История исламского искусства
, особенности мусульманского изобразительного искусства, исламская архитектура, каллиграфия, керамика. ГЛАВНЫЙ ИНДЕКС АЗ

Приколи это


Исламский каллиграфический орнамент
(15 век) из Самарканда.
Керамическое фаянсовое панно с
лепным декором под
бирюзовой глазурью. Часть
культуры Тимуридов (1336-1405).

Исламское искусство (c.622-1900)

Содержание

Краткое определение исламского искусства
Основные элементы исламского искусства
Влияние религии ислама на культуру
Исламское украшение
История исламского искусства
- Искусство Омейядов (661-750)
- Искусство Аббасидов (750-1258)
- Искусство Омейядов в Испании
- Искусство Фатимидов в Египте (909-1171 гг.)
- Искусство сельджуков в Иране и Анатолии (Турция)
- Искусство монголов (ок. 1220-1360 гг.)
- Искусство мамлюков в Сирии и Египте (1250-1517 гг.)
- Искусство Насридов в Испании (1232-1232 гг.) 1492)
- Период Тимуридов (ок. 1360-1500)
- Османское искусство (ок. 1400-1900)
- Искусство Сефевидов в Иране (ок. 1502-1736)
- Исламское искусство Великих Моголов в Индии

• Чтобы узнать о ведущих мировых центрах и библиотеках исламского наследия и культуры,
см.: Музеи исламского искусства .


МИР ИСЛАМСКОГО ИСКУССТВА Исламская
цивилизация охватывает 1,5
миллиарда человек почти на
всех континентах. Находясь под влиянием главным образом
арабских, персидских и турецких
традиций, исламское изобразительное искусство
всегда играло важную
роль в мусульманском обществе, и на него
значительное влияние оказала
религия ислам. Традиционные
формы исламского искусства включают в себя:
архитектуру, живопись, керамическую
плитку/гончарное дело, люстры и
каллиграфию, среди многих других.


Исламское абстрактное мозаичное искусство
Десятки тысяч отдельных плиток
составляют геометрическую арабеску
на куполе гробницы Хафеза в
Ширазе. Эти замысловатые мозаичные узоры
известны как гирих, и их можно увидеть
в мусульманских культурах по всему миру.


Страница исламской книжной живописи
из Хамзанамы: «Шпион
Замбур приносит Махию в Таварик»
(около 1570 г.) Музей Метрополитен, Нью-Йорк.

Краткое определение и значение

Фраза «исламское искусство» - это общий термин для изобразительного искусства после 7-го века, созданного мусульманскими и немусульманскими художниками на территориях, оккупированных людьми и культурами ислама. Он охватывает такие формы искусства, как архитектура, архитектурный декор, керамическое искусство, фаянсовая мозаика, люстры, рельефная скульптура, резьба по дереву и слоновой кости, фризы, рисунок, живопись, каллиграфия, золочение книг, иллюминация рукописей, лаковая роспись переплетов, текстиль. дизайн, металлообработка, ювелирное дело, резьба по камню и другие. Исторически исламское искусство развивалось из самых разных источников. Он включает в себя элементы греческого и раннехристианского искусства .который сочетается с великими ближневосточными культурами Египта, Византии и древней Персии, а также с дальневосточными культурами Индии и Китая.

Основные элементы исламского искусства

Исламское искусство — это не искусство конкретной страны или конкретного народа. Это искусство цивилизации, сформированной сочетанием исторических обстоятельств; завоевание древнего мира арабами, насильственное объединение под знаменами ислама огромной территории , на которую, в свою очередь, вторгались различные группы пришельцев. С самого начала направление исламского искусства в значительной степени определялось политическими структурами, преодолевающими географические и социологические границы.

Сложный характер исламского искусства развивался на основе доисламских традиций в различных завоеванных странах, а также тесно интегрированного смешения арабских, турецких и персидских традиций, объединенных во всех частях новой мусульманско-мусульманской империи.

МИРОВЫЕ КУЛЬТУРЫ
Для получения информации и фактов об
изобразительном искусстве со всего мира:
Африканское искусство
Кельтское
китайское искусство
Китайские художники
Китайская керамика
Египетское искусство
Греческое искусство
Японское искусство
Индия: живопись и скульптура
Океаническое искусство
Персидское искусство
Римское искусство
Племенное искусство

ЗНАЧЕНИЕ ИСКУССТВА
См.: Значение/Определение искусства.

Арабское влияние

Арабский элемент, наверное, во все времена был самым важным. Это способствовало развитию исламского искусства с посланием Ислама, языком его Священной Книги , Корана ( Корана ) и арабской формой письма.. Это последнее стало самой важной чертой всего исламского искусства, что привело к развитию бесконечного разнообразия абстрактных орнаментов и целой системы линейной абстракции, которая свойственна всем формам исламского искусства и может во всех своих проявлениях одним и тем же образом или другой восходит к арабскому происхождению. Арабы глубоко интересовались математикой и астрономией, а также развитием знаний, унаследованных от римлян. Они применили это знание геометрических принципов и врожденное чувство ритма (которое также характеризует их поэзию и музыку) для создания сложных повторяющихся узоров, которые можно увидеть во всех исламских украшениях.

МУЗЕИ ИСЛАМСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Четыре превосходных центра мусульманского
искусства включают Лувр ,
Библиотеку Честера Битти в Дублине, Метрополитен
- музей в Нью-Йорке
и Музей Виктории и Альберта .

ИСТОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ
Чтобы узнать о важных датах, см.:
History of Art Timeline .
Подробнее см.:
История искусства .

ВОПРОСЫ ОБ ИСКУССТВЕ
Вопросы об искусстве
Методы, жанры, формы.
Вопросы по истории искусства
Направления, периоды, стили.

КАТЕГОРИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ
Определения, формы, стили, жанры,
периоды см.: Виды искусства .

Турецкое влияние

Турецкий элемент в исламском искусстве состоит в основном из местной концепции абстракции, которую тюркские народы Центральной Азии применяли к любой культуре и форме искусства, с которыми они встречались на своем долгом пути из «Сокровенной Азии» в Египет. Они принесли важную традицию как фигуративного, так и нефигуративного дизайна из Восточной Азии в Западную, создав безошибочную турецкую иконографию. Важность турецкого элемента в исламской культуре, пожалуй, лучше всего можно оценить, если учесть, что большая часть исламского мира находилась под властью тюркских народов с 10 по 19 века. Искусство исламского мира во многом обязано правлению этих турецких династий и влиянию турецкой мысли.

Персидское влияние

Персидский элемент в исламском искусстве, пожалуй, труднее всего определить; оно, по-видимому, состоит из специфически лирического поэтического отношения, метафизической тенденции, которая в области эмоционального и религиозного опыта приводит к необычайному расцвету мистицизма. Основные школы мусульманской живописи сложились в Иране на основе персидской литературы. Не только целая иконография, но и специфическое образное, абстрактно-поэтическое в своем воплощении, было создано в Иране в конце XIV-XV вв., не имеющее аналогов ни в какой другой части мусульманского/мусульманского мира. То же самое отношение, которое создает в области живописи художественную форму величайшей красоты, но полной фантазии и нереальности, входит и в архитектуру.

Несмотря на то, что эти три элемента исламской культуры иногда четко определены и разделены, и каждый из них вносит более или менее равный вклад в развитие исламского искусства, в большинстве периодов они настолько тесно переплетены и интегрированы, что часто невозможно четко различить их. Все регионы мусульманского мира имеют очень много общих основных художественных черт, которые объединяют всю обширную территорию в наднациональное, надэтническое и надгеографическое единство, которое в истории человеческой культуры может сравниться только с подобным господством Древний мир Римом.

Влияние религии ислам на исламское искусство

Из всех элементов исламского искусства самым важным, несомненно, является религия. Множество малых империй и королевств, принявших ислам, чувствовали себя, несмотря на расовую гордость и зависть, в первую очередь мусульманскими, а не арабскими, турецкими или персидскими. Все они знали, говорили и немного писали по-арабски, на языке Корана (Корана). Все они собрали в мечети религиозное сооружение, которое, с небольшими изменениями, имело одинаковую конструкцию во всем мусульманском мире, и все они были обращены лицом к Мекке , центру ислама, символизируемому Каабой ( Кубба ), домусульманским святилищем, принятым Мухаммад _ как точка, к которой каждый мусульманин должен обратиться в молитве. В каждом молельном зале была фокальная стена или стена Кибла , обращенная к Мекке с центральной нишей, Михрабом . Все мусульмане разделяли основную веру в послание Мухаммеда: признание всеобъемлющей силы и абсолютного превосходства Единого Бога (Аллаха). Символ веры всех мусульман читается одинаково; « Нет бога, кроме Бога (Аллаха), и Мухаммад — его пророк ». У всех мусульман любой расы и страны одинаковое чувство равенства перед Аллахом в Судный день.

Бесконечный узор в исламском искусстве

Переживание бесконечного, с одной стороны, с никчемностью преходящего земного существования человека, с другой, известно всем мусульманам и составляет часть всего мусульманского искусства. Оно находит разное, но в основном родственное выражение. Наиболее фундаментальным является создание бесконечного шаблонаэто появляется в полностью развитой форме очень рано и является основным элементом исламского искусства во все периоды. Бесконечное продолжение данного образца, будь то абстрактный, полуабстрактный или даже частично образный, является, с одной стороны, выражением глубокой веры в вечность всего истинного бытия, а с другой — пренебрежением временным существованием. Делая видимой только часть узора, существующего в своем законченном виде только в бесконечности, художник-исламист соотносил статичный, ограниченный, как бы определенный объект с самой бесконечностью.

Арабесковый дизайн, основанный на бесконечном листообразном узоре, который путем разделения элементов (стебля, листа, цветка) создает новые вариации одних и тех же исходных элементов, сам по себе является идеальным применением принципа исламского дизайна и может быть применен на любой поверхности, на крышке небольшого металлического ящика или на застекленном изгибе монументального купола. И маленькая коробка, и огромный купол мечети рассматриваются одинаково, различаясь только по форме, но не по качеству. Благодаря этой возможности придать равную ценность всему существующему или привести к одному уровню существования все, что относится к области изобразительного искусства, обеспечивается основа для единства стиля, выходящего за рамки времени или страны.

Орнаментация поверхностей растворяет материю

Один из самых фундаментальных принципов исламского стиля, вытекающий из той же основной идеи, — растворение материи . Поэтому идея преобразования имеет первостепенное значение. Орнаментация любых поверхностей в любой среде бесконечным узором служит одной и той же цели — замаскировать и «растворить» материю, будь то монументальная архитектура или маленькая золотая шкатулка. Результатом является мир, который является не отражением действительного объекта, а миром наложенного элемента, который служит для того, чтобы превзойти мгновенную и ограниченную индивидуальную видимость произведения искусства, втягивая его в большее и единственно значимое царство бесконечного и непрерывного бытия. .

Эту идею подчеркивает способ использования архитектурного декора. Массивные стены маскируются штукатуркой и изразцовой отделкой, своды и арки покрыты растительным и эпиграфическим орнаментом, растворяющим их структурную прочность и функцию, а купола наполнены сияющими узорами из бесконечных узоров, вспыхивающих солнц или фантастических парящих канапе из множества муккарн, которые изгнать твердость камня и каменной кладки и придать им особенно эфемерное качество, как если бы кристаллизация дизайна была их единственной реальностью.

Возможно, именно в этом элементе, не имеющем настоящих параллелей в истории искусства, исламское искусство присоединяется к религиозному опыту ислама, и именно в этом смысле его можно назвать религиозным искусством . Характерно, что в исламе существует очень мало актуальной религиозной иконографии в обычном смысле.

Хотя очень многие основные формы и концепции оставались более или менее устойчивыми и неизменными во всем исламском искусстве, особенно в архитектуре, разнообразие отдельных форм поражает и опять-таки может быть названо исключительным. Почти каждая страна в каждый период создавала формы искусства, не имевшие аналогов в другой, и еще более примечательны вариации на общую тему, переносимые из одного периода в другой.

Исламское украшение

Два важных элемента в исламском декоративном искусстве : цветочные узоры и каллиграфия.

Цветочные узоры в исламском декоре

Исламские художники обычно использовали цветы и деревья в качестве декоративных мотивов для украшения одежды, предметов, личных вещей и зданий. Их дизайн был вдохновлен как международными, так и местными технологиями. Например, архитектурное убранство Моголов было вдохновлено европейскими художниками-ботаниками, а также традиционной персидской и индийской флорой. Очень богато украшенный, а также замысловатый вид искусства, цветочные узоры часто использовались в качестве основы для украшения типа «бесконечного узора» с использованием арабесок (геометризированных растительных узоров) и покрытия всей поверхности. Бесконечные ритмы, передаваемые повторением изогнутых линий, производят расслабляющий, успокаивающий эффект, который можно модифицировать и усиливать вариациями линий, цветов и текстур.

Каллиграфия в исламском декоре

Помимо натуралистических, полунатуралистических и абстрактных геометрических форм, используемых в бесконечном узоре, арабская каллиграфия играла доминирующую роль в исламском искусстве и была интегрирована во все виды декоративных схем — не в последнюю очередь потому, что она обеспечивает связь между языком мусульман и религия Ислам, как обрисовано в общих чертах в Коране/Коране. Притчи и полные отрывки из Корана по-прежнему являются основными источниками исламского каллиграфического искусства и декора.

Таким образом, почти все исламские здания имеют те или иные надписи на каменных, лепных, мраморных или мозаичных поверхностях. Надпись часто, хотя и не всегда, является цитатой из Корана. Или отдельные слова, такие как «Аллах» или «Мухаммед», могли многократно повторяться по всей поверхности стен. Каллиграфические надписи тесно связаны с геометрией здания и часто используются в качестве обрамления основных архитектурных элементов, таких как порталы и карнизы. Иногда религиозный текст ограничивается одной панелью или резной табличкой (картушем), которую можно проткнуть, создавая особый световой узор.

Каллиграфические шрифты

В традиционной исламской каллиграфии есть два основных шрифта : угловатый куфический и скорописный насхи .

Куфическая, самая ранняя форма, которая, как утверждается, была изобретена в Куфе, к югу от Багдада, подчеркивает вертикальные штрихи букв. Он широко использовался в течение первых пяти веков ислама в архитектуре, для копий Корана (Корана), текстиля и керамики. Существует восемь различных типов куфического письма, из которых здесь упомянуты только три: (а) простой куфический; (б) листоватый куфи, появившийся в Египте в IX веке до н. э. и имеющий вертикальные штрихи, оканчивающиеся лопастными листьями или полупальметами; (c) флористический куфик, в котором к листьям и полупальметам добавлены цветочные мотивы и завитки. Похоже, что это также было развито в Египте в 9 веке до нашей эры и достигло его».

Начиная с XI века письмо насхи постепенно вытесняло куфическое. Хотя разновидность скорописи была известна уже в 7 веке до нашей эры, изобретение Насхи приписывают Ибн Мукуле. Ибн Мукула жил в Багдаде в 10 веке и также ответственен за развитие другого типа скорописи; тулут , или тулт . Это близко к Насхи, но некоторые элементы, такие как вертикальные штрихи или горизонтальные линии, преувеличены.

В Иране было изобретено и развито несколько стилей скорописи, среди которых важное место занимал талик . Из талика развился насталик , который является более красивой, элегантной и скорописной формой письма. Его изобретателем был Мир Али Табризи, действовавший во второй половине 14 века. Насталик стал преобладающим стилем персидской каллиграфии в 15 и 16 веках.

Еще одним важным аспектом исламского искусства, обычно совершенно неизвестным, является его богатая изобразительная и иконографическая традиция . Заблуждение о том, что ислам был иконоборческой или анти-образной культурой и что изображение людей или живых существ в целом было запрещено, все еще глубоко укоренилось, хотя существование фигуративной живописи в Иране было признано уже почти полвека. В исламе нет запрета на рисование картин или изображение живых форм, и об этом нет упоминания в Коране (Коране).

Некоторые высказывания, приписываемые Пророку и содержащиеся в хадисах (сборнике традиционных изречений Пророка), возможно, были истолкованы как запрет на художественную деятельность, хотя они имеют чисто религиозное значение. Какова бы ни была причина, факт остается фактом: практически ни в один период исламской культуры фигуративное изображение и живопись не подавлялись, за единственным исключением чисто религиозной сферы, где опасались идолопоклонства. Поэтому мечети и мавзолеи не имеют образного изображения. В других местах изображения составляют один из наиболее важных элементов, и множество других изобразительных традиций также были ассимилированы в течение долгой и сложной истории исламского искусства.

Тем не менее, справедливо будет сказать, что другие эксперты в области исламского искусства придерживаются несколько более узкой точки зрения. Согласно этой точке зрения, поскольку создание живых существ, таких как люди и животные, рассматривается как роль Бога, ислам справедливо отговаривает исламских художников и скульпторов от создания таких фигур. Хотя в исламском мире действительно можно увидеть некоторое фигуративное искусство, оно в основном ограничивается украшением предметов и светских зданий и созданием миниатюрных картин. См. также Мозаика .

 

История исламского искусства

Искусство Омейядов (661-750 гг

.) Известен своей религиозной и гражданской архитектурой , такой как Купол Скалы в Иерусалиме (построен Абд аль-Маликом, 691 г.) и Великая мечеть в Дамаске (закончена в 715 г.).

Искусство Аббасидов (750-1258)

Династия Аббасидов перенесла столицу из Дамаска в Багдад, основанный аль-Мансуром в 762 году, первый крупный город, полностью построенный мусульманами. Город стал новым исламским центром и символизировал слияние восточных и западных форм искусства: восточное вдохновение из Ирана, евразийских степей, Индии и Китая; Западное влияние классической античности и византийской Европы. Позже Самарра стала столицей.

Аббасидская архитектура была известна пустынной крепостью Аль-Ухайдир (ок. 775 г.) в 120 милях к югу от Багдада, Великой мечетью Самарры, мечетью Ибн Тулуна в Каире, Абу Далаф в Ираке, Великой мечетью в Тунисе и Большая мечеть в Кайруане, Тунис.

Другие искусства, развитые при Аббасидах, включали текстильное шелковое искусство, роспись стен и древнюю керамику , особенно изобретение люстровой посуды (роспись на поверхности глазури металлическим пигментом или блеском). Последняя техника была уникальна для багдадских гончаров и керамистов. Также в этот период на керамике впервые стали появляться каллиграфические украшения.

Искусство Омейядов в Испании

Параллельно с Аббасидами в Ираке потомки более ранней династии Омейядов правили Испанией, а Кордова стала вторым по значимости культурным центром мусульманского мира после Багдада. Примером искусства и архитектуры Омейядов в Испании является создание Великой мечети Кордовы. В частности, этот регион был известен своим слиянием классических римских и исламских архитектурных проектов, а также общим развитием испано-исламской идиомы в живописи , рельефной скульптуре , круглой металлической скульптуре и декоративно-прикладном искусстве, таком как керамика.

Искусство Фатимидов в Египте (909-1171)

При Фатимидах Египет взял на себя ведущую роль в культурной жизни западного ислама. В искусстве эта династия была известна архитектурными сооружениями, такими как мечеть аль-Азхар и мечеть аль-Хаким в Каире; керамическое искусство в виде гончарных изделий, украшенных фигуративной росписью и резьбой по слоновой кости , а также рельефная скульптура и появление «бесконечного узора» абстрактного орнамента. Фатимидское искусство особенно известно нанесением рисунков на любую поверхность.

Сельджукское искусство в Иране и Анатолии (Турция)

Борьба за власть в Иране и на севере Индии с участием Тахиридов, Саманидов и Газневидов была выиграна сельджуками в середине 11 в. В исламском искусстве эта династия была известна прежде всего своей архитектурой и строительными проектами, примером которых является Масджид-и Джами в Исфахане, построенная Малик Шахом. Основные формы архитектурного дизайна разрабатываются и закрепляются на более поздние периоды. Наиболее важными были придворная мечеть и медресе, а также формы надгробных башен и мавзолеев. Фигуративное изображение в духе среднеазиатской иконографии также было значительно распространено в изобразительном искусстве. Сельджуки также преуспели в резьбе по камню, использовавшейся в архитектурных украшениях.

Монгольское искусство (ок. 1220-1360)

Несмотря на первоначальное опустошение, причиненное монгольскими войсками, исламское искусство Передней Азии значительно обогатилось за счет непосредственного контакта с культурой Дальнего Востока, представленной монголами. Известные произведения исламской архитектуры, сохранившиеся с этого периода, включают гробницу Олджейту (1304–1317 гг.) В Солтании и мечеть Масджид-и Джами Тадж ад-дин Али Шаха в Тебризе, столице монголов. Также в эту эпоху зародилась история живописи, миниатюры и искусства персидской книжной иллюминации; примером последнего служат рукопись Манафи аль-Хаяван (Полезность животных) (1297 г.), рукопись Фирдуси Шах-наме (Книга царей) (около 1380 г.) и Джами ат-таварих.Рашид ад-Дин. В керамической посуде появились новые техники, такие как лайвардина (разновидность люстровой посуды). Китайское влияние проявляется во всех формах изобразительного искусства. Монгольский период предоставил прочный репертуар декоративных форм и идей исламским художникам периодов Тимуридов и Сефевидов в Иране, а также Айюбидам и Мамлюкам в Сирии и Египте.

Мамлюкское искусство в Сирии и Египте (1250-1517 гг.)

Многие монументальные каменные произведения исламской архитектуры были созданы в этот период, включая медресе-мавзолей султана Хасана в Каире (1356-63 гг.), медресе-мавзолей султана Калауна в Каире (1284-5 гг.) ок.1460-70). Экстерьеры, как и интерьеры, были богато украшены различными средствами - гипсом, рельефной резьбой и декоративной росписью. Эмалированное стекло и изделия из металла также получили большое развитие (ок. 1250-1400). Например, превосходная металлическая чаша мамлюкского серебра, известная как « Baptistere de Saint Louis ».(Сирия, 1290-1310 гг.), является одним из величайших шедевров своего типа в исламском искусстве. Украшенный снаружи центральным фризом с фигурами и двумя соответствующими фризами с изображением животных, внутри он также украшен искусными сценами охоты. В целом мамлюкская эпоха запомнилась как золотой век средневековой ближневосточной исламской культуры.

Искусство Насридов в Испании (1232-1492)

Династия Насридов, основанная при дворе в Гранаде, создала культуру, которая достигла уровня великолепия, не имеющего себе равных в мусульманской Испании, воссоздав славу первого великого исламского периода правления Омейядов. Архитектура Насридов лидировала, примером чего является дворец Альгамбра в Гранаде (ок. 1333–1391). В этом здании нашли свое высшее выражение основные элементы исламской архитектуры и архитектурного дизайна: например, иллюзия парящего над землей здания. В декоративно-прикладном искусстве большое развитие получила люстровая роспись, текстильное ткачество из золотой парчи и шитье.

Период Тимуридов (ок. 1360-1500)

Монгольское правление в Иране сменил Тимур (Тамерлан), пришедший с юга Самарканда. Примерами тимуридской архитектуры являются мечети Кернан (ок. 1349 г.) и Йезд (ок. 1375 г.), Великая мечеть Самарканда (мечеть Биби-Ханум), строительство которой началось около 1400 г., Гур-и Амир, мавзолей Тимура в Самарканде (1405 г.), и Голубая мечеть в Тебризе (1465 г.). В архитектурном убранстве наиболее эффектно использовался полихромный фаянс. В других изобразительных искусствах тимуридская живопись ввела концепцию использования всей изобразительной площади, в то время как иллюминированные рукописипроизводились в «императорском тимуридском стиле». Известные школы тимуридской живописи возникли в Ширазе, Герате и других местах. Герат создал серию великолепных расписных манускриптов, а также соответствующий набор достижений в области исламского искусства каллиграфии и переплетного дела. Также было развито витражное искусство . В целом искусство Тимуридов можно рассматривать как усовершенствование, даже сублимацию основных идеалов восточного исламского искусства.

Османское искусство (ок. 1400-1900)

С османским завоеванием Константинополя, когда-то центра Византии и Восточной Римской империи, город снова стал центром западного исламского искусства и культуры. Османская архитектура известна прежде всего купольной мечетью. Ранней формой была мечеть Улу Ками в Бурсе (около 1400 г.); более поздние османские постройки исламских архитекторов включают: мечеть Сулеймание Ками султана Сулеймана (начало 1550 г.) и мечеть Селимие Ками в Эдирне (1567-74 гг.) - обе спроектированы Синаном, самым знаменитым из всех османских архитекторов - мечеть султана Ахмета I (известная как «Голубая мечеть») (1603–1617 гг.) и мечеть Султана Ахмета Ками (1609–1616 гг.).

Достижения в области архитектурного декора включали новый стиль цветочных полихромных узоров в керамической плитке и гончарных изделиях (плюс открытие ярко-красного пигмента, используемого в керамике, известного как красный изник ), а в живописи османские художники разработали новый канон цвета, композиции и иконография. Одним из самых известных османских ремесел был плетеный ковер, который — в своем использовании, форме и украшении — воплотил в себе большинство выдающихся элементов мусульманской культуры. Кроме того, османские каллиграфы разработали письмо Дивани , новый курсивный стиль арабской каллиграфии. Изобретенный Хусамом Руми, он стал очень популярным при Сулеймане I Великолепном (1520–1566).

Вообще важным аспектом османского искусства является его игра на контрастах: между тектоническими качествами и растворением материалов, между реалистическими формами с тонкой детализацией и «бесконечной узорной» абстракцией.

Искусство Сефевидов в Иране (ок. 1502-1736)

В конце 16 века столица Сефевидов была основана в Исфахане, в самом сердце древней Персии, где он стал центром восточного мусульманского искусства и культуры почти на два столетия. Примером архитектуры Исфахана Сефевидов являются купольная мечеть шейха Лутфуллы (1603-1618 гг.) и Великая мечеть шаха Аббаса (1612-20 гг.) (Масджид-и Шах). Достижения в живописи Сефевидов, в том числе яркие стилизованные изображения, а также очень реалистичный стиль фигуративного рисунка .- происходили преимущественно из школ Тебриза, Герата, Бухары и Касвина. В декоративно-прикладном искусстве сефевидские художники преуспели во всех областях книги, таких как позолота, иллюминация, каллиграфия и переплет из лакированной кожи. Также в дизайне ковров в период Сефевидов турецкие абстрактные узоры были заменены новыми цветочными и фигуративными узорами. Кроме того, успехи были достигнуты в керамическом искусстве, отчасти благодаря влиянию китайского фарфора , в эпоху искусства династии Мин (ок. 1368-1644).

Персидское сефевидское искусство известно своей архитектурой, декоративным дизайном (например, ковры с узлами, шелкоткачество) и фигуративной живописью. Последнее, в частности, породило богатство и разнообразие, почти беспрецедентное в исламском искусстве, и привело к появлению отдельных художников и созданию личных стилей.

Исламское искусство Великих Моголов в Индии

Индия попала под власть императоров Великих Моголов (Акбара, Джахангира и Шах-Джахана) в конце 16-го века, что привело к возникновению единой индийско-исламской культуры. Достижения Великих Моголов в архитектуре включают куполообразную гробницу Хумаюна в Дели (1565 г.); дворцовый комплекс Фатехпур-Сикри (ок. 1575 г.), построенный во время правления Акбара; мавзолей Итмад ад-Даула, Агра (1622-28); большой комплекс Красного форта недалеко от Агры (17 век), его Делийские ворота (1635 г.) и Жемчужная мечеть (1648 г.); и величественный Тадж-Махал(1632-54), знаменитая гробница, построенная императором Шах-Джаханом в память о его любимой жене Мумтаз-Махал. Над проектом работали лучшие каменщики Великих Моголов. Говорят, что когда они закончили, Джахан приказал ампутировать руку главного каменщика, чтобы предотвратить повторение такой изысканной работы.

Под влиянием персидских, индуистских и европейских художников художники Великих Моголов разработали новые формы иллюминации рукописей, примером чего является роскошный Дастан-и Амир Хамза (Хамза-наме, 1575 г.), крупнейшая известная исламская рукопись, иллюстрированная полностраничными картинами. и Диван Анвари (1588 г.).

Для получения дополнительной информации об исламской живописи на субконтиненте Индии см.: Постклассическая индийская живопись (14-16 века), живопись Великих Моголов (16-19 века) и живопись раджпутов (16-19 века).

Эпоха Моголов в азиатском искусстве также известна своими изделиями из металла и ювелирными изделиями (ювелирными изделиями). Особенно любили могольские правители золото с чернью и эмалью, серебро и драгоценные камни. Это дало значительный толчок развитию ювелирного искусства и резьбы по драгоценным камням (особенно по нефриту, яшме и изумрудам). ПРИМЕЧАНИЕ: см. также: ориенталистская живопись , народнический стиль искусства, процветавший во Франции в 19 веке.

 

• Для получения дополнительной информации о религиозном искусстве ислама см.: Домашняя страница .


Глоссарий по искусству
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА
© visual-arts-cork.com. Все права защищены.

Исходный текст