Жанр живописи |
|
Жанровая живопись (c.1500-1960)Содержание • Определение и характеристика жанровой живописи Примечание: Жанровая живопись — один из пяти основных видов живописи, образующих традиционную Иерархию Жанров . В пятерку входят: историческая живопись , портретная живопись , жанровая живопись , пейзаж и натюрморт . |
КЛАССИФИКАЦИЯ ИСКУССТВ |
|
Определение и характеристика жанровой живописи В изобразительном искусстве термин жанровая картина (также называемая жанровыми произведениями) относится к картинам, изображающим ситуации и сцены повседневной жизни. Сюжеты обычно включают домашнюю обстановку, интерьеры, время приема пищи, праздники, таверны или крестьянские сцены, рынки и другие уличные сцены. В целом ключевой особенностью жанровой картины является то, что сцена представлена не идеализированно, в отличие от традиционного классического подхода, придающего сценам героические, благородные или драматические черты. Сравните, например, неприкрашенных персонажей крестьянских сцен Курбе с идеализированными уличными мальчишками, изображенными севильским художником Бартоломе Эстебаном Мурильо. Возможно, лучшими представителями этой среды была голландская реалистическая школа жанровой живописи 17-го века , возглавляемая великим делфтским художником Йоханнесом (Яном) Вермеером (1632-75). |
|
Разница между жанровыми видами, пейзажами и интерьерными натюрмортами? Когда пейзаж становится жанровой картиной и наоборот? Точного ответа на этот вопрос нет, так как грань между этим видом изобразительного искусства и другими жанрами зачастую размыта. Например, знаменитый шедевр Джозефа Райта из Дерби « Эксперимент с птицей в воздушном насосе » (1768 г.) представляет собой отчасти жанровую живопись, отчасти портретную и отчасти историческую живопись. Великий французский реалист Жан Франсуа Милле (1814-75) нарисовал ряд сельских сцен (например , «Ангелус » ), которые можно интерпретировать либо как пейзажи, либо как жанровые картины, либо как то и другое. Точно так же картина «интерьера» - например, «Интерьер» Петера Вильгельма Ильстеда .(1896 г.) - можно было бы считать скорее натюрмортом, чем жанровой картиной, особенно если композиция была поставлена. Как правило, жанровая картина обычно представляет собой изображение обычных событий, в которых отдельные фигуры обычно играют важную роль. Напротив, типичный пейзаж не содержит значительного фигуративного элемента, тогда как «интерьер» или «натюрморт» — это действительно домашняя сцена, содержащая искусственное расположение предметов (включая, реже, фигуру). Тем не менее, можно утверждать, что « Улица» (1658) Вермеера была и городским пейзажем, и жанровой картиной.
Иерархия жанров , упомянутая выше, была официальной «системой ранжирования», принятой Французской академией .изящных искусств. По этой системе жанровая живопись занимала 3-е место после исторической живописи и портретной живописи. Это произошло потому, что жанровые картины не считались «вдохновляющими», как история или портретное искусство, из-за отсутствия в них «послания» или «повествования». По общему признанию, многие жанровые сцены были заказаны и ценились за их приятные, декоративные или ностальгические качества, а также за виртуозность художника. Но (как и натюрморты) значительное количество жанровых картин содержат моральную сказку. Иногда это необходимо расшифровывать, исследуя символику на полотне. В любом случае, вопреки «академической» точке зрения, жанровые картины вполне способны передавать моралистические послания. |
Как зародилась жанровая живопись? Искусство эпохи Возрождения , на котором основано большинство западных изобразительных искусств, было преимущественно паблик-артом, созданным по заказу пап, церквей и светских лидеров, чтобы вдохновлять массы религиозными и моральными ценностями. Таким образом, большинство произведений искусства (фрески, алтари, скульптуры) были преднамеренно крупномасштабными живописными презентациями возвышенных сообщений, легко видимых и понятных зрителям. В красивых итальянских церквях было достаточно места для демонстрации, а хорошая погода идеально подходила для использования фресковой краски. Реформация Затем в 1517 году пришла Реформация — восстание протестантских стран, таких как Голландия, Германия и Фландрия, против Римской церкви — в результате чего религиозные или квазирелигиозные произведения искусства резко потеряли свое значение в большей части Северной Европы. Однако по мере того, как в шестнадцатом веке спрос на крупномасштабные религиозные картины снижался, постепенно возник новый тип покровителей, принадлежащих к зажиточному купеческому классу, которые хотели, чтобы в их домах висели небольшие картины нового типа. Этот новый покровитель был особенно заметен в протестантской Голландии, где стали очень популярны станковые портреты, жанровые картины и натюрморты. Ранние примеры жанровых сцен включают работы Квентина Массейса .(c.1465-1530) - см . Ростовщик и его жена (1514) - Маринус ван Реймерсвале (1490-1567) - который специализировался на жанровых сценах, подчеркивающих грехи алчности и тщеславия - Лукас ван Лейден (1494-1533) - см. его " Игроки в карты " (1517 г.) - и Питера Брейгеля Старшего (1525-69) - см. " Крестьянская свадьба " (1568 г.) и " Крестьянский танец " (1568 г.). |
|
Правда, жанровая живопись не была неизвестна в Италии - небольшие штрихи жанра можно найти в итальянских произведениях искусства 14 и 15 веков (например, у венецианца Витторе Карпаччо - см., например, Две венецианские дамы , 1510, Museo Correr, Венеция . ) - но это был скорее фон или контекст для преобладающих религиозных тем на дисплее. И хотя он был несколько развит более поздними итальянцами, такими как Караваджо, Джузеппе Мария Креспи и Черути, он играл второстепенную роль до появления венецианского художника 18 века Пьетро Лонги (1702-1785). Голландский реализм - Золотой век Жанровая живопись выросла как самостоятельный вид искусства в городах протестантской Северной Европы. Первыми великими представителями жанровой живописи были голландские художники -реалисты 17 века, чей бесподобный стиль « голландского реализма » возник из пяти основных школ. (1) Утрехтская школа , возглавляемая Хендриком Тербруггеном (1588–1629), включала в себя и других, таких как Геррит ван Хонтхорст (1592–1656), который был одним из главных последователей Караваджо. (2) В Харлемской школе работал Адриан Брауэр (1605–1638), который специализировался на сценах пьянства; Адриан Ван Остаде (1610-85), рисовавший жанровые сцены крестьян дома или в тавернах; Ян Стен (1626–1679), владелец таверны, устраивавший многолюдные сцены в домах и гостиницах; Герард Терборх (1617-81) и Давид Тенирс Младший (1610-90). (3) Лейденская школав число членов которой входили Жерар Доу (1613–1675), создатель многочисленных миниатюрных этюдов, и его ученики Габриэль Метсю (1629–67), известный своими небольшими интимными жанровыми произведениями, и Франс ван Мирис (1631–1681), которые изображали социальные удовольствия, траты и ткани очень богатых. (4) Делфтская школа во главе с Яном Вермеером (1632-75), вероятно, величайшим из всех нидерландских жанровых художников, и Питером де Хохом (1629-84), известным своими сценами крестьян и солдат. Для конкретного анализа работ Вермеера см.: Анализ известных картин . (5) Школа Дордрехтаглавной фигурой которого был Николаес Маес (1634–1693), известный своими ранними изображениями жизни слуги «под лестницей».
Созданная реалистами голландского барокко жанровая живопись распространилась во Фландрию, Англию, Испанию, Италию и Францию, где получила развитие у многочисленных художников различных школ. В Испании, например, художники Бамбоччанти представили мрачную форму жанровой картины, известную как бодегон , примером которой является «Водопродавец Севильи» (1618-22) Веласкеса. |
История и развитие жанровой живописи Жанровые картины восемнадцатого века Во Франции одним из первых практиков жанровой живописи был Луи Ленен (ок. 1593–1648) вместе со своими братьями Антуаном (ок. 1588–1648) и Матье (ок. 1607–77). Братья Ленэн были известны своими небольшими интерьерами достойных крестьянских групп. Среди их работ: «Пейзаж с крестьянами » (1640 г.) и «Четыре фигуры за столом » (ок. 1643 г.). За ними последовал Жан Шарден (1699-1779), один из величайших художников 18-го века, создавший ряд тщательно отшлифованных натюрмортов и жанровых пейзажей с невероятной реалистичностью, таких как « Мыльные пузыри » (1734), «Молодая учительница».(около 1735 г.), Рисовальщик (1737 г.), Гувернантка (1739 г.) и Посланник (1739 г.). Его современник Жан-Батист Грез (1725–1805) первоначально специализировался на картинах с сентиментальным моральным повествованием, таких как « Разбитые яйца » (1756), «Неаполитанский жест » (1757), «Мальчик с учебником» (1757) и «Прачка» (1761). См. Также: Качели (Фрагонар) (1767 г.) Жана-Оноре Фрагонара. Хотя Италия по-прежнему находилась под сильным влиянием великих гуманистических традиций эпохи Возрождения, жанровая живопись, наконец, возникла в 18 веке, не в последнюю очередь благодаря венецианскому художнику Пьетро Лонги (1702–1785), который посвятил ей всю жизнь, изображая сцены аристократов и бедняков. - жизнь в таких картинах, как: « Театральная сцена» (1752 г.) и «Выставка слона» (1774 г.). В Англии ранним представителем жанровой живописи был Уильям Хогарт (1697-1764). Его сцены из современной жизни, такие как сериалы «Прогресс повесы» и « Женитьба по-модному », изображают человеческое поведение с четким моральным посылом. Для сравнения, картины Томаса Гейнсборо (1727–1788) придают изысканный вид сценам буржуазной сельской аристократии и удовлетворения. |
Жанровые картины девятнадцатого века Поскольку в 19 веке религиозная и историческая живопись пришла в упадок, все больше и больше художников искали вдохновения в повседневной жизни простых людей. Реалисты, особенно во Франции, пошли еще дальше, поместив свои бытовые жанровые сцены на крупномасштабные полотна - ранее предназначенные для более высокоинтеллектуальных или утонченных произведений истории повседневной жизни простых людей. В Англии самыми популярными жанровыми художниками 19 века были шотландский художник Дэвид Уилки (1785-1841), среди работ которого были «Слепой скрипач » (1806, Галерея Тейт, Лондон); Рекомендательное письмо (1813 г., NGS); Списание в аренду (1815 г., НГС); и «Чтение завещания» (1820, Пинакотека, Мюнхен) — см. его работы в Национальной галерее Шотландии , Эдинбург — и Уильяма Пауэлла Фрита (1819–1909). Восхищаемый королевой, Фрит был летописцем викторианской жизни на скачках, на море и во время путешествий в таких картинах, какДень Дерби (1858 г.) и Железнодорожный вокзал (1862 г.). Уолтер Сикерт (1860-1942) - ведущий британский художник эпохи импрессионистов и постимпрессионистов - выбирал более скромные сюжеты, такие как уличные сцены, дешевые интерьеры, проститутки и концертные залы, изображая их без гламура в палитре мутных красок. Во Франции в первой половине 19 века двумя великими художниками-жанристами были реалисты Жан-Франсуа Милле (1814-1875) и Гюстав Курбе (1819-77). В то время как сын фермера Милле сосредоточился на сценах сельской Франции, в которых он изобразил тяжелую, но достойную жизнь крестьянства в таких произведениях, как «Сборщики урожая» (1857 г.), «Ангелус » (1859 г.) и «Человек с мотыгой» (1862 г.). Курбе расширил фокус, включив в него сцены из всей провинциальной жизни: его самые известные работы - «Разрушители камней» (1849 г.) и «Похороны в Орнане » (около 1850 г.). Оноре Домье (1808–1879 гг.), проницательный наблюдатель и карикатурист времен Второй французской империи, использовал гравюры, акварели и наброски для описания повседневной жизни мужчин и женщин. Среди его огромного количества работ: «Прачка» (1860) и «Вагон третьего класса » (1864). См. также изысканные миниатюрные работы Эрнеста Мессонье (1815-91), выполненные в академическом стиле. Другим типом жанровой живописи, которую исследовали французские художники в 19 веке, была ориенталистская живопись , обычно изображающая повседневные сцены в Алжире, Египте и других местах Северной Африки. Одним из видных представителей был академикЖан-Леон Жером (1824-1904).
Жанровая живопись достигла еще одной вершины в эпоху импрессионизма и постимпрессионизма. Помимо пленэрных пуристов, таких как Моне, Писсарро и Сислей, большинство импрессионистов сосредоточились на повседневных сценах парижской жизни. Примеры включают: Фредерик Базиль (1841-70) Мэри Кассат (1845-1926) Сезанн (1839-1906) Гюстав Кайботт (1848-94) Дега (1834-1917) Мане (1832-83) Моне (1840-1926) Берта Моризо (1841-95) Ренуар (1841-1919) Жорж Сёра (1859-1891) Джон Сингер Сарджент (1856-1925) Тулуз-Лотрек (1864-1901) В России величайшими жанровыми художниками были Илья Репин (1844–1930), наиболее известный своими работами «Бурлаки на Волге» (1870–73) и « Крестный ход в Курской губернии» (1883); Константин Савицкий (1844-1905) отметился ремонтом железной дороги (1874); и Абрам Архипов (1862-1930), отмеченный « В гостях » (1915), « Прачки» (прачки) (1899), «Рабочие на чугунолитейном заводе » (1896) и «По реке Оке » (1890). В Америке господствующей школой жанровой живописи был реализм, примером которого являются гражданская война и морские картины Уинслоу Гомера (1836–1910), такие работы, как «Клиника Гросса » Томаса Икинса (1844–1916), «Падение «Ковбой» (1895–1896) Фредерика Ремингтона (1861–1909), «Олень у Шарки» (1909) Джорджа Уэсли Беллоуза (1882–1925) и более поздние ностальгические жанровые картины иллюстратора журналов Нормана Роквелла (1894–1978), такие как «Свобода от Хотеть(1943). Среди других влиятельных практиков были члены движения American Scene Painting, такие как Эдвард Хоппер (1882–1967), и его ответвление школы американского регионализма, жанровыми художниками которой были Томас Харт Бентон (1889–1975) и Джон Стюарт Карри (1897–1946). .
|
Жанровые картины ХХ века В начале 20-го века художники различных школ продолжали создавать жанровые сцены высокого качества, начиная от спокойных картин, таких как: «Интерьер с девушкой за клавиром » (1901 г.) датского художника-интерьериста Вильгельма Хаммершоя ; Королевское кафе в Лондоне (1912) сэра Уильяма Орпена ; « Купающиеся девушки из Даларны» (1908) Андерса Цорна; и шедевры экспрессионизма, такие как « Берлинская уличная сцена» (1913) Эрнста Людвига Кирхнера . Появились и другие уникальные художественные стили, такие как «спичечные» человечки Л. С. Лоури ., как в фильме «Выход с мельницы» (1930). Колорист Пьер Боннар продолжал создавать выдающиеся работы: см . « Зеленая блузка» (1919 г.) и « Терраса в Верноне» (1939 г.). Кроме того, возникли определенные жанровые школы, такие как лондонские движения: Camden Town Group и Euston Road Painters. В середине / конце двадцатого века и начале 21 века наблюдается рост стилистической абстракции, что в процессе приводит к деградации жанрового искусства. Редким исключением являются Эдвард Хоппер (1882–1967) с такими шедеврами, как « Ночные ястребы » (1942), и Алекс Колвилл (род. 1920) с такими работами, как «Плавание » (1959). Джек Веттриано — успешный шотландский художник, работающий в очень похожей манере, но без живописных качеств Хоппера или Колвилла . |
• Подробнее о различных типах живописи (портреты, пейзажи, натюрморты и т. д.) см.: Жанры живописи . ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА |