Простая |
|
Простая греческая скульптура (650–27 гг. до н. э.)Содержание • Откуда взялась греческая скульптура? |
Примечание об оценке произведений искусства |
Откуда взялась греческая скульптура? Греческое искусство классической древности считается смесью египетской, сирийской, минойской (Крит), микенской и персидской культур, которые (судя по языку) сами произошли от индоевропейских племен, мигрировавших из открытых степей к северу от Черного моря. . Греческие скульпторы научились резьбе по камню и бронзовому литью у египтян и сирийцев, а традиции скульптуры внутри Греции были развиты двумя основными группами переселенцев из Фессалии — ионийцами и дорийцами. (Подробнее о каменной кладке в Древнем Египте см.: Египетская архитектура .) Какова хронология греческой скульптуры? Хронологию скульптуры Древней Греции традиционно делят на три основных периода: • Архаический период (ок. 650–500 гг. до н. э.)
|
|
|
Какова история ранней греческой скульптуры? Резьба по кости и слоновой кости производилась в Египте примерно с 5000 г. до н.э. как часть культурных традиций, заложенных в позднем каменном веке (10 000–5 000 до н.э.). Затем, начиная с 2600 г. до н.э., появились различные направления эгейского искусства , особенно минойская цивилизация на Крите, с ее каменной скульптурой (в частности, камнями-печатями), фресками , керамикой и изделиями из металла . После серии землетрясений минойская культура рухнула примерно в 1425 г. до н.э., а микенское искусство на материкестал доминирующим типом греческой культуры, известной своей керамической посудой, резными драгоценными камнями и стеклянными украшениями, примерно до 1150 г. до н.э., когда они тоже были захвачены, на этот раз вторжением дорийцев. После этого наступили греческие «Темные века» — 400-летний период хаоса и борьбы, когда почти не производилось искусство. Однако в более спокойном 8 веке до нашей эры начала зарождаться новая культура изобразительного искусства , включающая гончарные изделия, некоторую живопись и скульптуру, в то время как « Илиада» и «Одиссея » Гомера также были написаны примерно в это время. Однако развитие скульптуры оставалось крайне медленным до архаического периода (около 600-500 гг. до н.э.). Для получения дополнительной информации о самых ранних архаичных стилях см.:Дедалическая греческая скульптура (650-600 гг.) . Для более широкого охвата см .: Этрусское искусство (ок. 700–90 до н. Э.). Была ли греческая скульптура преимущественно религиозной? да. В архаический и классический периоды наиболее важная греческая скульптура носила религиозный характер и создавалась для храмов, которые обычно были посвящены одному божеству. Божественные статуи лепились по подобию человека и делались из различных материалов и размеров. Другие вотивные статуи стояли внутри и снаружи храма, а также урны, изображения священных животных и другие предметы скульптурного характера. |
|
|
Почему греческая скульптура развивалась быстрее в архаический период? Ключевой чертой архаического периода было возобновление торговых контактов и морских торговых связей между Грецией и Ближним Востоком (особенно Египтом, а также городами-государствами Малой Азии), что вдохновило греческих художников на создание традиции монументального искусства. мраморная скульптура . Кроме того, именно в архаическую эпоху греки начали использовать камень для своих общественных зданий и начали развивать свои три архитектурных ордера ( дорический , ионический и коринфский ).), каждая из которых состоит из колонны с основанием, валом, капителью и антаблементом с архитравным фризом и карнизом. Самое главное, именно в этот период греческий каменный храм приобрел свою основную форму, позволяющую использовать множество архитектурных скульптур, в том числе: рельефы и фризы на фронтонах храма (треугольный фронтон под крышей здания) и метопы (прямоугольный панно над колоннами), а также всевозможные статуи. Следует иметь в виду, что история скульптурыпоказывает четкую взаимосвязь между архитектурой и пластическим искусством: чем больше строится зданий, тем больше требуется скульптур. Это произошло в классической античности, а также в средневековой скульптуре (романская / готическая), скульптуре эпохи Возрождения (ранняя и высокая), скульптуре барокко (17 век) и неоклассической скульптуре (18 век). Каковы характеристики архаической греческой скульптуры? В целом в этот период греческие скульпторы изготавливали фризы и рельефы различных размеров (из камня, терракоты и дерева), а также множество различных типов статуй (из камня, терракоты и бронзы) и миниатюрных скульптур (из слоновой кости, кости) . и металл). Архаичные отдельно стоящие фигуры имеют солидную массу и фронтальную стойку египетских моделей, но их формы более динамичны (см., например, Торс Геры (660–580, Лувр). Примерно с 620 года тремя наиболее распространенными статуями были стоящий обнаженный юноша ( kouros , множественное число kouroi ), стоящая девушка в драпировке ( kore , множественное число korai), и сидящая женщина. (Курос оставался популярным примерно до 460 г.) Начнем с того, что эти фигуративные произведения, как и большинство других отдельно стоящих греческих скульптур архаической эпохи, напоминали египетские статуи как по форме, так и по позе (фронтальные, широкоплечие, с узкой талией, руки свисают близко к телу, кулаки сжаты, обе ступни на земле, левая нога слегка выдвинута вперед, выражение лица ограничено неподвижной «архаичной улыбкой»). Однако по мере того, как греки лучше понимали человеческую анатомию, эти курои и кораи становились менее жесткими и искусственными и более реалистичными, тогда как египетские скульпторы строго придерживались жестких иератических конструкций, установленных их культурными авторитетами. Еще одна явно греческая особенность заключалась в том, что, в отличие от египетских фигурок, курои не имели явного религиозного назначения: их можно было использовать в качестве памятных знаков, надгробий, вотивных статуй, изображать местных героев, таких как спортсмены, или изображать бога Аполлона или Геракла. Греки давно решили, что человеческое тело является самым важным предметом для любого художника, и, поскольку они придавали своим богам человеческую форму, они не делали различия между священным и светским. Кроме того, курои были обнаженными, а египетские мужские фигуры изображались одетыми. Женская статуя, кора, считалась менее важной. При его создании архаические скульпторы сосредоточились в основном на пропорциях и узоре драпировки, а не на физической анатомии. Ионийские художники лучше всех изображали складки неплотно задрапированного платья ( хитон ) и верхней мантии ( гиматион ). Большинство кораев были вотивными скульптурами, которые стояли в качестве посвящений в святилищах, таких как Акрополь в Афинах. Какие самые известные греческие статуи архаического периода? Известные примеры архаической греческой скульптуры включают: - Клеобис и Битон (610-580 гг. до н.э.) Археологический музей Дельфы Чтобы увидеть, как развивались греческие узоры, сравните, например, известняковую статую Леди Осерской (ок. 630 г. до н. э., Лувр, Париж) с «Пеплос Коре» (ок. 530 г., Музей Акрополя, Афины); сравните также Сунион Курос (ок. 600 г., Национальный археологический музей Афин) с «Мальчиком Критиосом» (490–480 гг., Музей Акрополя, Афины). Какие материалы использовали греческие скульпторы? Самые популярные скульптурные материалы, используемые в Древней Греции, включали: мрамор и другие известняковые породы, бронзу, терракоту и дерево. Стоит отметить, что около половины всех статуй, созданных в древности, были сделаны из бронзы , несмотря на то, что металл широко использовался в скульптуре только примерно с 550-500 гг. Какой бы материал ни использовался, окончательная поверхность статуи была сделана более реалистичной благодаря покрытию маслом и горячим воском, а затем окрашиванию и позолоте. Даже рельефная скульптура не считалась законченной, пока не была отполирована и окрашена. Были ли раскрашены греческие скульптуры? Как правило, да. Будь то из мрамора, бронзы, дерева, терракоты или металла, большинство греческих скульптур (статуи и барельефы) были окрашены полихромной краской. Удивительно, но эта ключевая черта в значительной степени игнорировалась в течение нескольких столетий из-за предубеждений влиятельных историков искусства, таких как специалист по неоклассике Иоганн Иоахим Винкельманн (1717-68), которые оставались решительным противником самой идеи «раскрашенной» греческой скульптуры. Только когда немецкий археолог Винценц Бринкманн недавно доказал, что весь Парфенон был на самом деле раскрашен, раскраска древнегреческих скульптур была принята за факт. См. Также: Архаическая греческая живопись (ок. 625–500). Что случилось с греческой скульптурой в классический период? Классический период стал свидетелем быстрого улучшения греческой скульптуры. Произошел резкий рост технических навыков греческих скульпторов в их способности изображать человеческое тело в расслабленной, а не жесткой позе. Классицизм улучшил жесткость архаической идиомы и привнес в человеческую фигуру более естественное ощущение движения и телесности, примером чего являются, например, метопы и фронтоны .храма Зевса в Олимпии. Кроме того, бронза стала преобладающим материалом для монументальных отдельно стоящих статуй, не в последнюю очередь из-за способности металла удерживать свою форму, какой бы сложной она ни была, что позволяло создавать менее жесткие позы. Помимо того, что бронзовая фигура была прочнее и легче, ее можно было стабилизировать, поместив свинцовые грузы внутрь ее полых ножек. Это позволило создать новые позы, которые, если бы они были вылеплены из мрамора, привели бы к падению статуи. К сожалению, бронза была настолько важна для создания оружия и так легко переплавлялась, что большинство греческих бронзовых статуй исчезли, что затрудняет правильную оценку греческих художественных достижений и оставляет нас зависимыми от римских копий греческих оригиналов. Каковы основные типы классической греческой скульптуры? Классицистическая скульптура по-прежнему была связана в первую очередь с религией и включала в себя все разнообразие греческих божеств и мифологических фигур. Таким образом, в дополнение к двенадцати олимпийским богам и богиням — Зевсу, Аполлону, Посейдону, Деметре, Гере, Артемиде, Гефесту, Афине, Аресу, Афродите, Гермесу и Гестии — скульпторы вырезали второстепенных божеств, таких как Дионис и его цикл сатиры, нимфы и кентавры; Плутон и Персефона; Эрос, Психея и Ариадна; музы, грации, времена года и судьбы; а также героев, включая Ахиллеса, Геракла, Тесея, Персея и других. В дополнение к религиозным произведениям художники-классики также создали ряд трехмерных спортивных фигур, изображающих спортсменов различных видов, в том числе метателей диска, бегунов, борцов и гонщиков на колесницах. Любопытно, однако, что историческая скульптура, практикуемая в Египте и Ассирии, была почти неслыханной в Древней Греции. Важные события были изображены в мифологических терминах, а не через фактическое повествование. Каковы характеристики классической греческой скульптуры? Основные характеристики классической скульптуры касались точности ее анатомии и реалистичности ее позы. Однако такие улучшения не произошли в одночасье. Таким образом, в ранней классической греческой скульптуре (ок. 500–450) скульпторы сосредоточились на создании фигур, которые рассматривались как движущиеся в пространстве, а не просто стоящие в нем. (Шедевром раннего классицизма является « Дискобол » (ок. 450) Мирона.) Затем, на этапе Высокой классической греческой скульптуры (ок. 450-400), они применили к своим фигурам платоновский канон пропорций. Человеческое тело изображалось в «идеальной» форме — идея, которую возродили Леонардо, Микеланджело и Рафаэль во временаВысокое Возрождение . Кроме того, скульпторы Высокой Классики разработали стойку контрапоста , в которой вес тела субъекта переносится на одну ногу, а другая остается слегка согнутой. Примером может служить Дорифор (ок. 440 г., мраморная копия в Национальном музее, Неаполь). Более естественная, чем предыдущие позы, контрапоста впервые позволила влиянию гравитации повлиять на отношения между мышцами и конечностями субъекта. Изобретенная греками, эта поза была основой европейской скульптуры вплоть до 20 века. Наконец, в период позднеклассической греческой скульптурыфигуры стали рассматриваться как трехмерные формы, занимающие и замыкающие пространство. Их можно было рассматривать под любым углом. На этом позднем этапе классицизма (4 век) также появились первые отдельно стоящие обнаженные женщины . (Примером позднеклассической скульптуры является Афродита Книдская (350-40) работы Праксителя.) |
|
Кто самые известные классические скульпторы? Еще одной характеристикой греческой классической скульптуры является появление именитых скульпторов, хотя их работы почти полностью известны по более поздним римским копиям. Среди величайших скульпторов были: Каламис (деятельность 470-440 гг.), Пифагор (деятельность ок. 440-420 гг.), Фидий (488-431 гг. до н. э.), Кресила (ок. 480-410 гг.), Мирон (деятельность 480-444 гг.), Поликлет ( активный c.450-430), Каллимах (деятельность 432-408), Скопас (деятельность 395-350), Лисипп (ок.395-305), Пракситель (активный 375-335) и Леохар (активный 340-320). Какая самая известная греческая архитектурная скульптура классического периода? Именно в пятом веке (ок. 480-400) греческое искусство (особенно афинское) достигло своего расцвета. Он стал свидетелем создания Афинского Парфенона (447-422 гг.) - общепризнанного как одного из величайших шедевров классической греческой скульптуры, с его 500-футовым фризом, сотнями рельефов и колоссальной хризелефантиновой скульптурой Афины работы Фидия - как а также многие другие знаменитые образцы греческой архитектуры , в том числе: комплекс Акрополя (550–404 гг.), храм Зевса в Олимпии (468–456 гг.), храм Гефеста (ок. 449 г.), Храм Афины Ники (ок. 427 г.) и Театр в Дельфах (ок. 400 г.). Все эти важные здания нуждались в украшении фресками и разнообразной скульптурой из мрамора, бронзы, а иногда даже из хризелефантина . Там, где для украшения конкретных архитектурных элементов требовались рельефы, скульпторы создавали повествования, включающие истории из греческой мифологии, такие как Подвиги Геракла , Битва лапифов и кентавров и многие другие: см., например, знаменитый Фриз Парфенона , а также как более поздний Bassae Frieze (420-400). Какие самые известные греческие статуи классического периода? Вот краткий список величайших скульптур классической эпохи: - Леда и Лебедь (500-450) Тимофея. Что происходило в греческом мире в эллинистический период? Эллинизм, внешнее распространение греческой культуры на соседние районы восточного Средиземноморья и за его пределы, традиционно начинается со смертью Александра Македонского (323 г. до н.э.), когда его огромная империя разделилась на три: Антигона I (Монофтальма) и династию Антигонидов. захватил Грецию и Македонию; Селевк I (Никатор) и династия Селевкидов контролировали Анатолию, Месопотамию и Персию; и Птолемей I (Сотер)династия Птолемеев правила Египтом. Наряду с Афинами чудесами древнего мира стали такие города, как Александрия в Египте, Антиохия, Пергамон и Милет в Малой Азии (Турция). В конце концов, однако, все эти регионы перешли под контроль римлян — последним пал Египет в 31 г. до н. э., и именно это событие знаменует собой конец эллинизма и начало римской скульптуры . Чтобы заглянуть за пределы Греции, см.: Искусство Месопотамии (4500-539 гг. до н.э.) и Искусство Древней Персии (3500-330 гг. до н.э.). Какие изменения внесла эллинистическая греческая скульптура? Эллинистическая греческая скульптура внесла ряд изменений в искусство, созданное в классическую эпоху. Начнем с того, что монументальная скульптура создавалась уже не в первую очередь для служения строгой религии, а стала важным пропагандистским инструментом для укрепления самодержавных режимов, установившихся по всему региону (в Пергаме, в Александрии и т. д.). Кроме того, по мере появления новых центров греческой культуры в Египте, Сирии, Анатолии и других странах резко возрос спрос как на архитектурную, так и на монументальную скульптуру для украшения местных храмов и общественных мест. Это сочетание повышенного спроса и расширения функций привело к тому, что скульптура стала (как и греческая керамика) менее искусством . и более отрасли. В результате дизайн стал стандартизированным, а качество снизилось. Тем не менее, пластическое искусство стало более интересным. Это произошло потому, что общий рост спроса привел к необходимости большего разнообразия . Таким образом, скульпторы расширили свою тематику и больше не ограничивались идеализированной героикой классической скульптуры, а изображали более широкий спектр личностей, настроений и сцен. Теперь к приемлемым сюжетам относились: раненый варвар, ребенок, удаляющий шип, охотница, старуха, дети, животные и бытовые сцены. Появились даже карикатуры. Подробнее об этом новом стиле см.: Пергамская школа эллинистической скульптуры (241–133 гг. до н. э.).
Каковы основные характеристики эллинистической греческой скульптуры? Самое главное, произошли серьезные изменения в эстетике : в частности, эллинизм заменил безмятежную красоту классицизма более эмоциональным типом скульптуры, который также включал в себя интенсивный реализм. В эту новую эпоху экспрессионизма статуи излучали энергию и силу — см., например, «Фарнезский бык » или «Крылатая победа Самофракии » (220–190); человеческие фигуры стали излучать страдание и эмоции — см., например, «Умирающий галл» (ок. 240 г. до н. э.) или « Лаокоон и его сыновья » (ок. 42–20). Подлинная чувственность также проявляется в таких произведениях, как «Афродита», «Пан» и «Эрос».(ок. 100), раскопанный на Делосе, а более утонченную версию см. В изысканной «Афродите из Кирены» (ок. 100). В портретной живописи эллинизм стал свидетелем растущего увлечения индивидуальной психологией: см., например, меланхоличную интроспективную скульптуру Демосфена (ок. 280) Полиевкта. Однако некоторая безмятежность сохранялась в таких скульптурах, как «Три грации » (2 век) и « Венера Милосская » (ок. 100 г.). Если период Высокой Классики установил стандарт Высокого Возрождения, то эпоха эллинистического искусства была прототипом для скульпторов движений маньеризма и барокко. Поэтому неудивительно, что размер стал важным фактором, поскольку скульпторы соперничали за создание более крупных и удивительных скульптур: кульминацией этого процесса стал Колосс Родосский работы Чареса из Линдоса — структура примерно такого же размера, как Статуя Свободы. Позднее греческий поэт Антипатр Сидонский внес его в список семи чудес древнего мира . Пожалуй, самым выдающимся памятником «барочного экспрессионизма» греко-эллинистической скульптуры был огромный Пергамский алтарь Зевса , строившийся на протяжении 30 лет (ок.180-150). (См. Также: Эллинистические статуи и рельефы .) Памятник прославляет решающую роль царей Пергама как пограничников греческой цивилизации в Малой Азии и иллюстрирует их многочисленные победы над варварскими силами, вторгающимися с востока. Пергамский алтарь, уступающий только фризу Парфенона, является самым обширным образцом греческой монументальной скульптуры, известным искусству. Внешний фриз изображает битву богов и гигантов. во всей своей безудержной жестокости, в то время как внутренние рельефы демонстрируют более контролируемый стиль повествования, указывая на более поздние разработки рельефной скульптуры, такие как Колонна Траяна в Риме 250 лет спустя: подробнее см.: Рельефная скульптура Древнего Рима . Для получения дополнительной информации о ранних этапах итальянской скульптуры, живописи и архитектуры см.: Эллинистическое римское искусство . Какие самые известные греческие статуи эллинистического периода? Вот краткая подборка величайших скульптур того периода: - Колосс Родосский (292-280 гг. до н.э.) Чарес из Линдоса. Где находятся лучшие коллекции оригинальной греческой скульптуры? Большинство сохранившихся статуй и рельефов классической античности являются римскими копиями греческих оригиналов. Их можно увидеть во многих лучших художественных музеях Греции и Италии, а также за их пределами. Вот краткий список лучших коллекций. ГРЕЦИЯ ИТАЛИЯ ЕВРОПА
|
|
Наши знания о древнегреческой скульптуре Монументальная скульптура в Древней Греции зародилась около 650 г. до н.э. и примерно к 600 г. до н.э. стала основным элементом греческого искусства с устоявшимся и растущим рынком. Он поставлял культовые фигуры богов, посвящения в святилищах, памятники над могилами, архитектурные украшения и, в конечном итоге, статуи и барельефы для богатых частных домов. От всего этого осталось относительно немного: многое погибло по естественным причинам, но еще больше было намеренно уничтожено в средние века. Причиной обычно было не религиозное рвение, а ценность мрамора как сырья для извести и бронзы как металлолома, так что, чтобы выжить, скульптура должна была быть вне поля зрения и досягаемости. Таким образом, то, что мы сейчас имеем, является выборкой, неравномерно распределенной по времени, типу и качеству. Архитектурная скульптура, пока она была на месте, вряд ли могла быть удалена и, когда здание рухнуло, могла быть погребена под массой каменной кладки. Независимые барельефы, особенно надгробные плиты, могли упасть и, если их прикрыть, были забыты; и любая плита с низким рельефом могла быть повторно использована в качестве структурного блока. У отдельно стоящих статуй было меньше шансов, поскольку они с меньшей вероятностью были достаточно скрыты обломками, особенно в многолюдных местах. Металл, конечно, стоил того, чтобы его копать, и поэтому было найдено менее двух десятков греческих изделий из бронзы, которые были бы достаточно цельными, некоторые из них были выкопаны из моря. Что касается мрамора, лучше всего сохранились произведения архаического периода; из-за того, что им меньше восхищались, более поздние греки и римляне не так тщательно сохраняли его, и поэтому он мог быть утерян до того, как наступил период разрушения, а также есть большой тайник из Афинского Акрополя, где большая часть статуй, разбитых персами в 480-480 гг. 79 использовался в качестве заполнения во время последующей реставрации. С другой стороны, римское искусство предоставляет нам множество копий популярных греческих скульптур как классической, так и эллинистической эпох. Эти копии, некоторые из которых относятся к позднему эллинистическому стилю, но чаще к римским, мешают, а также помогают наслаждаться и изучать греческую скульптуру. Хотя переписчики фиксировали точки путем измерения, точки были намного реже, чем те, которые используются в современной практике, а промежуточные промежутки и детали вырезались от руки и, как правило, без особой тщательности, что можно увидеть при сравнении различных репродукций одного и того же оригинала. В целом копии достаточно надежны в плане позы, но чаще всего настолько резки и бесчувственны в обращении с поверхностью, что чаще отталкивают, чем интересуют непредубежденного зрителя; а с более прекрасными образцами возникает проблема, не могли ли переписчики быть творческими. К сожалению, в оригинале сохранилось очень мало первоклассных классических статуй или статуй эллинистического периода греческой скульптуры, а тех, что известны по копиям, гораздо больше, так что копии являются важным ориентиром в любом стилистическом обзоре греческой скульптуры. Помимо сохранившихся оригиналов и копий есть еще один источник информации в остатках греческой и латинской литературы. Плиний Старший (римский автор, 23–79 гг. н. э.) включает непрерывный отчет о греческой скульптуре в Naturalis Historia , которую он составил примерно в середине первого века н. э., а Павсаний столетием позже упоминает многие работы, которые он видел, путешествуя по стране. за его Описание Греции. Кроме того, встречаются случайные ссылки на скульпторов и скульптуры других авторов. Павсаний был совершенно некритичен, верно передавал то, что ему говорили, но его больше интересовала мифология, чем искусство. Рассказ Плиния, в основном из вторых рук, составлен из красочных, но не заслуживающих доверия анекдотов, списков скульпторов и их самых известных работ, а также ряда стилистических суждений, которые, вероятно, были взяты у греческого критика третьего века с хорошим и тонким знанием искусства. Классическая скульптура (ок. 500-323 гг. до н. э.), но не архаическая скульптура (650-500 гг. до н. э.). На практике наше понимание развития греческой скульптуры зависит от стилистического анализа сохранившихся произведений, подкрепленного набором дат из исторических записей и надписей. Наиболее важными из этих дат являются захват персами Афинского Акрополя в 480 году, что дает нижний предел для поврежденных ими произведений; завершение Храма Зевса в Олимпии не позднее 456 г.; скульптурное украшение Парфенона, выполненное последовательно с 447 по 432 год; Nike of Paionios, введено в эксплуатацию около 420 штук; надгробие Дексилея, убитого в Коринфе в 394 г.; строительство Мавзолея, вевшееся в 350-х гг.; украшение Большого алтаря в Пергаме, весьма вероятно, начала II века; разрушение Делоса в 69 г.; и посвящениеAra Pacis Augustae в Риме в 9 г. до н.э.
|
|
Скульптурные материалы в Древней Греции Основными материалами для греческой скульптуры были камень (особенно мрамор) и бронза (известняк, терракота и дерево были намного хуже), и было несколько известных образцов резьбы по слоновой кости, в частности хризелефантиновые статуи, сделанные Фидием из листового золота и слоновой кости, установленные на деревянном основании. основной. Мрамор, который использовался с самого начала, встречается в нескольких местах в Эгейском море и вокруг него, но не в Южной Италии и на Сицилии. Грекам нравились белые, средне- и мелкозернистые сорта, с гораздо большим блеском, чем Каррара (или Луна), позже использовавшиеся римлянами и до сих пор знакомые на кладбищах Западной Европы. Известняк, который античные археологи часто называют «порами», в изобилии встречается в большинстве греческих земель, и некоторые из них очень хорошего качества; это был самый распространенный камень для статуй в седьмом веке, но впоследствии он считался пригодным только для архитектурной скульптуры в таких местах, как Сицилия, где мрамор был слишком дорог. Терракота также была экономичным материалом для архитектурных работ, особенно антефиксов и акротерий. Древесина, конечно, у него было мало шансов выжить, и, судя по древним записям, он никогда не использовался регулярно для изготовления законченной скульптуры, хотя, возможно, формы для бронзовых статуй были созданы на деревянных фигурах. Бронза не имела значения до второй половины шестого века, когда ковка листового металла была заменена полым литьем, но к началу пятого века она стала предпочтительным материалом для большинства типов отдельно стоящих статуй (но не для рельефов и скульптур). архитектурная скульптура). Хризелефантиновые статуи, которые были слишком дороги и, возможно, слишком легко повреждались, чтобы быть обычным явлением, восходят по крайней мере к середине шестого века: они особенно ценились как культовые изображения в храмах. Бывают и другие случаи, тоже нечастые. Греческая скульптура была цветной, как и большинство скульптур до эпохи Возрождения .и в самом деле, если бы древние мраморные статуи, которые были найдены и которыми восхищались в то время, сохранили свою краску, более консервативные из нас, вероятно, все еще ожидали бы окраски скульптуры. О деталях греческой росписи мрамора, а также известняка и дерева наши сведения отрывочны. Для шестого века находки на Афинском Акрополе дают хорошие образцы, и есть более поздние саркофаги из Сидона и Этрурии, где цвета хорошо сохранились, но обычно нам повезло, если у нас есть следы даже границ окрашенных областей. На терракоте краска сохранилась намного лучше, так как она была обожжена, но, к сожалению, из-за обжига диапазон цветов был ограничен и довольно груб. Трудность заключается также в том, что в результате химического воздействия некоторые цвета могли измениться, в частности, голубой иногда превращался в зеленый, а красный, являющийся наиболее стойким пигментом, мог иногда служить подложкой. Тем не менее можно утверждать, что глаза, волосы, губы и соски регулярно (а иногда и щеки) раскрашивались, что женская плоть оставалась в естественном белом цвете мрамора или лишь слегка подкрашивалась, что мужская плоть часто окрашивалась в теплый коричневый цвет и что драпировку обычно полностью закрашивали, если только одежду не оставляли белой для контраста. Как правило, до четвертого века наблюдался непрерывный прогресс в сторону более тонкой и естественной окраски, хотя позже волосы стали золотить.
При такой склонности к полихромии неудивительно, что греки были готовы добавить такие аксессуары, как серьги и оружие, из металла — насколько широко можно судить по просверленным отверстиям для их крепления. Результатом всего этого было сделать древнюю скульптуру намного более живой, особенно в том, что она давала зрение. Труднее просчитать эффекты драпировки, но иногда композиция должна была быть осветлена или усилена контрастным цветом, как на Нике Паиония.(около 420 г. до н.э.), где одно бедро было обнажено, а другое прикрыто. На рельефах фон окрашивался в красный или синий цвет, а на фронтоны — в синий. Что касается бронзы, то греческий вкус предпочитал сохранять ее блестящей, а патинирование (зеленый или коричневый блеск) было признаком небрежности, хотя в римский период некоторые коллекционеры считали патину свидетельством древности. Глаза регулярно заливали пастой или каким-либо другим веществом, а губы и соски часто инкрустировали медью или серебром, но специалисты до сих пор спорят, были ли волосы и другие области затемнены искусственно или даже окрашены. Поэтому, глядя на греческую скульптуру, стоит попытаться вспомнить, что в ней было нечто большее, чем просто форма. Греческие скульптурные методыДля рельефов естественно делать набросок предмета на подготовленной поверхности и работать с этим наброском, но вплоть до эллинистического периода греческие скульпторы по мрамору не использовали подробные модели при вырезании статуй, или поэтому его можно разумно вывести из законченного и незавершенного. работает. Во-первых, только в прошлом веке до н. были достаточно далеко друг от друга, чтобы можно было оставить для ручной резьбы большие площади. Во-вторых, в фронтонной скульптуре, где, по крайней мере, соотношение фигур должно было быть заранее точно спланировано, различные скульпторы команды могли разработать драпировку своих фигур по своему усмотрению; это очень хорошо видно на западном фронтоне храма Зевса в Олимпии, где на одних фигурах обработка складок является старомодной, а на других — нестройно прогрессивной. Из-за тождества стиля со стилем мраморных статуй бронзовые статуи также должны были обычно зависеть от резьбы, предположительно здесь от предварительной фигуры, и вряд ли до второго века в готовых работах есть какие-либо намеки на этот плавный вид лепки. чему способствует мягкая глина или воск. Что еще более удивительно, в терракотах нет такой пластической лепки. Очевидно, греческая скульптурная традиция была основана на резьбе и закреплена ею. Сохранившиеся оригиналы, которые были заброшены на разных стадиях производства, показывают, что обычная процедура вырезания мраморной статуи заключалась не в том, чтобы закончить одну часть за раз (как это обычно происходит при указании с масштабной модели), а в том, чтобы обработать фигуру шаг за шагом. . Это означало, что скульптор не так уж много мог безопасно делегировать помощнику и что ему постоянно напоминали о влиянии целого, когда он работал с деталями. Предположительно, он начал с того, что нарисовал контуры своей фигуры со всех четырех сторон блока. Это было бы достаточно осуществимо с несложными позами четырех квадратов, которые были обычными для скульптур до четвертого века. Затем он удалил лишний камень с точностью до дюйма или около того от предполагаемой окончательной поверхности, используя сначала отбойный молоток и дрель, а затем все чаще пробойник. Затем последовала грубая обработка фигуры острием, мелкий пуансон, который можно узнать по оставшимся на нем ямкам, а неудобные впадины (например, пространство между рукой и телом или глубокие складки драпировки) были частично выдолблены. дрель. Сверло, у которого вместо долота было круглое долото, использовалось двумя способами: либо для сверления отдельных отверстий или серии отверстий, либо (как «бегущее» сверло) двигалось наклонно вперед, чтобы прорезать борозду. Метод бегущей дрели, по-видимому, был изобретен чуть раньше 370-х годов до н. Следующим и самым решающим этапом резьбы было детальное моделирование поверхности резцами различных типов - когтевым долотом (которое, по-видимому, было изобретено около 560 г. до н.э.), плоским долотом и круглым долотом. Эти долота использовались как наклонно, так и вертикально, как и требовалось, и обычно короткими, мягкими движениями. После лепки поверхность шлифовалась рашпилями подходящей формы и толщины, затем следовала более тонкая шлифовка абразивами, вероятно, наждачной стружкой и порошком, а затем порошковой пемзой. Это сглаживание не придавало блеска большей части римской и недавней скульптуры. Для получения глянцевого покрытия поверхность необходимо отполировать более мелкими абразивами, такими как замазка или румяна. Наконец, статуя была раскрашена - начиная с 500 г. до н.э., в технике энкаустики - и были прикреплены все металлические аксессуары. Для рельефов процедура была почти такой же. Сначала объект должен быть нарисован на подготовленном блоке. Затем контур вырезался, на более глубоких рельефах часто сверлом, а затем последовательно применялись острие, долото, рашпиль и абразивы. Как правило, греческие скульпторы-рельефы не вырезали детали намного дальше от передней плоскости, чем это требовалось для эффективного моделирования этой части. Таким образом, фон имеет тенденцию быть неровным, а глубина, на которой расположены фигуры и части фигур, определяется скорее оптическими, чем естественными отношениями. Для фронтонных фигур практика менялась. Иногда применялась та же процедура, что и для отдельно стоящих статуй, хотя часто задняя часть оставалась незавершенной, но иногда — как в случае с телами кентавров в Олимпии — их обрабатывали так же, как горельеф. Стандарт отделки был очень высоким, и ожидалось, что все видимые следы инструмента на одном этапе будут удалены на следующем, хотя были неудобные места, где абразивы или рашпиль нельзя было использовать должным образом, и очень редко инструмент слишком глубоко врезался в поверхность. открытая поверхность. Вкус в отделке менялся, но со временем становился менее требовательным. На рельефах фоны и большие нейтральные области, такие как сиденья, часто соскабливались, но не сглаживались абразивами. В четвертом веке, некоторые скульпторы решили оставить драпировку только шероховатой, для контраста текстуры с полностью сглаженной плотью; и в меньших частях была растущая тенденция к небрежности. Тем не менее, разница между даже посредственной греческой резьбой и средней римской копией очевидна; переписчики лишь изредка утруждали себя резцом. Между прочим, греческим скульпторам обычно требовалось от шести до девяти месяцев, чтобы вырезать мраморную статую в натуральную величину. |
|
Бронзовые статуи встречаются редко, поэтому определить методы их изготовления гораздо сложнее, чем мраморные статуи. Таким образом, краткое изложение, которое следует ниже, может быть ошибочным в некоторых частях. В течение седьмого и начала шестого веков некоторые значительные статуи были построены в технике «сферелатон», то есть из тонких листов бронзы, приданной форме и прикрепленных гвоздями к деревянному каркасу или стержню, но результаты были неудовлетворительными; и хотя маленькие фигурки отливались в литейных формах, цельное литье было слишком дорогим (даже если это было практически возможно) для больших фигур. Затем, вероятно, примерно в середине шестого века, процесс полого литья, который некоторое время использовался для небольших предметов, был заимствован и разработан для полноразмерных статуй. Греки не были достаточно развиты в своей металлургии, чтобы строить большие каркасы, настолько жесткие, насколько это необходимо для литья в песочнице, и поэтому они, должно быть, зависели от процесса «выплавляемого воска». Обычная последовательность работы выглядела примерно так. Сначала скульптор полностью и точно подготовил свою предварительную фигуру; материал, вероятно, был воск, или, возможно, глина или дерево, но в любом случае эффект предполагает резьбу, а не моделирование поверхности. Затем эта фигура была покрыта глиной (или, возможно, гипсом), чтобы сделать форму. Затем нужно было разделить форму и предварительную фигуру, и здесь появляется больше неопределенности. На следующем этапе необходимо было разрезать форму, а также обычно отливали большие статуи из нескольких частей. Если же материал предварительной фигуры был мягким — то есть воск или глина, — его можно было расковырять или выкопать, а может быть, стечь или вымыть; либо же фигура была снята целой и, так как подрезы были часты, особенно в складках драпировки, то это означает либо то, что фигура уже была расчленена на множество отделяемых частей, либо то, что теперь производилось столь же сложное рассечение на слепке; хотя, если форма была разобрана таким образом, большинство более мелких частей должны были быть снова собраны перед следующей стадией. При этом открытая форма была покрыта воском любой толщины, необходимой для бронзовой стены готовой статуи. В свою очередь восковая футеровка футеровалась глиной, образуя стержень, который соединялся с формой металлическими штифтами (венчиками), чтобы форма и стержень сохраняли взаимное положение при выплавлении воска. Этот глиняный керн, возможно, был брошен на влажную, или заливали жидкостью, и в зависимости от используемого процесса форма собиралась полностью по частям после или до изготовления стержня. Если форма была из гипса, требовалась дополнительная операция, так как гипс нужно было осторожно удалить с покрытого воском стержня и заменить его толстым слоем глины. (Примечание: процедура, описанная до сих пор, представляет собой непрямое литье по выплавляемым моделям, но греческие скульпторы иногда использовали вместо этого менее экономичную прямую процедуру: здесь предварительная фигура, сделанная из глины и также служащая сердцевиной, сама покрыта слой воска, и этот слой, обработанный во всех деталях, заключен в оболочку из глины.) и, в зависимости от используемого процесса, форма снова собиралась по частям после или до изготовления стержня. Если форма была из гипса, требовалась дополнительная операция, так как гипс нужно было осторожно удалить с покрытого воском стержня и заменить его толстым слоем глины. (Примечание: процедура, описанная до сих пор, представляет собой непрямое литье по выплавляемым моделям, но греческие скульпторы иногда использовали вместо этого менее экономичную прямую процедуру: здесь предварительная фигура, сделанная из глины и также служащая сердцевиной, сама покрыта слой воска, и этот слой, обработанный во всех деталях, заключен в оболочку из глины.) и, в зависимости от используемого процесса, форма снова собиралась по частям после или до изготовления стержня. Если форма была из гипса, требовалась дополнительная операция, так как гипс нужно было осторожно удалить с покрытого воском стержня и заменить его толстым слоем глины. (Примечание: процедура, описанная до сих пор, представляет собой непрямое литье по выплавляемым моделям, но греческие скульпторы иногда использовали вместо этого менее экономичную прямую процедуру: здесь предварительная фигура, сделанная из глины и также служащая сердцевиной, сама покрыта слой воска, и этот слой, обработанный во всех деталях, заключен в оболочку из глины.) так как гипс нужно было осторожно удалить с покрытого воском ядра и заменить его толстым слоем глины. (Примечание: процедура, описанная до сих пор, представляет собой непрямое литье по выплавляемым моделям, но греческие скульпторы иногда использовали вместо этого менее экономичную прямую процедуру: здесь предварительная фигура, сделанная из глины и также служащая сердцевиной, сама покрыта слой воска, и этот слой, обработанный во всех деталях, заключен в оболочку из глины.) так как гипс нужно было осторожно удалить с покрытого воском ядра и заменить его толстым слоем глины. (Примечание: процедура, описанная до сих пор, представляет собой непрямое литье по выплавляемым моделям, но греческие скульпторы иногда использовали вместо этого менее экономичную прямую процедуру: здесь предварительная фигура, сделанная из глины и также служащая сердцевиной, сама покрыта слой воска, и этот слой, обработанный во всех деталях, заключен в оболочку из глины.) Теперь все было готово к стрельбе. Формы с их стержнями нагревали так, чтобы воск выплавлялся и расплавленная бронза стекала в полости, оставленные воском; но так как воздушно-сухая глина не примет расплавленного металла хотя бы без коробления, то предполагается, что после расплавления воска формы и стержни обжигались до требуемой для терракоты температуры или даже выше, а металл прирабатывался, пока они были еще в эту жару. Затем, когда все остыло, бронзовую отливку освободили, отломив внешнюю форму или покрытие. Выковыривать весь керн, конечно, не было необходимости, и действительно, внутри бронзовых статуй были обнаружены еще уцелевшие куски керна. Предстояло еще много работы. На этом этапе отливка имеет зернистую кожуру, которую необходимо соскоблить; трещины были затыканы, а дефекты устранены путем вырезания и заполнения полосами металлической пластины (прямоугольные углубления, видимые на некоторых сохранившихся статуях, представляют собой такие вырезки, из которых выпали пломбы). Отдельно отформованные детали соединялись вместе шпунтом и пазом, если они были большими, или сваркой или пайкой, если они были маленькими. Детали гравировались, глаза вставлялись и фиксировались, часто губы и соски инкрустировались медью или каким-либо другим металлом, а вся поверхность тщательно полировалась, чтобы скрыть края соединений и заплат и придать надлежащий блеск. Блеск поддерживался, как показывают записи, нанесением масла или смолы. и, возможно, битум. В целом изготовление бронзовой статуи было сложной работой, и риск неудачи при обжиге формы и литье металла должен был быть серьезным. Именно более высокая стоимость материалов делала бронзовые статуи более дорогими, чем статуи из мрамора. Обстановка обычно производилась на открытом воздухе, и, поскольку к пятому веку греческие скульпторы были достаточно изощренными, чтобы делать оптические поправки для угла обзора, можно предположить, что они также учитывали характер освещения. Эти очень важные факторы часто игнорируются при экспонировании греческой скульптуры как в старых, так и в новых музеях, где статуи в основном установлены слишком высоко над землей, а их освещение имеет тенденцию быть односторонним и косым. Не совсем правильное расположение и в длинных рядах, и в заученных группах; греческая привычка заключалась в том, чтобы рассматривать каждую статую как независимую сущность и размещать ее в каком-нибудь удобном свободном месте, не особенно заботясь об ее эстетическом отношении к соседним статуям или зданиям.
Использование древнегреческой скульптуры Греки использовали статуи для так называемых культовых фигур божеств, посвящений, памятников на могилах и архитектурных украшений, но только в эллинистический период они приобретали или заказывали не только статуэтки для личного пользования. Использование рельефов было аналогичным, за исключением того, что они не служили культовыми фигурами. |
|
В греческой архитектуре, особенно для храмов, круглая скульптура могла использоваться для акротерий и антефиксов, а носики часто принимали форму львиных голов. Далее, фигуры фронтонной скульптуры вскоре стали выделяться на фоне своего фона, хотя по композиции и позам они еще были близки к рельефам. Другое использование архитектурной скульптуры встречается у иностранных народов, которые восхищались греческим искусством и следовали ему; в частности, этруски иногда ставили статуи вдоль конька крыши храма, а ликийцы - в промежутках приподнятой колоннады, украшающей аристократическую гробницу. Большинство этих применений скульптуры было связано со святилищами и могилами, но даже если религия пронизывала жизнь греков, греческое искусство ни в коей мере не было религиозным. Представления о богах и богинях, которые воспринимались как слишком полноценные люди, придавали им соответствующую зрелость и атрибуты — так Зевс регулярно носил бороду, а Афина обычно носила шлем и эгиду. Но греческие художники, в отличие от египетских, не были стеснены иератическими предписаниями относительно того, как следует изображать богов и людей. Стандартом, по которому оценивалось произведение художника, была его эстетическая ценность, разумеется, в пределах, допускаемых общественным мнением. Это ограничение особенно касалось скульптуры — и в большей степени статуй, чем рельефов, — поскольку скульптура любого значения устанавливалась только в общественных местах. По-видимому, именно поэтому первая статуя обнаженной женщины появилась только в середине четвертого века, хотя в вазописи и статуэтках (да и в рельефной скульптуре) обнаженная натура была принята задолго до этого. Но расписные вазы и статуэтки делались для частных заказчиков и, даже если были посвящены в святилище, не выставлялись на видном месте. Скульпторы освободились от такой сдержанности только в эллинистический период, когда общественное мнение изменилось, и они, наконец, получили возможность, не скрывая, эксплуатировать свои собственные вкусы или вкусы своих заказчиков к негероическому, Рельефы, конечно, с несколькими фигурами, требуют какой-то связной темы, чтобы избежать скучности, но в табличках и фризах храмов сюжет, обычно мифологический, часто не был особенно подходящим для божества-покровителя. Битва лапифов и кентавров, которая занимает западный фронтон храма Зевса в Олимпии и южный ряд метопных табличек Парфенона в Афинах, произошла далеко в Фессалии и была незначительным происшествием в греческих мифах; но это дало художникам удобный предлог для практики своих навыков в анатомии человека, как мужчины, так и женщины, и варьирования эффекта с лошадьми. Надгробные рельефы разработали свои собственные условности домашних сцен удовольствия или горя, а вотивные рельефы часто изображали соответствующих божеств с приближающимися к ним прихожанами, но фигуры мертвых или жертвователей оставались стандартными типами. Даже в портретах или в том, что считается портретом, только в эллинистический период скульпторы серьезно пытались создать говорящее подобие своего натурщика. Трудно не прийти к выводу, что в выборе, а тем более в трактовке типов и сюжетов преобладали мотивы эстетические, так что можно с чистой совестью наслаждаться греческой скульптурой как искусством, не заботясь о каком-либо эзотерическом значении. но фигурки умерших или доноров остались стандартными типами. Даже в портретах или в том, что считается портретом, только в эллинистический период скульпторы серьезно пытались создать говорящее подобие своего натурщика. Трудно не прийти к выводу, что в выборе, а тем более в трактовке типов и сюжетов преобладали мотивы эстетические, так что можно с чистой совестью наслаждаться греческой скульптурой как искусством, не заботясь о каком-либо эзотерическом значении. но фигурки умерших или доноров остались стандартными типами. Даже в портретах или в том, что считается портретом, только в эллинистический период скульпторы серьезно пытались создать говорящее подобие своего натурщика. Трудно не прийти к выводу, что в выборе, а тем более в трактовке типов и сюжетов преобладали мотивы эстетические, так что можно с чистой совестью наслаждаться греческой скульптурой как искусством, не заботясь о каком-либо эзотерическом значении. В восьмом веке до нашей эры, по крайней мере на Крите, некоторые простые рельефы из мягкого известняка демонстрируют восточную и особенно сирийскую манеру, но это было фальстарт и здесь игнорируется. Греческая скульптура в том виде, в каком мы ее знаем, началась с так называемого дедальского стиля, который появился к середине седьмого века. Проблему происхождения лучше всего разделить на две части: как у греков возникла идея больших каменных статуй и как у них появился стиль? На первый вопрос есть готовый ответ: в то время греки наверняка посещали Сирию, где были какие-то каменные скульптуры, и, возможно, Египет, где их было больше. О происхождении стиля существуют различные теории. Наиболее широко распространено мнение, что ранняя греческая скульптура была основана на египетской скульптуре из-за позы (особенно мужской фигуры), прически, похожей на парик, и, возможно, техники резьбы по твердому камню. Тем не менее, греческая мужская поза отличается от египетской наклоном и позицией, в то время как прическа была знакома и сирийскому искусству. в то время как дедалические фигуры имеют скудную и неестественно упрощенную структуру. Другое представление о том, что дедалический стиль каменной скульптуры является продолжением более раннего греческого стиля резьбы по дереву , имеет мало сторонников, поскольку греческие статуэтки начала седьмого и конца восьмого веков радикально отличаются от дедальских по стилю и поэтому являются очень редкими. резьба по камню, которая может быть той же даты. Если эти возражения справедливы, то стиль греческой скульптуры не мог быть получен из стиля какой-либо скульптурной школы. И по происхождению это может быть просто расширение стиля современных дедалических фигурок из глины, внезапно появившихся в начале седьмого века, чей стиль и техника, по-видимому, произошли от класса дешевых сирийских бляшек и статуэток. Тем не менее, не каждый может переварить такое скромное происхождение столь высокого искусства. Возможно, все было иначе в восточно-греческом регионе вдоль западного побережья Турции, где в начале шестого века появляется новый и особый стиль, возможно, вдохновленный статуэтками из слоновой кости из сирийского региона. Но по мере того, как будет открываться более ранняя скульптура, проблемы, происхождение и влияние, несомненно, станут более сложными. |
• Подробнее об эволюции и хронологии изобразительного искусства см.: История искусства . ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА И КЛАССИЧЕСКИХ |