Определение пейзажной живописи
, история, развитие, направления ландшафтного искусства.
ГЛАВНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ АЗ - АЗ ЖИВОПИСИ

Приколи это



Телега для сена (1821 г.). Джон Констебл,
Хороший пример английского натурализма
и одна из самых известных картин
в английской пейзажной живописи .
Величайшие пейзажи были выполнены
в конце 18-го и 19-го века.
См.: Знаменитые пейзажи .

Пейзажная живопись (с 1500 г. по настоящее время)

Содержание

Определение
Пейзажное искусство: его место в иерархии жанров
История и развитие пейзажной живописи
16 век (Иоахим Патенир, Альбрехт Дюрер, Питер Брейгель)
17 век (Альберт Кейп, Якоб ван Рейсдал, Пуссен, Клод-Лоррен)
18 век (Англия и Европа)
19 век (английская школа, Барбизон, импрессионизм, школа реки Гудзон)
Английская пейзажная живопись в перспективе (статья)
20 век(фовистские, кубистические, экспрессионистские пейзажи, абстрактные сцены)

Определение
В изобразительном искусстве термин «пейзаж» — от голландского слова «ландшафт», участок земли — описывает любую картину или рисунок , «основным предметом» которых является изображение живописного вида. Такой пейзаж включает в себя луга, холмы, горы, долины, деревья, реки, леса, виды на побережье и морские пейзажи. Изображенный вид может быть видом реального места, а может быть воображаемой или идеализированной сценой.



Гранд-канал, Венеция (1835 г.) (деталь)
Дж. М. У. Тернера.

ЛУЧШИЕ ПЕЙЗАЖИ
МИРА Чтобы узнать о лучших художниках-пейзажистах , см.:
Лучшие художники-пейзажисты .


У водоворота (1892)
Третьяковская галерея, Москва.
Великий русский
пейзажист Исаак Левитан .


Осенний пейзаж (около 1460 г.)
Японская тушь и акварель.
Сэссю Тойо (1420-1506).


Маковое поле, Аржантёй (1873 г.)
Музей д'Орсе, Париж.
Клод Моне .

Пейзажное искусство: место в иерархии жанров

Пейзаж был признанным жанром в китайском искусстве к четвертому веку нашей эры, но в западном искусстве пейзажная живопись на самом деле не начинается до эпохи Возрождения в искусстве шестнадцатого века. Конечно, многие художники, начиная с римских времен, включали в свои картины живописные виды, но они были вспомогательными по отношению к основной теме картины. Основная проблема с пейзажем заключалась в том, что он занимал очень низкое место в академической иерархии жанров.(виды росписи). Эта иерархия, выкристаллизовавшаяся в эпоху Возрождения, выглядела следующим образом: (1) историческая живопись; (2) портретное искусство; (3) Жанровая живопись, то есть сцены из повседневной жизни; (4) Пейзаж; (5) Натюрморт. Эти рейтинги были окончательно установлены в 1669 году Андре Фелибьеном, секретарем Французской академии ., в своем предисловии к серии опубликованных лекций, которые он прочитал в Академии. Таким образом, художественный мир — в том числе его покровители, учителя и художники — не воспринимал всерьез пейзажную живопись, а большее значение придавал историческим произведениям, портретам и жанровым картинам. Кроме того, Ренессанс (а позже «неоклассические» и академические школы) следовали греческому искусству, отдавая первенство человеческому телу, особенно обнаженному. Для сравнения, пейзаж был несущественным событием.

История и развитие пейзажной живописи

Проще говоря, до начала/середины шестнадцатого века пейзаж изображался на картинах исключительно как декорация для человеческой деятельности. Картина могла иметь историческое или религиозное значение, для которого декорации были просто фоном. Примеры включают: «Благовещение » (1472 г.) Леонардо да Винчи; Экстаз святого Франциска (1480) Джованни Беллини; «Рождение Венеры» (1482 г.) Боттичелли; Отдых на пути в Египет (1597) Караваджо; «Буря » (1508 г.) Джорджоне. См. Также Альбрехт Альтдорфер , чей Пейзаж с пешеходным мостом .(1517-20, Национальная галерея, Лондон) считается первым «чистым» пейзажем.

Смотрите также: Китайская живопись .

Пейзажная живопись шестнадцатого века

В этот момент некоторые северные художники, такие как Иоахим Патенье (1485-1524), Альбрехт Альтдорфер из Дунайской школы пейзажного искусства , а также Альбрехт Дюрер (1471-1528) и Питер Брейгель Старший (1525-69), начали писать пейзажи. с большей самостоятельностью. Примером этого являются « Охотники на снегу» (1565) Брейгеля. Но даже Брейгель сохранил классические традиции своей картиной « Пейзаж с падением Икара» (1558 г.), в которой красивые пейзажи используются исключительно как фон для мифологического сообщения. Единственный однозначный пейзаж 16 века, пожалуй,Вид Толедо (1595 г.) работы Эль Греко (1541-1614 гг.).

 

Пейзажная живопись семнадцатого века

Несмотря на количество и высокое качество пейзажной живописи в шестнадцатом веке, пейзажная живопись не приобрела самостоятельности до семнадцатого века с подъемом голландской и фламандской школ: в том числе таких художников, как итальянец Алберт Кейп и реалистический художник. стиль Джейкоба Ван Рейсдала и Рубенса . См. Также «Маленькая улица» (улица в Делфте) (около 1658 г., Рейксмузеум, Амстердам) Яна Вермеера. Французский художник Николя Пуссен из Рима был еще одним влиятельным представителем этого жанра, как и популярный художник Клод-Лоррен . чьи «клавдиевские» композиции (например, « Пейзаж с женитьбой Исаака и Ревекки », 1648) включали в себя изысканные пасторальные пейзажи как декорации для религиозных тем.

Прежде чем войти в восемнадцатый век, стоит подчеркнуть, что реальное различие между пейзажем как орнаментом и пейзажем как автономным жанром заключается не в отсутствии человеческих фигур, а в их размере и функции. Когда фигуры переднего плана занимают большую часть поверхности картины, пейзаж является просто фоном, поэтому Леонардо да Винчи, несмотря на свой интерес к пейзажу, не создавал настоящих пейзажных картин. В настоящей пейзажной живописи человеческие фигуры - рассредоточенные или на переднем плане - существуют только для того, чтобы указать масштаб и вызвать у зрителя сочувствие.

Пейзажная живопись восемнадцатого века

Пейзажная живопись в восемнадцатом веке продолжала развиваться в ответ на общий социальный и политический климат, созданный старыми режимами в Англии, Франции и остальной Европе. Возникло новое отношение к природной среде, а в Англии появились новые самобытные топологические традиции, отражающие практику ландшафтного садоводства — переустройство природы в угоду аристократическим покровителям. Живописные картины еще не считались самоцелью. Скорее они изображали божественную гармонию природы и спокойную уверенность в нынешнем климате процветания.

Англия

Порядок, а не драма, был доминирующим мотивом в английском пейзаже восемнадцатого века. Это иллюстрируется работами первого крупного британского художника-пейзажиста Ричарда Уилсона (например , «Уничтожение детей Ниобы» , 1760 г.), Томаса Гейнсборо (например , « Мистер и миссис Эндрюс », 1749 г.), Уильяма Марлоу (например , Пон-дю-Гар-Ним , 1767 г.), Джоном Робертом Козенсом (например , « Лондон с Гринвич-Хилл », 1791 г.) и трагическим чахоточным Томасом Гиртином (например , «Белый дом, Челси» )., 1799), о котором Тернер сказал: «Если бы Том Гиртин был жив, я бы умер с голоду». Работы Гиртина представлены в английской школе пейзажной живописи, которая стала свидетелем некоторых из величайших когда-либо созданных пейзажей.

Европа

Во Франции Жан-Антуан Ватто сочетал красивые пейзажи с весельем на открытом воздухе ( fete galantes ) — см. Анализ известных картин — в то время как такие художники, как Жан-Оноре Фрагонар , создавали пенистую листву и облака (например , «Качели », 1767). В Италии Джованни Панини был весьма успешным художником-созерцателем-пейзажистом (например, «Руины с фигурами»), будучи современником Джованни Каналетто , величайшего из всех видов-живописцев ( ведутистов ) в венецианской живописи , известного своими точными топографическими видами ( ведут) Венеции и ее водных путей, а также его новаторская работа по линейной перспективе . Среди других итальянских мастеров пейзажа восемнадцатого века были: Франческо Гварди (например , « Пейзаж с руинами », 1775 г.), Франческо Цуккарелли (например , «Итальянский речной пейзаж ») и Бернардо Беллотто (например , «Вид на Варшаву из Королевского замка », 1772 г.).

Таким образом, в этот период художественная живопись привлекала растущий интерес как художников, так и меценатов и становилась гораздо более уважаемым жанром. Тем не менее, в восемнадцатом веке наблюдался относительно упорядоченный рост понимания и практики пейзажа по сравнению с драматическими художественными событиями девятнадцатого века.

Пейзажная живопись девятнадцатого века

После катастрофических событий Французской революции (ок. 1789-93) и наполеоновских войн (ок. 1795-1815) пейзажная живопись стала одним из самых популярных видов искусства и быстро превратилась в крупный живописный жанр для художников, меценатов. и коллекционеры. На самом деле 19 век создал множество величайших пейзажей, которые когда-либо видели. Возникли две основные традиции: английская и французская, обе из которых повлияли на художников-пейзажистов по всей Европе и Северной Америке и оказали огромное влияние на искусство того периода. В России пейзажный жанр нашел свое выражение в движении передвижников , основанном в 1863 году, а в Америке господствовала школа реки Гудзон .

ПРИМЕЧАНИЕ. Чтобы увидеть роль, которую пейзажная живопись сыграла в стилистическом развитии искусства XIX века, см.: От реализма до импрессионизма (1830–1900).

Английская школа XIX века: Хром, Котман, Констебль, Тернер

Норвичская школа художников-пейзажистов (действовала около 1803-1830-х годов), основанная Джоном Кроумом (1768-1821) и Джоном Селлом Котманом (1782-1842), расширила голландские традиции люминиста и создала пейзажи, прибрежные и морские сцены со всего Норфолка. , предпочитая натурную живопись студийной станковой работе. Затем появился саффолкский художник Джон Констебл (1776–1837) с такими шедеврами, как «Телега для сена» (1821), изображающими человека и природу, существующих в совершенной гармонии. Его ностальгическое качество (ностальгия по уходящему миру невинной деревенской жизни) проистекает из того, что сельское хозяйство тогда находилось в упадке, а в деревне были бунты.

Тем временем на сцене появился Дж. М. У. Тернер (1775–1851), величайший и самый оригинальный художник-пейзажист Англии. Работая акварелистом до 1796 года, он стал в 1802 году самым молодым действительным членом Лондонской Королевской академии. В 1800-х годах его живописные виды стали гораздо более драматичными и романтичными как по своему содержанию, так и по смыслу движения. Это был совершенно революционный подход к пейзажной живописи. Он начал поднимать пейзаж до статуса исторической живописи, засеивая картины историческими действиями (например , Ганнибал и его армия, пересекающая Альпы , 1812 г.) и природными силами (например, Сожжение палат лордов и общин) ., 1835 г.). С 1830-х годов его пейзажное и морское искусство становилось все более свободным, уделяя особое внимание атмосферному эффекту. К началу 1840-х некоторые из его картин были почти абстрактными по композиции, растворяясь в дымке цвета и света (например, «Заря христианства» ). В своей трактовке цвета и света Тернер предвосхитил импрессионизм.

Драматические работы Тернера контрастировали с пасторальными, часто религиозными пейзажами его современников. К последним относились: немецкий художник-романтик Каспар Давид Фридрих (1774-1840), чьи небольшие живописные произведения (например , Зимний пейзаж , 1811) были полны религиозной символики; Сэмюэл Палмер (1805-1881) и его глубокое христианское отношение к природе; и Джон Мартин (1789-1854), чьи картины включали драматические сцены из Библии в широких панорамных пейзажах.

Позже в том же веке (с 1884 г.) в Корнуолле была основана школа Ньюлин . Эта колония художников, специализирующаяся на жанровых сценах пейзажей и сельской местности / рыбалки, возглавлялась Стэнхоупом Форбсом, Фрэнком Брэмли и Норманом Гарстином.

 

Английская пейзажная живопись в перспективе

До прихода Джона Констебла (1776–1837) и Джозефа Мэллорда Уильяма Тернера (1775–1851) английская школа пейзажной живописи была сильно недооценена. В 1761 году, например, критик Гораций Уолпол (1717–1797) писал (в своих «Анекдотах о живописи»): «В стране, столь обильно украшенной прелестями природы, удивительно, что мы произвели так мало хороших художников-пейзажистов. " Он не мог понять, почему «нашими вечно зелеными лужайками, богатыми долинами, покосами сена и хмельниками пренебрегают как предметами». Это замечание было не совсем оправданным. Гейнсборо написал «Корнардский лес» и «Вид на Дедхэм» задолго до Уолпола Топографическая традиция существовала уже в первой половине века. Сэмюэл Скотт (ок. 1702–1772) начал рисовать свои виды Лондона и Темзы в 1730-х годах, за десять лет до того, как Каналетто (1697–1768) приехал в город, чтобы на время обменять Большой канал в Венеции на реку в Вестминстер. ПРИМЕЧАНИЕ. Для объяснения пейзажных картин 19 века, подобных тем, что были созданы Тернером и Констеблом, см.:Анализ современной живописи (1800-2000 гг.).

Классическое влияние

Однако верно то, что вторая половина века была более плодотворной, и знатокам этого периода потребовалось время, чтобы привыкнуть к мысли, что британские художники могут внести оригинальный вклад. Европейские традиции севера и юга вызывали восхищение, хотя и по разным причинам. «Классический» пейзаж, выросший в Италии, обладал неотразимой привлекательностью для культурного англичанина в Гранд-туре .. «Классический» — двусмысленное слово, но оно указывает на уважение к древности, которое было особенно сильным у художников, приехавших в Италию из Северной Европы, что проявлялось в их картинах римских руин и регионов, к которым относилась классика. Поль Бриль, Адам Эльсхаймер и художники болонской школы, такие как Аннибале Карраччи (1560-1609) и Доменикино (1581-1641), добавили к тщательно продуманным декоративным композициям деревьев и озер намек на классический сюжет в небольших фигурах, которые они представили. Еще одно значение слова «классический» можно найти в смысле порядка и меры, переданных пейзажами Николя Пуссена (1594–1665).

Очевидно, что в этом типе пейзажа было много поэтического и романтического чувства, восхитительно переданного в пейзажах Клода Лоррена (1600-82), который сочетал мечтательные видения древнего прошлого с прекрасно наблюдаемыми эффектами рассвета и заката. Поэзию другого рода можно было найти в диких и суровых сценах, вдохновленных Калабрией, которые нарисовал Сальватор Роза .(1615-73). Клод, Пуссен и Сальватор были почитаемыми именами английских знатоков 18-го века. Также большое восхищение вызывал Гаспар Дюге (1615–1675), зять Николя Пуссена и замечательный ученик, принявший имя Пуссен. Но в особенности Клод был британским кумиром; его тщательно неравномерное расположение деревьев и архитектурных особенностей копируется культурными владельцами поместий и их садовниками в настоящие деревья, участки воды и классические аксессуары: английский парк интерпретировал Клода в трех измерениях.

Влияние голландской школы

Другой традицией была нидерландская живопись в ее более домашнем аспекте. Гордость владения смешалась с чувством привязанности. Для Рубенса область вокруг его собственного загородного дома, Шато де Стен, недалеко от Малина, представляла личный интерес, побуждая его с любовью рисовать каждую деталь. Голландские художники семнадцатого века были патриотически привязаны к земле, вырванной из-под иностранного господства. Уровни, изрезанные водными путями, горизонтали, живописно изрезанные там и сям ветряными мельницами и участками леса, вся низменная сцена, увенчанная движущейся панорамой облаков, были такими же интимными и домашними, как Аркадия римских художников представлялась идеализированной фантазией. и романтически дикая Калабрия Сальватора.

В Англии были знатоки как голландской школы пейзажа, так и классической, Якоба ван Рейсдала (1628-82) и Мейндерта Хоббема . (1638-1709) в отношении Клода и Пуссена. Некоторое географическое сходство между Голландией и графствами Восточной Англии может частично объяснить количество голландских картин, приобретенных теми богатыми семьями, у которых есть дома в этом регионе. К английским пейзажистам долгое время относились с меньшим уважением. Джорджа Ламберта (1700–1765) можно было нанять для изображения особняка точно так же, как второстепенного художника-портретиста можно было бы привлечь для написания портрета члена семьи, но к подражанию Гаспару, сделанному Ламбертом, явно нельзя было относиться так же. уважение как работа самого Дюге.

Прекрасные картины пейзажей Саффолка, написанные Гейнсборо в его ранние годы, были этапом его искусства, который исчез под принуждением, которое заставило его переехать в Бат и стать модным художником-портретистом. Пейзаж его более поздних лет — побег горожанина — не имел ощущения местности, хотя и обладал соответствующим преимуществом света и массы самих по себе.

Ричард Уилсон

Карьера Ричарда Уилсона (1714-82) является примером судьбы чрезвычайно одаренного художника, которого лишь поверхностно можно было рассматривать как подражателя мастерам классического пейзажа в Италии. Уилсон достаточно преуспел как портретист, пока в возрасте 36 лет не уехал в Италию. Он работал в Риме и Неаполе, где у него было несколько учеников, и его коллеги-художники, такие как Франческо Зуккарелли (1704–1788), художник декоративной пасторали, призвали его сосредоточиться на пейзаже. Вернувшись в Лондон через шесть лет, якобы как художник-пейзажист, он обнаружил, что качества широты и простоты, которые делали его сияющие итальянские пейзажи поистине оригинальными, не принимались во внимание теми, кто желал более гламурных сувениров классической земли.Джошуа Рейнольдс , что пейзажи Уилсона были «слишком близки к обычной природе», чтобы допустить включение богов и богинь. Мифологический привкус был тем, что они ценили. Следующее поколение — и особенно следующее поколение художников — должно было оценить величие Уилсона.

Констебль и Тернер

Родившиеся с разницей в год друг от друга, Констебл и Тернер в равной степени реагировали на выдающихся мастеров традиции, описанной выше. То, что осталось от лекций Констебла по пейзажной живописи, показывает, в какой пропорции он видел прошлое. Это было зрелище величия, упадка и возрождения. Он восхвалял «спокойное, проницательное и прилежное» искусство Пуссена, «возвышенную энергию» Караччи, «чувственность и романтическое величие» Доменикино, «безмятежную красоту» «неподражаемого» Клода, «дикую и концепции Сальватора Розы и «свежесть и росистый свет» Рубенса.

Для Констебла мельница Рембрандта была эпохой сама по себе, хотя он не упускал похвалы Рейсдалу и Элберту Кейпу (1620-91). Упадок пришелся на долю людей, которые «потеряли природу из виду», в том числе художника в стиле рококо Франсуа Буше (1703–1770), чьи «декорации», по словам Констебла, были «сбитой с толку живописной мечтой». Он мало что мог сказать хорошего о Джоне Вуттоне (ок. 1686–1765) или Джордже Ламберте. Из этих глубин пейзажная живопись была спасена Уилсоном и Гейнсборо, к именам которых Констебл, не признавая различия достоинств между масляной живописью и акварелью, добавил имена акварелистов Дж. Р. Козенса (1752–97) и Томаса Гиртина (1775–1802).

Если бы Тернер точно так же изложил то, что он ценил в прошлом, его выбор мастеров не сильно отличался бы от выбора Констебла. Он изучал Клода так же внимательно, как Констебл изучал его произведения из коллекции сэра Джорджа Бомонта. Он согласился бы поставить акварелистов на почетное место рядом с масляными художниками. Разве он не работал с Гиртином у доктора Монро и не восхищался Козенсом, когда копировал его изысканно строгие альпийские пейзажи?

Вернуться к природе

Констебла и Тернера можно считать похожими не только в их взглядах на пейзажную традицию, но и в том, что они сознательно или бессознательно отражают идею возвращения к природе, которая так сильно витала в воздухе по мере того, как приближался конец века и его прежние урбанистические традиции и условности отмирали. . Жан-Жак Руссо развил эту идею с философской точки зрения, и даже «пастораль оперы» Буше, как презрительно назвал ее Констебль, указывает на то полусерьезное, но в то же время легкомысленное впечатление на французский двор. Вордсворт дал поэтическое изложение этой идеи в Англии в своем предисловии к принципам поэзии в издании Лирических баллад 1800 года.. Однако поэтическое чувство природы набирало силу с тех пор, как пятьдесят лет назад Джеймс Томпсон опубликовал свой сборник «Времена года». То, как его описания пейзажей стимулировали Тернера, видно из цитат, добавленных к названиям его картин в каталогах Королевской академии.

Английская деревня

Несмотря на одинаковое отношение к природе и много общего во вкусах, удивительно осознавать, какая огромная разница была между двумя почти современными художниками. Констебль, родившийся в сельской местности, был художником местной привязанности к своему родному Саффолку, к равнинам и их огромной арке неба, а не к горам, которые будоражили романтическое воображение; и у него не было желания выезжать за пределы Англии за темой или стимулом.

Восточная Англия обладала особой способностью удерживать чувства художников, родившихся в этом регионе. Джон Кроум (1768-1821), проведший почти всю свою жизнь в родном городе Норидже и ставший в 1803 году основателем Норвичского общества художников руководителем единственной местной школы в Англии, был скорее регионалистом, чем Констебль. В отличие от обоих, Тернер, родившийся в западной части центрального Лондона, среди темных кирпичей и под дымным небом, должен был путешествовать, чтобы получить свой первый опыт сельской местности. Топографический рисунок, принесший ему ранний успех, заставил его совершать частые экспедиции по стране, а романтическое беспокойство, а также спрос на альбомы с иллюстрациями заграничных мест, возникший в конце наполеоновских войн,

Как романтик его можно противопоставить Констеблу-реалисту. Последний обычно работал прямо с натуры в масляных зарисовках и этюдах, призванных максимально достоверно и спонтанно передать свет и атмосферу сцены перед ним. Романтизм Тернера читал в клодовских аксессуарах античных руин всю трагедию упадка и падения цивилизаций и ликовал в пенящихся потоках и головокружительных пропастях альпийских дорог. Констебл был доволен безмятежными каналами и улыбающимися кукурузными полями; Тернер разрушал реальность, чтобы извлечь из нее новый выброс энергий, хроматических вибраций. Констебл приехал на побережье в Брайтон, чтобы подышать морским воздухом для своей больной жены, и чудесно передал свежесть атмосферы. Тернеру пришлось пересечь море, его излюбленную стихию, чтобы испытать и передать его силу и ярость.

Наследие английского пейзажного искусства

Ни один из этих двух величайших мастеров пейзажа не имел непосредственного влияния в своей стране, хотя во Франции сразу же ощутили электрический шок правды, когда в Париже показали «Телега с сеном». Его признание было, сказал Констебль (при заметном отсутствии того уважения, которое другие островные художники проявляли к французам), из-за того факта, что живость и свежесть были «вещами, неизвестными их собственным картинам ... они пренебрегают видом природы. вообще, при различных его изменениях». Любой недостаток в этом отношении должен был быть исправлен импрессионистами, которых Констебл (как и его младший соотечественник Ричард Паркс Бонингтон) безусловно ожидаемый - во второй половине 19-го века. Соединение элементов Тернера было более революционным приключением. Экспрессионистское и абстрактное искусство последнего времени, если оно и не находилось под его непосредственным влиянием, может, по крайней мере, сослаться на его великий пример и указать на тот факт, что он призвал новый мир искусства восстановить равновесие старого.

Основные события во Франции 19 века

Те же самые ветры перемен, которые помогли Тернеру совершить революцию в английском ландшафтном искусстве, захлестнули и Францию. Пленэрная пейзажная живопись получила большое развитие в Барбизонской школе , в Фонтенбло под Парижем, при Теодоре Руссо и романтическом Камилле Коро . Он имел огромное влияние в Европе и Соединенных Штатах и ​​проложил путь всемирно известному движению импрессионизма . Прекрасные примеры импрессионистской пейзажной живописи на пленэре включают: «Пляж в Трувиле » (1870 г., Уодсворт Атенеум, Хартфорд, Коннектикут),« Водяные лилии» («Нимфеи») (1897–1926) и «Пруд с водяными лилиями: зеленая гармония » (1899, Музей Орсе) Клода Моне (1840–1926); Снег в Лувесьене (1878, Музей Орсе) Сислея (1839-99); «Тропа, ведущая через высокую траву» (1877, Музей Орсе) Ренуара (1841–1919); и «Красные крыши » (1877, Музей Орсе) Камиля Писсарро (1830–1903). См. также: Характеристика живописи импрессионистов 1870-1910 гг.

Примечание: новые технологии производства красок, такие как изобретение американским художником Джоном Рэндом складного жестяного тюбика для краски в 1841 году, позволили упаковывать масляные краски в тюбики, что позволило художникам рисовать на открытом воздухе. Это привело к значительному росту пленэрной пейзажной живописи в более мягком французском климате.

В Мельбурне, Австралия, пленэрная пейзажная живопись была специальностью Гейдельбергской школы австралийского импрессионизма , возглавляемой Томом Робертсом , среди других ведущих членов которой были Артур Стритон (1867–1943), Уолтер Уизерс (1854–1914), Чарльз Кондер (1868–1868 ). 1909) и Фред МакКаббин (1855-1917).

Пейзаж также был очень важным жанром в постимпрессионизме . Прекрасные композиции некоторых из лучших художников-постимпрессионистов включают: «Ноктюрн в синем и зеленом: Челси» (1871, Галерея Тейт, Лондон) Уистлера (1834–1903); Лак д'Аннеси (1896, Галерея Курто, Лондон) Поля Сезанна (1839-1906); Таитянский пейзаж (1893, Институт искусств Миннеаполиса) Поля Гогена (1848-1903); Пшеничное поле с воронами (1890, Музей Ван Гога , Амстердам) Винсента Ван Гога (1853-1890); Воскресный полдень на острове Ла-Гранж-Жатт(1886, Художественный институт Чикаго) и « Купальщицы в Аньере » (1884, Национальная галерея, Лондон) Жоржа Сёра (1859–1891); «Талисман » (1888, Музей Орсе, Париж) Поля Серюзье (1864–1927); Мулен де ла Галетт в снегу (1923, частное собрание) Мориса Утрилло (1883-1955).

Американская Пейзажная Живопись

В Америке школа пейзажной живописи реки Гудзон была первой значительной группой художников, возглавляемой такими художниками, как Томас Коул (1801–1848) и Фредерик Эдвин Чёрч (1826–1900), чьи картины изображали нетронутые уголки нового континента как притчи о силе и благости Божией. Позже в том же столетии он дал начало ответвлению, известному как люминизм , примером которого являются пограничные пейзажи штата Миссури Джорджа Калеба Бингема (1811-1879). Другим блестящим и очень влиятельным американским художником-пейзажистом был Джордж Иннесс.(1825-1894), который помог определить импрессионистский мягкий фокус тонализма.

Русские Пейзажи

Величайшим русским пейзажистом-традиционалистом, по крайней мере лесным и лесным, был Иван Шишкин (1832-98), чьи работы включали « Зима » (1890, Русский музей, СПб), «Рожь » (1878, ГТГ, Москва), «Дубовая роща ». (1887, Музей русского искусства, Киев), «Утро в сосновом лесу » (1889, ГТГ) и «Лес графини Мордвиновой в Петергофе» (1891, ГТГ). Другие художники-сценаристы из России, большинство из которых принадлежали к пейзажному движению передвижников , включают: Исаака Левитана (1860-1900), известного Уединенным монастырем .(1890, ГТГ, Москва), « Владимирка » («Дорога во Владимир») (1892, ГТГ), «Золотая осень » (1895, ГТГ), « Весеннее половодье » (1897, ГТГ), « Березовая роща » (1889, ГТГ); Василий Поленов (1844-1927), автор картин " Московский двор" (1878, ГТГ, Москва) и "Заросший пруд" (1879, ГТГ); Василий Перов (1833-82), наиболее известный пейзаж которого - "Последний трактир у городских ворот" (1868, ГТГ, Москва); и Валентин Серов (1865-1911), известныйЖеребята на водопое, Домотканово (1904, ГТГ).

Пейзажное искусство двадцатого века

Пейзажное искусство двадцатого века было переопределено как жанр рядом движений 20-го века. В Америке к ним относятся: прецизионизм (1920-е гг.) — идиома, разработанная Чарльзом Демутом (1883–1935) и Чарльзом Шилером (1883–1965) и сосредоточенная на городских пейзажах с промышленными зданиями; Американская сценическая живопись и регионализм, оба из которых сосредоточены на городских пейзажах маленького городка Америки - см. Также неподвижные строения Эдварда Хоппера , как в «Доме у железной дороги» (1925, Музей современного искусства) и « Маяк при двух огнях» .(1929, Метрополитен-музей); и фотореализм (1960-70-е годы), чьи городские пейзажи были созданы такими художниками, как Рикард Эстес (р. 1932).

Между тем, лэнд-арт / земляные работы и другие формы экологического искусства позволили художникам выразить свои чувства к величию и необъятности природы. Таким образом, хотя пейзажная живопись остается популярной и продолжает вызывать интерес как у художников, так и у коллекционеров, она развивалась в разных направлениях, не сохраняя статуса, достигнутого в девятнадцатом веке. Это неудивительно. Большинство художественных традиций были полностью переопределены, если не сметены кубизмом, двумя мировыми войнами и атомной бомбой.

Париж

Хотя в Германии, России и Швейцарии возникали талантливые художники и многочисленные художественные течения, Париж все еще оставался центром современного изобразительного искусства в начале двадцатого века. Почти все известные западные художники посещали Париж, работали там или были осведомлены о его моде на композицию и технику рисования. Пейзаж продолжал развиваться как жанр в Европе, но все художники были сильно затронуты новым политическим, а также художественным климатом перемен и реагировали по-разному.

фовистские пейзажи

Морис де Вламинк (1876-1958), велогонщик и оркестровый скрипач, активно исследовал фовизм в начале 1900-х годов, рисуя красочные густо нарисованные пейзажи. Позже они выродились в шаблонные композиции, основанные на палитре красного, синего, желтого и зеленого цветов. Среди его пейзажей: «Буксир в Шату» (1906 г.); Вид на Сену (1906 г.), а также несколько зимних пейзажей. Парижское искусство 1900-х годов также повлияло на американца Джона Марина (1870–1953), известного своими кристаллическими морскими пейзажами и лирическим изображением Нью-Йорка. Среди других художников-фовистов, которые внесли свой вклад в жанр пейзажа, были Андре Дерен, Альбер Марке и Отон Фриш.

Кубистические пейзажи (1908)

Вдохновленный пейзажами Сезанна в геометрическом стиле в Экс-ан-Провансе ( Mont Sainte-Victoire , 1904-6, Kunstsammlung, Basel), Жорж Брак начал включать образы кубизма в свои пейзажи в L'Estaque ( Houses at L'Estaque , 1908, Художественный музей, Берн). Пикассо также подражал Сезанну в своих взглядах на Орта-дель-Эбро в Испании ( «Дома на холме », 1909, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Именно элементы этого стиля ранней кубистской живописи имел в виду французский художественный критик Луи Воксель в 1909 году, когда он впервые использовал выражение «кубические причуды», что привело к слову кубизм.

Немецкие экспрессионистские пейзажи

Die Brucke была сырой, но талантливой группой немецких художников-экспрессионистов из Дрездена, в том числе Эрнста Кирхнера (1880–1838), Эриха Хеккеля (1883–1970), Карла Шмидта-Ротлуфа (1884–1976), Макса Пехштейна (1881–1955 ). ), Отто Мюллер (1874-1930) - испытавшие влияние фовистов, Гогена и примитивизма в целом. Используя яркие цвета и смелые очертания, они выражали свою радикальную политику в современных пейзажах людей (около 1908 г.), а с 1911 г. и в городских городских пейзажах. Василий Кандинский (1866-1944), основатель Der Blaue Reiter, немецкий пионер современного искусства, разработал форму пейзажной живописи, но с 1912 года перешел к полной абстракции. Оскар Кокошка (1886-1980), австрийский художник, был известен своими красочными городами и реками. Напротив, Макс Эрнст (1891–1976), художник-дадаист/сюрреалист, создавал метафизические пейзажи и городские пейзажи в смешанной технике, включая масло и поглаживание. Его пейзажи оказали сильное влияние на Сальвадора Дали , яркого самозваного лидера сюрреалистического движения в межвоенные годы.

Англия

Английскую традицию новаторского ландшафтного искусства продолжил Пол Нэш (1889–1946), который персонализировал свой натуралистический язык, чтобы придать своим пейзажам трансцендентное, иногда апокалиптическое качество. Грэм Сазерленд (1903–1980) добавлял драматические нотки к своим валлийским пейзажам конца 1930-х годов, а Айвон Хитченс (1893–1979) изображал пейзажи юга Англии в полуабстрактной манере от руки.

Ирландия

История ирландского искусства раскрывает ряд талантливых ирландских художников-пейзажистов . Два мастера первой половины двадцатого века включают Пола Генри (1876–1958), который построил свою репутацию на небе, болоте, море и сельской местности западной Ирландии, и Джека Б. Йейтса (1871–1957), чьи экспрессионистские полотна включены мрачные пейзажи западного побережья Ирландии. Первобытный художник острова Тори Джеймс Диксон был еще одним уникальным представителем этого жанра. См. также: Пленэрная живопись в Ирландии .

Школа Сент-Айвс

Как и Ньюлин до этого, город Сент-Айвз в Западном Корнуолле стал маяком для художников-пейзажистов, скульпторов и других художников после завершения Великой Западной железной дороги в 1877 году. Во время визита в Сент-Айвс в 1928 году художник Бен Николсон (1894 г. -1982) был поражен примитивной работой местного художника Альфреда Уоллиса. С началом Второй мировой войны Николсон вернулся и поселился недалеко от Сент-Айвза вместе со своей женой Барбарой Хепворт и русским скульптором-конструктивистом Наумом Габо. После войны город стал центром авангардной живописи и скульптуры. Среди членов школы Сент-Айвса Терри Фрост, Патрик Херон ., Вильгельмина Барнс-Грэм, Роджер Хилтон, Питер Ланион и Брайан Винтер, а также современный гончар Бернард Лич. В 1993 году открылась художественная галерея Тейт Сент-Айвс, где можно было увидеть работы школы Сент-Айвс. Важные произведения искусства включают: « Зеленое, черно-белое движение» (1951) Терри Фроста, « Живопись с горизонтальной полосой » (1958) Патрика Херона и «Портлевен» (1951) Питера Ланьона.

Послевоенные пейзажи

Во всяком случае, искусство после Второй мировой войны было еще более запутанным и разрозненным. Новые движения, такие как абстрактный экспрессионизм, нео-дадаизм, поп-арт, новый реализм, мимимализм, оп-арт, возникли, чтобы отразить меняющиеся ценности и творческие приоритеты.

В Австралии группа молодых художников-экспрессионистов под руководством Рассела Драйсдейла (1912–1981) и Сиднея Нолана (1917–92) создала в 1940-х и 1950-х годах ряд исключительных пейзажных картин. Примеры включают: Sofala (1947, Художественная галерея Нового Южного Уэльса ) Драйсдейла; и « Экспедиция Берка и Уиллса » (1948, Sidney Nolan Trust) Нолана.

Английский художник-пейзажист Бен Николсон переехал в Швейцарию и основывал свои абстрактные пейзажи на видах из окон и своих путешествиях. Недооцененный русский аристократ Николя де Сталь (1914–1955) создавал простые пейзажные формы густой цветной краской, прежде чем покончить жизнь самоубийством в 1955 году. Американец Матисс Ришар Дибенкорн (1922–1993) прославился своими новаторскими полуабстрактными береговыми линиями, в то время как поп-артисты прибегали к формулам и знакам, связанным с пейзажем и открытой дорогой. Работы Дэвида Хокни(р. 1937), блестящий йоркширский дочерь и наблюдатель, включил калифорнийские пейзажи, синтезированные из сцен, последовательно просматриваемых из его машины. Художники-фотореалисты также обратили свое внимание на пейзажную живопись с интересными и запоминающимися результатами.

Пейзажное искусство в двадцать первом веке

Остается неясным, как будет развиваться ландшафт в новом столетии. Будут ли требования и дисциплины академического искусства стимулировать возврат к традиционным, натуралистическим полотнам, или мода на абстрактное и дискурсивное искусство, включающее фигуры и действия, а также современные методы подачи, такие как видео, продолжит доминировать? Интересно, какие бы пейзажи писали Тернер и Моне, если бы они жили сегодня.

 

• Подробнее о различных типах живописи (портреты, пейзажи, натюрморты и т. д.) см.: Жанры живописи .
• Дополнительную информацию о пейзажной живописи см. в Энциклопедии изобразительного искусства .


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА
© visual-arts-cork.com. Все права защищены.

Исходный текст