э. или ранее) представляет собой фигурку из кварцита того же периода. Если эти объекты представляют собой доскульптурные формы, то самая ранняя собственно доисторическая скульптура возникла около 35 000 г. до н.э. в виде резных фигурок животных, птиц и териантропических фигур, сделанных в нижний перигордский/ориньякский период и обнаруженных в пещерах Фогельхерд, Холе-Фельс. и Холенштейн-Штадель в Швабской Юре, Германия. Самая ранняя фигуративная скульптура - это резьба по слоновой кости , известная как Человек-лев из Хохленштайн Штадель (38 000 г. до н.э.). |
ЛУЧШИЕ СКУЛЬПТОРЫ МИРА ДВИЖЕНИЯ, ПЕРИОДЫ, ХУДОЖНИКИ ХРОНОЛОГИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА |
ХАРАКТЕРИСТИКИ СКУЛЬПТУРЫ ВЕЛИЧАЙШИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА ОЦЕНКА ТРЕХМЕРНОГО ИСКУССТВА ЗНАЧЕНИЕ ИСКУССТВА |
Другим ранним типом скульптуры каменного века являются миниатюрные тучные фигурки, называемые Венерами : такие как Венеры Виллендорфа, Костенки, Монпазье, Дольни-Вестонице, Мораваны, Брассемпуи и Гагарино. Изготовленные из таких разнообразных материалов, как кость мамонта, керамическая глина и костяная зола, а также различные типы камня, такие как стеатит, оолитовый известняк, серпентин и вулканическая порода, эти фигуры Венеры были обнаружены в местах по всей Европе, от России до Испании. Антропологи считают, что они могли использоваться в ритуалах плодородия, хотя почему толстые женщины должны быть такими культовыми, остается загадкой. (Недостаток еды? Эд). Мезолитическая скульптура (ок. 10 000–4 000 до н.э.) Мезолитическое искусство стало свидетелем большего количества барельефов и отдельно стоящих скульптур, таких как антропоморфные фигурки, обнаруженные в Невали-Кори и Гёбекли-Тепе недалеко от Урфы на востоке Турции, и статуи Лепенски Вира (например, Рыбного бога) в Сербии. Он также стал свидетелем создания Шигирского идола (7500 г. до н.э.) - старейшей в мире сохранившейся резьбы по дереву, найденной недалеко от Свердловска в России. Возможно, величайшим произведением искусства эпохи мезолита является терракотовая скульптура из Румынии, известная как « Мыслитель из Чернаводы », безошибочный образ познавательной мысли. Скульптура эпохи неолита (ок. 4000–2000 до н. э.) Неолитическое искусство известно, прежде всего, своей керамикой, но в нем также представлены отдельно стоящие скульптуры и бронзовые статуэтки, в частности, из цивилизации долины Инда , Северного Кавказа и доколумбового искусства в Америке. Самой впечатляющей формой неолитического искусства была архитектура египетских пирамид , погребальные камеры которых привели к повышенному спросу на различные типы рельефов, а также на переносные статуи и статуэтки. (См. Египетскую скульптуру.) Действительно, наступление бронзового века (в Европе: 3000-1200 гг. до н.э.), а также появление городов и общественных зданий и разработка более сложных инструментов вызвали общий рост спроса на все виды искусства. , в том числе скульптура. См., например, месопотамскую скульптуру (3000–500 гг.). Именно в эту эпоху искусство начало играть значительную роль в отражении чаяний могущественных правителей и божеств, которым они поклонялись. Короче говоря, процветающие и амбициозные сообщества были хороши для скульптуры. Скульптура Восточного Средиземноморья (ок. 2000-1100 гг. до н.э.) После расцвета архитектуры и других искусств в Египте Левант также стал свидетелем подъема минойской культуры на острове Крит, который был известен своей скульптурой и изделиями из металла . После неизвестной катастрофы (вероятно, землетрясения) около 1500 г. до н.э. минойская цивилизация рухнула, и Крит был завоеван микенцами с материковой Греции, которые сами были побеждены, а город Микены разрушен около 1100 г. до н.э. Дальневосточная скульптура (ок. 1700 г. до н.э. - 1150 г. н.э.) Китайское искусство во времена династии Шан (ок. 1600–1050) развивалось совершенно иначе, чем западное. Чтобы узнать о лучших бронзовых скульптурах, произведенных в Китае в этот период, см.: Sanxingdui Bronzes (1200–1000 гг. до н. э.). Известные образцы индийской и юго-восточной азиатской скульптуры включают необыкновенные рельефы в индуистском храме Кандария Махадева XI века (1017–1029 гг.) в Мадхья-Прадеше, Индия; и кхмерский храм Ангкор-Ват XII века (1115–1145 гг.) в Камбодже. Скульптура классической античности (ок. 1100-100 гг. до н.э.) Из-за культурного застоя греческого «Темного века» (1100–900 гг. до н. э.) и преобладания гончарного дела в Геометрический период (900–700 гг. до н. э.) греческая скульптура на самом деле не появлялась до периода дедала или восточного стиля около 650 г. до н.э. После этого оно развивалось в соответствии с традиционной хронологией греческого искусства классической античности следующим образом: архаический период (ок. 650–500 гг. до н. э.); Классический период (ок. 500–323 гг. до н. э.); и эллинистический период (ок. 323–100 до н. э.). Для получения дополнительной информации см.: Греческая скульптура, сделанная просто . Архаическая греческая скульптура (ок. 600–500 гг. до н. э.) Классическая греческая скульптура (ок. 500–323 гг. до н. э.) Эллинистическая греческая скульптура (ок. 323-27 гг. до н. э.) Несмотря на политический и военный упадок греческих городов-государств примерно в 200 г. до н.э. и последующее возвышение Рима, греческая скульптура сохранила свой статус лучшей из когда-либо созданных. Даже римляне не смогли преодолеть свое чувство неполноценности перед лицом греческого мастерства, хотя они были достаточно милы, чтобы копировать как можно больше греческих произведений, и во многом благодаря этим копиям известно искусство греческой скульптуры. Реальное влияние эллинистических статуй и рельефов на самом деле произошло 1600-1700 лет спустя, когда они были «заново открыты» художниками раннего Возрождения в Италии, после чего они стали краеугольным камнем европейского искусства на следующие четыре века. Словом, греки получают максимум очков. |
Кельтская металлическая скульптура (400–100 гг. до н. э.) Не будем забывать и о кельтах — ряде кочевых племен, возникших на Кавказе около 800 г. до н. э. и постепенно распространившихся на запад по всей Европе (600–100 гг. до н. э.) вплоть до Пиренейского полуострова, Британии и Ирландии. Хотя они были очень мобильными и мастерами кузнечного и ювелирного дела, они были слишком дезорганизованы, чтобы конкурировать с высокодисциплинированным и централизованным Римским государством. В конце концов, полностью романизированные, по крайней мере на континенте, их кельтское искусство работы с металлом включало в себя некоторые из лучших металлических скульптур того времени (например, Лодка Бройтера) . c.100-50 до н.э.). Они также были выдающимися торговцами, и их замысловатые конструкции из металла экспортировались и копировались по всему известному миру. О каменной кладке кельтов см.: Кельтская скульптура . О монументальной каменной скульптуре Келтой см.: Камень Туроэ .
Римская скульптура (ок. 200 г. до н. э. — ок. 200 г. н. э.) Примерно до 27 г. до н.э., несмотря на влияние более ранних этрусских скульпторов, известных своей «радостью жизни» , римская скульптура была неидеализированной и реалистичной; после этого он стал строго героическим и довольно посредственным. Он был разработан, прежде всего, чтобы выразить величие и силу римского правления, таким образом, помимо ряда великолепных исторических рельефов (например, спиральный барельеф Колонны Траяна ) и редких памятников (например, Ara Pacis Augustae ), римские скульпторы в основном использовались для изготовления портретных бюстов императоров и других сановников. Короче, ничего страшного. Византийская скульптура (330-1450 гг. н.э.) Вплоть до четвертого века раннехристианская скульптура была почти исключительно надгробным рельефом для саркофагов в Риме. Когда Римская империя разделилась на Восточную и Западную, восточная столица находилась в Константинополе. Искусство Восточной Римской империи, базирующейся в Византии, было почти полностью религиозным, но, за исключением некоторых неглубоких рельефов из слоновой кости и ювелирного дела, восточно-православное христианство не допускало трехмерных произведений искусства, таких как статуи или горельефы. Хорошо для художников, плохо для скульпторов. Скульптура Средневековья (c.500-800) Как следует из названия, это было темное и спокойное время для европейских скульпторов. Церковь была слаба, варвары (не увлекавшиеся скульптурой) были сильны, а города бедны и некультурны. Некоторая активность велась в Константинополе и на окраинах Европы, например, в Ирландии, где (с 800 по 1100 год) монастырская церковь начала сдавать в эксплуатацию ряд отдельно стоящих каменных крестов, известных как скульптуры кельтского высокого креста , украшенных евангельскими сценами и другими кельтскими мотивами . -образцы стиля - но на континенте было создано мало средневекового искусства .
Ранняя романская скульптура (каролингская, оттонская) (ок. 800-1050) Возрождение средневековой скульптуры началось с Карла Великого, короля франков, который был коронован как император Священной Римской империи в 800 году. Империя Каролингов распалась довольно быстро, но покровительство Карла Великого искусствам стало важным первым шагом в возрождении европейской культуры, не в последнюю очередь. потому что многие романские и готические церкви были построены на фундаменте каролингской архитектуры. Архитектурные достижения Карла Великого были продолжены императорами Священной Римской империи Оттоном I, II и III в стиле, известном как оттоновский. Так искусство скульптуры вернулось, хотя и в скромных масштабах. См. также: Средневековые художники . Романская скульптура (ок. 1000–1200 гг.) В 11 веке более уверенная в себе христианская церковь начала вновь заявлять о себе. Этот доктринальный экспансионизм привел к крестовым походам, чтобы освободить Святую землю от тисков ислама. Успех крестоносцев и приобретение ими святых реликвий спровоцировали строительство новых церквей и соборов по всей Европе в полноценном романском архитектурном стиле — стиле, известном в Великобритании и Ирландии как «нормандская» архитектура. Это, в свою очередь, привело к огромной волне заказов на романскую скульптуру и витражи. Так, наконец, искусство ваяния вернулось. И с этим новым спросом на пластическое искусствопришли новые мастерские по резьбе и моделированию, ученичество и признание мастеров. Действительно, к XII веку ведущие скульпторы стали пользоваться большим спросом у аббатов, архиепископов и других светских покровителей за их уникальный вклад в визуальное воздействие строящихся религиозных зданий.
Готическая скульптура (ок. 1150-1300) Программа строительства церкви стимулировала развитие новых архитектурных приемов. Эти методы объединились в середине-конце 12 века в стиле, который архитекторы эпохи Возрождения позже назвали « готической архитектурой ». Характерные черты романского стиля, такие как округлые арки, массивно толстые стены и маленькие окна, были заменены остроконечными арками, парящими потолками, тонкими стенами и огромными витражами. Это полностью превратило интерьер многих соборов в вдохновляющие гавани, где христианское послание передавалось в различных библейских произведениях искусства ., в том числе красивыми витражами и разнообразной скульптурой. Фасады и дверные проемы соборов обычно были заполнены скульптурными рельефами, изображающими библейские сцены, а также рядами скульптур, изображающих пророков, апостолов, древних царей Иудеи и других евангельских персонажей. В интерьерах были представлены статуи колонн и другие рельефы, все это было выложено в соответствии со сложным планом евангельской иконографии, предназначенным для просвещения и вдохновения неграмотных верующих. По сути, готический собор был призван представить Вселенную в миниатюре — уникальное произведение христианского искусства , призванное передать ощущение силы и славы Бога и рациональной упорядоченности его мирского замысла. Среди величайших домов готической архитектурной скульптуры — французские соборы Нотр-Дам-де-Пари, Шартра, Реймса и Амьена; немецкие соборы Кельна, Страсбурга и Бамберга, а также английские церкви Вестминстерского аббатства и Йоркского собора - среди многих других. В общем, готическая скульптура.представлял собой вершину монументального религиозного искусства. Хотя церковь продолжала вкладывать значительные средства в силу живописи и скульптуры, чтобы вдохновлять массы (особенно в период контрреформационного барокко), эпоха готики действительно была апогеем «идеалистического» религиозного искусства. Отныне искусство скульптуры все больше и больше становилось частью светской и папской политики. Известные готические скульпторы: См. Также: английская готическая скульптура и немецкая готическая скульптура . |
|
Скульптура итальянского Возрождения (ок. 1400-1600) Итальянское Возрождение было вдохновлено «повторным открытием» и почитанием искусства классической античности, особенно в области архитектуры и скульптуры. Искусство эпохи Возрождения также было окрашено твердой верой в гуманизм и благородство человека. Он начался во Флоренции, вдохновленный такими личностями, как архитектор Филиппо Брунеллески (1377–1446), скульптор Донателло (1386–1466), художник Томмазо Мазаччо и теоретик Леон Баттиста Альберти (1404–1472), и финансировался Семья Медичи. Затем он распространился на Рим, где получил поддержку папских амбиций папы Сикста IV (1471-84), папы Юлия II .(1503-13), папы Льва X (1513-21) и папы Павла III (1534-45) - и Венеции. Искусство в Северной Европе (особенно во Фландрии, Голландии, Германии и Англии) также пережило возрождение, особенно в масляной живописи, гравюре и, в меньшей степени, резьбе по дереву, хотя это так называемое Северное Возрождение развивалось несколько независимо благодаря Реформации. c.1520) и, как следствие, отсутствие религиозного покровительства со стороны протестантской церкви, которая смутно относилась к религиозной живописи и скульптуре. Скульптура раннего Возрождения (1400-90) Учитывая уважение, оказываемое итальянскому Возрождению, легко забыть, что многие итальянские художники находились под сильным влиянием готических традиций и мастерства. В частности, скульпторы эпохи Возрождения были в долгу перед своими готическими предшественниками. Стоит только изучить рельефы на фасадах и дверных проемах соборов XII века, чтобы увидеть необыкновенный трехмерный реализм и эмоциональность, достигавшиеся веками до Ренессанса. Большая разница между готическими скульпторами и скульпторами эпохи Возрождения заключается в том, что имена последних теперь всемирно известны, а многие из первых неизвестны. Помня об этом, скульпторы раннего Возрождения стремились еще больше улучшить готические произведения, черпая вдохновение в классической римской и греческой скульптуре. При этом они наполняли свои статуи целым рядом эмоций и наполняли их новой энергией и мыслями. Тремя величайшими трехмерными художниками раннего Возрождения были Лоренцо Гиберти (1378–1455), Донато ди Никколо ди Бетто Барди, известный как Донателло, и Андреа дель Верроккьо (1435–1488). Лоренцо Гиберти В 1401 году был проведен конкурс на комиссию по созданию пары бронзовых дверей для флорентийского баптистерия св. Иоанна — одной из старейших сохранившихся церквей города. Лоренцо Гиберти должным образом выиграл заказ на двери, на завершение которых у него ушло 27 лет. Затем последовала вторая аналогичная комиссия, занимавшая Гиберти еще 25 лет. Однако его ворота стали осязаемым символом флорентийского искусства, из-за чего Микеланджело назвал их «Вратами рая». Донателло Донателло , первый настоящий гений итальянской скульптуры эпохи Возрождения , заново изобрел среду скульптуры во многом так же, как Мазаччо, Пьеро делла Франческа и Мантенья произвели революцию в искусстве живописи. Способный придать своим фигурам сильный реализм и эмоции, его шедевром является его бронзовая скульптура Давида .(ок. 1435–1453), первая со времен античности скульптура обнаженной натуры в натуральную величину, созданная для семьи Медичи и расположенная в Палаццо Медичи во Флоренции. Стройная фигура библейского пастуха кажется едва ли способной к смертоносному мастерству, необходимому для убийства Голиафа, но его задумчивая женская поза с классическим контрапостом (поворотом бедер) оказывает на зрителя гипнотическое воздействие. Это, несомненно, одна из величайших статуй, когда-либо созданных. Подробнее см.: Давид Донателло . Андреа дель Верроккьо Давид (около 1475 г.) работы Андреа дель Верроккьо более утончен, но менее интенсивен, чем статуя Донателло, в то время как его конная статуя кондотьера Бартоломео Коллеони (1480-е гг.) менее героична, но передает большее ощущение движения и чванства, чем Гаттамелата Донателло (1444 г.). -53) в Падуе. Среди других важных скульпторов раннего Возрождения: Якопо делла Кверча (ок. 1374–1438); Нанни ди Банко (ок. 1386–1421); терракотовые скульпторы Лука Делла Роббиа (1400-1482), его племянник Андреа Делла Роббиа (1435-1525), Никколо Дель'Арка (1435-94) и Гвидо Маццони (1450-1518); Антонио Росселлино (1427–1479); Антонио Поллайоло (1432–1498). Скульптура Высокого Возрождения (ок. 1490-1530) Среди скульпторов эпохи Возрождения доминировал Микеланджело (1475-1564), величайший скульптор итальянского Возрождения и, возможно, всех времен. Историк искусства Энтони Блант сказал о таких работах Микеланджело, как « Пьета » (1497–1499 гг., мрамор, Собор Святого Петра, Рим), « Давид » (1501–1504 гг., мрамор, Галерея Академии, Флоренция) и «Умирающий раб» .(1513-1516, мрамор, Лувр, Париж), что они обладали «сверхчеловеческими качествами», но также и «чувством задумчивости, мрачного беспокойства... они отражают трагедию человеческой судьбы». Некоторые мраморные скульптуры Микеланджело имеют безупречную красоту и блеск, что свидетельствует о его абсолютном техническом мастерстве. В области героического мужского обнаженного тела он остается высшим представителем. Для получения дополнительной информации см. «Давид» Микеланджело . Другими важными скульпторами Высокого Возрождения являются художник и венецианский архитектор Якопо Сансовино (1486-1570) и Баччо Бандинелли (1493-1560). Скульптура Северного Возрождения (ок. 1400-1530) В Северной Европе искусство скульптуры было представлено, в частности, двумя выдающимися мастерами, которые подняли искусство скульптуры из дерева на новую высоту: немецкий скульптор по липовому дереву Тильман Рименшнайдер (1460–1531), известный своими рельефами и отдельно стоящей деревянной скульптурой; и резчик по дереву Фейт Стосс (1450-1533), известный своими изысканными запрестольными образами. Среди других важных скульпторов с севера Альп: Маньеристская скульптура (1530-1600) Если уверенность и порядок периода Высокого Возрождения отражались в его идеализированных формах фигуративной скульптуры, то маньеристская скульптура отражала хаос и неуверенность Европы, раздираемой религиозным разделением, и Рима, недавно разграбленного и оккупированного наемными французскими солдатами. Скульпторы-маньеристы привнесли в свои работы новую выразительность, примером чего могут служить мощные « Похищение сабинянок » Джамболоньи (1529—1608) и « Персей » (1545—54) Бенвенуто Челлини (1500—71). Однако сравните знаменитую натуралистическую лежачую мраморную статую Святой Цецилии работы Стефано Мадерно .(1576-1636). См. также Хуана де Хуни (1507-1577), который распространил Ренессанс в Испании, Алонсо Берругете (ок. 1486-1561), который представил маньеризм в Испании, и Франческо Приматиччо (1504-1570), который положил начало маньеризму во Франции. Чтобы узнать о лучших французских скульпторах-маньеристах, см.: Жан Гужон (ок. 1510–1568), Жермен Пилон (1529–1590), Бартелеми Приер (1536–1611) и Адриан де Врис (1560–1626). |
|
Скульптура барокко (ок. 1600-1700) В конце 16 века, в ответ на протестантскую Реформацию, Римско-католическая церковь начала свою собственную Контрреформацию. Эта пропагандистская кампания, направленная на то, чтобы убедить прихожан вернуться в «истинную» Церковь, использовала весь арсенал изобразительных искусств, включая архитектуру, скульптуру и живопись, и стала ассоциироваться с более величественной и драматичной идиомой, известной как искусство барокко. Это повлекло за собой массовое покровительство художникам — хорошая новость для скульпторов! Даже площадь Святого Петра в Риме была реконструирована для того, чтобы внушать благоговейный трепет посетителям. Гениальный архитектор и скульптор Бернини (1598-1680) спроектировал серию колоннад, ведущих к собору, что создавало у посетителей впечатление, что их обнимает объятия католической церкви. Бернини был величайшим из всех скульпторов эпохи барокко . После работы на кардинала Шипионе Боргезе он стал ведущим скульптором папы Урбана VIII. Привлечен к драматическому натурализму того, что называется стилем эллинистического барокко второго и первого веков до нашей эры (например, см. Такие работы, как «Побежденная галлия, убивающая себя и свою жену») .) Уникальный вклад Бернини заключался в создании сенсационных иллюзионистских шедевров (например, путем изображения момента времени), что до сих пор удавалось только художникам. Он как будто обращался с относительно неподатливыми материалами скульптуры, как если бы они были полностью податливыми. Его скульптурная техника и композиция были настолько ошеломляющими, что вызывали немалую критику со стороны завистливых соперников. Его главным соперником был Алессандро Альгарди (1598-1654), любимый скульптор Папы Иннокентия X. Если Бернини олицетворял собой греческий драматический натурализм, то стиль Альгарди был более сдержанным (критики считают слабым). Другим соперником был фламандский скульптор Франсуа Дюкенуа (1594-1643), чей стиль был полностью классическим. Дюкенуа был довольно призрачной фигурой, работавшей в строгом, бесстрастном стиле, который, тем не менее, высоко ценился академическими писателями за совершенный синтез природы и античности. Драпировки элегантно струятся, повторяя форму тела, в то время как фигура уравновешена в совершенной грации и спокойствии - полная противоположность динамичному движению и напряженному чувству Бернини. Образцом французского барокко являются Франсуа Жирардон (1628–1715), своего рода француз Альгарди, и его соперник Антуан Куазевокс (1640–1720), чей более свободный стиль был все еще относительно сдержан по сравнению с Бернини, и Пьер Пюже (1620–1694), который был одним из очень немногих скульпторов, сумевших воссоздать непосредственность лучших работ Бернини. Среди других скульпторов эпохи барокко: Хуан Мартинес Монтанес (1568–1649), Алонсо Кано (Гранада, 1601–67) и Андреас Шлютер (1664–1714), величайший скульптор эпохи барокко в Северной Германии. В Южной Германии одним из величайших мастеров был Йорг Цурн (1583–1638), создавший великолепный пятиэтажный Главный алтарь Девы Марии (1613–1616) в церкви св. Николая в Юберлингене, на северном берегу. Боденского озера (Бодензее). Подробнее см.: Скульптура барокко . Скульптура в стиле рококо (ок. 1700-1789) По сути, французская реакция на серьезность барокко, искусство рококо зародилось во французском дворе в Версальском дворце, а затем распространилось по Европе. Если скульптура в стиле барокко была драматичной и серьезной, то рококо представляло собой сплошные излишества и отсутствие содержания, хотя на самом деле это был не столько стиль, отличный от барокко, сколько вариация стиля, реализованного Бернини и его современниками. Тем не менее, можно говорить о качествах рококо в скульптурном произведении - непринужденность, веселость, забота о делах сердечных и сознательное избегание серьезности. Самым успешным скульптором первой половины 18 века был Гийом Кусту (1677-1746), директор Французской академии с 1707 года, который продолжил барочное направление своего дяди Куасево. Его ученик Эдм Бушардон (1698-1762) представляет собой более интересную фигуру. чье чувство античности привело его к предвосхищению более поздней тенденции к неоклассицизму. В Англии ведущими скульпторами 17-18 веков были классик Майкл Рисбрак (1694-1770), более театральный Луи Франсуа Рубильяк (1705-62) и выдающийся резчик по дереву Гринлинг Гиббонс (1648-1721). Образцом немецкой скульптуры в стиле рококо являются работы дрезденского скульптора Бальтазара Пермозера (1651–1732), небольших групп мастеров, работавших в католических церквях южной Германии, и Игнаца Гюнтера (1725–75), чьи фигуративные скульптуры отличаются реалистичностью твердой поверхности и полихромией. Поверхность напоминает средневековую немецкую резьбу по дереву. Причудливое декадентское рококо было сметено Французской революцией, которая положила начало новому, более строгому стилю неоклассицизма. |
|
Неоклассическая скульптура (расцвет около 1790-1830 гг.) В неоклассическом искусстве — в основном греческом искусстве с современным уклоном — доминировала неоклассическая архитектура . Неоклассические здания включают Пантеон (Париж), Триумфальную арку (Париж), Бранденбургские ворота (Берлин) и здание Капитолия Соединенных Штатов. Неоклассическая скульптура делала акцент на достоинствах героизма, долга и серьезности. Ведущими неоклассическими скульпторами были чрезвычайно суровый и героический Антонио Канова (1757-1822), беспокойный мастер портретов-бюстов Франц Ксавьер Мессершмидт (1736-1783), более натуралистический/реалистический Жан-Антуан Гудон(1741-1828), довольно легкомысленного Клода Мишеля по прозвищу Клодион (1738-1814), английских скульпторов Джозефа Ноллекенса (1737-1823), Томаса Бэнкса (1735-1805), Джона Флаксмана (1755-1826) и Сэр Ричард Уэстмакотт (1775–1856). Лишь позднее, в XVIII веке, появился достойный преемник Кановы в лице датского скульптора Бертеля Торвальдсена (1770-1844), который подошёл к античности с сопоставимой возвышенностью, хотя и с меньшей оригинальностью. Во многих отношениях девятнадцатый век был веком кризиса для скульптуры. Проще говоря, архитектурное развитие в значительной степени исчерпало себя, религиозное покровительство пришло в упадок в результате Французской революции, а общая атмосфера «популизма» начала вызывать путаницу в умах институциональных и частных покровителей относительно того, что считать приемлемым. предметы (и стили) для скульптурного изображения. Занимаясь более дорогим видом искусства, чем художники, и, таким образом, завися от дорогостоящих заказов, скульпторы часто оказывались во власти общественного мнения в виде городских советов и комитетов. Помимо ряда грандиозных общественных памятников, и обычные памятные статуи епископов и королей, неизменно выполненные в стерильном, конформистском стиле, требуемом властями (например, Мемориал Альберта), у скульпторов было мало возможностей продемонстрировать свою оригинальность. С другой стороны, живопись претерпевала огромные и захватывающие изменения. Короче говоря, это было не лучшее время для занятий 3D-искусством. Среди скульпторов девятнадцатого века следует упомянуть разностороннего Джеймса Прадье (1790–1852), романтиков Франсуа Руда (1784–1855), Давида д’Анжера (1788–1856), Антуана-Луи Барье (1796–1875) и Огюста Прео. (1809-79) и флорентийская скульпторша эпохи неоренессанса Фелиси де Сен-Фово (1799-1886). Одним из самых талантливых художников был беззаботный Жан-Батист Карпо. (1827-75), чья чувственность была адаптирована к требованиям декоративных скульпторов 1860-х годов Эрнестом Каррье-Беллезом (1824-87), в остальном наиболее известным тем, что одним из его учеников был неизвестный скульптор по имени Огюст Роден. Жюль Далу (1838–1902) был более созерцательным и серьезным последователем Карпо. Среди классиков XIX века ведущими фигурами были Джон Гибсон (1791-1866), талантливый, но разочарованный Альфред Стивенс (1817-75), разносторонний Джордж Фредерик Уоттс (1817-1904) и американец Хирам Пауэрс (1805-73). . Мы также не должны забывать о творческом французском скульпторе Огюсте Бартольди (1834-1904), более известном как создатель всемирно известной скульптуры - Статуи Свободы - в нью-йоркской гавани. Также великий монументальный американский скульптор Дэниел Честер Френч (1850-1931), известный своей сидящей фигурой Линкольна на Мемориале Линкольна в Вашингтоне, округ Колумбия. Огюст Роден Большим исключением был несравненный французский гений Огюст Роден (1840-1917). Один из немногих подлинных мастеров современной скульптуры, Роден считал себя преемником своего культового героя Микеланджело, хотя флорентиец был резчиком по мрамору, а Роден в основном занимался моделированием бронзы. Кроме того, в то время как Микеланджело олицетворяет благородные и вневременные формы классической античности, наиболее характерные работы Родена передают безошибочную современность и драматический натурализм. Возможно, истинными предшественниками Родена были готические скульпторы, поскольку он был страстным поклонником готических соборов . Франции, чьи героические рельефы черпали для него вдохновение. В любом случае, влияние Родена на его художественную форму было больше, чем у любого скульптора со времен Ренессанса. Скульптура ХХ века: приход модернизма Поскольку скульптура в меньшей степени способна отражать новые тенденции современного искусства XIX века, такие художники, как Огюст Роден (1840–1917), могли свободно заниматься монументализмом, основанным в основном на идеологии Возрождения, а другие — прославлять викторианские ценности в форме патриотизма и исторические фигуры, также выполненные в величественной манере прежних времен, так было до появления современных скульпторов 20-го века , таких как Константин Бранкузи (1876–1957), Умберто Боччони (1882–1916) и Наум Габо. (Наум Неемия Певзнер) (1890-1977), эта скульптура действительно начала меняться на рубеже веков. О влиянии племенных культур на развитие скульптуры 20-го века см.: Primitivism/Primitive Art . См. по этому поводу работы Анри Годье-Бжеска (1891–1915) и его наставника Якоба Эпштейна (1880–1959). В частности, обратите внимание на влияние африканской скульптуры на современных скульпторов Парижской школы . Фактически, в первые десятилетия 20-го века изобразительное искусство находилось в состоянии брожения. Революционное движение кубизма, изобретенное Пабло Пикассо (1881-1973) и Жоржем Браком (1882-1963), разрушило многие священные каноны традиционного искусства и вызвало волну экспериментов как в живописи, так и в скульптуре. Последний был значительно переопределен рядом скульпторов, таких как Марсель Дюшан (1887-1968) - см. его " реди- мейды " - Жак Липшиц (1891-1973) и Александр Архипенко . (1887-1964), а также Бранкузи, Боччони и Габо. Репрезентативизм был отвергнут в пользу новых абстрактных выражений пространства и движения, часто с использованием нетрадиционных материалов, никогда ранее не использовавшихся в скульптуре. Вслед за кубизмом Великая война (1914-18) и большевистская революция 1917 года оказали огромное влияние на художников по всей Европе, о чем свидетельствуют влиятельные иконоборческие движения дадаизма и конструктивизма. Скульпторы присоединились к художникам в создании произведений искусства, отражающих новые иконы, такие как машина, а также новые идеологии дизайна (например, теории школы дизайна Баухауза) и формы (например, невероятное Мерцбау Курта Швиттерса). В 1920-е годы в Париже зародился сюрреализм, чрезвычайно влиятельное движение, которое искало новый «сверхреализм» в стиле, сочетающем в себе как абстракцию, так и натурализм. Известные художники-сюрреалисты, работающие в 3D, включают: Сальвадора Дали (1904-89), который создал свой сюрреалистический диван «Мэй Уэст Губы» и телефон «Лобстер»; Мерет Оппенгейм (1913–1985), создавшая «Пушистый завтрак » ; и FE McWilliam (1909-1992), который продюсировал Eyes, Nose and Cheek . Другие современные скульпторы, такие как Жан Арп (1886–1966), а также Генри Мур (1898–1986) и Барбара Хепуорт.(1903-75) - лидеры современной британской скульптуры - экспериментировали с новыми формами биоморфной/органической абстракции , в то время как американец Александр Колдер (1898-1976) был пионером мобильной скульптуры и кинетического искусства , а Дэвид Смит (1906-65) был разработка абстрактной металлической скульптуры. Многие скульпторы развивали свой стиль в течение века: например, Альберто Джакометти (1901-66) начал в сюрреалистическом стиле в 1920-х и 1930-х годах, прежде чем усовершенствовать свои уникальные полуабстрактные фигуративные работы. См. Также модернистского британско-американского художника Джейкоба Эпштейна .(1880–1959), чьи смелые фигуративные работы вызвали большие споры. Послевоенная скульптура (1945-70) В Нью-Йорке или Париже не появилось ни одной скульптуры, которая могла бы сравниться с преобладающим стилем живописи абстрактного экспрессионизма (ок. 1945–1962), хотя инновации, безусловно, были, главным образом в использовании новых материалов и растущем настроении концептуализма — стиля, который фокусируется на идее трехмерного объекта, а не на самом объекте, а также на нечеткости между живописью и скульптурой. Основные нововведения — в основном американских скульпторов , но см. « Разрушенный город» (1953) русского скульптора Осипа Цадкина (1890—1967) — включали «скульптурные стены» Луизы Невельсон (1899—1988) — ансамбли, составленные из найденных предметов ., в основном деревянные, окрашенные белой, черной или золотой краской и расставленные в виде ящиков на полках, занимающих стену; войлочные скульптуры Роберта Морриса (р. 1931); неоновые и флуоресцентные работы Брюса Наумана (р. 1941); работы Сезара (1921-98) из автомобильных деталей; скульптуры из хлама (например, кучи сломанных телефонов) Армана (Арманд Фернандес) (р. 1928); кинетическое искусство Жана Тэнгли (1925–1991) и абстрактная скульптура британского художника сэра Энтони Каро (1924–2013). Поп-арт Скульптура Хронологически первым крупным послевоенным движением с участием скульпторов был поп-арт 1960-х годов, зародившийся в новаторских работах Роберта Раушенберга (1925–2008) и Джаспера Джонса (р. 1930) в 1950-х годах. Среди известных поп-скульптур: « Японский бог войны » (1958) пионера Эдуардо Паолоцци (р. 1924), банки с элем (1964) Джаспера Джонса , холст, поролон и картон Floor Burger (1962) и Giant Fag-Ends (1967 ). ) Класа Ольденбурга (р. 1929) и остроумного Джо Софа(1968) итальянцев Джонатана Де Паса (1932-91), Донато Д'Урбино (р. 1935) и Паоло Ломацци (р. 1936) - все они демонстрируют следы более раннего сюрреалистического искусства. Поп-скульптура — это несерьезно, но это очень весело. Минималистская скульптура В отличие от поп-арта, минимализм 1960-х исследовал чистоту ультра-упрощенных форм до абсурда. Известные скульпторы-минималисты включают Сола Левитта (р. 1928) - американского художника-концептуалиста, известного своими скелетными геометрическими коробчатыми конструкциями; бескомпромиссные упрощенные формы Дональда Джадда (1928-94); художник-экспериментатор Вальтер де Мария (р. 1935); и уроженец Массачусетса Карл Андре (р. 1935). Минималистская скульптура может быть полностью оценена любым человеком, имеющим докторскую степень в области интерпретации изобразительного искусства. Лэнд-арт: экологическая скульптура 1960-е годы также стали свидетелями совершенно нового типа скульптуры, известного как лэнд-арт (земляные работы или искусство окружающей среды). Подобно детям, строящим замки из песка на пляже, художники бросались в дебри и рыли, раскапывали и изменяли природный ландшафт, чтобы создать (на что они надеялись) искусство. Первым скульптором-экологом был пессимист Роберт Смитсон (1938-73). В последнее время пара художников Христо и Жанна-Клод Явашев прославилась тем, что обернула части окружающей среды цветной тканью, а Энди Голдсуорти (р. 1956) специализируется на временных скульптурах окружающей среды (например, сделанных из снега), которые разлагаются или исчезают. Постмодернистская современная скульптура К 1970 году все большее количество современного искусства становилось крайне экспериментальным — искусствоведы могли бы назвать его дурацким, непонятным и похожим на китч. С 1970-х годов это направление получило название « постмодернистское искусство ». Никто на самом деле не знает, что означает это слово, а если и знает, то не может объяснить. Что касается постмодернистской скульптуры, лучшее, что можно сказать, это то, что она доводит скульптуру до предела трехмерного выражения и часто переходит в другие формы искусства, такие как инсталляция, чистое искусство сборки и даже театр. Одним из самых известных постмодернистских скульпторов является родившийся в Индии британский лауреат премии Тернера Аниш Капур. (р.1954). Дэмиен Херст Примером постмодернизма являются работы Дэмиена Херста (род. в 1965 г.), изобретательного, ориентированного на рынок лидера движения молодых британских художников 1980-х гг., добившегося всемирной известности благодаря книге «Физическая невозможность смерти в сознании живущего» (1991 г.). ), замаринованная в емкости с формальдегидом мертвая Тигровая акула - это скульптура или инсталляция? Никто не знает. Другие спорные работы Херста включают: Дева Мать (2005) огромная работа, изображающая беременную женщину, вырезанную, чтобы показать плод, мышечную ткань и череп; и его инкрустированный бриллиантами череп Во имя любви к Богу(2007). Критики утверждают, что Херст не более чем новаторский шоумен, но коллекционеры, как и публика, похоже, любят его. Пусть история скажет последнее слово об этом художнике-мультимиллионере. Не вся современная скульптура вызывает такие споры, как мертвая акула Херста. В конце 20-го века ряд выдающихся скульпторов работали в более или менее традиционных режимах, хотя и с модернистской концепцией. Известные примеры современной скульптуры включают: крупномасштабные металлические скульптуры Марка Ди Суверо (р. 1933), монументальные общественные формы Ричарда Серры (р. 1939), гиперреалистичные фигуры Дуэйна Хэнсона (1925-96) и Джона Де Андреа (р. 1941), экологические структуры Энтони Гормли (р. 1950), сказочные реалистические фигуры Роуэна Гиллеспи .(р. 1953), новаторские работы в стиле нео-поп Джеффа Кунса (р. 1955) и сюрреалистические скульптуры пауков Маман Луизы Буржуа (1911-2010). Известные скульптуры начала 21 века включают работы Эдуардо Чильиды (1924-2002) (например, кусок железа в Берлине , 2000, Bundeskanzleramt, Берлин-Тиргартен); Судобх Гупта (р. 1964) и Дамиан Ортега (р. 1967), среди прочих слишком много, чтобы упоминать. Смотрите также: Ирландская скульптура . Архитектурная скульптура Хотя это выходит за рамки этой статьи, следует упомянуть великие знаковые произведения архитектурной скульптуры, в том числе: Колосс Родосский , Статуя Свободы , Эйфелева башня , Колонна Нельсона , Чикагский Пикассо , Дублинский шип и другие . . ЧТОБЫ НАЙТИ ОПРЕДЕЛЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ, |
• Дополнительную информацию о происхождении и истории скульптуры см. в Энциклопедии визуальных искусств . ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА |