Серия «Классическая архитектура»
История греческой архитектуры

, характеристики, классические порядки, наследие.
ГЛАВНЫЙ ИНДЕКС АЗ - АЗ АРХИТЕКТУРЫ

Приколи это



Храм Гефеста (449 г. до н.э.)
Афины. Шедевр античного искусства
и один из наиболее хорошо сохранившихся
храмов классической древности .

ИСКУССТВО И АРХИТЕКТУРА
Хронологию и основные даты
архитектурных разработок
по всему миру см. в разделе
History of Art Timeline .

Греческая архитектура (ок. 900–27 гг. до н. э.)

Содержание

Введение
Греческая архитектура: почему это важно?
Происхождение
Развитие каменного зодчества
Типы зданий
Греческий храм
План
Основание и стены
Крыша
Колонна и перемычка
Антаблемент и фронтон
Как строились каменные храмы
Ордены греческой архитектуры (см.: ИЗОБРАЖЕНИЕ )
История
Дорический ордер
- Парфенон
- Архитектурные скульптуры Парфенона
Ионический ордер
- Эрехтейон
Коринфский ордер
Наследие греческой архитектуры
Знаменитые греческие храмы
Древнегреческие архитекторы


 

Введение

Архитектура Древней Греции касается зданий, возведенных на материковой части Греции, на островах Эгейского моря и во всех греческих колониях в Малой Азии (Турция), Сицилии и Италии примерно в период с 900 по 27 год до нашей эры. Возможно, величайшая форма греческого искусства , она наиболее известна своими каменными храмами (ок. 600 г. и далее), примером которых является Храм Геры I в Пестуме, Италия; Парфенон , Эрехтейон и храм Афины Ники, все на Акрополе в Афинах; и Храм Зевса Олимпийского у подножия Акрополя. Помимо храмов и алтарей, греческие дизайнеры, в том числе некоторые из величайших архитекторовклассической древности - также известны дизайном своих театров (ок. 350 г.), общественных площадей, стадионов и монументальных гробниц, примером которых является мавзолей Галикарнаса (ок. 353 г. до н. Э.), Турция. Подобно греческой скульптуре , архитектуру Греции традиционно делят на три периода: архаический (ок. 650–480 до н. э.); Классический (ок. 480–323 до н. э.) и эллинистический (ок. 323–27 до н. э.).

Греческая архитектура: почему это важно?

Греческая архитектура важна по нескольким причинам: (1) Из-за своей логики и порядка . Логика и порядок лежат в основе греческой архитектуры. Эллины планировали свои храмы в соответствии с закодированной схемой частей, основанной сначала на функции, а затем на продуманной системе скульптурного убранства. Математика определяла симметрию, гармонию, удовольствие для глаз.
Архитектуры именно в этом смысле никогда не существовало. Архитектура египетских пирамидбыло ранней попыткой, но греческое строительное искусство стало первым ясным и сильным выражением рационального национального архитектурного кредо. Это высший пример логической работы интеллекта для создания единого эстетического эффекта. Греческие дизайнеры использовали точные математические расчеты для определения высоты, ширины и других характеристик архитектурных элементов. Эти пропорции могут быть немного изменены, а некоторые отдельные элементы (колонны, капители, базовая платформа) могут быть сужены или изогнуты, чтобы создать оптимальный визуальный эффект, как если бы здание было скульптурой. (2) Из-за изобретения классических «порядков».: а именно, а именно дорический ордер, ионический ордер и коринфский ордер - по типу используемой колонны, капители и антаблемента. (3) Из-за своей изысканной архитектурной скульптуры . Архитекторы поручали скульпторам вырезать фризы, статуи и другие архитектурные скульптуры, красота которых редко, если вообще когда-либо, была равна в истории искусства . (4) Из-за его влияния на другие школы . Хотя греческие архитекторы редко продвигались дальше простых методов строительства с перемычками и не соответствовали инженерным методам (арка, свод), разработанным в римской архитектуре ., им удалось создать самые красивые, монументальные сооружения Древнего мира. Их формулы, разработанные еще в 550 г. до н.э., проложили путь архитектуре эпохи Возрождения и неоклассицизма и оказали огромное влияние на пропорции, стиль и эстетику 18 и 19 веков. Современные архитекторы тоже испытали влияние греческих архитектурных форм. Луи Салливан (1856–1924), например, ведущая фигура Первой чикагской школы, основывал ряд своих проектов небоскребов на греческом шаблоне основания, шахты и капители, используя при этом вертикальные полосы (напоминающие рифление на греческом языке). колонки), чтобы привлечь внимание вверх.

 

 

Истоки

Истоки греческого архитектурного дизайна следует искать не в различных направлениях эгейского искусства , появившихся в восточном Средиземноморье, особенно в минойском или микенском искусстве , а в восточных культурах, которые повлияли на греческие поселения на побережье Малой Азии. (Турция) и оттуда в саму Элладу. Начиная с геометрического периода (900–725 гг. до н. э.) главной задачей греческого архитектора было проектирование храмов в честь одного или нескольких греческих божеств. Фактически, до V века до нашей эры это было практически его единственной заботой. Храм был просто домом ( ойкос) для бога, который был представлен там его культовой статуей, и большинство оснований геометрической эпохи указывают, что они были построены в соответствии с простым прямоугольником. Согласно керамическим моделям (таким как модель VIII века, найденная в святилище Геры близ Аргоса), они были сделаны из щебня и сырцового кирпича с деревянными балками и соломенной или плоской глиняной крышей. К 700 г. до н.э. последняя была заменена наклонной крышей, сделанной из черепицы из обожженной глины. В их интерьерах использовался стандартный план, адаптированный из мегарона микенского дворца. Главный зал храма, в котором находилась статуя бога или богов, которым было посвящено здание, был известен как целла или наос .. (Подробнее об истории греческой архитектуры см.: Древнегреческое искусство: c.650-27 BCE .)

Развитие каменного зодчества

Примерно до 650 г. до н.э., в середине периода ориентализации (725–600 гг. до н.э.), храмы из готового камня не строились. Однако с 650 г. до н.э. или около того возобновились контакты и торговые связи между Грецией и Ближним Востоком, включая Египет, родину каменной архитектуры. (См.: Древнеегипетская архитектура .) В результате греческие дизайнеры и каменщики познакомились с египетскими каменными зданиями и методами строительства, в том числе с технологиями Имхотепа , которые проложили путь монументальной архитектуре и скульптуре .в Греции. Этот процесс, известный как «окаменение», включал замену деревянных построек каменными. Известняк обычно использовался для колонн и стен, в то время как терракота использовалась для черепицы, а мрамор - для украшения. Это был постепенный процесс, который начался во второй половине 7 века, и некоторые постройки, такие как храм в Терме, состояли из дерева и обожженной глины, а также из камня.

Проектирование зданий в Древнем Египте
Ранняя египетская архитектура (ок. 3100-2181 гг. до н.э.).
Египетская архитектура Среднего царства (2055-1650 гг. до н.э.).
Египетская архитектура Нового царства (1550–1069 гг. до н. э.).
Поздняя египетская архитектура (1069 г. до н.э. - 200 г. н.э.).

В то же время переход от кирпича и дерева к более долговечному камню побудил греческих архитекторов разработать базовый архитектурный «шаблон» для храмов и других подобных общественных зданий. Этот первый «шаблон», известный как « дорический ордер » архитектуры, заложил ряд правил, касающихся характеристик и размеров колонн, верхних фасадов и декоративных работ. Последующие «шаблоны» включали ионический ордер (с 600 г.) и коринфский ордер (с 450 г.).

Типы зданий

В отличие от своих минойских и микенских предков, у древних греков не было королевской власти, и поэтому они не нуждались во дворцах. Вот почему их архитектура была посвящена общественным зданиям, таким как храм, включая небольшой круглый вариант ( толос ); центральная рыночная площадь ( агора ) с крытой колоннадой ( стоа ); монументальные ворота или парадный вход ( пропилон ); здание совета ( бультерион ) театр под открытым небом; гимназия ( палестра ); ипподром (скачки); стадион (легкая атлетика); и монументальная гробница ( мавзолей). Но из всех этих зданий именно храм лучше всего отражает качества греческого дизайна.

Рисунок 1. Греческие ордера в архитектуре

 

Греческий храм

За исключением круглого толоса , большинство греческих храмов были продолговатыми, их длина примерно вдвое превышала ширину. Большинство из них были небольшими (30–100 футов в длину), хотя некоторые были более 300 футов в длину и 150 футов в ширину. (Для сравнения, размеры Парфенона составляют 235 футов в длину и 109 футов в ширину.) Типичный продолговатый план этажа включал колоннаду колонн ( перистиль ) со всех четырех сторон; переднее крыльцо ( pronaos ), заднее крыльцо ( opisthodomos). Верхние работы храма обычно состояли из сырцового кирпича и дерева, за исключением верхнего фасада, который обычно был каменным и выполнен в соответствии с ордерами (дорическим, ионическим). Колонны обычно вырезались из известняка, а верхние фасады обычно украшались мрамором.

Интерьер греческого храма обычно состоял из внутреннего святилища ( челла или наос ), в котором размещалась культовая статуя, а иногда и одной или двух прихожих, которые использовались в качестве мест хранения для верующих, чтобы оставить свои вотивные подношения, такие как деньги, драгоценные предметы. , и оружие.

Примечание. Краткое сравнение языческого греческого храма и христианской церкви см.: Раннехристианское искусство (150–1100 гг.).

Макет

Планировка внутреннего святилища, других комнат (если они есть) и окружающих колонн обычно следовали одному из пяти основных проектов, названных следующим образом. (1) Если у входа в целлу была пара колонн, здание называлось « templum in antis ». [«ин антис» означает «между колоннами стены»] (Пример: Сифнийское казначейство, Дельфы, 525 г. до н.э.; или Храм Геры, Олимпия, 590 г. до н.э.) (2) Если входу предшествовал портик с колоннами поперек его фронт, здание было известно как prostyle храм. (Пример: Храм B, Селинунт, Сицилия, ок. 600–550 гг. до н. э.) (3) Если в дополнение к портику с колоннами спереди была колоннада колонн в задней части целлы, здание было известный как амфипростильный храм. (Пример: Храм Афины-Ники, Афины, 425 г. до н. э. Или см. более поздний Храм Венеры и Ромы, Рим, 141 г. н. э.) (4) Если колоннада окружала все здание, его называли периптеральным храмом. (Пример: Парфенон, Афины, 447–437 гг. до н. э.) (5) Если колоннада, окружающая здание, состояла из двойного ряда колонн, ее называли двусторонней.храм. (Пример: Герайон Самосский, 550 г. до н. э. или Храм Аполлона, Дидима, Малая Азия, 313 г. до н. э.)

Основание и стены

Храм был построен на каменном основании ( крепидоме ), приподнявшем его над окружающей землей. База обычно состоит из трех ступеней: самая верхняя ступень — « стилобат »; две нижние ступени - это « стереобат ». Как и Парфенон, большинство храмов имеют трехступенчатое основание, хотя у храма Зевса на Олимпе их две, а у храма Аполлона в Дидиме — шесть. Во время процесса окаменения (650/600 г. до н.э.) стены храмов были каменными, состоящими в основном из местного каменного щебня, иногда дополненного высококачественной кладкой из тесаного камня. Внутри храма внутреннее святилище ( cella / naos) был сделан из камня, как и вестибюли, если они были.

Крыша

Все ранние храмы имели плоскую соломенную крышу, поддерживаемую колоннами ( гипостилем ), но как только стены были сделаны из камня и поэтому могли выдерживать более тяжелую нагрузку, храмам дали слегка наклонную крышу, покрытую керамической терракотовой черепицей. Эти черепицы могут быть до трех футов в длину и весить до 80 фунтов.

Колонна и перемычка

Греческие архитекторы и инженеры-строители знали как об «арке» (см., например, Пешеходный мост Родоса, 4 век до н.э.), так и о «своде» (консольные и бочкообразные), но они мало использовали их в своей архитектуре. строительство. Вместо этого они предпочли полагаться на использование техники «стойки и перемычки», включающей вертикальные стойки (колонны или стойки), поддерживающие горизонтальные балки (перемычки). Этот метод, известный как трабетонное строительство, восходит к самым ранним временам, когда храмы строились из дерева и глины, а позже был применен к каменным столбам и горизонтальным каменным балкам. Тем не менее, он оставался относительно примитивным методом кровли.

Сами каменные колонны обычно состояли из ряда цельных каменных «барабанов», поставленных один на другой без раствора, но иногда соединенных внутри бронзовыми штифтами. Диаметр колонн обычно уменьшается снизу вверх, и чтобы исправить любую иллюзию вогнутости, греческие архитекторы обычно сужали их с небольшим изгибом наружу: архитектурный прием, известный как « энтазис ».

Каждая колонна состоит из вала и капители ; у некоторых также есть база. Вал может быть украшен вертикальными или спиральными канавками, называемыми каннелюрами . Капитель имеет две части: округлую нижнюю часть ( эхин ), над которой расположена табличка квадратной формы ( абак ). Внешний вид эхина и счетов варьируется в зависимости от стилистического «шаблона» или «порядка», использованного при строительстве храма. Капители дорического ордера более простые и строгие, а капители ионического и коринфского ордера более богато украшены.

Антаблемент и фронтон

Колонны храма поддерживают двухъярусную горизонтальную конструкцию: « антаблемент » и « фронтон ». Антаблемент - первый ярус - является основным горизонтальным конструктивным элементом, поддерживающим крышу и опоясывающим все здание. Он состоит из трех разделов. Самая нижняя часть — « архитрав », состоящий из ряда каменных перемычек, перекрывающих пространство между колоннами. Каждый сустав находится прямо над центром каждой столицы. Средняя часть представляет собой « фриз », состоящий из широкой горизонтальной полосы рельефной скульптуры .. В ионических и коринфских храмах фриз сплошной; в дорических храмах участки фриза ( метопы ) чередуются с желобчатыми прямоугольными блоками ( триглифами ). Верхней частью антаблемента непосредственно под крышей является « карниз », который нависает и защищает фриз.

Второй ярус — фронтон , неглубокая треугольная конструкция, занимающая передний и задний фронтоны здания. Традиционно в этом треугольном пространстве располагались самые важные скульптурные рельефы на внешней стороне здания.

Как строились каменные храмы

Проектирование и строительство греческих храмов зависело прежде всего от местного сырья. К счастью, хотя в Древней Греции было мало лесов, в ней было много известняка, который легко поддавался обработке. Кроме того, имелись в изобилии (на материке и островах Парос и Наксос) высококачественный белый мрамор для архитектурных и скульптурных украшений. Наконец, залежи глины, используемой как для черепицы, так и для архитектурных украшений, были легко доступны по всей стране, особенно вокруг Афин.

Однако добыча и транспортировка камня были дорогостоящими и трудоемкими и обычно составляли большую часть стоимости строительства храма. Только богатство, накопленное Афинами после персидских войн, позволило Периклу (495–429 гг.) построить Парфенон (447–422 гг. до н. э.) и другие каменные памятники на Акрополе в Афинах. В некоторых случаях старые каменные памятники были разобраны на мрамор и другие драгоценные камни.

Как правило, каждый строительный проект контролировался и контролировался архитектором, который наблюдал за каждым аспектом строительства. Он выбирал камень, руководил его добычей и руководил мастерами, которые вырезали и обрабатывали его в карьере. На строительной площадке мастера-каменщики сделали окончательную точную резьбу, чтобы гарантировать, что каждый каменный блок встанет на место без использования раствора. После этого рабочие поднимали каждый блок на место. Архитектор также руководил профессиональными скульпторами, которые вырезали рельефы на фризе, метопах и фронтонах, а также живописцами, расписывавшими скульптуры и различные архитектурные элементы здания.

Не забывайте, греки регулярно раскрашивали свои мраморные храмы. На самом деле они, кажется, не только раскрасили их, но и использовали для этой цели яркие цвета, щедро балуясь красным, синим и золотым. Должно быть, была предпринята какая-то попытка сопоставить цвет и структуру, при этом структурные элементы оставались четкими и выделяющимися, нижние части были слабо окрашены, а только верхние части расцвечивались цветом, как и в скульптурном украшении, но все доказательства давно исчезли. См. Также: Греческая живопись: классический период и Греческая живопись: эллинистический период .

Ордены греческой архитектуры

Древнегреческая архитектура разработала три основных «ордера» или «шаблона»: дорический ордер, ионический ордер и коринфский ордер. Эти Ордены установили широкий набор правил, касающихся проектирования и строительства храмов и подобных зданий. Эти правила регламентировали форму, детали, пропорции и пропорциональные соотношения колонн, капителей, антаблемента, фронтонов и стилобата.

Возьмем, к примеру, пропорции, которые имеют решающее значение для общего вида здания, особенно культового храма. Дорический ордер предусматривал, что высота колонны должна быть в пять с половиной раз больше ее диаметра, в то время как ионический ордер предусматривал более тонкое и элегантное соотношение девять к одному.

Тем не менее, древнегреческие архитекторы очень прагматично подходили к правилам, касающимся пропорций, и когда дело доходило до математики архитектурного проекта, они руководствовались «внешним видом». Другими словами, если правильные математические пропорции не выглядели правильно, они использовали другой набор! В частности, они относились к храму, как скульптор к статуе : они хотели, чтобы он хорошо выглядел со всех сторон. Поэтому они добавили немного ширины здесь, немного высоты там и так далее, пока структура не стала идеальной. В результате размеры дорических и ионических храмов могут сильно различаться, поэтому не воспринимайте размеры и соотношения, приведенные ниже, слишком буквально.

История греческих архитектурных ордеров

Исторически сложилось так, что два ранних ордена, дорический и ионический, имеют параллели, если не предшественники, в более раннем Египте, Месопотамии и Персии. Более сильный из двух, дорический, сохраняет первобытную тяжесть и эффект мощной устойчивости. Он был излюбленным местом греческих строителей в архаический период (ок. 650–480 до н. э.); он был стандартным в греческих поселениях на Сицилии и в Италии и был выбран для Парфенона; но в четвертом веке он уступил место более декоративным типам. Дорическая колонна и капитель мало чем отличаются от тех, что можно наблюдать в египетских гробницах в Бени-Хасане, хотя нет необходимости делать вывод о прямом копировании этой модели. (См. Также: Египетское искусство : 3100–395 гг. до н. э.;Месопотамское искусство : 4500–539 гг. до н. э.; и древнеперсидское искусство : 3500–330 гг. до н. э.).

Однако более изящный и легкий ионический ордер имеет слишком много параллелей в восточном строительстве, чтобы его нельзя было отметить как заимствование с Востока. Вероятно, египетская капитель-лотос имела отголоски в Месопотамии; а ионийская культура развивалась раньше, чем на материковой Греции, отчасти из-за влияния ассирийского искусства (ок. 1500–612 гг. До н. Э.). Когда ионийцы усовершенствовали эту черту до чего-то своего собственного, они вернули ее афинянам, которые были их кровными братьями.

Во всяком случае, строгий дорический орден появился на материковой части Греции в доархаический период и распространился оттуда в Италию. Он был хорошо известен в своей зрелой форме к 600 г. до н.э., примерной дате храма Геры в Олимпии. Более декоративный ионический ордер появился только около 600 г. до н.э. и с тех пор сосуществовал вместе с дорическим, будучи излюбленным стилем богатых и очень влиятельных греческих городов Ионии, вдоль сегодняшнего западного побережья Турции, а также ряда других эгейских городов. острова. (Пример: храм Артемиды в Эфесе.) Он достиг своей зрелой формы в период высокой классики, около 450 г. до н.э. Яркий коринфский орден, который разработал многие характерные черты ионического ордена,Эллинистическое искусство и было полностью развито римлянами.

 

Дорический ордер архитектуры

Дорический ордер легко узнать по простой капители и отсутствию основания колонны. Его эхин начинался плоско и более растопыренно в храмах архаической эпохи, затем становился более глубоким и изогнутым в храмах классической эпохи, а в эллинистический период становился меньше и прямее. Дорические колонны почти всегда имеют канавки или каннелюры (обычно 20), которые проходят по всей длине колонны. Флейты имеют острые края, известные как аррисы . В верхней части колонн есть три горизонтальные бороздки, известные как гипотрахелии .

Колонны в храмах раннего дорического стиля (Храм Аполлона в Сиракузах, Сицилия, 565 г. до н.э.) могут иметь отношение высоты к диаметру основания всего 4:1. Позднее соотношение 6:1 стало более привычным. В эллинистическую эпоху (323-27 гг. до н.э.) типично массивный, мужественный вид дорического храма был частично заменен тонкими колоннами без каннелюр, с соотношением высоты к диаметру 7,5:1.

В дорическом ордере существуют четкие правила размещения архитектурной скульптуры. Рельефы, например, никогда не используются для произвольного украшения стен. Они всегда располагаются в заранее определенных местах: метопы и фронтон.

Дорические храмы четко идентифицируются по их секционированному, прерывистому фризу с чередующимся расположением надрезанных триглифов и скульптурных метоп.

Дорический фронтон, общеизвестно трудное пространство для размещения скульптурной сцены, изначально был заполнен рельефной скульптурой. Ко времени Парфенона скульпторы начали вырезать отдельно стоящую каменную скульптуру для фронтона. Даже тогда размещение фигур внутри сужающейся треугольной области оставалось проблематичным. Но к раннему классическому периоду (480–450 гг. до н. э.), о чем свидетельствуют сцены, вырезанные в храме Зевса в Олимпии (460 г. до н. э.), скульпторы нашли решение: у них была стоящая центральная фигура, окруженная вздыбившимися кентаврами и сражающимися между собой. мужчины формы, чтобы соответствовать каждой части пространства. В Парфеноне (около 435 г. до н.э.) знаменитый скульптор Фидийудалось заполнить фронтон сложной композицией задрапированных и незадрапированных божеств.

Храмы дорического ордера чаще встречаются на материковой части Греции и на местах бывших колоний в Италии. Среди наиболее хорошо сохранившихся образцов архаической дорической архитектуры — храм Аполлона в Коринфе (540 г. до н. э.) и храм Афайи на Эгине (490 г. до н. э.).

Парфенон

Высшим примером дорической архитектуры классического периода (ок. 480–323 гг. до н. э.), конечно же, является Парфенон (447–437 гг. до н. э.) на Афинском Акрополе. Это был греческий скульптор, а не архитектор, который сказал, что «успешные достижения в искусстве являются результатом тщательной точности во множестве арифметических пропорций»; но Парфенон - самая подходящая иллюстрация. Каждый эзотерик, углубляющийся в тайны «божественной пропорции» или «золотой середины», называет Парфенон своим первым примером: он так неизменно радовал миллионы глаз и так точно соответствует математической формуле. В целом аспекте рассчитаны пропорции частей и ритмические соответствия. Затем от целого к частям: площади антаблемента делятся в логических и гармонических соотношениях; и, конечно, столь же утонченное отношение колонны и капители. Совершенство внутри совершенства! Греческие строители в поисках «совершенной» выразительности пошли на оптические изыскания, не имеющие себе равных в других местах. Тоэнтазис, или легкое вздутие и углубление профиля колонны, являются лишь одним из математических приемов, обеспечивающих в глазах смотрящего иллюзию идеальной прямолинейности или точной правильности. Другой заключается в том, что вершины колонн слегка наклонены к центру с каждой стороны колоннады, причем наклон увеличивается пропорционально их удалению к каждому концу, потому что ряд колонн, которые на самом деле параллельны, кажется более широко разнесенным в верхних углах. . (Колонны Парфенона внешней колоннады, как ни странно, наклонены под таким углом, что все их оси, если их продолжить, сошлись бы в точке на высоте одной мили. центр основных горизонтальных линий,

Архитектурные скульптуры Парфенона

В целом основания конструкции, несущие элементы и первые горизонтали не подвергались обработке или фигуративной скульптуре. В Парфеноне и более ранних постройках считалось, что подходящим местом для наружных скульптур были промежутки между триглифами или уцелевшими концами балок и на фронтоне. На крыше одиночные фигуры могут быть установлены силуэтом на фоне неба, на вершине фронтона и особенно на концах фронтона. Внутри колоннады в некоторых позднедорических храмах непрерывный фриз лентой проходил вокруг внешней стены целлы и частично виден снаружи, между колоннами.

Мраморная скульптура Парфенона первоначально появилась на здании двумя сериями: непрерывный фриз внутри колоннады и отдельные панели между триглифами; и две треугольные композиции на фронтонах. Наиболее хорошо сохранившиеся фигуры были вывезены в Англию в начале девятнадцатого века и повсеместно известны по имени человека, увезшего их в виде разбитых остатков, как «мраморы Элгина».

Есть величие в фигурах фронтона. Они являются одними из ведущих мировых образцов монументальной скульптуры. Как и в случае с архитектурным памятником, для которого они были декоративной деталью, они, несомненно, приобрели чисто эстетическую ценность благодаря случайностям времени. Великолепные вотивные статуи, такие как Афина под открытым небом на Акрополе и колоссальное изображение той же богини в целле Парфенона, были, по общему мнению, достаточно велики, но, по всей видимости, они были удручающе и отвлекающе расфуфырены, а их размер и скульптурное благородство терялись в чрезмерной детализации. Величавость фигур на фронтоне — это величавость могущества в покое, силы в простоте. С точки зрения повествования, группа восточного фронтона представляла состязание Афины и Посейдона за место Афин. Композиция западного фронтона иллюстрирует чудесное рождение Афины из головы Зевса.

Техническая проблема размещения сложных скульптурных изображений в ограниченном треугольном пространстве низкого фронтона бросала вызов изобретательности и логике скульпторов, сотрудничавших над храмовыми проектами. В Эгине, Олимпии и Афинах решение хорошо сочеталось с архитектурой. Внутри треугольника существовал родственный поток движения, который был утерян в более поздних примерах и, конечно же, в каждой попытке современной имитации.

Панели между триглифами под карнизом Парфенона, известные как «метопы», первоначально насчитывавшие девяносто два, были испорчены или разрушены еще более катастрофически, чем фронтонные группы за двадцать три века их забвения. Каждая панель, почти квадратная, изображала две боевые фигуры. Иногда сюжеты были взяты из мифологии, а другие сегодня читаются как символ морального конфликта.

Низкий рельефный фриз, который проходит как декоративная лента вокруг внешней стороны стены целлы, внутри крыльца с колоннадой, представляет собой еще один уровень совершенства. Сюжет - церемониальное шествие, которое было событием Панафинейского праздника, проводившегося раз в четыре года. Фигуры на скульптурном поле высотой немногим более четырех футов и длиной не менее 524 футов в основном относятся к повседневной афинской жизни. Даже боги, изображенные принимающими процессию, очень реальны и похожи на людей, хотя и слишком велики. К ним идет весь афинский мир: жрецы и старейшины и жертвоприношения, музыканты и воины, знатные юноши и патрицианки.

В скульптурном шествии есть небрежность, неформальность, которая вряд ли уместилась бы в строгих треугольниках фронтонов. Все плавно и с легким акцентом. Особенно изящны и плавны участки, изображающие всадников. Животные и всадники ритмично движутся вперед, их тела четко возвышаются над плоским и лишенным деталей фоном. Ощущение ритмического движения, пластической одушевленности в пределах малой глубины местами шествия исполнено великолепно.

См. Также: История скульптуры (от 35 000 г. до н.э.).

Ионический ордер архитектуры

В отличие от дорических конструкций, ионические колонны всегда имеют основания. Кроме того, ионические колонны имеют больше (25-40) и более узкие каннелюры, которые разделены не острым краем, а плоской полосой (скруглением). Они кажутся намного легче, чем дорические колонны, потому что у них более высокое отношение высоты колонны к диаметру колонны (9: 1), чем у их дорических кузенов (5: 1).

Храмы ионического ордена узнаваемы по высокодекоративным спиральным капителям их колонн, которые образуют спирали (волюты), похожие на бараньи рога. Фактически, ионические капители имеют две волюты над полосой орнамента из пальмовых листьев.

В антаблементе архитрав ионического ордера иногда остается неукрашенным, но чаще (в отличие от дорического архитрава) он украшен расположением перекрывающихся полос. Ионический храм также можно быстро узнать по его непрерывному фризу, который проходит непрерывной полосой вокруг здания. Он отделен от карниза (вверху) и архитрава (внизу) серией штифтовых выступов, известных как зубцы .

В ионической архитектуре, особенно с 480 г. до н.э., наблюдается большее разнообразие типов и количества лепных украшений и украшений, особенно вокруг входов, где иногда используются спиральные кронштейны для поддержки декоративного карниза над дверным проемом, например, в Эрехтейоне на Афинский акрополь.

Ионические колонны и антаблементы всегда были более богато украшены, чем дорические. Например, в некоторых ионических храмах (не считая орнаментированного эхина) некоторые ионические колонны (например, в храме Артемиды в Эфесе) имели непрерывный фриз с фигурами вокруг своей нижней части, отделенный от рифленой части выпуклым выступом. формование.

Использование задрапированных женских фигур ( кариатид ) в качестве вертикальных опор для антаблемента было характерной чертой ионического ордена, примером чему служат сифнийское сокровище в Дельфах (525 г. до н. э.) и Эрехтейон на афинском Акрополе.

Эрехтейон

Эрехтейон (421–406 гг. до н. э.) в лучшем виде отражает особенности ионического ордена. Тут и почти хрупко-изящные колонны, и менее строгая массированность, и дробление антаблемента на более тонкие единицы, и общее облегчение эффекта, и большее обогащение прикладным орнаментом. Восточное крыльцо (теперь отреставрированное), как и Парфенон, представляет собой греческую архитектуру в чистом виде. Дверной проем Северного портика служил классическим образцом тысяче архитекторов. Южное крыльцо Эрехтейона следует новшеству, уже замеченному в Дельфах. Шесть статуй девушек, известных как кариатиды, заняли место обычных колонн. Эксперимент оставляет здание где-то между архитектурой и скульптурой, и результат интересен как новинка, а не как оправданная смелость или хорошая цель в искусстве строительства. Статуи, скорее всего, сегодня служат опорой с большей архитектурной правдоподобностью, чем они могли бы выполнять в те дни, когда им не отрезали руки, носы и другие части тела. Тем не менее, они немного смехотворно естественны и нематематически. Как греки потерпели неудачу здесь, так они достаточно часто терпели неудачу и в других местах. Оставленные ими памятники не всегда представляют собой бесподобные и совершенные композиции, в которые нас внушали другие поколения. Статуи, скорее всего, сегодня служат опорой с большей архитектурной правдоподобностью, чем они могли бы выполнять в те дни, когда им не отрезали руки, носы и другие части тела. Тем не менее, они немного смехотворно естественны и нематематически. Как греки потерпели неудачу здесь, так они достаточно часто терпели неудачу и в других местах. Оставленные ими памятники не всегда представляют собой бесподобные и совершенные композиции, в которые нас внушали другие поколения. Статуи, скорее всего, сегодня служат опорой с большей архитектурной правдоподобностью, чем они могли бы выполнять в те дни, когда им не отрезали руки, носы и другие части тела. Тем не менее, они немного смехотворно естественны и нематематически. Как греки потерпели неудачу здесь, так они достаточно часто терпели неудачу и в других местах. Оставленные ими памятники не всегда представляют собой бесподобные и совершенные композиции, в которые нас внушали другие поколения.

Еще одно известное ионическое сооружение, на этот раз относящееся к эллинистическому периоду (323–27 гг. до н. э.), — это Алтарь Зевса в Пергаме (ок. 166–156 гг. до н. э.). Как видно из названия, это был не храм, а просто алтарь, возможно, связанный с соседним дорическим храмом Афины (около 310 г. до н.э.). Доступ к алтарю осуществлялся через огромную лестницу, ведущую к плоской платформе с колоннадой в ионическом стиле, и известен мраморным фризом длиной 370 футов, изображающим гигантомахию из греческой мифологии. См. Также Пергамскую школу эллинистической скульптуры (241-133 гг. до н.э.).

Коринфский ордер архитектуры

Третий ордер греческой архитектуры, широко известный как коринфский ордер, был впервые разработан в поздний классический период (ок. 400–323 гг. до н. э.), но не получил широкого распространения до эллинистической эпохи (323–27 гг. римский период, когда римские архитекторы добавили ряд уточнений и декоративных деталей.

В отличие от дорического и ионического ордеров, коринфский ордер возник не в деревянной архитектуре. Вместо этого он возник как ответвление ионического стиля около 450 г. до н.э., отличающийся более декоративными капителями. Коринфская капитель была намного выше, чем дорическая или ионическая капитель, и была украшена двойным рядом листьев аканта, увенчанных завитыми усиками. Как правило, он имел пару завитков на каждом углу, что обеспечивало одинаковый вид со всех сторон. По словам римского архитектора I века до н.э. Марка Витрувия ., отличительная коринфская капитель была изобретена бронзовым литейщиком Каллимархом Коринфским. Отношение высоты колонны к диаметру колонны в коринфских храмах обычно составляет 10:1 (ср. дорический 5,5:1; ионический 9:1), при этом на капитель приходится примерно 10% высоты.

Начнем с того, что коринфский архитектурный ордер использовался только внутри, как, например, в храме Аполлона Эпикурия в Бассе (450 г. до н.э.). В 334 г. до н.э. он использовался на внешней стороне Хорагического памятника Лисикрату в Афинах, а затем в огромных масштабах в Храме Зевса Олимпийского в Афинах (174 г. до н.э.). В позднеэллинистический период коринфские колонны иногда строились без канавок.

Помимо греческих ордеров (дорического, ионического и коринфского) существовало еще два стиля архитектуры. (1) Тосканский орден , солидно выглядящая римская адаптация дорического ордена, известная своим стержнем без канавок и простой капителью эхина-абака. По пропорциям и профилю он мало чем отличается от дорического, но по стилю он намного проще. Отношение высоты столбца к диаметру столбца составляет 7:1. (2) Составной орден , который считался отдельным орденом только в эпоху искусства эпохи Возрождения ., является поздним римским развитием коринфского ордена. Он известен как Композит, потому что его капитель состоит как из ионических завитков, так и из коринфских мотивов листьев аканта. Отношение высоты столбца к диаметру столбца составляет 10:1.

Наследие греческой архитектуры

Наследие греческого архитектурного дизайна заключается в его эстетической ценности: он создал множество красивых зданий.

Эта красота исходила не только от величия и благородства его архитектурных колонн, но и от его декоративных особенностей. Например, каннелюры его колонн придают изящество и вибрацию неподвижным стволам; но каналы укрепляют, а не пересекают линии поддержки. Фриз приподнят над неукрашенным архитравом, сохраняя прочность перекладины. Переходные элементы, капители и молдинги приятно смягчают углы профиля без потери прочности. Поддержки мягкие, но без чрезмерного смягчения. Насколько велики и самобытны эти достижения, можно увидеть на контрасте с римским искусством .когда бесчувственные римляне подхватывают греческие элементы и используют их грандиозно и бездумно, опошляя орнаментальные черты. Тем не менее, греческий орнамент как стиль украшения в прикладном искусстве должен был стать подавляющим фаворитом в более поздние века, вплоть до двадцатого века. См. Также: Величайшие скульпторы (от 500 г. до н.э.).

Какими бы ни были точные составляющие греческого строительного дизайна, западные архитекторы веками пытались подражать готовому продукту. В течение 15-го и 16-го веков архитектура эпохи Возрождения охватывала весь классический канон, хотя и с немного более современным оттенком - примеры включают: Купол Флорентийского собора, Санта-Мария-дель-Фьоре, 1418-38, Филиппо Брунеллески - подробнее об этом см.: Флорентийский собор, Брунеллески и Ренессанс (1420-36) - а также Темпьетто Святого Пьетро в Монторио, Рим, 1502 Донато Браманте. Между тем, в архитектуре венецианского Возрождения представлены многочисленные виллы в Виченце и Венето, спроектированные Андреа Палладио .(1508-80), который сам оказал влияние на английского дизайнера Иниго Джонса (1573-1652).

Архитектура барокко использовала греческие узоры в качестве основы для многих своих величайших творений (примеры: Собор Святого Петра и площадь Святого Петра, 1504–1657 гг., Бернини и др.; Собор Святого Павла, Лондон, 1675–1710 гг., Кристофер Рен (1632–1632 гг.). 1723 г.).

Архитекторы восемнадцатого века как в Европе, так и в Северной Америке заново открыли греческий дизайн в неоклассической архитектуре (примеры: Пантеон в Париже, начатый в 1737 году Жаком-Жерменом Суффло (1713-80); культовые Бранденбургские ворота в Берлине, построенные Карлом Готтхардом Лангансом (1732) . -1808 г.); здание Капитолия США, Вашингтон, округ Колумбия, 1792-1827 гг. Торнтон, Латроб и Булфинч; Балтиморская базилика, 1806-21 гг., Бенджамин Латроб; Валгалла, Регенсбург, 1830-42 гг., Лео фон Кленце). В архитектуре девятнадцатого века греческие «ордены» были возрождены как в Европе, так и в Соединенных Штатах благодаря греческому движению возрождения. Даже современные архитекторы в стиле модерн, такие как Виктор Орта(1861-1947) заимствованы из античных греческих рисунков.

Долгое время Западная Европа и Америка придерживались убеждения, что художественная практика, даже в машинный век, должна основываться на изучении этих классических «Орденов». Это было частью неоэллинизма, который был религией в Европе, так что даже в 1920-х годах сэр Банистер Флетчер, известный историк архитектуры, мог написать: которым могут быть проверены все периоды архитектуры». ( История архитектуры : 6-е издание, 1921 г.)

В конечном счете, греческая архитектура представляет собой конкретную иллюстрацию моральной и духовной истины. Прочная фундаментная платформа; давящая вниз масса архитрава, фриза и конструкции крыши, противодействующая в противном случае слишком сильному ощущению подъема от колонн; безмятежность колоннады, измененная изобилием скульптурного фриза и фронтона - все это можно рассматривать как осязаемое выражение греческого сочетания свободы и сдержанности, идеально уравновешенного стремления и разума, изобретательности и дисциплины. Некоторые говорят, что колонны отмечают восхождение к истине или совершенству; но ниспадающий вес восстанавливает равновесие, ограничивает слишком стремительный подъем. Так Судьба останавливает слишком самонадеянную человеческую досягаемость.

Знаменитые греческие храмы

ДОРИЧЕСКИЙ

Храм Геры, Олимпия (590 г. до н.э.)
Дорическое периптеральное шестистильное здание в архаическом стиле.

Храм Аполлона, Сиракузы, Сицилия (565 г. до н.э.)
Дорическое периптеральное шестистильное здание.

Храм Селинунте C, Сицилия (550 г. до н.э.)
Периптальный шестистильный храм, один из серии дорических храмов на Акрополе Селинунта. Метопы, изображающие подвиги Геракла, находятся в Национальном музее в Палермо.

Храм Аполлона в Коринфе (540 г. до н. э.)
Этот дорический периферийный шестистильный храм напоминал храм Геры в Олимпии, но был полностью построен из камня.

Храм Геры I в Пестуме (530 г. до н. э.)
Известный как «Базилика», это один из самых ранних из всех дорических храмов, сохранившихся практически нетронутыми.

Храм Селинунте G (Великий храм Аполлона), Сицилия (520–450 гг. до н. э.)
Дорическое восьмиугольное строение по периметру, это самый большой храм в Селинунте, который так и не был закончен.

Храм Аполлона в Дельфах (510 г. до н. э.)
Этот шестистильный дорический храм, предположительно спроектированный легендарными архитекторами Трофонием и Агамедом, на самом деле был возведен Спинфаром, Ксенодором и Агафоном. Мало что осталось кроме фундамента.

Храм Афины, Пестум (510 г. до н. э.)
Известный как Храм Деметры, это дорическое шестистильное здание с периферийным периметром демонстрировало ряд ионических черт, в том числе колонны пронаоса.

Храм Зевса Олимпийского, Агридженто, Сицилия. 510–409 гг. до н
. э. Псевдопериптальное здание в дорическом стиле.

Храм Афайи, Эгина (490 г. до н. э.)
Дорический периферийный шестистильный храм, установленный высоко на восточной стороне острова Эгина.

Храм Афины, Сиракузы, Сицилия (480 г. до н.э.)
Дорический шестистильный храм. Часть его строения сейчас находится в Сиракузском соборе.

Делосский храм Аполлона, Делос (470 г. до н.э.)
Дорическое шестиугольное здание по периметру, в настоящее время в основном в руинах.

Храм Геры Лацинии, Агридженто, Сицилия (460 г. до н. э.)
Дорический храм, построенный к юго-востоку от Агридженто. Он стоит, наряду с Храмом Согласия, Храмом Зевса Олимпийского и другими, в Долине Храмов.

Храм Зевса, Олимпия (460 г. до н.э.)
Дорический периферийный шестистильный храм, спроектированный Либоном из Элиды. Известен своей чудесной скульптурой на фронтоне, а также колоссальной хризелефантиновой скульптурой Зевса, созданной Фидием (488–431 гг. до н. э.), который также создал статую Афины в Парфеноне.

Храм Посейдона, Пестум (460 г. до н. э.)
Один из наиболее хорошо сохранившихся дорических шестистильных храмов.

Храм Аполлона Эпикурия, Бассы (450 г. до н. э.)
Спроектированный известным греческим архитектором Иктином, он включает в себя элементы всех трех орденов (дорического, ионического, коринфского).

Храм на реке Илисс, Афины (449 г. до н. э.)
Небольшой четырехстильный храм ионического амфипростиля на берегу реки Илисс, спроектированный греческим архитектором Калликратом.

Чтобы узнать о лучших греческих скульпторах V века, см.: Мирон (480–444 гг. до н. э.), Поликлет , известный своей статуей Геры, и Каллимах (432–408 гг. до н. э.).

Храм Гефеста, Афины (449 г. до н. э.)
Это исключительно хорошо сохранившееся дорическое шестиугольное здание, также называемое Тесейоном, сейчас действует как православная церковь.

Парфенон, Афинский Акрополь (447–432 гг. до н. э.)
Главный дорический храм на Афинском Акрополе и квинтэссенция греческой высокой классической архитектуры остается одним из самых влиятельных и культовых зданий в мире. Построенный для Перикла архитекторами Иктином и Калликратом и вылепленный под руководством Фидия, который лично создал огромную хризелефантиновую культовую статую Афины, он основан на плане перипетального восьмистиля. Хотя его фронтон и рельефная скульптура метопа выложены в дорическом стиле, он также имеет фриз в ионическом стиле, который окружает здание.

Храм Посейдона, Сунион (444 г. до н.э.)
Дорическое периптеральное шестистильное здание.

Храм Немезиды, Рамнус (436 г. до н.э.)
Дорический шестистильный храм с недостроенным стилобатом.

Храм Согласия, Агридженто, Сицилия (430 г. до н. э.)
Хорошо сохранившийся дорический шестигранный периферийный храм.

Храм в Сегесте, Сицилия (424 г. до н. э.)
. Дорическое шестигранное здание по периметру с уникальными колоннами без каннелюр.

Храм Селинунте E (Храм Геры), Сицилия (5 век до н.э.)
Лучше всего сохранившийся дорический периферийный шестистильный храм в Селинунте, он принадлежит к восточной группе вместе с храмами «F» и «G».

Храм Селинунте C, Сицилия (V век до н. э.)
Дорический шестистильный храм с глубоким крыльцом с колоннадой и длинным узким наосом со второй камерой.

ИОННЫЙ

Храм Артемиды, Эфес, Малая Азия (560 г. до н.э.)
Одно из семи чудес древнего мира . Нижний барабан колонн этого восьмистилевого храма имеет фигурный фриз по окружности.

Храм Геры, Самос, Малая Азия (540 г. до н.э.)
Ионический двусторонний храм, спроектированный архитекторами Ройкосом и Феодором Самосскими.

Храм Афины Ники, Афины (427 г. до н.э.)
Небольшое четырехстильное здание в виде амфипростиля, также известное как «Нике Аптерос» (Победа без крыльев), этот ионический храм был спроектирован греческим архитектором Калликратом. Стоит рядом с Пропилеями на Афинском Акрополе.

Эрехтейон, Афинский Акрополь (421–406 гг. до н. э.)
Ионический амфипростильный шестистильный храм, посвященный Афине Полиаде, спроектированный Мнесиклом.

Толос Афины, Дельфы (400 г. до н.э.)
Круглый храм с дорическим экстерьером и коринфским интерьером, построенный Феодором Фокейским.

Храм Асклепия, Эпидавр (380 г. до н. э.)
Дорическое шестистильное здание, спроектированное Феодотом, с фронтальной скульптурой Тимофея.

Храм Артемиды, Эфес, Малая Азия (356 г. до н. э.)
Ионический двуптеральный восьмистильный храм, спроектированный греческими архитекторами Деметрием и Пеонием Эфесскими, с рельефами работы Скопаса (395–350 гг. до н. э.), но без фриза.

Толос Поликлета, Эпидаврос (350 г. до н. э.)
Круглый храм, окруженный 26 дорическими колоннами. Также имеет 14 внутренних колонн в коринфском стиле.

Чтобы узнать о лучших скульпторах 4 века до н.э., см.: Лисипп (ок. 395–305 до н. э.), официальный скульптор Александра Македонского, и Пракситель (деятельность 375–335 до н. э.), известный своей Афродитой Книдской .

Филиппион, Олимпия (339 г. до н.э.)
Ионическое здание толоса, окруженное 18 колоннами в ионическом стиле и 9 внутренними коринфскими колоннами. Спроектированный архитектором и скульптором Леохаром (4 век до н. э.), он был возведен в память о Филиппе II Македонском, отце Александра Македонского.

Храм Афины Полиас, Приена, Малая Азия (334 г. до н. э.)
Ионический периферийный шестистильный храм, спроектированный Пифием Приенским. Как и в храме Артемиды в Эфесе, в нем не было фриза.

Храм Артемиды, Сарды, Малая Азия (325 г. до н.э.)
Ионический двусторонний восьмистильный храм, один из крупнейших храмов в Малой Азии, он остался незавершенным и был завершен римлянами.

Храм Диониса, Теос, Малая Азия (193 г. до н.э.)
Ионический периферийный шестистильный храм, спроектированный архитектором Гермогеном Приенским.

КОРИНФСКИЙ

Храм Аполлона Дидимея, Милет, Малая Азия (310 г. до н.э. - 40 г. н.э.)
Ионический двухлепестковый десятистильный храм с коринфскими чертами, спроектированный греческими архитекторами Пэонием Эфесским и Дафнисом Милетским.

Храм Зевса Олимпийского, Афины (174 г. до н. э.)
Один из крупнейших коринфских двуглавых восьмистильных храмов, спроектированный архитектором Оссутием. Некоторые из его колонн были перевезены в Рим до того, как храм был закончен и включен в состав храма Юпитера Капитолийского, где они оказали большое влияние на римскую архитектуру.

Древнегреческие архитекторы

О величайших греческих дизайнерах известно немного биографических подробностей. Хотя мы знаем некоторые из их имен и некоторые здания, которые они спроектировали, мы почти ничего не знаем об их обучении или масштабах их карьеры. Самые известные архитекторы, о которых мы знаем, включают:

Дафнис Милетский, Деметрий Эфесский, Гермоген Приенский, Гипподам Милетский, Иктин (середина V века до н. э.), Либон Элидский, Мнесикл (середина V века до н. э.), Оссутий, Пэоний Эфесский, Поликлет Младший, Пифий Приена, Ройкос Самосский, Феодорос Самосский и Феодот, и это лишь некоторые из них.

• Дополнительную информацию о строительных проектах Древней Греции см. в Энциклопедии визуальных искусств .


Глоссарий по архитектуре
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА и ДИЗАЙНА
© visual-arts-cork.com. Все права защищены.

Исходный текст