Определение доколумбового искусства
, история, хронология: культуры майя, ацтеков, инков, чавинов.
ГЛАВНЫЙ ИНДЕКС АЗ - АЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ДВИЖЕНИЙ

Приколи это



Фигура ползающего младенца.
(1200-900 гг. до н.э.) Мексиканское искусство ольмеков.
Музеи изящных искусств Сан-Франциско.

ЭВОЛЮЦИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Подробнее о направлениях
и стилях в искусстве см.: История искусства .
Краткое руководство по конкретным
стилям см. в разделе Художественные движения .

Доколумбовое искусство (ок. 1200 г. до н. э. — 1535 г. н. э.)

Содержание

Определение
История
Мезоамерика
Хронология доколумбового мезоамериканского искусства
- Церемониальная архитектура
- Скульптура
- Керамика
- Кодексы и фрески
- Перья и мозаика
Южная Америка
Хронология доколумбового искусства Южной Америки
- Архитектура
- Резьба
- Керамика
- Металлообработка
- Текстиль



Трафареты для рук в Куэва-де-лас-Манос
в Аргентине, датируемые 7300 г. до н.э.


Mixtec Мозаичная маска Тескатлипоки
15 век. Британский музей .


Двуглавый змей, бирюза,
красно-белая мозаика на дереве.
Ацтеки (возможно) Микстеки, (1400-1521).

Определение

Термин « доколумбовое искусство » относится к архитектуре, искусству и ремеслам коренных народов Северной, Центральной и Южной Америки и островов Карибского моря (ок. 13 000 г. до н.э. - 1500 г. н.э.) до периода времени, отмеченного после прибытия Христофора Колумба в Америку. Смотрите также: Искусство американских индейцев . Термин « Мезоамерика » является синонимом Центральной Америки, описывая культурный регион в Америке, который простирается примерно от центральной Мексики до Белиза, Гватемалы, Сальвадора, Гондураса, Никарагуа и северной Коста-Рики.

История

Цивилизации Центральной Америки (Мезоамерики) и Тихоокеанского побережья Южной Америки были примерно современниками европейской христианской эры. И то, и другое было быстро прекращено испанским завоеванием, последовавшим за открытиями Колумба. Завоеватели сразу же оказались в конфликте с коренными жителями. Солдаты были мародерами и охотниками за сокровищами в поисках золота. Жрецы, стремясь спасти человеческие души, взяли с собой не менее жестокие методы инквизиции и во имя своей религии в итоге уничтожили целую культуру.

Было две империи: ацтеки Мезоамерики и инки Перу. Оба были оседлыми и компетентными в сельском хозяйстве и поддерживали искусство и архитектуру. Оставленные памятники впечатляюще массивны, но общества, создавшие их, были на удивление примитивными. Культура майя Мезоамерики добилась успехов в математике и астрономии, но была захвачена ацтеками с севера в одиннадцатом и двенадцатом веках, которые, в свою очередь, были завоеваны испанцами в 1519 году. Завоевание Перу последовало в 1532 году.

В доколумбовых культурах, кажется, доминировал милленаризм — вера в то, что конец света периодически был неизбежен. Этого можно было бы избежать только человеческими жертвоприношениями, и, конечно, как только такая вера завоюет господство, ее невозможно опровергнуть. Их боги представлялись ужасающими монстрами, чью враждебность можно было умилостивить только кровью, пытками и жертвоприношениями. Некоторые элементы доколумбовых суеверий никогда не исчезали, а бичевание и другие формы самоистязания были включены в форму христианского ритуала, все еще характерную для этого субконтинента.

О постколумбовом искусстве см.: Американское колониальное искусство (ок. 1670–1800) и Американское искусство (с 1750 г. по настоящее время).


Мачу-Пикчу (Перу, 15 век)
Доколумбовая стоянка инков на высоте тысяч
футов в горах.
Это место было построено в 1450 году
и заброшено в 1572 году
. Считается, что население
умерло от оспы.

Мезоамерика

Хронология доколумбового мезоамериканского искусства

Мезоамериканские культуры традиционно делятся на три временных периода, протянувшихся с 1200 по 1580 год, следующим образом:

Доклассический период (ок. 1200–200 гг. н. э.)
В эту эпоху доминировала цивилизация ольмеков , которая процветала около 1200–400 гг. до н. э. Ольмеки создавали фигурки из нефрита и вырезали колоссальные головы высотой до 8 футов. Центральноамериканская традиция строительства огромных церемониальных комплексов началась с ольмеков.

Классика (c.200-900)
В этот период господствовали майя . Подобно культурам Миссисипи Северной Америки, таким как натчезы и чокто, майя жили в крупных сельскохозяйственных поселениях, практикуя свой собственный тип иероглифического письма, а также продвинутую астрономию. Искусство майя в основном характеризуется петроглифами , разнообразным наскальным искусством , некоторой каменной скульптурой и резьбой по дереву , а также фресками (город Бонампак около 750 г. н.э.).

Постклассический период (ок. 900-1580)
В этот период сначала доминировала (ок. 900-1300) цивилизация тольтеков из западного региона, которая вырезала массивные блочные скульптуры, подобные тем, которые использовались в качестве отдельно стоящих колонн в Туле, Мексика . . Затем пришли миштеки , чья центральная мексканская культура была активна как в доацтекскую, так и в постацтекскую эпохи, с их уникальным стилем живописи , в котором все доступное пространство покрыто плоскими фигурами, расположенными в виде геометрических узоров. Культура ацтеков центральной и южной Мексики породила множество изобразительных искусств , в том числе: яркую фресковую живопись, маски, церемониальные костюмы, браслеты и ожерелья, а также ряд глиняных, каменных и деревянных скульптур. Мозаичное искусство ацтеков часто использовалось для украшения масок, а также архитектуры.

Церемониальная Архитектура

Примерно с 2000 г. до н.э. возведение больших церемониальных зданий, обычно сгруппированных в комплекс церемониального центра, стало центральным элементом центральноамериканского общества. Основным типом была пирамидальная насыпь на платформе, похожая на насыпь египетских пирамид , но оканчивавшаяся плоской вершиной, к которой вели от одного до четырех лестничных пролетов для проведения ритуальных практик: см., например, пирамиду в Теотиуакане. (около 500 г. н.э.). Такие пирамиды в Мезоамерике выполняли скорее церемониальную, чем погребальную функцию, и играли центральную роль в выполнении религиозных обрядов. (См. Также: Религиозное искусство.) В Монте-Альбане в Оахаке и Паленке в низменности майя в этих сооружениях также были обнаружены богатые захоронения гражданских или религиозных сановников, но они имели второстепенное значение по сравнению с основным назначением пирамиды. (Подробнее о пирамидах см.: Древнеегипетская архитектура с 3000 г. до н.э.)

В Центральной Америке существовало два основных типа архитектурного стиля, особенно ярко выраженные в строительстве пирамид: широкий квадратный талуд-таблеро в Мексике и высокая форма майя с узким основанием. Своды выступов из перекрывающихся плоских сбалансированных камней также типичны для архитектуры майя и широко использовались в качестве техники при строительстве дворцов и храмов. Настоящая арка никогда не была известна в Новом Свете. Еще одной типичной чертой культурной традиции Центральной Америки была площадка для игры в мяч, на которой играли в священную игру с мячом. Это впервые появилось, как и пирамида, с первой крупной цивилизацией Центральной Америки - ольмеками .побережья Мексиканского залива. Площадка для игры в мяч имела форму заглавной буквы «I» с подчеркнутыми поперечинами; более поздние образцы имели каменные кольца на обоих концах, через которые пропускался мяч. Зрительские места были расположены по обе стороны от главного корта. См., например, Большой бальный двор в Чичен-Ице (около 500 г. н.э.).

Дворцы и храмы аристократии, одноэтажные жилые помещения и мастерские ремесленников были организованы в виде упорядоченной сетки вокруг основного ритуального комплекса. Город Теотиуакан в Мексике, процветавший около 500 г. н.э., является одним из самых замечательных примеров спланированного городского и религиозного центра.

Доколумбовая архитектура оказала большое влияние на современных архитекторов, таких как Фрэнк Ллойд Райт (1867-1959). См. Американскую архитектуру .

Скульптура

Искусство процветало в основном в форме скульптуры в Центральной Америке. Фигуры и фрезы, масштабы которых варьируются от гигантских до очень маленьких, являются основой художественного сознания культурной традиции. Змеи, черепа, рычащие ягуары и мрачный бог дождя Тлалок украшают многие храмы и дворцы целыми скульптурами или фризами.

Скульптурный стиль, естественно, меняется во времени, в разных регионах и в разных местных культурах. Культура ольмеков, например, специализировалась на каменной скульптуре , производя гигантские базальтовые головы, изображающие воинов или игроков в мяч, самые большие из которых имеют высоту девять футов и весят до двадцати тонн. Их тяжелый, почти негроидный вид сильно отличается от изящных, стройных черт скульптурных или лепных фигур майя с их высокими замысловатыми головными уборами. В низменностях майя возведение и искусная резьба столбов или стел олицетворяли эстетику этой конкретной цивилизации в ее расцвете, записывая астрономические, религиозные и гражданские события в иероглифических символах. Сама стела часто изображала богов или сановников, их тела были покрыты замысловатыми плавными узорами в виде барельефа.

Пластическое искусство мексиканских культур ацтеков, завершившееся в 16 веке завоеванием ацтеков испанцами, произвело прекрасно выполненные скульптуры мрачных свирепых существ и животных и очень натуралистичные версии гремучей змеи, койота и ягуара. Человеческий череп всегда был популярным предметом, и лучший из существующих образцов вырезается из чистого хрусталя. Непосредственные предки ацтеков, толтеки , также были воинственным и поклоняющимся смерти народом, о чем свидетельствуют гигантские каменные воины в храмах с колоннами в Туле, их столице, и широкое распространение культа черепов и чакмулов.- лежащая каменная фигура, несущая на животе жертвенную чашу. Более мелкие скульптуры существуют в виде фигурок из глины или полированного нефрита. Ольмеки копили тайники с нефритовыми фигурками и любили реалистичные модели толстых младенцев (см. рисунок).

Керамика

Гончарное производство было известно в Центральной Америке к 2000 г. до н.э., хотя остекление и гончарный круг никогда не были известны. Горшки изготавливались вручную или изготавливались по формам, а в первые века нашей эры производились прекрасные полихромные полированные изделия. Разнообразие форм и украшений огромно. Большинство стандартных форм, изготовленных в Старом Свете с помощью гончарного круга, были обычными: тарелка, миска, кувшин, ваза и стакан с множеством их усовершенствований. Керамика украшалась различными способами, от штамповки, насечки, вырезания и аппликации геометрическим орнаментом до полихромной росписи ритуальных сцен с сановниками, заключенными и рабами. Последние были особенно распространены в керамике майя.Культура микстека-пуэбла в Мексике. Позже, перешедшая к ацтекам, она производила лакированную полихромию, состоящую в основном из геометрических мотивов. Также были популярны урны и вазы с изображениями людей, животных и воображаемых персонажей.

Кодексы и фрески

Иероглифическое письмо было обнаружено в Центральной Америке к I веку нашей эры и вырезалось в основном на памятных стелах . Совсем недавно были созданы кодексы, в которых пиктограммы были нарисованы на подготовленных полосах оленьей шкуры или ткани из коры и образовывали несколько ценных письменных отчетов, которые доколумбовые народы сделали о себе. Есть три кодекса майя и многие другие из Мексики. В них подробно описываются истории и легенды племен, а также аспекты повседневной жизни и такие интересные подробности, как дань, полученная императором Монтесумой II от его подданных.

Сохранилось немного фресок , но существуют прекрасные красочные образцы от наскальных рисунков ольмеков до более сложных ритуальных сцен со стен храмов в Теотиуакане в Мексике и Бонампаке в низменностях майя.

Перья и мозаика

Щиты, штандарты, головные уборы и накидки для знати часто создавались в богато украшенной и красочной гранильной работе из перьев, проданных из тропических лесов. Это ремесло особенно ценилось в Центральной Америке, и лучшие образцы, существующие сегодня, были переданы в знак признания испанским правителям-конкистадорам.

Инкрустация змеевиком, бирюзой, малахитом и ракушками для изготовления мозаики также была популярным ремеслом и известна со времен ольмеков. Ольмеки наиболее известны своими красивыми мостовыми из инкрустированных змеевиков, представляющих собой стилизованные маски ягуара и намеренно закопанных, вероятно, по ритуальным причинам. Ацтеки создавали чудесные маски и черепа, обложенные бирюзой, малахитом и панцирем с глазами из железного пирита. Один из их самых известных мозаичных артефактов — жертвенный нож с халцедоновым лезвием и инкрустированной рукоятью в виде присевшего орла-воина. Более крупные мозаики, украшающие стены дворцов и храмов, состоят из сложных геометрических мотивов; они встречаются в основном после 800 г. н.э. в архитектуре майя, хотя прекрасные примеры существуют в Митле в Мексике.

Чтобы узнать о других «примитивных» произведениях искусства, см.: Океаническое искусство (острова Тихого океана) и африканское искусство (Северная Африка и страны Африки к югу от Сахары), Наскальное искусство аборигенов (Австралийский континент).

Южная Америка: Андские и прибрежные королевства

Хронология доколумбового искусства Южной Америки

Самое раннее искусство в Южной Америке появилось на археологических памятниках, таких как знаменитая Куэва-де-лас-Манос (Пещера рук) , которая восходит к эпохе мезолитического искусства , около 7300 г. до н.э.

В Андском регионе (современное Перу) первой развитой культурой была северная цивилизация Чавин , которая процветала в 1000-300 гг. до н.э. Известен мелкой керамикой, а также великолепными фресками, резьбой и другими артефактами (Обелиск Тельо, Лансон и Стела Раймонди), раскопанными на его главном религиозном месте Чавин-де-Уантар. На смену чавинам пришли моче (ок. 100–800 гг. Н. Э.), Которые лучше всего известны своими портретными вазами, металлургией и архитектурой (например, Уака-дель-Соль и Уака-де-ла-Луна). Тем временем на южном побережье Перу за культурой Паракас , известной своими тканями, последовалаКультура Наска , ответственная за южноамериканский ренессанс в многоцветном керамическом искусстве (ок. 200–750 гг. Н. Э.). Более поздние культуры в Андах включали северную культуру уари (или уари), известную своей каменной архитектурой, скульптурой и крупномасштабной расписной керамикой; Боливийская культура Тиуанако (375-700 гг. н.э.); народ чиму , известный своим серебряным и перьевым искусством. (См. также: Племенное искусство .) Затем пришла великая цивилизация инков (расцвет 1400-1535 гг.), прославившаяся своим ювелирным и ювелирным искусством , золотой/серебряной скульптурой и характернымиабстрактное искусство , а также его монументальная архитектура.

Архитектура

Строительные материалы были либо из камня, либо из сырцового кирпича. Первый в основном встречается в высокогорье, а второй - на побережье, где обширные городские и оборонительные комплексы были созданы исключительно из этого материала, например, в Чан-Чане, столице прибрежной империи Чиму на севере Перу.

С 1000 г. до н.э. народы Перу строили сложные храмы и ритуальные сооружения, как, например, в Чавин-де-Уантар в Северном нагорье, где было обнаружено, что главная платформа храма изрезана лабиринтами как минимум на трех уровнях. Самая известная архитектура принадлежит инкам, которые строили могучие крепости. Саксахуаман недалеко от Куско имеет три кольцеобразных зигзагообразных укрепления с базальными камнями, высота которых иногда превышает 25 футов. Раствор не использовался, но благодаря тщательной резке и отделке каждого камня были сделаны идеальные соединения. Построенные таким образом и слегка суженные от основания к вершине, они были достаточно прочными, чтобы выдерживать сильные землетрясения в этом регионе.

Резьба

Как и в случае с архитектурой, изящная скульптура возникла примерно с 1000 г. до н.э. в культуре Чавин. Большой белый гранитный монолит высотой более 12 футов был найден в центре кургана храма в Чавин-де-Уантар, на пересечении галерей. Этот «Великий образ» был замысловато вырезан в виде рычащего клыкастого человекоподобного существа с волосами в виде змеиных голов и поясом, состоящим из голов змеи-ягуара — концепции, центральные для Чавина и других южноамериканских художественных стилей. На карнизах были вырезаны изображения кондоров с кошачьими атрибутами или барельефы кошачьих со змеиными атрибутами. Примерно в то же время в Серро-Сечин на побережье Перу стены храма состоят из искусно вырезанных монолитов с рельефной скульптурой .воинов и их мертвых или расчлененных пленников, также популярная тема. Гораздо позже, около 1200 г. н.э., в Чан-Чане можно увидеть совсем другой тип скульптуры с фризами из глиняной штукатурки на стенах храма, где были представлены полностью мифические существа драконоподобной внешности вместе с морскими птицами и рыбами, подчеркивая значение прибрежной экономики здесь. В высокогорной Боливии на берегу озера Титикака Тиауанако, центр другой великой цивилизации, демонстрирует мастерство в исполнении цельных скульптур и резных рельефов с главными фигурами, также изображающими рычащих существ-человеков-ягуаров и божеств с головами кондоров, несущих посохи. Более тяжелые каменные статуиприземистых мужчин с раскосыми глазами можно найти поблизости в Пукаре.

См. также: Как оценить скульптуру . Чтобы узнать о более современных работах, см.: Как оценить современную скульптуру .

Керамика

Гончарное производство было введено около 1800 г. до н.э., а более поздние периоды демонстрируют большую компетентность в этой области прикладного искусства . Все визуальные формы были обычными и, поскольку гончарный круг был неизвестен, производились вручную или из форм. Особой популярностью пользовались бутыль со стременем и от этой формы сосуд со свистком, часто украшенный реалистичными фигурками людей и животных. Керамика дала доколумбовым мастерам один из основных видов искусства , и вытекающее из этого разнообразие и живость форм и украшений иллюстрируют это. Около 400 г. н.э. Мочикаиз северного побережья Перу производили огромное количество тонко отлитых горшков, некоторые из которых изображали местных сановников, другие изображали разнообразные повседневные развлечения и занятия людей, от ткачества до занятий любовью. Обычными были нарисованные сцены сражений, шествия знати и наказания обнаженных заключенных. Некоторые из самых красивых горшков были сделаны на южном побережье Перу в долине Наска до 600 г. н.э. Чаши, кувшины с мостом и носиком или фигурки-урны обычно украшались яркими полированными полихромными рисунками, изображающими живых птиц, рыб, животных и людей. Культура Уари-Тиауанако точно так же зависело от керамики для распространения своего смелого и характерного художественного стиля. Клыкастые существа с головными уборами, похожими на лучи солнца, змеи и орлы все еще в изобилии. Инки украшали свою керамику в основном замысловатыми геометрическими мотивами. Арибалл — большой шаровидный кувшин с заостренным основанием и высоким, широко раскрытым горлышком — был классической формой инков, использовавшейся для хранения и транспортировки воды или алкогольного напитка чича .

Металлообработка

Металлоконструкции стали широко использоваться во времена Чавина, к 900 г. до н.э., хотя известные методы ограничивались ковкой, отжигом, пайкой и чеканкой листового золота и серебра. Во времена Мочика использовались все техники, включая литье — простое и незамысловатое .- легирование и золочение. К тому времени металл использовался в утилитарных целях при производстве оружия и сельскохозяйственных орудий, а также пластин и украшений. Чиму с северного побережья Перу были особенно известны своей высокой степенью компетентности в области металлургии, они производили большое количество золотых и серебряных фигурок, церемониальных ножей, пинцетов, ушных раковин, тарелок, мисок и кубков, многие из которых были украшены прекрасными чеканными изображениями богов, животных и мифические существа. Именно от них инки, а затем и испанцы приобрели большую часть своих богатств. Во время испанского завоевания (1519 г. н.э.) Южная и Средняя Америка технически все еще находились в бронзовом веке , не зная обработки железа.

Текстиль

Исключительно засушливые условия побережья Перу, особенно на юге, объясняют замечательную сохранность органического вещества, особенно ткани. На полуострове Паракас находятся кладбища культуры, ремесленники которой специализировались на плетении замысловатых и сложных узоров многих насыщенных цветов из хлопка и тонкой шерсти альпаки и ламы для себя и своих лордов. Испанцы прокомментировали изысканные ткани, которые они видели, и отметили, что в Перу техника была более утонченной, чем в Европе - ткань, похожая на шелк, ткалась императором инков для эксклюзивной одежды из шерсти дикой викуньи. Все техники были известны: гобеленовое искусство, парча, вышивка, двойное полотно и ажур являются наиболее предпочтительными. Также очень популярны переплетающиеся мотивы кошачьих голов или двуглавых змей. Как и в случае с украшением керамики, текстиль часто был средством передачи культовых идей с упором на рисунки, представляющие формы божеств. Некоторые фигуры реалистичны, но чаще сильно стилизованы, соответствуют требованиям техники ткачества, а фигуры временами кажутся почти геометрическими в своем исполнении. Чтобы узнать о других ремеслах, см. Народное искусство .

Произведения доколумбового искусства можно увидеть во многих лучших художественных музеях мира.

 

• Хронологический справочник по раннему искусству Северной и Южной Америки см. в разделе History of Art Timeline .
• Для получения дополнительной информации о культуре Мезоамерики и Южной Америки см.: Домашняя страница .


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСТОРИИ ИСКУССТВ
© visual-arts-cork.com. Все права защищены.

Исходный текст