История греческой керамики |
|
Греческая керамика (около 3000 г. до н.э.)• Введение Чтобы узнать о других формах раннегреческой керамики, |
Греческая чернофигурная керамика. |
|
ВведениеВ отсутствие какой-либо значительной части оригинальной скульптуры или живописи Древней Греции керамическая посуда является ключевым показателем греческой цивилизации и основным источником информации об эволюции греческого искусства . Гончары производили широкий ассортимент древней глиняной посуды всех форм и размеров и украшали ее абстрактными, историческими и мифологическими узорами в различных стилях, которые развивались в период с 3000 по 300 год до нашей эры. (См.: История и виды керамического искусства .) К наиболее важным стилям относились: геометрический , чернофигурный , краснофигурный и белый фон . Но, несмотря на эстетические достижения многих выдающихся греческих керамистов, пластическое искусство керамики в классической древности никогда не пользовалось таким широким уважением, как изобразительное искусство . Наиболее ценилась монументальная живопись, за ней следовали архитектура, греческая скульптура и ремесленные изделия из золота, слоновой кости и драгоценных камней. |
ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ СКУЛЬПТУРА |
ЖИВОПИСЬ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ ИСТОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ ГРЕЧЕСКИЕ РЕМЕСЛА |
Греческая керамика каменного века Керамические изделия впервые появились в Эгейском море в эпоху неолитического искусства (около 7000–3500 лет до н. э.). Оно появилось в Шумере в то же время, но шумерское общество развивалось быстрее, чем общество эгейских стран: в результате месопотамское искусство стало ведущим производителем тонкой керамики.
Все эти ранние формы были изготовлены вручную и не украшены, хотя греческие гончары постепенно вводили различные декоративные эффекты, используя черные и красные пигменты, чтобы создать то, что иногда называют радужной посудой . Не было общего стиля или конвергенции между местными школами. Основными центрами гончарного производства были Фессалия и Крит. Первые предпочитали простой красный монохром с редкими прямолинейными узорами, основанными на вертикальных или диагональных линиях, в то время как критские (раннеминойские) гончары специализировались на полированной посуде: любой орнамент обычно был прорезан. Подробнее о ранних абстрактных мотивах, использовавшихся в европейском искусстве, см.: Доисторические абстрактные знаки 40 000–10 000 лет до н. э. |
ДАТЫ В ГРЕЧЕСКОЙ ИСТОРИИ
|
Греческая керамика раннего бронзового века (ок. 3000–2000 до н. Э.) Примерно с 3000 г. до н.э. эгейское искусство на Пелопоннесе и восточном Средиземноморье сменило Фессалию в качестве ведущего центра гончарного дела, поскольку на формы и стили начало сильно влиять параллельное искусство обработки металлов. Между тем, на Кикладах (южные греческие острова) новые формы керамики включали посуду Sesklo , которая включала в себя геометрический декор с вырезанными спиралями и морскими мотивами. Критская керамика также имела геометрические узоры: сначала темной краской по светлому глиняному фону; затем белой поверх темной краски. Ранние минойские формы включали кувшины с высоким носиком и сосуды для питья с длинным носиком, мало чем отличающиеся от чайников. Греческая керамика среднего бронзового века (ок. 2000–1600 гг. До н. Э.) После завоевания материковой Греции индоевропейскими греками около 2100 г. до н.э. там была введена новая форма керамики, называемая миньянской посудой . Миньянская посуда, обычно однородного серого цвета, была первым типом греческой керамики, изготовленной на гончарном круге, и поэтому ее производство было быстрее и дешевле. На островах гончарные традиции ручной работы продолжились прямолинейными узорами сиреневого или черного цвета на белой поверхности. Но лучшая керамика производилась на Крите в период расцвета минойского протодворцового периода (2000–1800 гг. до н. э.), когда были построены великие дворцы Кносса и Феста. Примером является посуда Камарес ., стиль из Феста, который был выполнен на колесе и украшен красно-белыми цветочными и геометрическими узорами на черном фоне. Минойская керамика отличалась гораздо более сложным орнаментом, большим мастерством в дизайне и использовании цвета и широко экспортировалась по восточному Средиземноморью. Греческая керамика позднего бронзового века (ок. 1600–1100 до н. Э.) Минойское керамическое искусство продолжало доминировать в неодворцовый период Крита (около 1650-1425 гг. до н.э.), который ознаменовал зенит минойской цивилизации. Именно в это время стиль « свет на фоне тьмы » был заменен стилем « темный на фоне света ». Он оказал огромное влияние на работу других греческих гончаров как на материке, так и на островах, вплоть до 1425 г. до н.э., когда Крит был завоеван микенцами. Хотя микенцы пытались копировать плавные образы минойцев, их усилия были более неестественными и менее реалистичными, чем оригиналы, хотя они производились серийно в больших количествах и экспортировались во многие соседние страны. Греческая керамика в средние века (ок. 1100–900 до н. э.) В течение 12 века до нашей эры Греция и острова были захвачены рядом первобытных племен из Северной Греции (дорийцы), чье некультурное правление в течение следующих двух столетий привело к общему упадку искусства и ремесел. За это время более безопасное расположение Афин привело к тому, что они стали новым греческим центром керамических идей и разработок, которые состояли в основном из переработанной микенской керамики, известной как субмикенская посуда , за которой последовал более упорядоченный стиль, известный как протогеометрический., характеризующийся дизайном с использованием точных концентрических окружностей. Протогеометрические вазы - один из самых ранних сохранившихся видов греческого изобразительного искусства, поскольку скульптура, архитектура и фрески этого периода исчезли. Хотя протогеометрические стили были заложены в Афинах, они оказали значительное влияние на гончаров всего региона. Греческая керамика в геометрическом стиле (ок. 900–725 до н. э.) Искусство геометрической керамики процветало в 9-м и 8-м веках до нашей эры. Выйдя далеко за рамки круглых узоров раннего протогеометрического периода, геометрическая керамика включает в себя некоторые из лучших сохранившихся произведений греческого изобразительного искусства. Вазы часто изготавливались по строгой системе пропорций. В некоторых примерах (например, амфора [около 750 г. до н.э.] в Афинском национальном музее) высота ровно в два раза больше ширины, а горлышко ровно в два раза меньше высоты. Кроме того, тщательно продуман выбор декоративных узоров, поскольку частичные узоры помогают подчеркнуть определенные части сосуда и четко сформулировать его форму. Геометрическое керамическое искусство уподобляется шаблонной эпической поэзии Гомера («Илиада»), сочиненной в ту же эпоху. Начнем с того, что в эпоху ранней геометрии (около 900-850 гг. до н.э.) рисунки оставались чисто абстрактными и составляли часть так называемого стиля «черный дипилон»: метод производства, характеризующийся использованием черного лака. . Однако во времена Среднего геометрическогопериода (ок. 850-770 гг. до н. э.) появились фигурки, когда вазы и другие горшки стали украшать полосами животных (например, коз, гусей, лошадей). Эти фигурные мотивы применялись для отражения статуса и богатства владельцев горшков. При этом узоры усложнялись и распространялись на все участки сосуда. Затем в орнамент были включены человеческие фигуры с изображениями колесничных шествий, сражений, похорон и других сцен. |
|
Ранняя греческая керамика в стиле черных фигур Именно на протокоринфских вазах впервые была применена техника, известная как чернофигурная : фигуры сначала рисовались черным силуэтом, а затем отмечались вырезанными деталями. Дополнительные штрихи были добавлены в фиолетовый или белый цвет. Чернофигурный стиль был достигнут путем нанесения глиняного шликера (смесь воды и глины) на область снаружи горшка. Затем сосуд обжигают в печи с кислородом, который окрашивает горшок и шликер в красный цвет. Однако, перекрывая подачу воздуха, огонь вынужден высасывать кислород из глины, делая ее черной. Тщательно рассчитывая время, гончары могут добиться того, чтобы только шликер стал черным (потому что он тоньше), а остальная часть горшка осталась красной. Чтобы изобразить детали (например) фигур, были сделаны прочерченные линии или окрашены в белый или фиолетовый цвет. Любимые темы для чернофигурных живописных изображений включали: подвиги Геракла и пирушки Диониса. Греческая керамика в стиле черных фигур (ок. 600–480 до н. э.) Хотя этот метод керамического дизайна был изобретен в Коринфе, он достиг зрелости в руках афинских гончаров в течение первых 70 лет архаического периода (около 600-480 гг. до н.э.). Отчасти это произошло потому, что Афины вытеснили своего коринфского соперника с зарубежных рынков, а также потому, что традиционно более крупные аттические сосуды были превосходной средой для нового стиля. Кроме того, улучшенные технологии производства, такие как усовершенствование более блестящего черного пигмента и нового оранжево-красного пигмента, дали Афинам явное преимущество. Начиная с 550 г. до н.э., коринфская керамика претерпела значительный упадок, как раз тогда, когда чернофигурное искусство достигло своего апогея (550-520 гг. до н.э.). Это было поколение Exekias, величайший мастер техники. Среди других известных чернофигурных гончаров были Клейтиас (художник знаменитой Вазы Франсуа), Эрготимос , Неархос , Лидос , художник Амасис , Андокид , Евтимид и Софилос . Греческая керамика в стиле красных фигур (около 530-480 гг. до н.э.) К 530 г. до н.э. афинские керамисты начали экспериментировать с новым стилем краснофигур . В отличие от чернофигурного, где только глиняная пластинка (которая содержит изображения) может стать черной, а фон остается красным, новый стиль предполагал закрашивание фона пластинкой (которая должным образом стала черной) и оставление изображения- дизайн красный. Этот метод — по сути, противоположный черному стилю — допускал гораздо большую свободу выражения при реализации картин. Имея более светлую поверхность для работы, греческие гончары теперь могли показывать больше анатомических деталей в своих фигурах и лицах, часто используя профили в три четверти, и начали использовать линейную перспективу.. Ранние гончары красного стиля (около 530-500 гг. До н.э.) использовали как красный, так и чернофигурный методы, но с 500 г. до н.э. преобладал красный стиль. При этом изображения становились все более натуралистичными, и художники-керамисты начали специализироваться на определенных типах горшков из-за требований новой идиомы. Осваивался ракурс и, наряду со старыми героическими и дионисийскими темами, все большую популярность приобретали сцены из повседневной жизни. Среди известных гончаров красного стиля были: Дурис , Бригос и Онисим . Чтобы увидеть, как греческая краснофигурная керамика вписывается в эволюцию керамики, см.: График времени керамики (26 000 г. до н.э. - 1900 г.).
Греческая керамика в классический период (ок. 480–330 до н. э.) В этот период наблюдался прогрессирующий упадок росписи ваз по причинам, которые остаются неясными, хотя растущая банальность и сентиментальность рисунков указывает на то, что среда изнашивалась, и возможностей для инноваций было меньше. Важным исключением из этого упадка была техника белого грунта ., который был разработан около 500 г. до н.э. В отличие от чернофигурной и краснофигурной техник, в которых для создания картин использовались глиняные мазки, в методе белого грунта использовались краски и позолота на фоне белой глины. Хотя это позволяло использовать более широкий диапазон цветов, общий эффект был менее ярким. Примером этого нового типа керамики являются погребальные лекифы конца V века, чьи статные фигуры перекликаются с безмятежностью скульптуры Парфенона .. Однако в целом с окончанием краснофигурного искусства греческое керамическое искусство отпало как по качеству, так и по художественным достоинствам, хотя вазопроизводство продолжалось и в III в. в Крыму и в греческих колониях на юге Италии, где группа региональных возникли краснофигурные стили: керченский, апулийский, кампанский, луканский, пестанский и сицилийский. |
|
Греческая керамика в эллинистический период (ок. 330–30 до н. э.) На фоне продолжающегося упадка греческой керамики в эпоху эллинистического искусства выделяются только три стиля. Во-первых, серия полусферических чаш, известная как « мегарская », была изготовлена с использованием форм и медвежьего рельефного орнамента, имитирующего металлические чаши. Во-вторых, класс терракотовой скульптуры (статуэтки), примером которого являются задрапированные женские фигуры из Танагры в Беотии. Третий, Западный склонКерамика, названная в честь раскопок на западном склоне Акрополя, характеризуется коричневым шликером и белой краской на фоне черной глазури. Детали были нанесены в виде вырезанных линий и представлены простыми нефигуративными мотивами, такими как фестоны плюща, лавра и виноградной лозы, а также морскими образами, такими как дельфины.
Производство греческой керамики Древняя Греция обладала обширными месторождениями глины, в частности, большим количеством высококачественной вторичной глины. Месторождения глины в Афинах отличались содержанием оксида железа и оксида кальция, которые придавали обожженной глине красновато-оранжевый цвет, в то время как коринфская глина обычно имела кремово-белый цвет. Также были доступны небольшие количества специальных глин, таких как каолин (каолинит), предназначенные для декоративных целей. Например, характерная для греков черная металлическая глазурь производилась с использованием глины с низким содержанием оксида кальция, но с высоким содержанием оксидов и гидроксидов железа. После минойской эпохи греческие вазы обычно изготавливались с использованием гончарного круга, хотя декоративные элементы ручной работы (например, ручки) добавлялись к брошенным горшкам.граффито ) надписи, а более поздние раскрашенные ( дипинто ) надписи. Оба использовались на расписных вазах примерно до 330 г. до н.э., когда эта практика пришла в упадок. Типы греческой гончарной посуды К ним относятся вазы, кувшины и миски всех размеров, включая миниатюрные контейнеры для духов, а также ряд других сосудов с формальными функциями, таких как небольшие лекитои, используемые в качестве надгробий. Алабастрон Амфора Арибалл Hydria Кувшин Кратер (кратер) Lekythos Лутрофорос Oinochoe Кувшин Olpe Пелики Псыктер Пиксис Стамнос Краснофигурный
|
• Дополнительную информацию о гончарном деле и керамическом искусстве см. в Энциклопедии изобразительного искусства . Глоссарий по искусству |