Истоки доисторического искусства |
НЕ «ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА» |
Доисторическое искусство каменного века.
|
|
Введение в доисторическое искусство Типы Характеристики Датировка и хронология доисторического искусства |
Майкопский золотой бык (ок. 2500 г. до н. э.) Одно из величайших сокровищ доисторической скульптуры России. См.: Древнейшее искусство каменного века: 100 лучших . |
ПРЕДЫСТОРИЯ |
Самая продолжительная фаза культуры каменного века, известная как период палеолита , представляет собой культуру охотников-собирателей, которая обычно делится на три части: (1) нижний палеолит (2 500 000–200 000 лет до н. э.) После этого наступает переходная фаза, называемая периодом мезолита (иногда называемая эпипалеолитом), заканчивающаяся распространением земледелия, за которой следует период неолита (новый каменный век), когда были созданы постоянные поселения. Каменный век заканчивается, когда каменные орудия вытесняются новыми продуктами металлургии из бронзы и железа, за которыми следуют бронзовый век и железный век. ВНИМАНИЕ: Все периоды являются приблизительными. Даты для конкретных культур даны только в качестве приблизительного ориентира, поскольку сохраняются разногласия в отношении классификации, терминологии и хронологии. Эра палеолита (ок. 2 500 000–10 000 до н. э.) Характеризуется культурой существования каменного века и эволюцией человеческого вида от примитивных австралопитеков через Homo erectus и Homo sapiens до анатомически современных людей. См.: Палеолитическое искусство и культура . Нижний палеолит (2 500 000 - 200 000 до н.э.)
Средний палеолит (200 000–40 000 лет до н. э.) - Мустьерская культура (300 Верхний палеолит (40 000–8 000 лет до н. э.) - Ориньякская культура (40 000–26 000 до н. э.)
-
|
|
Эпоха мезолита Эта эпоха объединяет культуру ледникового периода верхнего палеолита с незамерзающей земледельческой культурой неолита. Для него характерны более развитые охотники-собиратели, рыболовство и рудиментарные формы земледелия. Эпоха неолита Эта эпоха характеризуется земледелием, приручением животных, оседлыми общинами и появлением важных древних цивилизаций (например, шумерской, египетской). Преобладают портативное искусство и монументальная архитектура. Эволюция человека: от топоров к искусству Как первобытному человеку удалось оставить после себя такое богатое культурное наследие наскальной живописи? Ответ: путем развития большего и более сложного мозга. Производительность мозга напрямую связана с рядом «высших» функций, таких как речь и творческое самовыражение. Большинство палеонтологов и палеоантропологов сходятся во мнении, что человеческий вид (Homo) отделился от горилл в Африке около 8 миллионов до н.э., а от шимпанзе не позднее 5 миллионов до н.э. (Обнаружение черепа гоминида [Sahelanthropus tchadensis], датированного около 7 миллионов лет назад, может указывать на более раннее расхождение). К самым ранним гоминидам относились такие виды, как Australopithecus afarensis и Paranthropus robustus (объем мозга 350–500 куб. см). Примерно за 2,5 миллиона лет до нашей эры некоторые люди начали изготавливать каменные орудия труда (например, очень грубые чопперы и ручные топоры), и появились новые виды, такие как Homo habilis и Homo rudolfensis (объем мозга 590–690 куб. см). К 2 миллионам лет до нашей эры появилось больше видов людей, таких как Homo erectus (объем мозга 800–1250 куб. см). В течение следующих 500 000 лет Homo erectus распространился из Африки на Ближний Восток, в Азию и Европу. Между 1,5 миллионами до н.э. и 500 000 лет до н.э. Homo erectus и другие варианты человека породили более высокоразвитые типы Homo, известные как архаичные Homo sapiens . Это была группа художников из одного из этих архаичных видов Homo sapiens, которые создали петроглифы и купулы Бхимбетка в пещере Аудиториум , расположенной в Бхимбетке в Индии, и в Дараки-Чаттане. Эти купулы являются древнейшим искусством на земле. Начиная с 500 000 г. до н.э. эти новые типы превратились в Homo sapiens , примером чего является неандерталец (200 000 г. до н.э. или ранее). Неандертальцы имели размер мозга около 1500 куб. см, что на самом деле больше, чем у современного человека, поэтому очевидно, что емкость черепа — не единственный показатель интеллекта: важна и внутренняя структура мозга. По всей вероятности, скульпторы-неандертальцы (или их современники) создали знаменитые статуэтки, известные как Венера Берехат-Рам и Венера Тан-Тан , а также гравюры на охристом камне в пещере Бломбос в Южной Африке и купулы в Дордони. каменное убежище в Ла Ферраси. Наконец, около 100 000 лет до н. (40 000 г. до н.э.). Художники и скульпторы, принадлежащие к современному человеку (например, кроманьонец, человек Гримальди), были ответственны за великолепную наскальную живопись во Франции и на Пиренейском полуострове, а также за миниатюрные скульптуры «Венеры» и резьбу по слоновой кости швабской Юры, найдены в пещерах Фогельхерд, Холе-Фельс и Холенштейн-Штадель.
|
|
Эпоха нижнего палеолита Это самый ранний период эпохи палеолита. Она начинается с первого появления человека как млекопитающего, изготовляющего орудия труда, до важных эволюционных и технологических изменений, ознаменовавших начало среднего палеолита. Он стал свидетелем появления трех различных культур, основанных на инструментах: (1) олдуванская культура (2 500 000–1 500 000 лет до н. э.); (2) ашельская культура (1 650 000–100 000 до н. э.); и (3) клактонская культура (ок. 400 000–300 000 до н.э.). В некотором смысле каменные орудия представляли «искусство» этого периода — ключевую форму творческого самовыражения человека. Нижнепалеолитические орудийные культуры Олдованская культура (2 500 000–1 500 000 до н. э.) Олдован описывает первые каменные орудия, использовавшиеся доисторическим человеком нижнего палеолита. Олдованская культура зародилась около 2,5 миллионов лет назад, впервые появившись в бассейнах Гона и Омо в Эфиопии. Ключевой особенностью олдованского производства инструментов был метод раскалывания камней для создания режущей или режущей кромки. Большинство инструментов были изготовлены с использованием одного удара одного камня о другой, чтобы создать отщеп с острыми краями. Ашельская культура и искусство (1 650 000–100 000 до н. э.) Ашельская культура была самой важной и доминирующей традицией изготовления инструментов эпохи нижнего палеолита в Африке и большей части Азии и Европы. Названные в честь типовой деревни Сен-Ашель на севере Франции и связанные с Homo ergaster , Homo heidelbergensis и западными Homo erectus , ашельские пользователи орудий труда с характерными для них овальными и грушевидными ручными топорами были первыми людьми, успешно распространившимися по всему миру. Евразия. Судя по сложной конструкции этих орудий, неудивительно, что самые ранние художественныечеловек каменного века восходит к ашельской культуре. Кроме того, теперь археологи считают, что ашельские народы были первыми, кто испытал огонь (около 1,4 миллиона лет до нашей эры) в результате удара молнии, хотя, что удивительно, только около 8000 лет до нашей эры человек научился точно управлять им. Клактонская культура (ок. 400 000–300 000 до н. Э.) Клактониан описывает культуру европейского производства кремневых орудий или «искусство», связанную с Homo erectus, восходящую к раннему периоду межледникового периода, известного как межледниковье Хоксна, Минделя-Риса или Гольштейна (примерно 300 000–200 000 г. до н.э.). Он был назван в честь типовых участков, расположенных в Клактон-он-Си, на юго-восточном побережье Англии и в Суонскомбе в графстве Кент. Последний также предоставил доказательства существования подвида Homo erectus , известного как Человек-Суонскомб. Клактонские инструменты иногда имели зазубрины, что указывало на то, что они были прикреплены к рукоятке или древку. Наскальное искусство нижнего палеолита Самые ранние зарегистрированные образцы человеческого искусства были созданы во время нижнего палеолита в пещерах и скальных убежищах центральной Индии. Они состояли из ряда петроглифов (10 купул и гравюры или канавки), обнаруженных в 1990-х годах в убежище из кварцитовой скалы (пещера Аудиториум) в Бхимбетке в центральной Индии. Это наскальное искусство датируется по крайней мере 290 000 лет до нашей эры. Однако может оказаться, что он намного старше (ок. 700 000 г. до н.э.). Считается, что археологические раскопки второй пещеры в Дараки-Чаттане в том же регионе относятся к тому же возрасту. Следующее древнейшее доисторическое искусство нижнего палеолита появляется почти в конце периода. Две примитивные статуэтки - Венера Берехат-Рам (найденная на Голанских высотах) и Венера Тан-Танская (обнаруженная в Марокко) датируются примерно между 200 000 и 500 000 г. до н.э. (первая более древняя). |
|
Эпоха среднего палеолита Среднепалеолитический период — второй этап палеолитической эры применительно к Европе, Африке и Азии. Доминирующей культурой палеолита была мустьерская культура, индустрия отщепов, в значительной степени характеризующаяся острыми и боковыми скребками, связанными (в Европе) с Homo neanderthalensis . Это не был период великих изобретений — например, простые ручные топоры все еще регулярно использовались, — но были внесены значительные улучшения в основной процесс изготовления инструментов, а также в ассортимент и правильное использование изготовленных орудий. К концу периода технология мустьерских инструментов была усилена другой культурой, известной как леваллуа, и практиковалась в Северной Африке, на Ближнем Востоке и даже в Сибири. Мустьерская культура (300 000–30 000 до н. э.) Название мустье происходит от типового участка Ле Мустье, пещеры в регионе Дордонь на юге Франции, хотя та же технология применялась в незамерзающих зонах Европы, а также на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Формы инструментов отличались широким разнообразием специализированных форм, включая зазубренные и зазубренные края. Эти новые конструкции лезвий помогли уменьшить потребность людей в использовании зубов для выполнения определенных задач, что способствовало уменьшению черт лица и челюсти у более поздних людей. Процесс изготовления инструментов Мустьерский человек смог стандартизировать процесс изготовления инструментов и, таким образом, повысить эффективность, возможно, за счет разделения и специализации труда. Производители инструментов приложили огромные усилия, чтобы создать лезвия, которые можно было бы регулярно затачивать, тем самым продлевая срок службы инструментов. Их производство лезвий с зазубренными краями, специальных скребков из шкур животных и т. п., а также ряда костяных инструментов, таких как иглы (предполагающих использование меха и шкур животных в качестве одежды и обуви), свидетельствует о растущем улучшении когнитивных способностей. иллюстрируется успехом неандертальца в охоте на крупных мамонтов, что требовало гораздо большей социальной организации и сотрудничества. Культура леваллуазских отщепов (ок. 100 000–30 000 до н. э.) Названная в честь пригорода Парижа, леваллуазская культура представляет собой важную культуру обработки кремня, для которой характерна усовершенствованная техника производства отщепов. Это включало предварительное придание сердцевине камня выпуклой черепаховой формы, чтобы получить более крупные чешуйки. Культура леваллуа повлияла на многие другие индустрии каменных орудий среднего палеолита. Искусство среднего палеолита Одним из немногих произведений искусства, относящихся к среднему палеолиту, является пара камней цвета охры, украшенных абстрактными штрихами, найденными в пещерах Бломбос к востоку от Кейптауна. (См. Также: Доисторические абстрактные знаки .) Они являются одним из старейших образцов африканского искусства и датируются 70 000 г. до н.э. После Бломбоса идут гравюры из яичной скорлупы Diepkloof , датированные 60 000 годом до нашей эры. Вполне вероятно, что к концу верхнего палеолита люди-художники начали создавать примитивные формы океанического искусства в юго-западной части Тихого океана и очень ранние виды племенного искусства .по всей Африке и Азии, хотя мало что сохранилось. См. также купулы в неандертальской пещере Ла Ферраси во Франции. |
|
Эра верхнего палеолита Верхний палеолит — завершающий и самый короткий этап палеолитической эпохи: менее 15% продолжительности предшествующего среднего палеолита. Когда речь идет об Африке, ее чаще называют поздним каменным веком. Помимо более специализированных орудий труда и более сложного образа жизни, культура верхнего палеолита породила первое массовое появление человеческой живописи и скульптуры, появившихся одновременно почти во всех уголках земного шара. Кроме того, с начала периода верхнего палеолита неандерталец подвид Homo sapiensбыл заменен «анатомически современными людьми» (например, кроманьонец, человек Шанселада и человек Гримальди), которые стали единственными гоминидами, обитавшими в континентальной Европе. Но см., например, гравюру неандертальца в пещере Горхэма , Гибралтар (37 000 г. до н. э.). Культуры каменных орудий Пять основных орудийных культур верхнего палеолита: (1) перигордская (также известная как шательперронская; (2) ориньякская; (3) граветтская; (4) солютрейская и (5) мадленская. Верхнепалеолитическое общество В эту эпоху были построены самые ранние рукотворные жилища (в основном полуподземные земляные дома), а расположение поселений указывает на более сложную модель социальных взаимодействий, включающую коллективную охоту, организованное рыболовство, социальную стратификацию, обрядовые события, сверхъестественные и религиозный ритуал. Другие события включали начало частной собственности, использование иглы и нитки и одежды. Верхнепалеолитическое искусство Период верхнего палеолита стал свидетелем начала изобразительного искусства , включая рисование , моделирование, скульптуру и живопись , а также ювелирные изделия , личные украшения и ранние формы музыки и танца. Тремя основными формами искусства были наскальная живопись , наскальная гравюра и миниатюрная фигуративная резьба . Наскальная живопись верхнего палеолита В этот период в доисторическом обществе стали приниматься ритуалы и церемонии - квазирелигиозного или шаманского характера. В результате некоторые пещеры были зарезервированы под доисторические художественные галереи, где художники начали рисовать животных и сцены охоты, а также различные абстрактные или символические рисунки. Наскальное искусство впервые появилось во время ранней ориньякской культуры, примером чему служат точки и ручные трафареты на пещерных рисунках Эль-Кастильо (около 39 000 г. до н. э.), трафареты и изображения животных в пещерном искусстве Сулавеси (около 37 900 г. до н. Наскальные рисунки Фумане (около 35 000 г. до н.э.) и сказочные монохромные рисунки животных в пещере Шове (около 30 000 г. до н.э.). Недавнее открытие — наскальное искусство Колибоайя (30 000 г. до н. э.), датированное радиоуглеродом, на северо-западе Румынии. Примеры граветтского искусства включают доисторические ручные трафареты в (теперь подводных) пещерах Коскер (около 25 000 г. до н.э.) и пещере Рукадур (24 000 г. до н.э.), а также полихромные изображения углем и охрой в Пеш -Мерле (около 25 000 г. до н.э.) и Куньяк. Пещера (около 23000 г. до н.э.). Но, без сомнения, самым запоминающимся искусством того периода являются трафареты для рук из пещеры Гаргас (25 000 г. до н.э.), на которых изображено леденящее душу множество изувеченных пальцев. В солютрейский период доисторические художники (под влиянием поздних граветтских традиций) начали работу над своими великолепными полихромными изображениями лошадей, быков и других животных в пещере Ласко (с 17 000 г. ). Мадленская наскальная живопись хорошо представлена полихромными изображениями бизонов и оленей в пещере Альтамира в Испании (15 000 г. до н. э.), изображениями оленей на рогах, найденными во французской пещере Лорте (15 000 г. (14 000 г. до н.э.), черные рисунки мамонтов в пещере Руффиньяк (14 000 г. до н.э.), красно-черные рисунки в пещере Тито Бустильо (14 000 г. до н.э.) и русские рисунки в Каповой пещере (около 12 500 г. до н.э.) в Башкортостане. В Австралии самым старым наскальным искусством является рисунок углем Наварла Габарнманг в Арнем-Ленде, Северная территория, датированный по углероду 26 000 г. до н.э. Наскальное искусство Кунальда (флейтинг на пальцах) датируется 18 000 г. до н.э., а фигуративные картины Брэдшоу датированы углеродом 15 500 г. до н.э. В Африке изображения животных углем и красной охрой на камнях пещеры Аполлона-11 в Намибии датируются 25 500 г. около 9500 г. до н.э.
Верхнепалеолитическая наскальная гравюра Примерами наскальной гравюры верхнего палеолита являются следующие памятники: Абри Кастане (35 000 г. до н.э.), Грот Дез-Увертюр (26 500), пещера Кюссак (25 000), пещера Коскер (25 000), пещера Ле Плакар (17 500), Рок-де-Сер. Пещера (17 200), пещера Ласко (17 000), пещера Руффиньяк (14 000), пещера Труа Фререс (13 000) и пещера Комбарель (12 000). Еще дальше наскальное искусство аборигенов началось на севере Австралии, куда прибыли первые «современные» люди из Юго-Восточной Азии. Считается, что наскальное искусство Убирр и наскальное искусство Кимберли датируются 30 000 г. до н.э., как и древние наскальные рисунки на полуострове Берруп в Пилбаре , Западная Австралия. Все эти австралийские палеолитические памятники известны своими гравюрами под открытым небом, тогда как почти все европейские гравюры были созданы в пещерах: главным исключением являются гравюры в долине Коа, Португалия (22 000 г. до н.э.). Верхнепалеолитическая скульптура Художники верхнего палеолита создали огромное количество небольших скульптур женских фигур, известных как статуэтки Венеры . В ориньякские времена они включали: Венеру из Холе-Фельса (слоновая кость, 35 500 г. до н.э.) и Венеру Гальгенбергскую (также известную как фигурка Стрэтцинга) (ок. 30 000 г. до н.э.). Во время следующей граветтской культуры появилось больше, например: Венера из Дольни Вестонице (статуэтка из керамической глины: около 26 000 г. до н.э.); Венера Монпазье (резьба по лимониту: около 25 000 г. до н.э.); Венера Виллендорфская (скульптура из оолитового известняка: около 25 000 г. до н.э.); Венера Савиньяно(змеевидная скульптура: около 24 000 г. до н.э.); Венера Моравская (резьба по бивню мамонта: около 24 000 г. до н.э.) ; Венера Лоссельская (скульптура из известняка: около 23 000 г. до н.э.); Венера Брассемпуи (бивень мамонта: около 23 000 г. до н.э.) ; Венера Леспуга ( бивень мамонта: около 23 000 г. до н.э.); Венера Костенковская (резьба из бивня мамонта : 22 000 г. до н.э.), Венера Гагаринская (вулканическая порода: ок . 22 000 г. до н.э.), Венеры Авдеевские (кость слоновой кости: ок. 20 000 г. до н.э.), Венеры Зарайские (кость слоновой кости: ок.20 000 г. до н.э.) и мальтийские Венеры(слоновая кость: 20 000 г. до н.э.), и это лишь некоторые из них. Другие неженские примеры включают Человека-льва из слоновой кости из Холенштейн- Штаделя (ок. 38000 г. до н.э.). Более поздние скульптуры мадленского периода см.: Венера Елисеевичская (14 000 г. до н.э.), немецкая Венера Энгенская («Венера Петерсфельса») (13 000 г. до н.э.) и Венера Монрус-Невшательская (ок. 10 000 г. до н.э.), последняя Верхнепалеолитические статуэтки. Рельефная скульптура верхнего палеолита Рельефная скульптура каменного века представлена рельефом из известняка Дордонь, известным как Венера Лоссельская (ок. 23 000–20 000 до н. Э.); красивая резьба по перигору с изображением лосося/форели в пещере Абри-дю-Пуассон (ок. 23 000–20 000 до н. э.); исключительный фриз в пещере Рок-де-Сер (17 200 г. до н.э.) в Шаранте; Кап Блан Фриз (15 000 г. до н.э.) в Дордони; рельефы Tuc d'Audoubert Bison (около 13 500 г. до н.э.), найденные в Арьеже ; и известняковый фриз в Рок-о-Сорсье (ок. 12 000 г. до н.э.), обнаруженный в Англ-сюр-л'Анлен в Вене. |
|
Верхнепалеолитическая орудийная техника Инструментальное производство претерпело некоторые изменения. На смену старым ручным топорищам и отщепам пришел широкий спектр разнообразных и специализированных инструментов, изготовленных из специально подготовленных камней. Они включали наконечники копий и стрел, а также фирменное лезвие в форме восьмерки. Появились рукоятки, гарпун, специальное рыболовное снаряжение, ряд резцов и скребков. Помимо кремня широко использовались такие материалы, как кость, слоновая кость и рога. Художественные и орудийные культуры в эпоху верхнего палеолита Ориньякская культура (около 40 000–26 000 до н. э.) Одна из нескольких культур, которые сосуществовали в верхнепалеолитической Европе, она также практиковалась даже в юго-западной Азии. Ее название происходит от типового городка недалеко от деревни Ориньяк в Верхней Гаронне, Франция. Его инструменты включали сложные костяные орудия, такие как наконечники с канавками, прорезанными в нижней части для крепления к рукояткам / копьям, скребки (включая носовые скребки), резцы, долота и дубинки военного образца. Ориньякское искусство также стало свидетелем первых значительных проявлений изобразительного искусства, живописи и скульптуры: явление, которое продолжалось на протяжении всей остальной эпохи верхнего палеолита. Известные примеры включают красные абстрактные символы на Эле - Кастильо , монохромные пещерные росписи на Шове и Coliboaia и раннюю Венера фигурок со всей Европой. Другое ориньякское наскальное искусство включало трафареты рук, следы пальцев, гравюры и барельефы. Кроме того, ориньякцы изготовили первые личные украшения из украшенной кости и слоновой кости, такие как браслеты, ожерелья, подвески и бусы. Это растущее самосознание вместе с рождением изобразительного искусства отмечает ориньякскую культуру как первую современную культуру каменного века. Перигордская / шательперронская культура : (около 33 000–27 000 г. до н.э.) Шательперрон был важной культурой верхнего палеолита центральной и южной Франции. Происходя от более раннего мустье, практикуемого Homo neanderthalensis , он использовал леваллуазскую технологию отщепов, производя зубчатые и зазубренные каменные орудия, а также характерные кремневые лезвия (возможно, используемые для изготовления украшений) с притупленными спинками, известные как «острия Шательперрона». Никакое особое искусство не связано с этой культурой. Граветтская культура (около 26 000–20 000 лет до н. э.) Граветт был европейской верхнепалеолитической культурой, название которой происходит от типового городка Ла Граветт в департаменте Дордонь во Франции. Его фирменным инструментом (производным от острия Шательперрона) практиковались в восточной, центральной и западной Европе небольшое остроконечное лезвие с тупым, но прямым острием, называемое граветт-острием. Продолжалось производство личных украшений, и очевидно увеличение количества личного имущества, что указывает на растущую степень социального расслоения. Граветтское искусство чрезвычайно богато как наскальной живописью, так и переносными скульптурными произведениями. Примером первого служат прекрасные трафареты в пещере Коскер и цветные рисунки углем и охрой в пещере Пеш-Мерль . Самая известная граветтовская скульптура состоит из фигурок Венеры, таких как Венеры Долни-Вестонице (Чехия), Виллендорф (Австрия), Савиньяно (Италия), Костенки (Россия), Мораваны (Словакия), Лоссель (Франция), Брассемпуи (Франция). ), Леспюг (Франция) и Гагарино (Россия). Солютрейская культура (около 20 000–15 000 до н.э.) Эта культура происходит из типового городка Солютре в районе Макон на востоке Франции. Любопытно, что солютрейские производители инструментов, по-видимому, разработали ряд уникальных передовых технологий, некоторые из которых не использовались в течение нескольких тысяч лет после их ухода. В любом случае, солютрейцы производили лучшие изделия из кремня эпохи палеолита в Западной Европе. Однако около 15 000 г. до н.э. солютрейская культура таинственным образом исчезает из археологических источников. Некоторые палеоантропологи считают, что между солутрейцами и более поздней североамериканской культурой Хлодвига существует сходство (о чем свидетельствуют артефакты, найденные в Блэкуотер-Дроу в Нью-Мексико, США), что указывает на то, что солютрейцы мигрировали через замерзшую Атлантику в Америку. Другие эксперты считают, что солютрейскую культуру захлестнула волна новых захватчиков. Солютрейское Искусство Возможно, из-за своего внимания к инструментальной технологии солютрейское искусство известно прежде всего своими достижениями в гравюре и рельефной скульптуре — см., например, сказочные наскальные гравюры и фриз в пещере Рок-де-Сер (ок. 17 200 г. до н. э.) — даже хотя великолепные наскальные рисунки Ласко относятся к тому периоду. Эксперты считают, что художники, создававшие наскальные росписи в Ласко и Ла Пасьеге, находились под влиянием либо поздней граветтской, либо ранней мадленской культуры. Древняя керамика также появилась в это время в Восточной Азии. Самые старые известные черепки происходят из керамики пещеры Сяньрендун (около 18 000 г. до н.э.), обнаруженной на северо-востоке провинции Цзянси, Китай. После этого следует керамика пещеры Ючаньян (около 16 000 г. до н.э.) из китайской провинции Хунань и керамика бассейна реки Амур (14 300 г. до н.э.). Между тем, в Японии керамика началась с керамики Дзёмон (14 500 г. до н.э.). Для получения более подробной информации в хронологическом порядке см.: Хронология керамики . Магдалинская культура (около 15 000–8 000 до н. э.) Магдалина – завершающая культура периода и апогей палеолитического искусства, древнекаменного века. Его название происходит от типового сайта La Madeleine недалеко от Les Eyzies во французской Дордонь. Мадленская орудийная технология определяется производством более мелких и сложных орудий (от остроконечных наконечников до игл, хорошо обработанных скребков до резцов в виде клювов попугая), сделанных из тонких кремневых отщепов и материалов животного происхождения (кость, слоновая кость и т. д.), чьи специальные функции и деликатность свидетельствуют о передовом характере культуры. Искусство Магдалины Мадленская культура придавала все большее значение эстетическим предметам, таким как личные украшения, церемониальные аксессуары, одежда и особенно изобразительное искусство. Керамика также появилась в Европе - см. , например, керамику Vela Spila (15 500 г. до н.э.) из Хорватии. Действительно, культурные горизонты мадленского народа легко оценить, изучая подъем рисунка, живописи, рельефной скульптуры того периода, примером которого являются наскальные рисунки Альтимира , чей символизм, в частности, представляет собой первую попытку людей навязать свое собственное чувство смысла. в относительно нестабильном мире, а также гравюры из пещеры Аддаура (11 000 г. до н.э.), стиль которых удивительно современен. Эта неудержимая тенденция всего за несколько тысячелетий привела к появлению пиктограмм, иероглифов и письменности. Подробнее см.: Искусство Магдалины .
|
|
Мезолитическая культура Мезолитический период является переходной эпохой между культурой охотников-собирателей верхнего палеолита, затронутой льдом, и земледельческой культурой неолита. Чем сильнее влияние отступающих льдов на окружающую среду региона, тем дольше длилась эпоха мезолита. Так, в районах, где не было льда (например, на Ближнем Востоке), люди довольно быстро перешли от охоты/собирательства к сельскому хозяйству. Поэтому их мезолитический период был коротким, и его часто называют эпипалеолитом или эпипалеолитом. Для сравнения, в районах, переживающих переход от льда к безледному периоду, эпоха мезолита и ее культура длились гораздо дольше.
Европейские мезолитические люди Археологические открытия мезолитических останков свидетельствуют о большом разнообразии рас. К ним относятся Azilian Ofnet Man (Бавария); несколько более поздних типов кроманьонцев; типы брахицефальных людей (короткочерепные); и типы долихоцефалов (длинного черепа). Европейские мезолитические культуры Когда лед исчез, и его заменили луга и леса, мобильность и гибкость стали более важными в охоте и добыче пищи. В результате мезолитические культуры характеризуются небольшими и более легкими кремневыми орудиями, большим количеством рыболовных снастей, каменных тесел, луков и стрел. Очень постепенно, по крайней мере в Европе, охота и рыболовство уступили место земледелию и приручению животных. Три основные европейские мезолитические культуры: азилианская , тарденуазская и маглемозийская .. Азилиан был каменной промышленностью, в основном микролитовой, связанной с Человеком Офнет. Тарденуазиан, связанный с тарденуазским человеком, производил небольшие кремневые лезвия и небольшие кремневые орудия геометрической формы, а также костяные гарпуны с использованием кремневых отщепов в качестве зазубрин. Маглемозия (северная Европа) была костяной и роговой культурой, производившей кремневые скребки, сверла и керновые топоры. Мезолитическое наскальное искусство Мезолитическое искусство отражает появление новых условий жизни и методов охоты, вызванное исчезновением больших стад животных из Испании и Франции в конце ледникового периода. Леса теперь скрывали ландшафт, что требовало более тщательной и совместной охоты. Наскальное искусство европейского мезолита дает больше места человеческим фигурам и характеризуется более острым наблюдением и большим повествованием в картинах. Кроме того, из-за более теплой погоды во многих местах он перемещается из пещер на открытые площадки. Известные произведения искусства периода мезолита Известные произведения живописи и скульптуры, созданные художниками эпохи мезолита, включают следующее: Произведение искусства: Куэва-де-лас-Манос (Пещера Рук) (ок. 9500 г. до н.э.) Произведение искусства: наскальное искусство Бхимбетка (ок. 9000–7000 гг. до н. э.) Произведения искусства: картины на холмах Пачмари
(9000–3000 гг. до н. э.) Произведения искусства: пещерные гравюры
Вандерверк (ок. 8200 г. до н. э.) Произведение искусства: наскальное искусство Тассили-н-Аджер
(ок. 8000 г. до н. э.) Произведение: Шигирский идол (7500 г. до н.э.) |
|
Неолитическая культура Эпоха неолита ознаменовалась коренными изменениями в образе жизни во всем мире. ВНЕШНИЙ первобытный полукочевой стиль охоты и сбора пищи ВНУТРИ пришел гораздо более оседлый образ жизни, основанный на земледелии и разведении домашних животных. Неолитическая культура характеризовалась каменными орудиями, обработанными полировкой или шлифовкой, и земледелием (основные культуры: пшеница, ячмень и рис; домашние животные: овцы, козы, свиньи и крупный рогатый скот) и непосредственно привела к росту таких ремесел , как гончарное дело и ткачество. Все это началось около 9000 г. до н.э. в деревнях Южной Азии, откуда оно распространилось на внутренние районы Китая - см. Искусство неолита в Китае .- а также в плодородный полумесяц Тигра и Евфрата на Ближнем Востоке (около 7000 г.), прежде чем распространиться в Индию (около 5000 г.), Европу (около 4000 г.) и Америку (независимо) (около 2500 г. до н.э.) ). Создание оседлых общин (сел, поселков, а со временем и городов) повлекло за собой целый ряд новых видов деятельности, в частности: быстрое стимулирование торговли, строительство торговых средств (главным образом лодок), новые формы общественных организаций, наряду с ростом религиозных верований и связанных с ними обрядов. А за счет улучшения снабжения продовольствием и контроля за окружающей средой население быстро увеличивалось. За десятки тысячелетий до появления земледелия общая численность населения колебалась от 5 до 8 миллионов человек. К 4000 г. до н.э., после менее чем 5000 лет ведения сельского хозяйства, их число возросло до 65 миллионов. Неолитическое Искусство В целом, чем населеннее и обеспеченнее ресурсами регион, тем больше произведений искусства он производит. Так было и с неолитическим искусством , которое разветвлялось в нескольких разных направлениях. И хотя большинство древнего искусства оставалось в основном функциональным по своей природе, больше внимания уделялось орнаментам и украшениям. Например, резьба по нефриту — одно из величайших направлений китайского искусства — впервые появилась в эпоху культуры неолита, как и китайские лаковые изделия и фарфор. См.: Хронология китайского искусства (18000 г. до н.э. - настоящее время). Портативное искусство С ростом заселения деревень и других небольших сообществ наскальная живопись начинает заменяться более портативным искусством. Находки в Чатал-Хююке, древней деревне в Малой Азии (современная Турция), включают прекрасные фрески (в том числе первую в мире пейзажную живопись ), датируемые 6100 г. до н.э. Произведения искусства постепенно украшаются драгоценными металлами (например, медь впервые используется в Месопотамии, а более развитая металлургия обнаружена в Юго-Восточной Европе). Начинают появляться отдельно стоящие скульптуры из камня и дерева , а также бронзовые статуэтки (в частности, цивилизации долины Инда) ., один из первых двигателей живописи и скульптуры в Индии ), примитивные украшения и декоративные узоры на различных артефактах. Керамика Однако основным средством неолитической цивилизации была керамическая керамика, лучшие образцы которой (в основном с геометрическим орнаментом или мотивами животных / растений) производились в районе Месопотамии (Иран, Ирак) и восточного Средиземноморья. Другие культурные события Другие важные тенденции, связанные с искусством, которые проявляются в искусстве неолита, включают письменность и религию. Появление в Шумере ранних иероглифических систем письма предвещает появление изобразительных средств коммуникации, в то время как возросшее благосостояние и безопасность позволяют уделять больше внимания религиозным формальностям, например, поклонению (в храмах) и погребению в мегалитических гробницах. Архитектура и мегалитическое искусство Появление первого города-государства (Урук в Месопотамии) предсказывает создание более безопасных сообществ по всему миру, многие из которых будут конкурировать за создание своей собственной независимой культурной и художественной идентичности, создавая в процессе постоянные архитектурные мегалиты . (См.: История архитектуры ). В эпоху неолита также появились монументальные гробницы, такие как египетские пирамиды , и отдельные монолиты, такие как Сфинкс в Гизе — подробности см . в разделе « Древнеегипетская архитектура ». Для получения подробной информации об архитектуре гробниц и декоративных гравюрах в Ирландии в этот период см. Искусство ирландского каменного века .. Другие известные произведения искусства эпохи неолита Известные произведения живописи и скульптуры, созданные художниками эпохи неолита, включают следующее: Произведение искусства: резьба по дереву Цзяху (около 7000–5700 гг. до н. э.) Произведение искусства: погребальный камень Колдстрим
(ок. 6000 г. до н. э.) Произведение: Сидящая женщина из Чатал-Хуюка
(ок. 6000 г. до н.э.) Произведения искусства: египетские женские фигурки Наквада I
(около 5500-3000 гг. до н.э.) Произведение искусства: персидская керамика эпохи энеолита
(ок. 5000–3500 гг. до н. э.) Произведение искусства: мыслитель из Чернаводы (около 5000 г. до н.э.) Произведение: Рыбный бог Лепенски Вир
(ок. 5000 г. до н.э.) Произведение искусства: иракские керамические тарелки Самарра и Халаф (около 5000 г.) Произведение искусства: гравюры с жирафами
Дабу (около 4000 г. до н.э.) Произведение искусства: Произведение: Статуэтки Вальдивии
(ок. 4000–3500 гг. до н. э.) Произведение искусства: Подвеска в виде свиньи-дракона (культура Хуншань) (около 3800 г. до н.э.) Бронзовый век (в Европе, 3000 г. до н.э. - 1200 г. до н.э.) Характеризуется развитием металлургии, в частности добычи и выплавки меди, наряду с добычей и выплавкой олова, что отражено в изысканных скульптурах из бронзы, золота и серебра. Возникновение египетской архитектуры, металлургии, энкаустики и каменной скульптуры. См.: Искусство бронзового века . Шедевр бронзового века : баран в чаще (ок. 2500 г. до н. э.) Эта необычная скульптура высотой 18 дюймов ( Британский музей , Лондон) изображает барана, стоящего на задних лапах и смотрящего сквозь символический кусок подлеска. Минималистское изображение зарослей и сосредоточенное, несчастное выражение морды животного демонстрирует удивительное художественное чутье и делает его шедевром шумерского искусства того времени. Произведение искусства: Майкопский золотой бык (около 2500 г. до н.э.) Железный век (в Европе, 1500–200 гг. до н. э.) Характеризуется переработкой железной руды для производства железных инструментов и оружия. В Северной Европе процветали гальштатский и латенский стили кельтского искусства , а в Средиземноморье возникли великие школы греческого искусства и персидского искусства , а также культура и архитектура минойской, микенской и этрусской цивилизаций. См.: Искусство железного века . В Индии около 200 г. до н.э. первые картины появились в пещерах Аджанты. Подробнее см.: Классическая индийская живопись (до 1150 г. н.э.). |
• Дополнительную информацию об истории и фактах о декоративно-прикладном искусстве каменного века см. в Энциклопедии изобразительного искусства . ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА |