История русского искусства
иконописи, мозаики, ювелирного дела и зодчества.
ГЛАВНЫЙ ИНДЕКС АЗ - АЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ДВИЖЕНИЙ

Приколи это



Собор Василия Блаженного (1555-61)
Красная площадь, Москва.
Основанный Иваном Грозным, он является
одним из самых известных образцов
русской архитектуры .


Запорожцы пишут письмо
турецкому султану (1891 г.) (фрагмент)
Государственный Русский музей
Илья Репин.

Русское искусство (ок. 22 000 г. до н. э. – 1920 г.)

Содержание

Древнейшее русское искусство
• Русское искусство бронзового и железного веков
Византийское русское искусство
Искусство при монголах
Московское искусство
Иконопись
Парсунас: нерелигиозный портрет
Русское искусство XVIII века
Русское искусство XIX века
- Историческая живопись
- Религиозная живопись
- Пейзажное искусство
- Натюрморты
- Жанровая живопись
-Странствующие художники
Современное русское искусство - 1890-е гг. и далее
Искусство русского реализма
Русское абстракционизм
Музеи России

• Список величайших художников и скульпторов России
см.: Русские художники .



Майкопский золотой бык (ок. 2500 г. до н. э.)
Красивое русское ювелирное
дело эпохи причерноморской бронзы.
Более современные русские статуи,
рельефы и другие трехмерные объекты см.:
Русская скульптура (ок. 1740–1940).

ЭВОЛЮЦИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Подробнее о направлениях
и стилях в искусстве см.: История искусства .
Хронологию и даты
ключевых событий в эволюции
изобразительного искусства во всем мире
см. в разделе History of Art Timeline .

САМЫЕ ВЕЛИКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
В МИРЕ Список 10 лучших художников/
скульпторов: Лучшие художники всех времен .
Чтобы узнать о лучших картинах маслом/акварель,
см.: « Величайшие картины всех времен» .

Древнейшее русское искусство

Изобразительное искусство в России восходит к каменному веку. Самым ранним известным произведением русского/украинского искусства является Венера Костенковская (ок. 23 000–22 000 до н.э.), резьба по кости мамонта, изображающая женскую фигуру, обнаруженная в Костенках (Костеньки) и относящаяся к граветтской культуре. На том же месте была обнаружена похожая часть доисторической скульптуры , вырезанная из известняковой скалы. Другие предметы русского доисторического искусства граветтской эпохи включают Венеру Гагаринскую (ок. 20 000 г. до н.э.), Авдеевские Венеры (ок. 20 000 г. до н.э.) и резьбу по слоновой кости, известную как Мальтийские Венеры.(20 000 г. до н.э.) из-под озера Байкал в Сибири. Примером искусства эпохи Магдалины в России являются наскальные рисунки Каповой в заповеднике Шульган-Таш, Башкортостан, на Южном Урале, а также керамика бассейна реки Амур (14 300 г. до н.э.).

 

Русское искусство бронзового и железного веков

Почти за две тысячи лет до того, как древние греки ошеломили цивилизованный мир своей архитектурой, мраморными статуями, гончарным делом, наукой и демократией, и примерно в то же время, когда британские и ирландские соплеменники строили свои мегалиты в Ньюгрейндже и Стоунхендже (см. также мегалитическое искусство ), Русские ювелиры и серебряные мастера на Кавказе создавали изысканные изделия из различных драгоценных металлов. Примером этого искусства железного века является знаменитый Золотой бык Майкопа. (2500 г. до н.э., Эрмитаж, Санкт-Петербург), обнаруженный археологами в 1897 г. у северной окраины Кавказских гор. Имея около 3 дюймов в высоту и сделанный из золота методом выплавки воска, он был извлечен из того, что считалось королевской погребальной камерой. Золотой бык и его близнец вместе с двумя серебряными быками составляли квартет скульптур животных, украшавших четыре опоры полога кровати. Бык тщательно орнаментирован вырезанными концентрическими кругами между изогнутыми рогами, а также линиями, выделяющими глаза, нос, рот, копыта и хвост. Искусствоведы считают, что Кавказ получил свои художественные ноу-хау и традиции из Месопотамии (современный Ирак), вероятно, через Ливан и морской торговый путь в Черное море. Пятнадцать столетий спустя, то есть около 1000 г. до н. э., Кавказ и степи на юге России породили первую из нескольких племенных миграций кельтов в восточную и центральную Европу. Металлообработка была специальностью кельтов, хотя, будучи практичным полукочевым народом, они предпочитали работать с железом, а не с золотом или серебром. Действительно, во многом благодаря высококачественному оружию, производимому их кузнецами, кельтам удалось утвердиться на европейском континенте. Кавказ и степи юга России породили первую из нескольких племенных миграций кельтов в восточную и центральную Европу. Металлообработка была специальностью кельтов, хотя, будучи практичным полукочевым народом, они предпочитали работать с железом, а не с золотом или серебром. Действительно, во многом благодаря высококачественному оружию, производимому их кузнецами, кельтам удалось утвердиться на европейском континенте. Кавказ и степи юга России породили первую из нескольких племенных миграций кельтов в восточную и центральную Европу. Металлообработка была специальностью кельтов, хотя, будучи практичным полукочевым народом, они предпочитали работать с железом, а не с золотом или серебром. Действительно, во многом благодаря высококачественному оружию, производимому их кузнецами, кельтам удалось утвердиться на европейском континенте.

Византийское русское искусство

Именно в России проявилось влияние византийского искусства . был самым стойким; В России никогда не было ни романской, ни готической фаз, ни всеобъемлющего ренессанса, как это было в большинстве европейских стран. Византийское искусство оставалось в России почти неизменным, несмотря на войны, расовые переселения и почти двухвековое монгольское владычество, пока, при московских царях, в XV веке оно не приобрело более национальный характер. Даже когда Петр Великий в начале XVIII века предпринял европеизацию России, возник стиль барокко, в котором монастыри и церкви сохранили многие византийские элементы, такие как группы куполов и башни с пирамидальными крышами, которые русские искусство за сотни лет до этого приняло,

После упадка и падения Рима примерно в 450 г. н.э. центр христианства переместился в Византию (Константинополь) на территории современной Турции. Эта восточно-православная церковь, как ее называли, стала следующим великим покровителем и спонсором искусства. Когда в 988 году киевский князь Владимир принял христианство для себя и своих подданных, он тоже начал нанимать византийских зодчих для строительства своих церквей и художников, чтобы наделить их великолепными фресками и мозаичным искусством.. Одним из старейших и лучших является собор Святой Софии в Киеве, спроектированный святым Владимиром и построенный между 1020 и 1037 годами его сыном Ярославом. Собор был реконструирован в стиле украинского барокко и теперь мало передает представления о первоначальном плане с его пятью нефами. Конечно, он никогда не конкурировал с собором Святой Софии в Константинополе; но с его неглубоким главным куполом и другими второстепенными куполами, а также с двумя фланговыми башнями на западном фасаде, это была в то время самая красивая и богатая церковь, построенная в России под византийским влиянием. Большинство церквей были деревянными, что делало фресковую роспись непрактичной. Вместо этого на деревянных панелях (иконах) рисовали религиозные изображения. которые обычно отображались на экране, отделяющем святилище от тела церкви. Эта ширма, характерная черта византийского искусства, со временем превратилась виконостас , искусная перегородка, украшенная иконами . Одним из самых известных сохранившихся образцов этой ранней формы иконного искусства является «Владимирская Богородица» (ок. 1100 г.), которая сейчас находится в Третьяковской галерее в Москве. (Подробнее о значках см. ниже.)

Поначалу русская средневековая живопись внимательно следила за всеми разработками византийской. Изображения Тайной вечери, например, в монастырской церкви св. Михаила в Киеве , законченные в 1108 году, имеют те же чрезмерно вытянутые фигуры с маленькими лицами, которые характерны для византийского искусства того же периода. На фресках Кирилловского монастыря, под Киевом, основанным в 1140 году, появляются первые славянские лики. Чисто русские элементы более явно проявляются в миниатюрной живописи того периода, как только она перестала практиковаться исключительно греками. Есть явные различия; живые животные и растительные мотивы появляются вместе с стилизованными византийскими лицами, а яркие красные и синие цвета - всегда любимые цвета русских - подчеркивают национальный характер этих рукописных иллюминаций , просуществовавших до XIII века. Древнейшим, которое можно назвать истинно русским, является Остромирово Евангелие .1057 г., но дальнейшего развития русского стиля пока не было, ибо после 1054 г. Киевское царство распалось на различные самостоятельные и часто враждующие княжества.

Искусство при монгольских ханах

В 1222 г. монголы под предводительством Чингисхана захватили Крым на юге; а в 1237 году татары вошли в северную Русь, захватив и разрушив города Аясан, Владимир, Коломну и Москву. В 1240 г. были взяты Чернигов и Киев, а к 1242 г. Россия стала частью монгольской империи Золотой Орды .. Кыпчакский хан из своей столицы Сарая на притоке Волги правил своими русскими владениями как деспот. Под этим азиатским господством русское искусство подверглось многим влияниям, а не только византийскому, как раньше. В великой монгольской империи, которая во второй половине XIII века простиралась от Китайского моря до границ Польши и от Гималаев до Сибири, восточные монголы приняли буддизм, а западные — ислам, так что течение китайского , индийского и исламско-персидскогоискусство проникло в Россию. Исламская архитектура, как показывает следующая глава, примерно в это же время, особенно в Персии, приняла чувственные формы, соответствующие русскому темпераменту. Четырехцентровые арки, луковичные и сердцевидные купола, глухие окна и нишевые ниши теперь часто встречались в русской архитектуре, и новая, яркая окраска крыш и куполов также может быть отнесена к азиатским влияниям. Многочисленные шпили церквей сияли красным, белым и зеленым, и росла тенденция покрывать их золотом. В таких городах, как Ростов, которые были процветающими центрами во времена монголов, появился татарский «Кремль», или укрепленная цитадель, и когда московский великий князь Иван I, перенес свою столицу в Москву, а в 1333 году был утвержден в своих санах великим ханом, в городе были построены первые каменные храмы, которые всегда, даже в период монгольского владычества, стремились превзойти все другие русские центры. Митрополит перенес теперь свою резиденцию в Россию, а великокняжеская власть утвердилась так прочно, что в 1480 году Ивану III удалось освободить всю Россию от татарского ига.

Московское Искусство

В 1453 году османы под командованием Мухаммеда II осадили Константинополь с большой армией и мощным флотом и за сорок дней захватили древний город, вырезали его сановников и сделали его столицей Османской империи. Только в монастырях горы Афон , на самом востоке из трех ответвлений Халкидийского полуострова, в северной Греции, византийское искусство вяло сохранилось в руках греческих и русских монахов. В противном случае византийское наследство досталось России .

Женившись на царевне Софье, племяннице последнего византийского императора, укрывшегося в Риме, Иван III установил контакты с Византией и Европой. Именно он добавил к святому Георгию Московскому двуглавого орла, знак греческих императоров, и провозгласил себя великим князем и самодержцем всея Руси. При нем и его сыне Иване Грозном (Иване IV) была создана новая Российская империя, а вместе с ней и национальное искусство.

Иван IV, который в подражание Цезарю был коронован как «царь», считал себя законным наследником Римской и Византийской империй. Духовенство тут же изобрело идеологию, поставившую московских царей во главе нового мирового государства: все православные страны должны были объединиться в единое русское царство, а царь был единственным христианским императором на земле. Никакой четвертый Рим не мог последовать за третьим, а только Царство Христово, которое было вечным. В легенде о Константине Мономахе, отделившем православную церковь от римской, постоянно повторялось величие царского титула. В Шапке и Паллии Мономаха, одетый в парчу и покрытый золотом, Царь неподвижно восседает на своем троне. Иван IV был ' Ужасно только для неортодоксальных народов; для православных русских он был суровым и богобоязненным правителем. Религия стала, как и в Византии, могущественным фактором политической жизни; богато украшенные каменные церкви и соборы были построены во всех частях страны. КогдаСобор Успения Пресвятой Богородицы , только что начатый неопытными туземными зодчими, рухнул, самодержец вызвал из Венеции итальянца Аристотеля Фиоравенти , который построил собор, в 1475-79 годах, по образцу старого собора святого Димитрия Владимирского . Он дал ему, как предвкушение нового русского стиля, пять сияющих луковичных глав (так называемых «царских крыш») с золочеными шпилями и крестами с цепями, а внутреннее убранство было оформлено в итальянском стиле. Вскоре за ним последовали другие итальянцы, среди которых были Пьетро Антонио Солари , Алевизио Нови и Марко Руфо .. Между 1484-1507 годами они построили на самой высокой точке Кремля Благовещенский собор , а Марко Руфо, около 1487 года, начал так называемую Грановитую палату , как главную резиденцию Ивана IV. Таким образом , в России была введена кристаллическая мода на резку и полировку каменной кладки, известная как огранка, впервые практиковавшаяся в раннем Возрождении . В Москве, насколько могли влиять на нее итальянцы, происходило византийско-итальянское возрождение; но, несмотря на это, интерьеры церквей остались в русско-византийском стиле, как и в третьем великом соборе Кремля, Михаило-Архангельском . ИзвестныйПокровский собор ( Василий Блаженный ) в нижнем конце Красной площади был спроектирован Бармой и Постником. Это не совсем типично для своего периода, ибо такая фантастическая сложность является исключением; слишком много вещей было нагромождено, чтобы произвести впечатление величайшего великолепия, и не менее одиннадцати часовен беспорядочно сгруппированы под башнями. Единственными фундаментальными чертами русского искусства являются разделение многих внутренних отсеков на два этажа и замена первоначальной деревянной двускатной крыши пирамидальными каменными крышами. Даже во времена чисто византийского искусства эти абстрактные формы оказались вполне соответствующими его духу.

Иконопись

Характерный тип русского христианского искусства , икона изначально возникла из византийских мозаик , фресок и миниатюр . Стремление сохранить народные предания в непреходящей форме привело на Руси к ее развитию из греческого образа ( эйкона ), а из иконы развилась исконно русская форма — живописная ширма или иконостас , установившаяся повсеместно к XV веку. . Он стал главным украшением православной церкви , приняв на себя функцию ограждения алтаря или завесы в восточной церкви. Как авансценагреческого театра иконостас имеет три двери; через центр могут пройти только священники. Она отделяла святая святых от верных почти так же, как ширма в западной церкви; но в литургии он играл гораздо большую роль, и каждая отдельная картина на нем имела определенное значение.

Иконописцы были безымянными монахами, чья работа, сопровождаемая молитвой и постом, сама была формой богослужения. С большой тщательностью они готовили свои панели из березы, сосны или липы, реже из кипариса, очищая плоскую поверхность в центре, так что выступающие внешние края образовывали защитный каркас. Поверхность грунтовалась мелом и клеем, а краски смешивались с яичным желтком в технике темперной росписи . Строгие правила регламентировали палитру; в ранних иконах фон был золотым или серебряным, но позднее к ним добавились белый, зеленый и синий. В качестве консерванта картина была покрыта яичным белком, который имеет неприятную склонность к потемнению.

Лучшие иконы пришли из новгородской школы иконописи , избежавшей бед монгольского владычества. Когда князь Андрей Боголюбский осадил город в 1198 году, икону пронесли по стенам, и когда образ Божией Матери был пронзен вражескими стрелами, Она стала плакать; этому происшествию посвящена Богородица Владимирская (ок. 1131 г.), одна из лучших из многих великолепных икон в Новгородском музее. Вероятно, тремя величайшими русскими иконописцами, обученными новгородской традиции иконописи, являются: Феофан Грек (ок. 1340-1410), Андрей Рублев (ок. 1360-1430) - см. его шедеврИкона Святой Троицы (1411 г.), написанная для Троице-Сергиева монастыря, ныне в ГТГ, Москва, - и Дионисия (ок. 1440-1502). После новгородской школы внимание переключилось на московскую школу живописи , представленную Прокопием Чириным, Никифором Савином и Симоном Ушаковым (1626-1686). Подробнее об иконографии в византийском стиле см.: Иконы: иконопись .

Парсунас: нерелигиозный портрет

Вплоть до середины 16 века иконописцы ограничивали свои образы фигурами из Ветхого и Нового Заветов, в частности, Христа, Девы Марии, святых, апостолов и ангелов. Затем в 1551 году царь Иван Грозный созвал Стоглав (религиозный совет), который одобрил включение царей, а также легендарных или исторических личностей в пантеон разрешенных образов. В результате иконопись значительно расширила свои возможности. Столетие спустя эта проблема вызвала крупный раскол в Русской православной церкви, но к тому времени концепция нерелигиозной живописи уже прочно утвердилась, и художники просто перешли к портретной живописи, что привело к популярности Парсунаса.(от латинского слова persona) — изображения людей, похожие на иконы, но нерелигиозного характера. Обычно рисовали на деревянных панелях, а не на холсте - их акцент делался не на характере натурщика, а на его месте / ранге в обществе. Примером может служить « Портрет Якова Тургенева» * (до 1696, Русский музей, СПб) работы неизвестного художника. [*шут Петра Великого]

Русское искусство в 18 веке.

Чтобы помочь ему построить / украсить свою новую столицу Санкт-Петербург, Петр Великий заманил в Россию многих архитекторов и скульпторов в эпоху петровского искусства , например, а также заплатил многим русским художникам за приобретение необходимых навыков в зарубежных академиях художеств. (Другие приехали в Россию по собственной воле, как, например, итальянский архитектор Бартоломео Растрелли (1700-71) и Чарлз Камерон (ок. 1745-1812). Его намерением было создать во вновь созданной Академии наук особый художественный отдел , но вмешалась смерть.Однако в 1757 году его преемник завершил свой план, основавРоссийская Императорская Академия художеств .

В русской живописи 18 века господствовало портретное искусство , один из немногих жанров живописи, приносивших доход, а также различные формы народного творчества . Среди известных русских портретистов того времени: получивший итальянское образование Иван Никитин (1688-1742); голландский реалист Андрей Мавеев (1701-39); формальный Алексей Антропов (1716-95); более декоративный, в стиле рококо, Иван Вишняков (1699-1761); полноценный художник в стиле рококо Дмитрий Левицкий (1735-1822) – см. его великолепный «Портрет Урсулы Мнишек» (1782, ГТГ, Москва);Иван Аргунов (1727-1802) покровительствовал могущественному графу Шереметеву; русский Гейнсборо Владимир Боровиковский (1757-1825); и придворный живописец и мастер сфумато Федор Рокотов (1735-1808).

Русское искусство в 19 веке.

Русская живопись девятнадцатого века находилась под сильным влиянием европейского романтизма , о чем свидетельствует романтическая портретная живопись Ореста Кипренского (1782-1836) — см. его «Портрет Александра Пушкина» (1827). Другой важной фигурой был Василий Тропинин (1776-1857), крепостной до 47 лет, создавший портреты знаменитостей, а также изысканные жанровые картины – см. Кружевница (1823, ГТГ), ставший действительным членом Академии художеств в 1824. Реализм Алексея Венецианова .(1780-1847) представляет собой важный этап в эволюции русской живописи. Начав как портретист, он все больше и больше обращался к жанровой живописи. Среди современников самым модным портретистом был романтик Карл Брюлов (1799-1852), получивший итальянское образование, - см. Итальянский полдень (1827, Русский музей, СПб).

Историческая живопись

Русская историческая живопись (названная в честь итальянского «история», что означает рассказ или повествование) была тесно связана с религиозной живописью и только около 1700 года откололась от канонов иконописи. Академии художеств, после чего он стал считаться ведущим жанром живописи. Ранние стили носили классический характер из-за крайнего почтения Академии к классицизму. Отличным примером является картина Брюллова « Последний день Помпеи» (1830-33, Русский музей, Петербург), получившая Гран-при Парижского салона. Двумя другими известными художниками-историками были Федор Бруни (1799-1875) и Василий Тимм.(1820-95).

Религиозная Живопись

Хотя русское искусство значительно расширилось в течение 18 века, церковь оставалась главным покровителем искусств, а религиозная живопись по-прежнему оставалась важным источником влияния и доходов. Среди русских художников, создавших крупные религиозные (и исторические) произведения, были: украинец Антон Лосенко (1737-73), ставший профессором исторической живописи в Академии; и очень влиятельный Александр Иванов (1806-58), чьи работы включали «Явление Христа народу » (1837-57, ГТГ) - гигантскую картину, на создание которой ушло 20 лет.

Пейзажное Искусство

Настоящая русская пейзажная живопись не была популярной до начала 19 века. Хотя до этого многие художники, в том числе Федор Алексеев (1753-1824), Федор Матвеев (1758-1826), Максим Воробьев (1787-1855) и Сильвестр Щедрин (1791-1830) создали ряд шедевров пейзажной живописи - на эти работы очень сильно повлияли итальянские картины Лоррена Клода, Пуссена и Каналетто. Так было до работ Алексея Венецианова (1780–1847) и его последователей, таких как Никифор Крылов (1802–31) и Григорий Сорока . (1823-64), что появился настоящий русский пейзаж. Между тем итальянско-романтическая традиция была поддержана Михаилом Лебедевым (1811-37) и Иваном Айвазовским (1817-1900).

Архитектура и улицы России также приобретали поклонников. Андрея Мартынова (1768–1826) и Степана Галактионова (1778–1854) называли «петербургскими поэтами» за их атмосферные виды городских проспектов, домов, садов и набережных.

Натюрморты

Натюрморт возник как самостоятельный жанр в России примерно с 1850 года. Его лучшим представителем был Иван Хруцкий (1810-85), на которого оказали большое влияние голландские мастера-реалисты из Эрмитажа. Другими художниками-натюрмортами были Капитон Зеленцов (1790-1845), Алексей Тыранов (1808-59) и граф Федор Толстой (1783-1873), которые преуспели в рисунках пером и тушью и миниатюрах гуашью.

Жанровая живопись

Интерес Академии к крестьянской жизни помог продвинуть жанровую живопись в учебную программу с 1770-х годов. Среди талантливых русских жанристов конца 18 — начала 19 века были пионер русского пейзажа Алексей Венецианов (1780–1847), Евграф Крендовский (1810–53), И. А. Ерменев (ок. 1746–1791) и проницательный общественный обозреватель Павел Федотов (1815-52).

Странствующие художники

Небольшой бунт некоторых из самых талантливых студентов-искусствоведов России против консерватизма Императорской Академии художеств в 1863 году привел к образованию Общества передвижных художественных выставок . Стремясь охватить более широкую аудиторию, члены общества (известные как передвижники , передвижники или странники ) путешествовали по России, проповедуя социальные/политические реформы и проводя художественные выставки завершенных в пути работ. Ведущими художниками были гениальный портретист и жанрист Иван Крамской (1837–1887); стилистически более спокойный Василий Перов(1834–1882); возмутительно талантливый портретист/пейзажист/жанровый и исторический художник Илья Репин (1844-1930) и не менее потрясающий исторический художник Василий Суриков (1848-1916) - см. Крестный ход Репина в Курской губернии (1883, ГТГ) и Сурикова " Утро ". «Расстрел стрельцов» (1881, ГТГ). Среди других передвижников были Николай Гай (1831–1894) и Григорий Мясоедов (1834–1911).

Многие художники-передвижники, такие как Крамской, Репин, Поленов и Николай Гай (1831–1894), также писали религиозные картины, причем с новым реализмом и эмоциональной насыщенностью. Пейзаж также был важной частью повестки дня странников. Среди его крупнейших представителей были: Федор Васильев (1850–1873); Иван Шишкин (1832-98), прозванный "царем лесным" - см. его великолепную Дубовую рощу (1887, Музей русского искусства, Киев); традиционный и религиозный пейзажист Василий Поленов (1844-1927), блестящие пейзажисты Архип Куинджи (1842-1910) и Николай Дубовской(1859-1918); и свето-цветовед Исаак Левитан (1860-1900) - см. его "Уединенный монастырь" (1890, ГТГ).

Между тем среди странствующих жанристов Василий Пукирев (1832-90), Григорий Мясоедов (1834-1911), Василий Максимов (1844-1911), Константин Савицкий (1844-1905) - см. его необыкновенную работу "Ремонт железной дороги" (1874, ГТГ) . ), Владимир Маковский (1846-1920).

Дань уважения Илье Репину
Близкий друг писателя Льва Толстого, Репин был выдающимся представителем всех жанров живописи, включая натюрморт. Его исторические картины были одновременно новаторскими и вызывающими воспоминания — вспомним незабываемые «выпуклые глаза» царевны Софьи (1879, ГТГ, Москва) во время ее заточения в Новодевичьем монастыре в 1698 году и его необыкновенный портрет Ивана Грозного и его сына . Иван 16 ноября 1581 г. (1885 г., Третьяков), запечатлевший момент сразу после того, как царь в приступе ярости убил своего сына. К другим шедеврам Репина относится религиозное произведение «Воскрешение дочери Иаира».(1871, Русский музей, СПб), жанровые картины «Крестный ход в Курской губернии» (1880-3, ГТГ), «Его не ждали» (1884-88, ГТГ). Таланты Репина, наряду с талантами его современников, таких как Иван Крамской (1837-87) и Николай Гай (1831-94), помогли превратить XIX век в мини-ренессанс русского искусства.

Современное русское искусство - 1890-е гг. и далее

Художественная сцена

С 1890 по 1917 год русское искусство вступило в период и потрясений, и творчества. Как раз в то время, когда оно действительно создавалось, Общество передвижных выставок начало разваливаться из-за внутренних разногласий. Возникло множество новых обществ, в том числе « Мир искусства» , основанный в 1899 году группой художников и писателей, в том числе Александром Бенуа, Константином Сомовым, Леоном Бакстом, Евгением Лансере и Сергеем Дягилевым. Во многом его последующий успех был обусловлен замечательными рекламными талантами Дягилева. Конкурирующей группой, созданной в 1903 году, был Союз русских художников . Среди других групп: Голубая роза , запустившая собственный журнал .Золотое руно . Выставки, организованные Золотым руном в 1908 и 1909 годах, были известны участием нескольких крупных французских художников. Еще одна группа, « Бубновый валет» , устроила важную выставку в 1910 году, в то время как два русских художника-авангардиста — Михаил Ларионов (1881–1964) и Наталья Гончарова (1881–1962) устроили основополагающие выставки, такие как « Ослиный хвост» (1912), Мишень (1913) и № 4 - Футуристы, лучисты, примитивисты .

Русское реалистическое искусство

Хотя появление абстрактной живописи в конце 1900-х годов вызвало некоторый переполох, как и везде, подавляющее большинство русских художников в период 1890-1917 годов были натуралистами. Бывший передвижник, ныне член Мира искусства Валентин Серов (1865-1911) был блестящим портретистом-полуимпрессионистом - см. его " Девушка с персиками" (1887, ГТГ), " Летом " (1895, ГРМ, СПб), "Портрет Исаак Левитан (1893, ГТГ) и «Портрет Иды Рубинштейн» (1910, ГРМ, СПб). Среди других художников-портретистов импрессионистов был великий Михаил Врубель . (1856–1910) и Константин Коровин (1861–1939), а Александр Головин (1863–1930), Леон Бакст (1866–1924), Константин Сомов (1869–1939) и Зинаида Серебрякова (1884–1967) были более классическими.

Примечание: многие русские художники конца 19 века, такие как Репин, Серов, Врубель и многие другие, были обязаны щедрости Саввы Мамонтова (1841-1918) и удобству его имения Абрамцево.

Также был популярен натюрморт , жанр, который хорошо вписывался в декоративно-эстетическую философию движения « Мир искусства ». Под влиянием постимпрессионистов работы стали более красочными. Среди русских художников-натюрмортов были: Игорь Грабарь (1871–1960) и Борис Кустодиев (1878–1927), Александр Куприн (1880–1960), Йотр Кончаловский (1876–1956), Илья Машков (1881–1944), Кузьма Петров-Водкин. (1878-1939) и армянина Мартироса Сарьяна (1880-1972).

Русское пейзажное искусство также было вдохновлено французским импрессионизмом, особенно его техникой пленэрной живописи. Из уже упомянутых художников Валентин Серов и Игорь Грабарь были непревзойденными пейзажистами, как и Василий Суриков. Среди других были Василий Бакшеев (1862–1958), а также члены Союза художников России Константин Юон (1875–1958) и Николай Крымов (1884–1958). Марк Шагал (1887–1985) создал свои взгляды на «местечко» — см. « Вид из окна », Витебск (1914, Третьяков).

Сельские жанровые картины были особенно мощным средством изображения народной жизни. Жанр был представлен такими русскими художниками, как Абрам Архипов (1862–1930) — см. его потрясающую работу колориста « В гостях » (1915, Русский музей, Санкт-Петербург); Сергей Иванов (1864-1910) - см. его воспоминания "В дороге: Смерть переселенца" (1889, Третьяков); Николай Касаткин (1859-1930) - см. памятную работу "Бедные люди, собирающие уголь в заброшенной яме" (1894, Русский музей, Санкт-Петербург).

Экспрессионизм в основном практиковался за границей. Среди ведущих художников- экспрессионистов из России были: Алексей фон Явленский (1864–1941) и Василий Кандинский (1866–1944).

Париж, октябрь 1906 г.: «Два века русской живописи и скульптуры».

1906 год стал знаковым в истории русского искусства благодаря неуемному Сергею Дягилеву , организатору гигантской выставки русской живописи на Осеннем салоне в Париже. Импрессарио с неиссякаемой энергией, Дягилев обратился в Париж, чтобы вырваться за пределы Санкт-Петербурга. Его российские покровители, все коллекционеры произведений искусства , включали Владимира Аргутинского-Долгорукова, Сергея Боткина, Владимира Гиршмана, Владимира фон Мекка, а также Ивана Морозова, который одолжил картины из своей обширной коллекции для масштабной российской ретроспективы, включающей почти 750 работ. Выставка « Два века русской живописи и скульптуры».- открывшийся в октябре 1906 года, занимал двенадцать залов Большого дворца Елисейских полей. Дизайн интерьеров был разработан Львом Бакстом (1866-1924), самым влиятельным дягилевским художником. Посетители были поражены старинными иконами, разложенными на блестящей золотой парче, и картинами петровской эпохи Петра Великого и Екатерины Великой. Другие основные моменты включали портреты Боровиковского, Брюллова, Кипренского и Левицкого. Но настоящая цель выставки заключалась в том, чтобы продемонстрировать современное русское искусство таких художников, как Исаак Левитан, Валентин Серов, Михаил Врубель, Константин Сомов, Лев Бакст, Филипп Малявин, Николай Рерих и Константин Юон. В 1909 году Дягилев — в соавторстве со своими сценографами Леоном Бакстом иАлександр Бенуа - начал свое самое известное предприятие, « Русские балеты» (ок. 1909–1929), которые штурмом покорили Европу и Америку.

Русское абстракционизм ХХ века

Ряд абстрактных и полуабстрактных движений возник во втором десятилетии 20 века. Все они в той или иной степени находились под влиянием авангардных идей, пришедших из Парижа и, в гораздо меньшей степени, Милана, они включали русский футуризм (ок. 1912-14), начатый Давидом Бурлюком (1882-1967), к которому позже присоединился Владимир Маяковский (1893 ). -1930), Велимир Хлебников и Алексей Крученых (1886-1968); Лучизм (1912-15), изобретенный Михаилом Ларионовым и его партнершей Натальей Гончаровой (1881-1962); Инициатива конструктивизмаВладимир Татлин (1885-1953) - см. его выдающуюся работу "Памятник Третьему Интернационалу" (1919, Центр Помпиду в Париже) - и практиковался художником и фотографом Александром Родченко (1891-1956), Любовью Поповой (1889-1924), художницей и иллюстратор Эль Лисицкий (1890-1941) и Константин Медунецкий (1899-1935); и супрематизм (ок. 1915-1921), основанный Казимиром Малевичем (1878-1935).

Русская революция 1917 года

Все вышеперечисленные направления в искусстве руководствовались утопическими идеями и возлагали огромную веру в освободительную силу науки и техники. Как бы то ни было, первым делом науки было уничтожение миллионов мужчин во время Первой мировой войны, которая спровоцировала русскую революцию. Внезапно художественное выражение стало политическим делом, контролируемым большевистским Институтом художественной культуры ИНХУК ( Институт художественной культуры ). Через пару лет ИНХУК запретил станковое искусство и обязал художников и скульпторов перейти к промышленному дизайну. Это заставило многих художников покинуть Россию. Среди этих эмигрантов были экспрессионисты Алексей фон Явленский , Василий Кандинский, Марк Шагал и Хаим Сутин (1893–1953), скульпторы Александр Архипенко (1887–1964), Осип Цадкин (1890–1967), братья Антуан Певзнер (1886–1962) и Наум Габо (1890–1977), кубист Жак Липшиц (1891-1973) и многие другие.

После десятилетия политических споров (1922-32), в течение которых многие художники и скульпторы 20-го века в России отказались от изобразительного искусства в пользу прикладного искусства и дизайна, Сталин закрыл все уцелевшие художественные группы и издал декрет о принудительном применении социалистического реализма . - натуралистический стиль, призванный превозносить советского рабочего и перевыполнение им правительственных пятилеток.

Русские художественные музеи

К лучшим художественным музеям России относятся:

Государственный Эрмитаж : Санкт-Петербург
Один из крупнейших художественных музеев мира, его коллекция насчитывает более 3 миллионов экспонатов, расположенных в шести зданиях, включая Зимний дворец. Основные экспонаты Эрмитажа включают коллекцию ювелирного и ювелирного искусства Фаберже — фотографии см. в разделе «Пасхальные яйца Фаберже » — золотые артефакты из Восточной Европы и Западной Азии, картины старых мастеров и современное искусство. В эрмитажном собрании теперь представлены произведения из художественных коллекций, ранее принадлежавших Сергею Щукину (1854–1936) и Ивану Морозову (1871–1921).

Телефон: (812) 571-34-65, 571-84-46, 710-90-79
Адрес: 190000, Санкт-Петербург, Дворцовая набережная, д. 34-36

Музей изобразительных искусств
имени А. С. Пушкина Детище Ивана Владимировича Цветаева, в его нынешней коллекции представлены произведения европейской живописи и скульптуры художников-импрессионистов и постимпрессионистов. Включает в себя часть национализированных коллекций, собранных Сергеем Щукиным (1854–1936) и Иваном Морозовым (1871–1921).

Телефон: (495) 697-79-98, 697-95-78
Адрес: 121019, г. Москва, ул. Волчонка, д. 12

Государственная Третьяковская галерея: Москва
Основанный Павлом Третьяковым в 1874 году музей содержит лучшие в мире коллекции русских икон XVII и XVIII веков, а также обширную коллекцию дореволюционного русского искусства.

Телефон: 8 (499) 230-7788, 238-1378, (495) 951-1362
Адрес: 109017, г. Москва, Лаврушинский пер., д. 10

Государственный исторический музей
Тел.: (495) 692-06-68; 692-37-31
Адрес: 109012, г. Москва, Красная площадь, д. 1/2

Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей
Тел.: (4922) 32-42-63, 42-11-84.
Адрес: 600000, Владимирская область, г. Владимир, ул. Большая Московская, д. 43.

Подробнее о европейских коллекциях, содержащих произведения русских художников и скульпторов, см.: Художественные музеи Европы .

• Подробнее об изобразительном искусстве в России и Украине см.: Домашняя страница .


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСТОРИИ ИСКУССТВ
© visual-arts-cork.com. Все права защищены.

Исходный текст