Древние
типы керамики, история, развитие глиняных сосудов.

ГЛАВНЫЙ ИНДЕКС АЗ

Приколи это



Кувшин Фукабати (около 2000 г. до н.э.)
Керамический сосуд среднего периода Дзёмон
Поздний японский неолит.

ЭВОЛЮЦИЯ ИСКУССТВА
Как развивалось изобразительное искусство:
Путеводитель по истории искусства .

Древняя керамика (18000 г. до н.э.)

Содержание

Введение
Какие существуют виды керамики?
Как украшают керамику?
Где и когда была изобретена керамика?
Почему керамика впервые появилась в Китае?
История и развитие керамики
Палеолитическая керамика
Неолитическая керамика в Китае
Керамика распространяется из Китая
Бассейн Амура и Сибирь (Россия)
Япония
Европа
Древняя Персия
Ближний Восток
Древняя Индия
Америка
Африка
Древняя Греция
Развитие китайской керамики



Позднеминойская ваза в дворцовом стиле
Неопалатиальный период (1700-1425 гг. до н.э.)
Обратите внимание на украшение по всей поверхности.


Греческая гидрия с птицами (700 г. до н.э.)
Водоносное судно
Беотийский геометрический стиль.
Музей Лувр.

ЧТО ТАКОЕ ИСКУССТВО?
Для пояснения см.:
Art Definition, Meaning .

Введение

Гончарное дело, также называемое керамикой или керамическим искусством — создание предметов, в основном сосудов для приготовления пищи или хранения, сделанных из глины, а затем закаленных при нагревании, — было первым функциональным искусством, появившимся в верхнем палеолите после росписи тела . Самой ранней формой была китайская керамика , впервые появившаяся в Цзянси, к югу от бассейна реки Янцзы. Как наскальная живопись , так и другие виды доисторического искусства, изобретение и развитие гончарного дела является отражением социальных, экономических и экологических условий, многие из которых еще плохо изучены, и важным показателем культурного развития общества. Более того, в то время как первые керамические сосуды, должно быть, предоставили охотникам-собирателям каменного века несколько новых возможностей для приготовления и употребления пищи, мы почти не имеем ни малейшего представления о том, как использовались ранние горшки. В данной статье мы акцентируем внимание на керамических промыслах в период предыстории и классической античности . Между тем, чтобы увидеть, как эволюция керамики вписывается в хронологию предыстории, см.: Хронология доисторического искусства.(от 2,5 млн до н. э.).

Какие виды керамики существуют?

Существует три основных типа керамической посуды: фаянс, керамогранит и фарфор, которые классифицируются в зависимости от глины, из которой они изготовлены, и температуры, необходимой для их обжига. (A) Глиняная посуда - самый старый и самый простой вид керамики. Он также самый мягкий, поскольку нагревается при самой низкой температуре (обычно от 1000 до 1200 градусов по Цельсию). Это майолика, фаянс и делфт. (Б) Керамическая посуда это более плотная керамика, которая обжигается при более высокой температуре (от 1100 до 1300 градусов по Цельсию). Кроме того, керамические изделия обычно покрывают глазурью из стеклянного порошка и снова обжигают при более высокой температуре. Это заставляет глазурь сливаться с глиняным телом, создавая стекловидную непроницаемую поверхность. В то время как глиняная посуда обычно имеет цвет от желтовато-коричневого до темно-красного, керамическая посуда варьируется от серого до желтовато-желтого или даже зеленого, как в случае с селадоном. (C) Фарфор , из которого китайский фарфор остается лучшим и наиболее ценным вариантом, тоньше керамической посуды, издает звонкий звук при постукивании и имеет характерную полупрозрачность на свету.


Луристанский гончарный сосуд (ок. 1500 г. до н. э.)
Древний керамический сосуд из
Западной Персии с длинным
полуцилиндрическим носиком, петлевой
ручкой и гравированным орнаментом.
Галерея древнего искусства Хиксенбо.
Нью-Йорк.

 

Как украшают керамику?

Керамика может быть украшена различными способами. (1) Он может быть покрыт глазурью с использованием ряда цветных пигментов на минеральной основе . Добавление оксида железа, например, создает глазурь зеленоватого цвета, характерную для китайской керамики из селадона. (2) Он может быть окрашен вручную до (или после) глазурования методом, известным как подглазурное (или надглазурное) декорирование. (3) Окраска шликером — это еще одна декоративная техника, при которой тонкий слой воды и глины, называемый шликером, наносится на поверхность сосуда, как краска. (4) Гравировка или вырезание узоров или изображений на глиняной поверхности — еще один вид украшения. (5) Узоры также можно нанести на внешнюю поверхность горшка, обернув сосуд в форму или с помощью спиральных плетеных изделий, или путем оттиска или штамповки узоров на корпусе из необработанной глины. См. также: Декоративное искусство .

Где и когда была изобретена керамика?

Согласно археологическим данным, керамика впервые появилась в эпоху палеолитического искусства в Восточной Азии (Китай, Япония и бассейн реки Амур на востоке России), прежде чем в конечном итоге распространилась на Ближний Восток и в бассейн Средиземного моря в период неолита, тысячи лет спустя.

Первая керамическая скульптура — Венера из Долни-Вестонице , датируемая примерно 25 000 лет до н . юго-восток Китая. Вплоть до открытия Цзянси самым ранним искусством этого типа была керамика из пещеры Ючаньян (16 000 г. до н.э.), обнаруженная в китайской провинции Хунань. В Европе старейшее гончарное дело было разработано в Чехии. Другой очень древний пример - керамика Вела Спила (15 500 г. до н.э.) из Хорватии и керамика бассейна реки Амур.датируется 14 300 г. до н.э.

ПРИМЕЧАНИЕ. Список самых старых известных произведений искусства в мире см. в статье: « Старейшее искусство каменного века: 100 лучших произведений » .

Почему керамика впервые появилась в Китае?

Археологи точно не знают, почему гончарное дело зародилось в Китае. Текущая теория состоит в том, что производство керамики было вызвано климатическими условиями. Керамика Xianrendong, например, была создана во время последнего максимума Gacial, когда температура в Восточной Азии была исключительно низкой. Чтобы выжить, люди должны были извлекать из пищи максимальную калорийность и питательную ценность. Одним из решений было изготовление горшков для приготовления пищи, поскольку приготовление пищи помогает увеличить потребление питательных веществ из крахмалистых растений и мяса, отсюда и изобретение глиняной посуды. Появлению китайской глиняной посуды могли способствовать и другие факторы. Начнем с того, что страна богата сырьем (глина, каолин, полевой шпат, кварц), необходимым для производства керамики. Кроме того, фактором могла быть относительно высокая плотность китайского населения, особенно на юго-востоке страны. Однако мы до сих пор не знаем всей истории о том, почемуКитайское искусство в этой области намного опережало своих европейских собратьев. Стоит также отметить, что фарфор производили в Китае еще в 9 веке, но европейцы не могли производить его до 18 века. Для конкретного взгляда на хронологическое развитие китайской керамики см.: Хронология китайского искусства (18 000 г. до н.э. - настоящее время), а также азиатское искусство (от 38 000 г. до н.э.).

История и развитие гончарного дела

Обратите внимание на следующие приблизительные периоды времени:
Искусство каменного века (40 000-2500 до н.э.) Искусство
бронзового века (3000-1100 до н.э.)
Искусство железного века (1100-200 до н.э.)

Палеолитическая керамика

Вплоть до 1990-х годов большинство археологов и антропологов считали, что гончарные изделия впервые были изготовлены в период неолитического искусства (ок. 8000–2500 гг. до н. э.), после окончания ледникового периода, когда люди перешли от охотников-собирателей к земледелию и животноводству. Однако находки в Сяньрэндуне и Ючаньяне, а также тайник с керамикой Дзёмон, обнаруженный на стоянке Одайямамото I (14 540 г. Солютрейское искусство (20 000–15 000 лет до н. э.) — удивительное развитие, учитывая относительное отсутствие китайского пещерного искусства .в течение этого периода. Более того, с развитием более совершенных методов датирования вполне вероятно, что мы найдем еще более древние памятники среднего периода верхнего палеолита.

Все, что требовалось для примитивных горшков для приготовления пищи каменного века, — это запас глины и источник тепла. Таким образом, большая часть китайской керамики верхнего палеолита (примерно до 10 000 г. до н.э.) была сделана грубо из глины, обожженной в кострах в течение короткого времени при температуре до 900 градусов по Цельсию. Сосуды были сделаны с круглым дном, чтобы избежать острых углов или краев, которые были бы более склонны к растрескиванию. Глазури не использовались, а украшение ограничивалось использованием свернутых «веревок» и плетеных изделий. (В Японии примерно с 14 000 г. до н.э. культура «Дзёмон» была названа в честь декоративной техники оставления отпечатков на внешней стороне горшка путем вдавливания веревки в глину перед ее обжигом.)

Неолитическая керамика в Китае

Хотя китайская керамика производилась непрерывно с 18 000 г. до н.э., она оставалась относительно примитивной. Однако в эпоху китайского неолита появление гончарного круга и более совершенных печей, а также появление параллельных технологий в плавке и металлургии помогли улучшить ассортимент и качество всех видов керамической посуды.

Ранний неолит (ок. 7500-5000)

Самые ранние китайские горшки эпохи неолита представляли собой глиняную посуду красного цвета, изготовленную вручную (путем намотки), обожженную на кострах. Украшение ограничивалось простыми рисунками, нанесенными методами штамповки и тиснения. Культуры раннего неолита в Китае включают:

• Культура Наньчжуантоу (9500–7700 гг. до н. э.), южный Хэбэй.
Первобытные горшки.
• Культура Пэнтоушань ( 7500-6100 гг. до н.э.) Северо-Западный Хунань.
Известен керамикой с маркировкой шнуром.
• Культура Пэйлиган ( 7000-5000 гг. до н.э.) Хэнань.
Толстые горшки красного цвета, часто с ручками-«ушками», круглым дном, толстым горлышком.
• Культура хоули (6500-5500 гг. до н.э.) Шаньдун.
Сосуды в первобытном стиле.
• Культура синлунва (6200–5400 гг. до н. э.) Внутренняя Монголия.
Известен своей цилиндрической керамической посудой, обожженной при низких температурах.
ЦишанКультура (6000-5500 гг. до н.э.) керамисты южного Хэбэй
Цишань обычно использовали декоративные шнуры и создавали более разнообразный ассортимент горшков, включая тазы, сервировочные подставки и декоративные чашки для питья.
• Культура Дадивань (5800-5400 гг. до н.э.) Ганьсу и Шэньси.
Продолжение гончарной традиции Цишань.

Средний неолит (ок. 5000–4000 до н. э.)

Примерами китайской керамики этого периода являются кувшины с глубоким корпусом, красные или красно-коричневые сосуды и амфоры. Восток был известен своей тонкой глиняной или закаленной глиняной посудой, украшенной геометрическими узорами, а также полосами с аппликацией. В низовьях реки Янцзы гончары специализировались на черной глиняной посуде. Культуры среднего неолита в Китае включают:

• Культура Синьлэ (5500–4800 гг. до н. э.) в низовьях реки Ляо на полуострове Ляодун.
Керамика синлэ не отличается какими-либо особыми характеристиками.
• Культура Чжаобаогоу (5400-4500 гг. до н.э.) Внутренняя Монголия и Хэбэй.
Известен гравированными горшками с геометрическим / зооморфным орнаментом.
• Культура Бэйсинь (5300-4100 гг. до н.э.) Шаньдун.
Никакой характерной керамики.
• Культура Хэмуду (5000–4500 гг. до н. э.) Юяо, провинция Чжэцзян.
Горшки хемуду были толстыми и пористыми и часто окрашивались в черный цвет от древесного угля. Использовались криволинейные и геометрические узоры, а также более простая маркировка шнура.

Поздний неолит (ок. 4000-2000 до н.э.)

Китайская керамика позднего неолита представляет собой множество тонких полированных церемониальных сосудов, иллюстрирующих культуру «расписной керамики» того периода. Среди них были тщательно отполированные чаши из красной керамики с черными точками, спиралями и плавными линиями. Для сравнения см. Также: Древнеперсидское искусство (от 3500 г. до н.э.).

К 3000 г. до н.э. китайские керамисты достигли исключительного мастерства и элегантности. Дизайн включал панели в форме тыквы, пилообразные линии, радиальные спирали и зооморфные фигуры. Преобладающая культура Луншань (3000-2000 гг. до н.э.) характеризовалась блестящей черной керамикой толщиной с яичную скорлупу и мастерством в сборке компонентов, в которой носики, ножки и ручки были добавлены к основной форме.

• Культура Даси (5000–3000 гг. до н. э.) Регион средней реки Янцзы.
Известен своей красной керамикой, чашками для питья толщиной с яичную скорлупу и черно-оранжевым дизайном.
• Культура Яншао (5000–3000 гг. до н. э.) Хуанхэ, Хэнань.
Керамика Яншао известна своими белыми, красными и черными окрашенными сосудами, украшенными схематизированными мотивами птиц, рыб, оленей и растений. Но больше всего он известен своими погребальными кувшинами для хранения, украшенными (только верхняя половина) рядом завитков и пилообразных мотивов, нанесенных широкими ритмичными мазками черного и красного пигмента.
• Культура Хуншань (4700-2900 гг. до н.э.) Внутренняя Монголия и Хэбэй.
Керамика Хуншань характеризовалась небольшими чашами и прекрасными расписными украшениями.
• Культура Давенкоу (4100–2600 гг. до н. э.) Шаньдун, Хэнань и Цзянсу.
Примером посуды Давенкоу являются кубки индивидуального дизайна на длинной ножке.
• Культура Луншань (3000–2000 гг. до н. э.) Центральная/низовья реки Хуанхэ.
Гончары Луншань были одними из первых пользователей гончарных кругов. Для их работ характерна тонкостенная полированная «керамика из черной яичной скорлупы». Лучшие горшки имеют темно-серый/черный корпус, иногда с гравировкой, но никогда не окрашенный, и имеют металлический вид. Сложное мастерство изготовления большей части гончарных изделий Луншань предполагает, что многие из его керамических сосудов были сделаны для церемониальных обрядов, связанных с поклонением духам предков.

Керамика распространяется из Китая

Между 18 000 и 12 000 г. до н.э. гончарное искусство распространилось из материкового Китая по Восточной Азии. После этого он появился в Японии (к 14 500 г. до н.э.), в бассейне реки Амур (к 14 000 г. до н.э.), в Африке к югу от Сахары (к 9500 г. до н.э.), в Персии (к 8000 г. до н.э.), на Ближнем Востоке (к 7000 г. до н.э.) , в Америке (к 5500 г. до н.э.) и на Индийском субконтиненте (к 5500 г. до н.э.). Конечно, возник ли он самостоятельно или был «экспортирован» мигрантами из Китая, неизвестно. Как ни странно, глиняная посуда так и не прижилась в неолитической Австралии — месте назначения для нескольких волн доисторических мигрантов из Юго-Восточной Азии — поскольку нет никаких свидетельств наличия черепков глиняной посуды в местах наскального искусства аборигенов в этот период.

Бассейн реки Амур и Сибирь (Россия)

Керамика распространилась из Китая по бассейну Амура в Амурскую область, в Россию и через море в Японию. В Приамурье гончарное дело датировано и зафиксировано на стоянках Гася и Хумми (14–13 200 до н. э.). За этой стадией примитивной верхнепалеолитической керамики последовал переходный период (11 200–6000 до н.э.), прежде чем утвердилась неолитическая амурская керамика. В любом случае, керамика производилась на всем Дальнем Востоке России к 6000 г. до н.э., особенно в культурах Громатухи и Новопетровской культуры.

В Сибири самая старая известная керамика происходит из археологических раскопок Усть-Каренга, недалеко от озера Байкал, датируемая между 11 800 и 10 500 годами до нашей эры. Это недалеко от стоянки Мальтийских Венер (ок. 20 000 г. до н.э.), которые были обнаружены близ Усольского (Усолья), примерно в 60 милях к северо-западу от Иркутска.

Япония

Древняя японская керамическая посуда, известная как керамика Дзёмон , является вторым старейшим типом керамики после Китая. Период «Дзёмон» в японском искусстве .приравнивается к периоду неолита и в переводе с японского означает «с узором из веревок» по узорам, выдавленным в глине. Самые старые японские горшки (зарождающаяся культура Дзёмон) были обнаружены на стоянке Одай Ямамото I в префектуре Аомори и датируются примерно 14 540 годом до нашей эры. Осколки древней японской керамики также были найдены на стоянке Камино на юго-западе Японии, датируемой 14–13 000 г. до н.э.; и в пещере на северо-западном побережье современного Кюсю, датируемой 12 700 г. до н.э. Гончарный круг в то время был неизвестен, поэтому все горшки Дзёмон изготавливались вручную. Глина сочеталась с различными добавками, включая слюду, свинец, волокна и измельченные ракушки. После того, как глиняный объект был сформирован, использовались инструменты для сглаживания поверхностей. Потом,

Сосуды дзёмон делятся на пять основных категорий: гончарные изделия « фукабати » (кувшины, глубокие миски); « хачи » (миски средней глубины); « асабачи » (неглубокие миски); « цубо » (сосуды с длинным горлышком и узким горлышком); и « чуко » (контейнеры с носиком). Основной функцией глиняной посуды Дзёмон было хранение пищи. Но исследователи обнаружили, что горшки и кувшины Дзёмон также использовались для хранения трупов младенцев и маленьких детей.

Период Дзёмон традиционно делится на шесть фаз:

Зарождение Дзёмон (ок. 14 500–8 000 до н. э.).
Это переходная фаза, соединяющая палеолитический и неолитический образ жизни. Зарождающаяся керамика Дзёмон представляла собой преимущественно глубокие емкости для приготовления пищи с заостренным дном и примитивными шнуровыми отметинами.
Начальный Дзёмон (ок. 8000–5000 гг. до н. э.).
Керамические сосуды увеличиваются в размерах, что свидетельствует о более оседлом образе жизни. Украшение становится более изысканным. Внедрение волнистых ободов и плоского днища.
Ранний Дзёмон (ок. 5000–2500 гг. до н. э.).
Известен глиняной посудой для приготовления пищи и хранения с маркировкой шнура.
Средний Дзёмон (ок. 2500–1500 гг. до н. э.).
Известен своими богато украшенными керамическими фигурками и сосудами «догу», в том числе сосудами в стиле «пламя». Края горшков становятся более сложными.
Поздний Дзёмон (ок. 1500–1000 гг. до н. э.).
Известен высококачественными церемониальными и ритуальными сосудами. Антропоморфные фигурки, сопровождающие погребения, помещены в керамические горшки.
Финальный Дзёмон (ок. 1000–300 гг. до н. э.).
На него сильно повлияло корейское искусство и керамика Мумун, простой, неукрашенный стиль посуды для приготовления пищи и хранения.

 

Европа

Хотя керамическая скульптура была известна в Восточной Европе (Чехия) примерно с 25 000 г. до н.э. (Венера из Дольни-Вестонице), что указывает на то, что европейские охотники-собиратели были знакомы с предметами из обожженной глины, по крайней мере, с граветтского периода, керамика, как известно, не имела были сделаны в Европе примерно до 5000 г. до н.э. [Примечание: существует значительная разница между низкокачественной обожженной глиной, используемой для скульптуры, и высококачественной керамической посудой.]

Однако в 2006 году археологи обнаружили в пещере Вела-Спила на острове Корчула, недалеко от побережья Хорватии, осколки палеолитической керамики, датируемые периодом между 15 500 и 13 000 лет до нашей эры. Эти фрагменты, которые сейчас выставлены в Центре культуры Вела Лука, кажутся старейшими образцами керамики в Европе, хотя, возможно, они скорее скульптурные, чем утилитарные. Также ведутся раскопки пещеры Якас, еще одного палеолитического памятника на острове Корчула, недалеко от деревни Зрново.

В любом случае, керамика попала в Европу с Ближнего Востока в седьмом тысячелетии до нашей эры. Под влиянием технологий, пришедших из современной Сирии и Ирака, греческий регион Фессалия стал первым известным регионом Европы, где около 6300 г. до н.э. производилась керамика. В течение следующего тысячелетия эта греческая неолитическая культура развивается в более существенную культуру Сескло , которая является источником неолитической экспансии на европейском континенте. Культура сескло распространилась на север через реки Тиса и Дунай, превратившись в культуру протолинейной керамики и меньшую культуру Хамангиа (Румыния). (См. также керамическую скульптуру Хамангиа »Мыслитель из Чернаводы », 5000 г. до н.э.) Первое затем порождает два культурных движения - Восточную культуру линейной керамики (ок.5000 г. до н.э.) и Культуру западной линейной керамики (ок.4500 г. до н.э.). Восточная ветвь распространяется в Болгарию, Венгрия, Украина, западная ветвь простирается в Чехию , Польшу, Германию, а затем во Францию, Бельгию и Нидерланды.Культура - шла из Греции на запад в Средиземное море и Адриатику, распространяясь на Балканы, Италию, долину Роны во Франции и Восточную Испанию. Вся эта неолитическая культурная экспансия по Европе происходила примерно между 6000 и 4500 годами до нашей эры.

Персия

Королевство Древней Персии (современный Иран) располагалось посередине сухопутных торговых путей, которые вели на запад из Китая. Поэтому неудивительно, что гончарные изделия достигли (и утвердились) в Персии не позднее 8000 г. до н. э., за много столетий до того, как они появились на Ближнем Востоке. Например, древняя керамика была найдена во многих местах в западной Персии, в том числе в Гандж-Даре (Долина сокровищ) и Теппе-Сараб в провинции Керманшах, а также в местах в горах Загрос и вокруг них. Терракотовые фигурки людей и животных были особой специальностью Гандж Даре. Центры керамики были также обнаружены в Сузах и Чога-Миш на юго-западе Ирана.

Средний Восток

Однако стало очевидным, что гончарные изделия улучшались по мере того, как палеолит уступал место мезолиту и, в конечном счете, неолиту. Фактически, когда люди начали вести более оседлый сельскохозяйственный образ жизни эпохи неолита, в производстве керамики произошел значительный прогресс. Первые печи для обжига появились около 6000 г. до н.э. на Ближнем Востоке (Ярим-Тепе, Ирак) - сначала шахтные печи, затем печи с каменной облицовкой, что позволило достичь гораздо более высоких температур, что повысило надежность и долговечность горшков. Кроме того, гончарный круг был изобретен и разработан в Месопотамии (и во всем мире) между 6000 и 4000 годами до нашей эры, что привело к резкому увеличению количества керамических сосудов всех типов и размеров. (См.: Месопотамское искусство . 4500-539 гг. до н.э.) По мере того, как на Ближнем Востоке и вокруг Средиземноморья начали формироваться города, рос спрос на все виды керамических изделий, включая терракотовую скульптуру , а также напольную и кровельную черепицу, и, соответственно, улучшались технологии.

На Ближнем Востоке, вокруг Большой Месопотамии, неолитическое производство керамики можно разделить на четыре основных периода: период Хассуна (7000-6500 до н.э.), период Халаф (6500-5500 до н.э.), период Убайд (5500-4000 до н.э.), и период Урук (4000-3100 до н.э.). Самые ранние типы сосудов (около 7000 г. до н.э.) были изготовлены вручную из плит красновато-коричневой глины и оставались неукрашенными и неглазурованными. Но к 6000 г. до н.э. был введен ряд декоративных техник, в том числе замысловатые расписные узоры.

Керамика Хассуна (7000–6500 гг. до н. э.), названная в честь типового памятника Телль Хассуна, появилась в центральной Месопотамии и характеризуется характерным кремовым шликером с красноватой краской и линейными узорами.

Керамика Халаф (6500–5500 гг. до н. э.), названная в честь типового городка Телль-Халаф на северо-востоке Сирии, содержит больше цветов с геометрическими и животными мотивами оранжевого, красного, коричневого и черного цветов. Керамика в стиле позднего халафа отличалась высококачественной полихромной росписью, обычно отполированной до глянцевого блеска. Действительно, галафийская керамика достигла уровня технической сложности, невиданного до более поздней греческой керамики в форме коринфских и аттических изделий. Керамика Халаф также известна своей белой посудой с замысловатым узором из черных точек, а также кувшинами с расклешенными горлышками и овальными горлышками.

• Убайдская керамика (5500–4000 гг. до н. э.), названная в честь типового городища Телль аль-Убайд близ Ура, была первой керамикой, преобладавшей во всей Месопотамии. В целом убейдская керамика украшена более приглушенно, с небольшим блеском и цветом халафа. Вместо этого он известен своим более строгим стилем пластин и сосудов желтовато-коричневого или зеленоватого цвета, украшенных зигзагами, шевронами, параллельными линиями и другими геометрическими узорами. Более поздняя керамика Убайда изготавливалась в виде круга, обычно зеленоватого цвета, украшенного широкими черными горизонтальными линиями и простыми изгибами. Формы включали чашки с плоским дном.

Керамика Урук(4000-3100 гг. до н.э.), названный в честь шумерского города Урук, совпал с появлением городской жизни в Месопотамии, а затем и в Шумере. В это время гончарные изделия стали преобладающим средством месопотомского искусства: производство стало более специализированным, поскольку гончарные круги стали вращаться быстрее, а мастера лучше контролировали процесс обжига. Конструкция печи также улучшилась. Появление технологии плавки металлов эпохи энеолита также привело к улучшению гончарных технологий, равно как и перемещение гончарных мастерских на окраины поселений. Керамическая посуда Урук известна своей тщательно отполированной монохромной посудой, сделанной из красных или серых накладок, но в остальном относительно неукрашенной. Кувшины в стиле урук характеризуются большим горлышком,

К 4000 г. до н.э. более совершенные конструкции печей могли обжигать глиняную посуду при температуре до 1200 градусов по Цельсию, что открыло ряд новых технических возможностей. Значительное количество гончарных изделий теперь производилось небольшими группами гончаров, как правило, для небольших городов, а не отдельными мастерами, изготавливающими керамические сосуды для семьи. По мере того как регион становился богаче и организованнее, типы и характеристики керамических сосудов становились более разнообразными, а спрос на них рос. Для ускорения производства использовалось больше форм, и остекление получило широкое распространение.

Древняя Индия

Неолитическая керамика практиковалась в Индии не позднее 5500 г. до н.э., во время периода Мехргарх II (5500–4800 гг. До н.э.), особенно на территории современной северо-западной Индии и Пакистана. [ Культура Мергарха I (7000–5500 гг. до н. э.) была керамической.] Керамика получила дальнейшее развитие в период Мерхгарха III (4800–3500 гг. До н. э.), и особенно во время цивилизации долины Инда , которая процветала вдоль рек Инд и Гаггар-Хакра. Эта цивилизация , также называемая Хараппской цивилизацией, в честь типового городка Хараппа в Пенджабе.длился примерно с 3500 до 1300 г. до н.э., проходя через пять этапов производства керамики. В 1300 г. до н.э. за ним последовали индо-гангские традиции железного века «расписной серой посуды» и «северной черной полированной посуды». См.: Индия: живопись и скульптура .

Северная и Южная Америка

Неолитическая керамика в Северной и Южной Америке, в том числе сосуды для приготовления пищи, сосуды для хранения, погребальные урны, домашняя плитка, терракотовая скульптура, датируется как минимум шестым тысячелетием до нашей эры.

В Южной Америке горшки самого высокого качества производились в Андах и на западном побережье, особенно в Перу и Боливии. Сосуды и кувшины обычно украшались расписными фигурками животных и людей. Горшки из Эквадора, Колумбии, Аргентины и Чили были хуже обработаны. Самая ранняя южноамериканская керамика, раскопанная в пещере Педра-Пинтада, недалеко от Сантарена, Бразилия, была датирована 5500 г. до н.э. по углероду. Горшки из Тапериньо, также недалеко от Сантарена, датируются 5000 годом до нашей эры. Из бассейна Амазонки керамика распространилась на запад и юг, а затем и на север через Мезоамерику. Керамика культуры алака, изготовленная в Гайане, датируется 4000 г. до н.э., в то время как керамические сосуды культуры Сан-Хасинто в Колумбии датируются примерно 4500 г. до н.э., а в Пуэрто-Ормига в Колумбии - примерно 3800 г. до н.э. В Эквадоре керамика впервые появилась во время культуры Вальдивии около 3200 г. до н.э. и в культуре Панданче в Перу около 2450 г. до н.э. К концу третьего тысячелетия до н. ) к 1600 г. до н.э.

Гончарное дело зародилось в Северной Америке более чем за тысячу лет до того, как оно появилось в Мексике, что позволяет предположить, что либо оно попало в США по морю с отдельного континента, либо было независимо изобретено коренными жителями Северной Америки. Таким образом, керамические горшки из долины реки Саванна в Джорджии и Южной Каролине датируются примерно 2890 годом до нашей эры, а сосуды для приготовления пищи из культур Норвуд и Оранж во Флориде датируются 2460 годом до нашей эры. См. Также: Доколумбовое искусство (ок. 1200 г. до н.э. - 1535 г. н.э.)

Африка

Самая старая известная керамика в Африке происходит из Африки к югу от Сахары. В 2007 году швейцарские археологи нашли керамические черепки в Оунджугу в Центральном Мали, датируемые как минимум 9500 годом до нашей эры. Изготовление горшков в этой зоне Африки уже давно связано с распространением языков банту, но до сих пор проводилось мало исследований.

Два важных памятника керамики в Центральном Судане включают Хартумскую больницу и Шахейнаб, два типовых памятника хартумского мезолита и хартумского неолита соответственно. Черепки керамики на этих стоянках принадлежали погребальным сосудам и были найдены в могильных ямах рядом с останками скелетов. Для сосудов характерен волнообразный и пунктирно-волнистый орнамент.

Еще одним африканским местом неолитической керамики является скальное убежище Такаркори в горах Акакус на юге Ливии, где британские археологи раскопали гончарные черепки, датируемые 5200 г. до н.э. В полузасушливом пограничном районе Сахеля между пустыней Сахара и тропической Африкой (охватывающей части Гамбии, Сенегала, Мавритании, Мали, Алжира, Нигера, Нигерии, Камеруна, Чада, Судана, Эритреи) в различных местах были обнаружены фрагменты керамики. датируется 3000 годом до нашей эры. Смотрите также: Африканское искусство .

Возможно, самым известным типом африканской керамики является египетский фаянс , керамика не на глиняной основе, созданная египетскими керамистами, хотя она возникла в Уре, в Месопотамии. Самая старая фаянсовая мастерская с современными печами для обжига кирпича была обнаружена в священном египетском городе Абидос, датируемом 5500 годом до нашей эры. Египетский фаянс был изготовлен путем измельчения кристаллов кварца / песка с кальцием, магнием, калием, натрием и оксидом меди. Полученной пасте придавали форму, а затем обжигали. Во время нагрева формы затвердевают и приобретают яркие цвета и стеклянную поверхность. Египетское слово «фаянс» означает «сияющий», и считалось, что фаянсовая керамика отражает свет бессмертия. Смотрите также:Египетское искусство (3100 г. до н.э. - 395 г. н.э.).

Когда впервые был изобретен гончарный круг?
Никто не знает, кто изобрел гончарный круг и когда он был изобретен. Все, что мы можем сказать с уверенностью, это то, что он широко использовался в начале раннего бронзового века, около 2400 г. до н.э. Мы знаем, что некоторые примитивные формы гончарного круга (известные как турни или турнеты) использовались на Ближнем Востоке около 4500 г. до н.э. Более того, некоторые ученые придерживаются мнения, что собственно колесо было изобретено в Месопотамии (современный Ирак) несколько раньше: не в последнюю очередь потому, что в городе Ур был найден каменный гончарный круг, датируемый примерно 3129 годом до нашей эры. Однако есть много других возможностей. Румыния и Китай были названы возможными местами происхождения. как и крупные города цивилизации долины Инда в Индии. Между тем другие исследователи считают, что гончарный круг изобрели в Египте. В конце концов, именно в Египте в 3000 году до н. э. был разработан вал проигрывателя.

Древняя Греция

На западе античная керамика достигла своего апогея в классической Греции при изготовлении и украшении ваз, амфор и других предметов. Полную историю см. В разделе « Греческая керамика » (с 3000 г. до н.э.).

Истоки греческого мастерства относятся к периоду 3000-2000 гг. до н.э., когда искусство Эгейского моря вытеснило Фессалию в качестве ведущего центра гончарного дела. Минойское искусство также внесло свой вклад в это эгейское возрождение, как и новые формы керамики с Киклад, в том числе посуда Sesklo с ее геометрическим орнаментом и морскими мотивами. Но лучшие работы были выполнены на Крите в минойский протодворцовый период (2000–1800 гг. до н. э.), когда были построены великолепные дворцы в Фесте и Кноссе, а также в неодворцовый период (1650–1425 гг. до н. э.). Минойская керамика пользовалась большим спросом во всем Средиземноморье. микенское искусство, пришедшая на смену минойской культуре после того, как Крит был захвачен микенцами около 1400 г. до н. э., оказалась тусклой. Затем в 12 веке до н.э. Грецию оккупировали вторгшиеся племена с севера, что привело к упадку декоративно-прикладного искусства в большинстве районов страны.

Возрождение греческого искусства началось около 900 г. до н.э., с появлением греческой керамики в геометрическом стиле (ок. 900-725 гг. до н.э.), которая произвела одни из лучших произведений греческого керамического искусства. Примерно с 725 года за этим последовал восточный стиль греческой керамики (ок. 725–600 до н. Э.), Под влиянием греческих колоний в Малой Азии. На материковой части Греции двумя основными центрами гончарного дела были Афины и Коринф, чье соперничество повлияло на развитие по всем направлениям.

Расцвет греческого гончарного дела пришелся на период 600–480 гг. до н. э., с развитием гончарных изделий с «черными фигурами» , в которых рисунки наносились черным цветом на вазы из красной глины, за которыми последовала гончарная посуда с «красными фигурами» , в которой неразработанная область была закрашена . заполнены черной краской, чтобы контрастировать с резными узорами, окрашенными в красный цвет. См. Также: Греческая скульптура (от 650 г. до н.э.).

За исключением техники белого грунта , греческая керамика классического периода (около 480-330 гг. до н.э.) оказалась антикульминационной. Среда устарела, и возможностей для экспериментов стало меньше. Греческое керамическое искусство отпало как в технике, так и в творческих достоинствах, поддерживаемое только рядом региональных стилей в колониях, хотя эллинистическая керамика и живопись продолжали оказывать большое влияние на зарождающиеся керамические центры этрусского искусства , а также на римское искусство вплоть до имперского правления. эпоха.

Развитие китайской керамики (2000 г. до н.э. - 200 г. н.э.)

Культура династии Ся (2100–1600 гг. до н. э.), относящаяся к первой династии железного века в Китае, известна своей белой глиняной посудой, иногда украшенной бирюзой и морскими ракушками. Самые ранние керамические горшки для сильного обжига были изготовлены в Китае в период искусства династии Шан (1700–1050 гг. До н.э.) в таких местах, как Иньсюй и Эрлиган. Китайские мастера-гончары продолжали совершенствовать высокотемпературные методы наряду с различными типами глин, пока в конце концов не разработали настоящий фарфор . Керамисты Шан также добились заметных успехов в области высокообожженных глазурей . В следующую эпоху искусства династии Чжоу(1050-221 гг. до н.э.) ассортимент керамических изделий значительно расширился, а технологии производства усовершенствовались. В гончарных центрах долины нижнего течения реки Янцзы производился керамогранит - предшественник глазури из селадона , разработанной позже гончарами династии Тан. Искусство династии Хань(206 г. до н.э. - 220 г. н.э.) отвечал за два вида глазурованной посуды. На севере производили свинцовую глазурь слабого обжига бутылочно-зеленого цвета; в восточном районе Чжэцзян производили высокотемпературную коричневато-оливковую глазурь. Помимо достижений в области фарфора и высокообожженной керамики, в период с 2000 г. до н.э. по 200 г. н.э. в Китае наблюдался прогресс в производстве керамической посуды, в том числе: методы обжига и технология печи; создание и использование шликеров и глазурей при различных температурах; использование и разработка различных видов минеральных пигментов; и увеличение ассортимента керамических сосудов, особенно в области церемониальных и погребальных сосудов. Чтобы узнать больше о мастерстве Китая в технологии обжига терракоты, см.:Китайская терракотовая армия (ок. 246–208 до н. э.).

БОЛЬШЕ О ДРЕВНЕМ ИСКУССТВЕ ПОСМОТРИТЕ
НАШ ИНДЕКС ДОИСТОРИЧЕСКОГО ИСКУССТВА AZ

• Для получения дополнительной информации о палеолитических и неолитических глиняных сосудах см.: Домашняя страница .


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА
© visual-arts-cork.com. Все права защищены.

Исходный текст