Религиозное искусство |
|
Религиозное искусство (700 000 г. до н.э. - настоящее время)
|
|
Что такое религиозное искусство? Есть много способов определить религиозное искусство. Мы можем сказать, что это: (1) Любое произведение искусства на христианскую или библейскую тематику ( христианское искусство ); или |
|
ЗНАЧЕНИЕ ИСКУССТВА |
Однако при дальнейшем анализе эти определения относятся к религиозному «содержанию», а не к религиозному «качеству». Например, картина со сценой распятия, привлекающая внимание к какому-то фундаментально странному или кощунственному физическому атрибуту умирающего Христа, вряд ли заслуживает названия религиозного искусства. Кроме того, в некоторых религиях (восточно-православные, ислам) есть определенные правила, ограничивающие разрешенный вид искусства: скульптура Мухаммеда будет считаться богохульством, а не произведением религиозного искусства. Таким образом, чтобы квалифицироваться как «религиозная», соответствующая картина, скульптура или архитектура должны иметь некоторый узнаваемый моральный нарратив, который наполняет произведение необходимым сакральным «качеством». Поэтому предлагаемое нами определение религиозного искусства звучит так:
|
|
Распространенные виды религиозного искусства Со времен античности наиболее распространенным видом религиозного искусства была живопись и переносная скульптура. Однако формой религиозного искусства с наибольшим визуальным воздействием, несомненно, является архитектура . От египетских пирамид до каменного круга Стоунхенджа , от собора Святой Софии в Стамбуле до Великой мечети Омейядов в Дамаске, от Купола Скалы в Иерусалиме до французских готических соборов , от базилики Святого Петра в Риме до Тадж-Махала ., религиозные авторитеты постоянно обращались к архитектуре, чтобы вызвать благоговение перед своими прихожанами и оказать на них влияние. Внутреннее и внешнее художественное оформление этих христианских, исламских и буддийских церквей обычно включает в себя широкий спектр декоративно-прикладного искусства, в том числе: каллиграфию, керамику, ремесла, иконы, иллюминированные рукописи, изделия из металла , мозаику, витражи, гобелены и резьбу по дереву.
Цель и стоимость религиозного искусства Функция религиозного искусства, прямо или косвенно, состоит в том, чтобы завоевывать новообращенных. Таким образом, архитектура является основной формой, поскольку собор может вдохновлять, учить и вмещать прихожан. Общественные скульптуры также могут вдохновлять, а внутренние мозаики и витражи могут иллюстрировать божественные истории, что немаловажно в те времена, когда неграмотность была нормой. Излагая идею упорядоченной Вселенной под Богом, христианское искусство также способствовало созданию и сохранению общественного порядка. Но за это пришлось заплатить. Таким образом, в своих попытках возродить величие, красоту и престиж Рима с помощью лучших архитектурных проектов, скульптуры и фресок Папа Юлий II (1503-1513) и Папа Лев X(1513-21) едва не разорил церковь. Фактически, перерасход Папы на искусство был важной причиной Реформации, поскольку это привело к повышению налогов на простых людей и большей коррупции среди служителей церкви. Тем не менее, в течение по крайней мере девяти столетий между 800 и 1700 годами Римская церковь была самым крупным покровителем искусств. История западного религиозного искусства Древнейшее доисторическое религиозное искусство Религиозное искусство древности (около 3500 г. до н.э. - 400 г. н.э.) Христианское искусство
Византийское религиозное искусство (ок. 400-1000 гг.) Русская религиозная живопись: иконы, фрески (ок. 950-1700 гг.) Религиозное искусство в Ирландии (c.600-1150) Романское и готическое религиозное искусство (800-1400) Религиозная живопись Северного Возрождения (1400-1600) Итальянское религиозное искусство эпохи Возрождения (1400-1600 гг.)
Венецианская
Религиозные маньеристские картины (1530-1600) Одним из важных достижений того времени, благодаря, в частности, Антонелло да Мессина (1430–1479) и Караваджо (1573–1610), стало использование более реалистичных человеческих форм при изображении Святого Семейства и других библейских персонажей. См., например, « Христос в терновом венце » (Ecce Homo) (1470) Антонелло да Мессины. Примером религиозной архитектуры эпохи Возрождения является Купол Флорентийского собора, спроектированный архитектором и художником Филиппо Брунеллески .(1377-1446) и перестройкой 1100-летней церкви Святого Петра в Риме (1506-1626) Браманте, Рафаэлем, Сангалло, Мадерно, Микеланджело и Бернини. Этот проект вышел за пределы Высокого Возрождения в эпоху барокко. Испанская школа Возрождения (16 век) |
|
Религиозное искусство барокко (1600-1700 гг.) Другим видом искусства, излюбленным католической Контрреформацией, была квадратурная церковная фреска, призванная вдохновлять прихожан иллюзионистскими приемами. См., Например: Апофеоз святого Игнатия (1694 г.) Андреа Поццо. В Испании набожный Франсиско де Сурбаран (1598-1664), находящийся под сильным влиянием испанского квиетизма, создал святые картины для многочисленных монастырей и религиозных орденов (картезианцев, капуцинов, доминиканцев, иеронимитов и др.), а также соборов и других церковных учреждений. . Среди его известных работ « Христос на кресте» (1627 г.), « Апофеоз святого Фомы Аквинского» (1631 г.) и « Поклонение пастухов» (1638 г.). Великий Диего Веласкес (1599–1660), известный как виртуозный портретист, также создал ряд священных картин, таких как «Непорочное зачатие » (1618 г.),Пальто Иосифа (1630 г.) и Христос Распятый (1632 г.). Религиозная скульптура испанского барокко хорошо представлена севильским художником Хуаном Мартинесом Монтанесом (1568-1649), которого за его навыки резьбы окрестили богом дерева, изваявшим в основном деревянные распятия и религиозные фигуры. Его самые известные работы включают «Милосердный Христос » (1603 г., Севильский собор) и Алтарь Сантипонсе (1613 г.); а также взрывным Алонсо Кано (1601-1667), известным как «испанец Микеланджело», шедевром которого является «Непорочное зачатие » (1655, собор Гранады). Во Фландрии величайшим представителем религиозной фламандской живописи 17-го века был Рубенс (1577-1640), бесспорный лидер фламандской школы барокко, следующий по стопам более ранних религиозных художников, таких как Роберт Кампен, Хьюго ван дер Гус и Ганс Мемлинг. В Италии, на родине Римско-католической церкви, такие художники, как Николя Пуссен (1594–1665) и Клод Лоррен (1600–1682), получали многочисленные религиозные заказы. Величайшими представителями итальянской религиозной скульптуры был несравненный Бернини (1598-1680) – см. его «Экстаз святой Терезы».(1645–1652), созданный для капеллы Корнаро церкви Санта-Мария-делла-Виттория в Риме, и его великого соперника Алессандро Альгарди (1598–1654), оба из которых получили многочисленные папские поручения. Стиль католического барокко породил эмоциональный стиль архитектуры, в полной мере использующий мелодраматический потенциал городского пейзажа. Примером этого, прежде всего, является площадь Святого Петра (1656-67) и подходы к ней перед базиликой Святого Петра в Риме. У протестантизма было свое религиозное искусство. В голландской живописи XVII века представлены некоторые выдающиеся работы Рембрандта из Ветхого Завета. Кроме того, голландские реалисты, такие как Хармен ван Стенвик (1612–1656), Ян Давидс де Хем (1606–1683), Питер Клас (1597–1660), Виллем Калф (1622–1693) и Виллем Клас Хеда (1594–1681), представил жанр, называемый живописью Vanitas (на основе Екклесиаста 12: 8 «Суета сует, говорит проповедник, все суета»), главной темой которого была эфемерность жизни и нелепость человеческого тщеславия. См. также росписи внутреннего убранства церкви Эмануэля де Витте .(1615-92) и Питер Янс Саенредам (1597-1665).
Упадок религиозного искусства (с 1700 г.) В 19 веке религиозного искусства было еще меньше. Хотя промышленная революция создала значительное избыточное богатство как для наций, так и для отдельных лиц, оно не было инвестировано в христианское искусство. Вместо этого он пошел в развитие социальных и государственных услуг. Единственными регулярными заказами, предлагаемыми церковными властями, были отдельно стоящие скульптуры в память об умерших епископах и других священнослужителях. И хотя некоторые художники продолжали рисовать библейские сцены, спрос на религиозные композиции резко упал - тенденция, которая сохранилась и в 20 веке. Но см . «Похороны в Орнане».(1850) художника-реалиста Гюстава Курбе и странные символистские работы бельгийского художника Джеймса Энсора (1860-1949), особенно «Вход Христа в Брюссель» . Религиозное искусство ХХ века Папы, религиозные и светские власти поручали художникам и скульпторам проиллюстрировать очень широкий спектр сцен из Библии. Выбор сцен может определяться религиозной политикой, а также типом искусства и задействованными средствами массовой информации. Например, одной из самых известных тем религиозной скульптуры является Давид и Голиаф : свидетельством тому являются три Давида, созданные Донателло (1386–1466), Андреа дель Верроккьо (1435–1488) и Микеланджело (1475–1564). Леонардо затронул сложную тему Непорочного зачатия в своей прекрасной Деве в скалах.(1484-6, Лувр, Париж). Иногда художники специализировались на определенных библейских темах: например, художница эпохи барокко Артемизия Джентилески (1593–1656) несколько раз писала « Юдифь, обезглавливающая Олоферна ». Популярные арт-сюжеты из новозаветных евангелий
Популярные арт-сюжеты из ветхозаветных евангелий
Нехристианское религиозное искусство В этом кратком обзоре такие фразы, как индуистское искусство, буддийское искусство и исламское искусство, являются не более чем общими терминами для искусств и декоративных ремесел, созданных на территориях, оккупированных соответствующей культурой. Архитектура и скульптура (часто вместе взятые) — два наиболее визуально захватывающих вида искусства. См., например, храм Кандария Махадевы XI века (1017–1029 гг.) в Индии, храм Ангкор-Ват Кхмеров XII века.(1115-45) в Камбодже и знаменитый Тадж-Махал XVII века (1632-54) - все они являются выдающимися образцами нехристианской религиозной архитектуры. Другие формы искусства включают рельефную скульптуру, роспись по телу, литье из бронзы, каллиграфию, ковроткачество, керамику, украшение костюмов, драпировку, рисование, вышивку, раскрашивание лиц, фризы, изготовление мебели, резьбу по драгоценным камням, ювелирное дело, иллюминацию рукописей. резьба по слоновой кости , ювелирное дело, лакокрасочное переплетное дело, люстры, металлообработка, мозаика, живопись, гончарное дело, гобеленовое искусство , текстильный дизайн, резьба по дереву и др. Искусство, связанное с поклонением предкам Этот тип религии включает в себя множество различных практик и верований в отношении духов умерших родственников. Общества, искусство и культура которых были тесно связаны с религиозным поклонением предкам, включают в себя несколько представителей древней цивилизации Средиземноморья — см., например, Эгейское искусство (2600–1100 гг. до н. э.), а также азиатское искусство Японии, Китая . , Корея, Юго-Восточная Азия и Индийский субконтинент. Культ предков был особенно распространен в Древнем Китае. Для более подробного ознакомления с китайской культурой см. следующие ресурсы:
Индуистское искусство Дополнительная литература об индуистском искусстве Буддийское искусство Примечание. Китайское буддийское искусство, особенно живопись, скульптура и проектирование зданий, получило распространение во времена Восточной Цзинь (317–420 гг.), Южной и Северной династий (420–581 гг.), империи Суй (589–618 гг.), большей части династии Тан. (618-906) и эпохи Сун (906-1279). Дополнительные сведения см. в следующих ресурсах:
В Корее, куда буддизм пришел из Китая около 370 г. н.э., буддийская культура оставалась сильной дольше: подробности см. в разделе « Корейское искусство ».(около 3000 г. до н.э.). В Индии отношения между буддизмом, индуизмом и исламом были чрезвычайно сложными. Индуистское искусство находилось под влиянием более молодого буддийского искусства, пока буддизм не исчез примерно в 950 году нашей эры, отчасти в результате растущего влияния ислама (и исламского искусства) параллельно с индуизмом. Из-за этого влияния индуистские архитекторы адаптировали свои проекты, чтобы они соответствовали традициям новой религии, как показано в дизайне и строительстве Тадж-Махала и Гол-Гумбаза. Но обратите внимание также на недавнее столкновение религиозных идеологий, которое произошло в Афганистане, когда мусульмане-талибы разрушили монументальные каменные скульптуры, известные как Будды Бамиана.
Исламское искусство Другие известные исламские искусства и ремесла включают: керамическое искусство, особенно люстры, резьбу по камню, текстильное искусство шелка и роспись стен. Книжное иллюминирование было иранской специальностью, о чем свидетельствует рукопись «Манафи аль-Хаяван» («Полезность животных») (1297 г.) и «Джами ат-таварих» Рашид ад-Дина. Эмалированное стекло и изделия из металла также высоко ценились, например, изысканная металлическая чаша из серебра мамлюков, известная как «Баптистер де Сен-Луи» (Сирия, 1290–1310). Исламская архитектура особенно известна религиозными сооружениями, такими как: Купол Скалы (Иерусалим, построенный Абд аль-Маликом, 691 г.); Великая мечеть Дамаска (закончена в 715 г.); дворец Альгамбра (Гранада, ок. 1333–1391 гг.); Великая мечеть Самарканда (начало 1400 г.); Османская мечеть султана Ахмета I («Голубая мечеть») (Стамбул, 1603-17 гг.); купольная мечеть шейха Лутфуллы (1603-1818), построенная сефевидскими архитекторами в Исфахане; Архитектура Великих Моголов включает дворцовый комплекс Фатехпур-Сикри (около 1575 г.), построенный во времена правления Акбара, а также величественный Тадж-Махал (1630-53 гг.), построенный императором Шах-Джаханом в память о его любимой жене Мумтаз-Махал. Родное религиозное искусство |
• Для получения дополнительной информации о христианском, исламском, индуистском или буддийском искусстве см.: Домашняя страница . ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА |