Религиозное искусство
Христианское, индуистское, буддийское и исламское искусство.
ГЛАВНЫЙ ИНДЕКС АЗ

Приколи это



Деталь из Изенхаймского алтаря,
изображающая Распятие Христа.
Матиас Грюневальд (1512-1515) Музей
Унтерлингена, Кольмар. Одна из
величайших религиозных картин немецкого
Возрождения.

Религиозное искусство (700 000 г. до н.э. - настоящее время)
Определение, история, типы

Содержание

Определение/значение религиозного искусства
Виды
Цель и стоимость
История религиозного искусства
Темы христианского искусства
Нехристианское религиозное искусство
Искусство, связанное с поклонением предкам
Индуистское искусство
Буддийское искусство
Исламское искусство
Местное религиозное искусство




Бронзовая скульптура индуистского бога Шивы (Индия).

Определение/значение

Что такое религиозное искусство?

Есть много способов определить религиозное искусство. Мы можем сказать, что это:

(1) Любое произведение искусства на христианскую или библейскую тематику ( христианское искусство ); или
(2) любое произведение искусства, иллюстрирующее поклонение любому богу или божеству; или
(3) Любые произведения искусства с исламской, буддийской, индуистской, сикхской, иудейской, бахаистской или джайнистской тематикой, или любые произведения искусства, изображающие темы синтоизма, као-дай или традиционных китайских религий.


Саграда Фамилия (начало 1882 г.).
Прекрасный образец современного
религиозного архитектурного дизайна, созданный
каталонским архитектором Антонио Гауди .

ЗНАЧЕНИЕ ИСКУССТВА
Подробнее о различных видах
изобразительного и изобразительного искусства см.:
Значение/Определение искусства.

Однако при дальнейшем анализе эти определения относятся к религиозному «содержанию», а не к религиозному «качеству». Например, картина со сценой распятия, привлекающая внимание к какому-то фундаментально странному или кощунственному физическому атрибуту умирающего Христа, вряд ли заслуживает названия религиозного искусства. Кроме того, в некоторых религиях (восточно-православные, ислам) есть определенные правила, ограничивающие разрешенный вид искусства: скульптура Мухаммеда будет считаться богохульством, а не произведением религиозного искусства. Таким образом, чтобы квалифицироваться как «религиозная», соответствующая картина, скульптура или архитектура должны иметь некоторый узнаваемый моральный нарратив, который наполняет произведение необходимым сакральным «качеством».

Поэтому предлагаемое нами определение религиозного искусства звучит так:

Религиозное искусство — это любое произведение, тема которого поддерживает моральное послание религии, которую оно призвано проиллюстрировать. В этом контексте религия означает любой набор человеческих верований, относящихся к тому, что они считают священным, святым, духовным или божественным, независимо от того, участвуют ли в них божества.

 

Распространенные виды религиозного искусства

Со времен античности наиболее распространенным видом религиозного искусства была живопись и переносная скульптура. Однако формой религиозного искусства с наибольшим визуальным воздействием, несомненно, является архитектура . От египетских пирамид до каменного круга Стоунхенджа , от собора Святой Софии в Стамбуле до Великой мечети Омейядов в Дамаске, от Купола Скалы в Иерусалиме до французских готических соборов , от базилики Святого Петра в Риме до Тадж-Махала ., религиозные авторитеты постоянно обращались к архитектуре, чтобы вызвать благоговение перед своими прихожанами и оказать на них влияние. Внутреннее и внешнее художественное оформление этих христианских, исламских и буддийских церквей обычно включает в себя широкий спектр декоративно-прикладного искусства, в том числе: каллиграфию, керамику, ремесла, иконы, иллюминированные рукописи, изделия из металла , мозаику, витражи, гобелены и резьбу по дереву.

Для получения дополнительной информации о функциях и дизайне гробниц-пирамид в Древнем Египте см.: Египетская архитектура (ок. 3000 г.).

Цель и стоимость религиозного искусства

Функция религиозного искусства, прямо или косвенно, состоит в том, чтобы завоевывать новообращенных. Таким образом, архитектура является основной формой, поскольку собор может вдохновлять, учить и вмещать прихожан. Общественные скульптуры также могут вдохновлять, а внутренние мозаики и витражи могут иллюстрировать божественные истории, что немаловажно в те времена, когда неграмотность была нормой. Излагая идею упорядоченной Вселенной под Богом, христианское искусство также способствовало созданию и сохранению общественного порядка. Но за это пришлось заплатить. Таким образом, в своих попытках возродить величие, красоту и престиж Рима с помощью лучших архитектурных проектов, скульптуры и фресок Папа Юлий II (1503-1513) и Папа Лев X(1513-21) едва не разорил церковь. Фактически, перерасход Папы на искусство был важной причиной Реформации, поскольку это привело к повышению налогов на простых людей и большей коррупции среди служителей церкви. Тем не менее, в течение по крайней мере девяти столетий между 800 и 1700 годами Римская церковь была самым крупным покровителем искусств.

История западного религиозного искусства

Древнейшее доисторическое религиозное искусство
Никто точно не знает, когда человек впервые начал создавать именно религиозное искусство. Мы знаем, что различные типы религиозных изображений начали появляться в эпоху неолитического искусства : примеры включают: терракотовую статуэтку «Богиня на троне» (6000 г. до н.э.), обнаруженную в Чатал-Хуюке, в Анатолии, Турция; и териантропическая фигура из песчаника, известная как Рыбный бог Лепенски Вир (датируемая 5000 г. до н.э.), найденная в поселении на Дунае в Сербии.

Религиозное искусство древности (около 3500 г. до н.э. - 400 г. н.э.)
Египет был домом для значительного количества религиозного искусства. Роль египетских художников заключалась в возвеличивании своего фараона — светского царя, которому поклонялись как божественному правителю, якобы воплощению бога Гора. Основным центром египетского искусства была пирамида — гробница фараона и его семьи, — которая обычно была заполнена картинами, скульптурами и множеством других ценных артефактов, которые помогли ему выжить и процветать в загробной жизни. Храмы также строились для живущих фараонов, как и для богов Древней Греции и Рима, в период с 600 г. до н.э. по 400 г. н.э. Религиозное греческое искусство лучше всего иллюстрируетсяПарфенон (посвященный богине Афине) и другие храмы на Акрополе в Афинах. Вплоть до 400 г. н.э. сохранившиеся священные произведения искусства были почти исключительно архитектурными или скульптурными. Практически вся живопись исчезла. То же самое было и в Северной Европе, где с конца четвертого тысячелетия до н.

Христианское искусство
Христианское искусство (в основном библейское ) возникло примерно через 150 лет после смерти Христа. Первоначально раннехристианское искусство , в том числе раннехристианская скульптура , на самом деле было типом христианского римского искусства , сочетающего римские образы с классическими греческими мотивами: образ Христа в величии происходит как от римских имперских портретов, так и от изображений греческого бога Зевса. В последующие века христианская иконография постепенно стандартизировалась и согласовывалась с библейскими текстами. Чтобы узнать о самой древней в мире иллюминированной христианской рукописи, см.: Евангелия Гарима .(390-660) из монастыря Абба Гарима в Эфиопии.

[Краткий путеводитель по еврейскому искусству см. в Еврейском художественном музее в Иерусалиме , в котором собрана самая обширная в мире коллекция ашкеназского, сефардского и восточно-еврейского декоративно-прикладного искусства.]

Византийское религиозное искусство (ок. 400-1000 гг.)
Византийское искусство в Константинополе создало ряд выдающихся образцов христианской архитектуры, в том числе: церковь Хора, собор Святой Ирины, церковь св. Сергия и Вакха и величественный собор Святой Софии (532 г.). -37). Кроме того, они построили церковь Святой Софии в Софии, Болгария (527-65), и церковь Святой Софии в Салониках. Мозаичное искусство также было распространено. Подробнее см.: Христианское искусство, византийский период .

Русская религиозная живопись: иконы, фрески (ок. 950-1700 гг.)
Техника иконописи распространилась по всему восточно-православному региону, особенно в Киеве, Новгороде и Москве. Действительно, она стала главной чертой русской средневековой живописи . О крупнейших русских иконописцах см.: Феофан Грек (ок. 1340-1410), основатель новгородской школы иконописи ; его молодой ученик Андрей Рублев (ок. 1360-1430), прославившийся своим шедевром - иконой Святой Троицы (1411-25); и Дионисий (ок. 1440-1502), известен своими иконами для Волоколамского монастыря. В Московской школе живописи (ок. 1500-1700) работали братья Строгановы, Прокопий Чирин, Никифор Савин и Симон Ушаков (1626-1686).

Религиозное искусство в Ирландии (c.600-1150)
Защищенная от романизации и вторжения варваров своим изолированным положением, Ирландия стала важным центром раннехристианского искусства. Ирландские монастыри выпустили ряд выдающихся иллюминированных рукописей (например, Келлская книга), чьи иллюстрации основаны на дизайнерских работах кельтской культуры Ла Тене. Кельтское искусство металлообработки также было представлено в ряде ирландских церковных сосудов, таких как чаша Арда , святилище пояса Мойлох , а также кресты для процессий, такие как Крест Талли Лох 8-го/9-го веков и великий крест 12-го века.Крест Конг . Третьим типом христианского искусства, созданным этим слиянием монашеской преданности и кельтского мастерства, была скульптура кельтского Высокого Креста , которая производилась в большом количестве по всей Ирландии в период с 750 по 1150 год.

Романское и готическое религиозное искусство (800-1400)
Король франков Карл Великий возглавил возрождение христианского религиозного искусства при своем дворе в Аахене. Каролингское искусство включало в себя произведения архитектуры, средневековую скульптуру, фрески, иллюминированные евангельские рукописи и многое другое. Преемники Карла Великого сохранили эти традиции в эпоху оттоновского искусства , известного своими изделиями из драгоценных металлов , при поддержке обновленной церкви в Риме. Романское искусство и архитектура следовали с 11 века примерно до 1200 года, когда на смену им пришла готическая архитектура (как лучистая и Яркий) с его парящими арками и великолепными витражами. Готическая скульптура была более выразительной и экспрессивной. Готический период стал свидетелем одного из величайших расцветов монументального христианского искусства, примером которого является массовая строительная программа во Франции — см., например, собор Нотр-Дам (Париж) и Шартрский собор — а затем и по всей Европе. Готические соборы были построены в Лаоне, Париже (Нотр-Дам), Шартре, Суассоне, Бурже, Реймсе, Амьене, Бове, Осере и других городах. В Германии примером готического стиля являются такие сооружения, как Кельнский собор ., в то время как в Англии соборы появились в Линкольне, Уэллсе, Солсбери, Кентербери, Дареме и Эли, наряду с Йоркским собором и Вестминстерским аббатством. Под руководством архитекторов армия каменщиков и других мастеров была нанята для создания массы декоративных священных произведений искусства, включая статуи колонн, мозаики и статуи. Эпоха поздней готики была известна своей изысканной резьбой по дереву на алтаре , выполненной такими мастерами, как Вейт Штосс (ок. 1447-1533) и Тильман Рименшнайдер (ок. 1460-1531).

Религиозная живопись Северного Возрождения (1400-1600)
Искусство алтаря было обычной чертой нидерландского религиозного искусства в этот период, примером чего является Гентский алтарь (1425-32) Яна ван Эйка (1390-1441) и Хуберта ван Эйка (ум. 1426 г.), Алтарь Портинари (1475 г.) работы Хьюго ван дер Гуса (1440–1482 гг.), Алтарь Изенхайма ( 1515 г. ) Матиаса Грюневальда (1470–1528 гг . ) (1400-1464) для церкви Нотр-Дам-дю-Деор (сейчас в Музее Прадо, Мадрид). См. также необыкновенные и убедительные фэнтези-картины «Сад земных наслаждений» и «Триптих сена» (1516) Иеронима Босха и «Вавилонская башня » Питера Брейгеля Старшего.

Итальянское религиозное искусство эпохи Возрождения (1400-1600 гг.)
Предвосхищенное фресками Джотто в капелле Скровеньи (1303-1010 гг.), искусство итальянского Возрождения кватроченто финансировалось христианской церковью, а также светскими лидерами, такими как семьи Медичи и Гонзага, как и более консервативные сиенцы. Школа живописи. Однако огромная часть живописи и скульптуры раннего Возрождения имела религиозные мотивы или темы: известные примеры включают: фрески Мазаччо « Святая Троица » (1428 г.) и капеллы Бранкаччи (1424–1428 гг.), «Благовещение » (ок. 1450 г.) Фра Анджелико (1395–1395 гг.). 1455 г. ) иТайная вечеря (1495-1498) Леонардо да Винчи (1452-1519). Живопись Высокого Возрождения включала такие религиозные шедевры, как « Сикстинская Мадонна » (1513–1514 гг.) Рафаэля (1483–1520 гг.), а также потрясающие фрески «Бытие » (1508–1512 гг.) и « Страшный суд » (1536–41 гг.) в Сикстинской капелле работы Микеланджело. (1475-1564).

Самым известным произведением архитектуры эпохи Возрождения была перестроенная и перестроенная базилика Святого Петра в Риме (1506-1626).

Венецианская
венецианская живопись обладала рядом выдающихся живописцев религиозной тематики, в частности Тициана (1477-1576) и Тинторетто (1518-94), а также колориста Паоло Веронезе (1528-88) - известного своими огромными библейскими банкетными сценами, такие как Свадебный пир в Кане (1563 г., Лувр) и Пир в доме Леви (1573 г., Венецианская академия). См.: Наследие венецианской живописи в европейском искусстве.

Примером религиозного искусства эпохи Возрождения в провинциях, возможно, является Успение Богородицы (Пармский собор) (1526-30) Антонио Аллегри да Корреджо (1489-1534).

Религиозные маньеристские картины (1530-1600)
Римско-католическая церковь имела двойственное отношение к художественному движению стилизованного маньеризма . В Италии, например, после Тридентского собора стилизованные формы и искусственность маньеристской живописи рассматривались как ненужное вмешательство в литургическое послание. Пример художника-маньериста, изменившего свой стиль в соответствии с учением церкви, см.: Федерико Бароччи (1526–1612). Подробнее см.: Венецианские запрестольные образы (1500–1600 гг.). Однако в Испании выразительность нового стиля рассматривалась как идеальное средство для изображения интенсивных религиозных переживаний.

Одним из важных достижений того времени, благодаря, в частности, Антонелло да Мессина (1430–1479) и Караваджо (1573–1610), стало использование более реалистичных человеческих форм при изображении Святого Семейства и других библейских персонажей. См., например, « Христос в терновом венце » (Ecce Homo) (1470) Антонелло да Мессины. Примером религиозной архитектуры эпохи Возрождения является Купол Флорентийского собора, спроектированный архитектором и художником Филиппо Брунеллески .(1377-1446) и перестройкой 1100-летней церкви Святого Петра в Риме (1506-1626) Браманте, Рафаэлем, Сангалло, Мадерно, Микеланджело и Бернини. Этот проект вышел за пределы Высокого Возрождения в эпоху барокко.

Испанская школа Возрождения (16 век)
Ренессанс в Испании отставал от Италии и других стран. Тем не менее, испанское благочестие и преданность религиозным догмам Рима были абсолютными. Поэтому неудивительно, что их художники активно занимались распространением и иллюстрированием христианской вести. В их число входили: Алонсо Берругете (ок. 1486–1561), величайший из всех скульпторов эпохи Возрождения в Испании, чьи шедевры включают: запрестольный образ для монастыря Ла-Мехорада Вальядолид (1526 г.) и хоры в соборе Толедо (1539–43 гг.) . Кроме того, Хуан де Хуни(1507-1577), известный французский скульптор-маньерист, специализировавшийся на религиозных темах и драматическом выражении эмоций, о чем свидетельствуют его две группы « Погребение Христа» (1544, собор Вальядолида) и (1571, собор Сеговии). Испанская религиозная живопись периода позднего Возрождения представлена ​​художником-маньеристом Эль Греко (1541-1614), чьи основные работы включают: «Святая Троица » (1577); Раздевание Христа (Эль Эсполио) (1577 г.); Погребение графа Оргаса (1586-88); Христос изгоняет торговцев из храма (1600 г.);Открытие пятой печати Апокалипсиса (1608 г.); Поклонение пастухов (1612-1614); Кающийся Петр (1600 г.); и Христос, несущий крест (1600 г.).

 

Религиозное искусство барокко (1600-1700 гг.)
После Реформации Мартина Лютера (около 1517 г.) и появления новых форм протестантского Реформационного искусства Ватикан начал энергичную кампанию католического искусства Контрреформации , призванную вернуть своенравное общины в Европе. Живопись, а также живописные техники, такие как караваджизм. , был ключевым элементом этой религиозной пропагандистской кампании. Церковь хотела донести свое послание непосредственно до верующих и требовала от своих художников бескомпромиссной ясности. Чтобы соответствовать этому, картины должны были быть, прежде всего, реалистичными, а марка бесхитростного реализма Караваджо была абсолютно адаптирована для кампании Контрреформации. Отбросив интеллектуальные и стилистические притязания позднего маньеризма — стиля, который был оценен только образованным меньшинством, — он придал живописи мгновенное вдохновляющее воздействие, которого требовала римская церковь. Примеры его религиозного реализма включают: Призвание святого Матфея (1600 г.), Мученичество святого Матфея.(1600 г.), Ужин в Эммаусе (1601 г.), Распятие святого Петра (1601 г.), Обращение святого Павла на пути в Дамаск (1601 г.), Смерть Богородицы (1601–1606 гг.) и Погребение Христа (1601–1601 гг.). 3).

Другим видом искусства, излюбленным католической Контрреформацией, была квадратурная церковная фреска, призванная вдохновлять прихожан иллюзионистскими приемами. См., Например: Апофеоз святого Игнатия (1694 г.) Андреа Поццо.

В Испании набожный Франсиско де Сурбаран (1598-1664), находящийся под сильным влиянием испанского квиетизма, создал святые картины для многочисленных монастырей и религиозных орденов (картезианцев, капуцинов, доминиканцев, иеронимитов и др.), а также соборов и других церковных учреждений. . Среди его известных работ « Христос на кресте» (1627 г.), « Апофеоз святого Фомы Аквинского» (1631 г.) и « Поклонение пастухов» (1638 г.). Великий Диего Веласкес (1599–1660), известный как виртуозный портретист, также создал ряд священных картин, таких как «Непорочное зачатие » (1618 г.),Пальто Иосифа (1630 г.) и Христос Распятый (1632 г.). Религиозная скульптура испанского барокко хорошо представлена ​​севильским художником Хуаном Мартинесом Монтанесом (1568-1649), которого за его навыки резьбы окрестили богом дерева, изваявшим в основном деревянные распятия и религиозные фигуры. Его самые известные работы включают «Милосердный Христос » (1603 г., Севильский собор) и Алтарь Сантипонсе (1613 г.); а также взрывным Алонсо Кано (1601-1667), известным как «испанец Микеланджело», шедевром которого является «Непорочное зачатие » (1655, собор Гранады).

Во Фландрии величайшим представителем религиозной фламандской живописи 17-го века был Рубенс (1577-1640), бесспорный лидер фламандской школы барокко, следующий по стопам более ранних религиозных художников, таких как Роберт Кампен, Хьюго ван дер Гус и Ганс Мемлинг.

В Италии, на родине Римско-католической церкви, такие художники, как Николя Пуссен (1594–1665) и Клод Лоррен (1600–1682), получали многочисленные религиозные заказы. Величайшими представителями итальянской религиозной скульптуры был несравненный Бернини (1598-1680) – см. его «Экстаз святой Терезы».(1645–1652), созданный для капеллы Корнаро церкви Санта-Мария-делла-Виттория в Риме, и его великого соперника Алессандро Альгарди (1598–1654), оба из которых получили многочисленные папские поручения. Стиль католического барокко породил эмоциональный стиль архитектуры, в полной мере использующий мелодраматический потенциал городского пейзажа. Примером этого, прежде всего, является площадь Святого Петра (1656-67) и подходы к ней перед базиликой Святого Петра в Риме.

У протестантизма было свое религиозное искусство. В голландской живописи XVII века представлены некоторые выдающиеся работы Рембрандта из Ветхого Завета. Кроме того, голландские реалисты, такие как Хармен ван Стенвик (1612–1656), Ян Давидс де Хем (1606–1683), Питер Клас (1597–1660), Виллем Калф (1622–1693) и Виллем Клас Хеда (1594–1681), представил жанр, называемый живописью Vanitas (на основе Екклесиаста 12: 8 «Суета сует, говорит проповедник, все суета»), главной темой которого была эфемерность жизни и нелепость человеческого тщеславия. См. также росписи внутреннего убранства церкви Эмануэля де Витте .(1615-92) и Питер Янс Саенредам (1597-1665).

Примерно в период с 1650 по 1750 год характер европейского рынка искусства начал меняться. Вплоть до 1650 года большая часть искусства была общественным искусством , ориентированным на массы, в основном в форме архитектуры и скульптуры, и большей частью религиозной. К 1750 году этот тип паблик-арта был вытеснен портативным станковым искусством - в основном картинами для коммерческих заказчиков. Эпоха масштабных трат церковных властей закончилась.

Упадок религиозного искусства (с 1700 г.)
XVIII век был эпохой абсолютных монархов, чье деспотическое правление основывалось на так называемом «Божественном праве королей», назначенных Богом. Однако эти монархи, такие как Людовик XIV, Людовик XV, русские Романовы и австрийские Габсбурги, были слишком озабочены возвышением собственного светского статуса и поддержанием своих скрипучих империй, чтобы вкладывать деньги в религиозную живопись, скульптуру или архитектуру. Кроме того, за исключением Пиренейского полуострова, где испанское благочестие никогда не ослабевало, власть Римско-католической церкви была сильно ослаблена разрушением ее монастырей в течение предыдущих двух столетий. Это сочетание светской и церковной слабости означало, что, за редкими исключениями, такие как католические комиссии, присужденные Джамбаттисте Тьеполо (1696-1770) в Баварии и Венеции - в 18 веке произошло значительное сокращение количества денег, выделяемых на религиозное искусство. Более того, в этот период резко возрос спрос со стороны купцов и землевладельцев на портреты и топографические пейзажи. Как бы то ни было, этот период закончился Французской революцией, которая ознаменовала изменение настроений в Европе. Отныне искусство будет прославлять людей, а не божеств. в этот период резко возрос спрос со стороны купцов и землевладельцев на портретную живопись и топографические пейзажи. Как бы то ни было, этот период закончился Французской революцией, которая ознаменовала изменение настроений в Европе. Отныне искусство будет прославлять людей, а не божеств. в этот период резко возрос спрос со стороны купцов и землевладельцев на портретную живопись и топографические пейзажи. Как бы то ни было, этот период закончился Французской революцией, которая ознаменовала изменение настроений в Европе. Отныне искусство будет прославлять людей, а не божеств.

В 19 веке религиозного искусства было еще меньше. Хотя промышленная революция создала значительное избыточное богатство как для наций, так и для отдельных лиц, оно не было инвестировано в христианское искусство. Вместо этого он пошел в развитие социальных и государственных услуг. Единственными регулярными заказами, предлагаемыми церковными властями, были отдельно стоящие скульптуры в память об умерших епископах и других священнослужителях. И хотя некоторые художники продолжали рисовать библейские сцены, спрос на религиозные композиции резко упал - тенденция, которая сохранилась и в 20 веке. Но см . «Похороны в Орнане».(1850) художника-реалиста Гюстава Курбе и странные символистские работы бельгийского художника Джеймса Энсора (1860-1949), особенно «Вход Христа в Брюссель» .

Религиозное искусство ХХ века
Особенностью современного христианского искусства на Западе была храмовая архитектура Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (мормонов). Его развитие — от простого церковного дизайна храма в Киртланде (построенного в 1830-х годах) до замысловатых готических стилей ранних храмов в штате Юта и современных массовых храмов — отражает эволюцию самой современной религиозной архитектуры. Самые последние постмодернистские церкви включают Храм Сообщества Христа в Индепенденсе, штат Миссури; Храм Единства, унитарный универсалист в Чикаго, спроектированный Фрэнком Ллойдом Райтом (1867–1959); Собор Успения Пресвятой Богородицы по проекту Пьетро Беллуски (Сан-Франциско); и католический собор Богоматери Ангелов, спроектированный Хосе Рафаэлем Монео (Лос-Анджелес). К сожалению, 20-й век также стал свидетелем огромных разрушений: многие прекрасные церкви и другие религиозные произведения искусства были разрушены коммунистическими режимами Восточной Европы. Что касается священной живописи, художники 20-го века, за некоторыми исключениями, игнорировали ее, предпочитая обслуживать более светских модернистов и коллекционеров современного искусства. Исключительные современные религиозные картины включают: Художники 20-го века, за некоторыми исключениями, проигнорировали это, предпочитая обслуживать более светских модернистов и коллекционеров современного искусства. Исключительные современные религиозные картины включают: Художники 20-го века, за некоторыми исключениями, проигнорировали это, предпочитая обслуживать более светских модернистов и коллекционеров современного искусства. Исключительные современные религиозные картины включают:Христос на кресте (1936) Жоржа Руо (1871-1958); Ecce Homo (1925) Ловиса Коринта (1958–1925); Христос в Эммаусе (1963) Патрика Колфилда (1936-2005); Распятие 3.85 (1985) Антонио Сауры (1930-98); и странная абстрактная работа « Святой Иоанн » (1988) Герхарда Рихтера (р. 1932). Между тем постмодернистская религиозная скульптура, безусловно, является примером « Дева-мать » (2005) Дэмиена Херста (р. 1965), которая стоит на площади Левер-Хаус в Нью-Йорке.

Темы христианского искусства

Папы, религиозные и светские власти поручали художникам и скульпторам проиллюстрировать очень широкий спектр сцен из Библии. Выбор сцен может определяться религиозной политикой, а также типом искусства и задействованными средствами массовой информации. Например, одной из самых известных тем религиозной скульптуры является Давид и Голиаф : свидетельством тому являются три Давида, созданные Донателло (1386–1466), Андреа дель Верроккьо (1435–1488) и Микеланджело (1475–1564). Леонардо затронул сложную тему Непорочного зачатия в своей прекрасной Деве в скалах.(1484-6, Лувр, Париж). Иногда художники специализировались на определенных библейских темах: например, художница эпохи барокко Артемизия Джентилески (1593–1656) несколько раз писала « Юдифь, обезглавливающая Олоферна ».

Популярные арт-сюжеты из новозаветных евангелий

- Благовещение
- Поклонение волхвов
- Вознесение Иисуса
- Успение Девы Марии
- Коронация Богородицы
- Распятие
напр. Распятие Тинторетто
- Снятие с креста
- Поцелуй Иуды
- Плач
- Тайная вечеря
- Страшный суд
- Мадонна с младенцем
- Maesta
- Осмеяние Христа
- Рождество Христово
- Noli me tangere
- Притчи
напр. Рембрандт «Возвращение блудного сына ».
- Пьета
- Воздвижение Креста
- Преображение ,
например. Преображение Рафаэля.

Популярные арт-сюжеты из ветхозаветных евангелий

- Адам и Ева
- Каин и Авель
- Давид и Голиаф
- Вирсавия с письмом Давида
- Бытие
- Иоанн Креститель
- Юдифь и Олоферн
- Пророки
- Принесение в жертву Исаака
- Бегство евреев в Египет
- Сцены из жизни Моисея
- Свадебный пир в Кане

Нехристианское религиозное искусство

В этом кратком обзоре такие фразы, как индуистское искусство, буддийское искусство и исламское искусство, являются не более чем общими терминами для искусств и декоративных ремесел, созданных на территориях, оккупированных соответствующей культурой. Архитектура и скульптура (часто вместе взятые) — два наиболее визуально захватывающих вида искусства. См., например, храм Кандария Махадевы XI века (1017–1029 гг.) в Индии, храм Ангкор-Ват Кхмеров XII века.(1115-45) в Камбодже и знаменитый Тадж-Махал XVII века (1632-54) - все они являются выдающимися образцами нехристианской религиозной архитектуры. Другие формы искусства включают рельефную скульптуру, роспись по телу, литье из бронзы, каллиграфию, ковроткачество, керамику, украшение костюмов, драпировку, рисование, вышивку, раскрашивание лиц, фризы, изготовление мебели, резьбу по драгоценным камням, ювелирное дело, иллюминацию рукописей. резьба по слоновой кости , ювелирное дело, лакокрасочное переплетное дело, люстры, металлообработка, мозаика, живопись, гончарное дело, гобеленовое искусство , текстильный дизайн, резьба по дереву и др.

Искусство, связанное с поклонением предкам

Этот тип религии включает в себя множество различных практик и верований в отношении духов умерших родственников. Общества, искусство и культура которых были тесно связаны с религиозным поклонением предкам, включают в себя несколько представителей древней цивилизации Средиземноморья — см., например, Эгейское искусство (2600–1100 гг. до н. э.), а также азиатское искусство Японии, Китая . , Корея, Юго-Восточная Азия и Индийский субконтинент. Культ предков был особенно распространен в Древнем Китае. Для более подробного ознакомления с китайской культурой см. следующие ресурсы:

- Искусство китайского неолита ( 7500–2000
гг . до н . э . ) _ - Искусство династии Хань (206 г. до н.э. - 220 г. н.э.)



Индуистское искусство
Индуизм, возникший во 2-м тысячелетии до нашей эры, является основной религией в Индии, насчитывающей около 850 миллионов последователей и около 64 видов традиционного искусства. Индуистская живопись, например, представлена ​​ранними и средневековыми работами из Аджанты, Багха, Эллоры и Ситтанавасала, в то время как индуистская скульптура отмечена не ощущением пластической полноты, а скорее линейным характером с упором на контур, как в Шиве. статуэтка [слева]. Индуистская архитектура включает в себя такие храмы, как Акшардхам в Дели, храм Хойсалесвара в Халебиду, храм Ченнакесавы в Белуре, храм Кесавы в Соманатхапуре, храм Брихадисвара, Танджавур и храм Шри Ранганатхасвами в Шрирангаме.

Дополнительная литература об индуистском искусстве
Для краткого обзора индийского искусства см.: Индия: живопись и скульптура .
Более подробные статьи см. в следующих статьях:
- Классическая индийская живопись (до 1150 г. н.э.)
- Постклассическая индийская живопись (14-16 века)
- Живопись Великих Моголов (16-19 века)
- Живопись раджпутов (16-19 века)
- Индийская скульптура (3300 г. до н.э. - 1850 г.)

Буддийское искусство
Буддизм, основанный Сиддхартхой Гаутамой около 600 г. до н. э., насчитывает около 380 миллионов приверженцев в Индии, Центральной и Южной Азии и Японии. Буддийская архитектура в основном посвящена храмам, монастырям и святыням, включая ступы, дагобы и пагоды по всей Азии. Но буддийская иконография, используемая в таких искусствах, как скульптура, различается в зависимости от региона: в Юго-Восточной Азии (Мьянма, Камбоджа, Таиланд, Индонезия) традиции тхеравады поощряют изображения Будды в посредническом или лежачем положении; в Центральной Азии (Китай, Корея, Япония, Тибет, Бутан, Вьетнам, Афганистан) традиции Махаяны привели к более широкому кругу представлений, включая различных будд, святых, бодхисаттв и других божеств. Подробнее см.Китайская буддийская скульптура (ок. 100 г. - настоящее время). Буддийское трехмерное искусство иллюстрируется скульптурами из песчаника в Матхуре, Индия. (Подробнее см.: Искусство Японии и Искусство Китая .)

Примечание. Китайское буддийское искусство, особенно живопись, скульптура и проектирование зданий, получило распространение во времена Восточной Цзинь (317–420 гг.), Южной и Северной династий (420–581 гг.), империи Суй (589–618 гг.), большей части династии Тан. (618-906) и эпохи Сун (906-1279). Дополнительные сведения см. в следующих ресурсах:

- Искусство периода шести династий (220-589)
- Искусство династии Суй (589-618)
- Искусство династии Тан ( 618-906)
- Искусство династии Сун (906-1279)
- Искусство династии Юань (1271-1368)

В Корее, куда буддизм пришел из Китая около 370 г. н.э., буддийская культура оставалась сильной дольше: подробности см. в разделе « Корейское искусство ».(около 3000 г. до н.э.). В Индии отношения между буддизмом, индуизмом и исламом были чрезвычайно сложными. Индуистское искусство находилось под влиянием более молодого буддийского искусства, пока буддизм не исчез примерно в 950 году нашей эры, отчасти в результате растущего влияния ислама (и исламского искусства) параллельно с индуизмом. Из-за этого влияния индуистские архитекторы адаптировали свои проекты, чтобы они соответствовали традициям новой религии, как показано в дизайне и строительстве Тадж-Махала и Гол-Гумбаза. Но обратите внимание также на недавнее столкновение религиозных идеологий, которое произошло в Афганистане, когда мусульмане-талибы разрушили монументальные каменные скульптуры, известные как Будды Бамиана.

Чтобы узнать больше об эволюции буддийского искусства и культуры в Восточной Азии, см.: Хронология китайского искусства (ок. 18 000 г. до н. э. — настоящее время).

Исламское искусство
Ислам, основанный пророком Мухаммедом в 7 веке н.э., насчитывает около 1,5 миллиарда последователей. Как и его собратья по вере, исламское искусство представляет собой смесь многих культур. Хотя он отражает мусульманское вероучение об абсолютной власти Единого Бога (Аллаха), он сочетает в себе элементы греческого и раннехристианского искусства, а также великих ближневосточных культур Египта, Византии и древней Персии, наряду с восточным наследием. Индии и Китая. Тем не менее, влияние арабов, завоевавших древний исламский мир, имеет первостепенное значение. Он распространил Коран (Коран), арабскую форму письма, куфи и насхи . шрифты традиционной исламской каллиграфии , бесконечное разнообразие абстрактного орнамента и целая система линейной абстракции (арабески), свойственная всем формам исламского искусства. Этот абстрактный дизайн уравновешивает исламский запрет на фигуративное воспроизведение.

Другие известные исламские искусства и ремесла включают: керамическое искусство, особенно люстры, резьбу по камню, текстильное искусство шелка и роспись стен. Книжное иллюминирование было иранской специальностью, о чем свидетельствует рукопись «Манафи аль-Хаяван» («Полезность животных») (1297 г.) и «Джами ат-таварих» Рашид ад-Дина. Эмалированное стекло и изделия из металла также высоко ценились, например, изысканная металлическая чаша из серебра мамлюков, известная как «Баптистер де Сен-Луи» (Сирия, 1290–1310). Исламская архитектура особенно известна религиозными сооружениями, такими как: Купол Скалы (Иерусалим, построенный Абд аль-Маликом, 691 г.); Великая мечеть Дамаска (закончена в 715 г.); дворец Альгамбра (Гранада, ок. 1333–1391 гг.); Великая мечеть Самарканда (начало 1400 г.); Османская мечеть султана Ахмета I («Голубая мечеть») (Стамбул, 1603-17 гг.); купольная мечеть шейха Лутфуллы (1603-1818), построенная сефевидскими архитекторами в Исфахане; Архитектура Великих Моголов включает дворцовый комплекс Фатехпур-Сикри (около 1575 г.), построенный во времена правления Акбара, а также величественный Тадж-Махал (1630-53 гг.), построенный императором Шах-Джаханом в память о его любимой жене Мумтаз-Махал.

Родное религиозное искусство
Племенное искусство (также известное как примитивное туземное искусство), означающее декоративно-прикладное искусство, созданное коренными жителями из племенных обществ Африки, южной части Тихого океана и Индонезии, Австралии, Америки и Аляски, как правило, гораздо более священно или религиозно ориентировано, чем западное искусство. Это потому, что племенные религии были всепроникающими. Таким образом, племенные изобразительные образы (картины), скульптура (резьба по камню или дереву) или трехмерные модели (маски) воплощали жизненные силы, которые, как считалось, существуют во всей живой материи. Иногда эти изображения представляли духи умерших, жизненную сущность племенной родословной. К сожалению, многие такие произведения искусства погибли или были проданы белым исследователям. Осталась в основном каменная кладка (скульптура, храмы), некоторые земляные валы, или различные формы наскального искусства. Тем не менее, были сделаны некоторые необычные находки местного религиозного искусства, в том числе: (1) доисторические рисунки в пещерах Лаас-Гаал в Харгейсе в Сомали, которые содержали рисунки мужчин и женщин, поклоняющихся скоту и выполняющих религиозные ритуалы; (2) картины в Ухахламба-Дракенсберге, Южная Африка, изображающие животных и людей, которые, по мнению экспертов, представляют религиозные верования. Подробнее о первобытном религиозном искусстве см.: (2) картины в Ухахламба-Дракенсберге, Южная Африка, изображающие животных и людей, которые, по мнению экспертов, представляют религиозные верования. Подробнее о первобытном религиозном искусстве см.: (2) картины в Ухахламба-Дракенсберге, Южная Африка, изображающие животных и людей, которые, по мнению экспертов, представляют религиозные верования. Подробнее о первобытном религиозном искусстве см.:Племенное искусство .

• Для получения дополнительной информации о христианском, исламском, индуистском или буддийском искусстве см.: Домашняя страница .


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА
© visual-arts-cork.com. Все права защищены.

Исходный текст