Особенности древнеегипетского искусства
, история скульптуры, живописи, архитектуры.
ГЛАВНЫЙ ИНДЕКС АЗ

Приколи это



Знаменитая погребальная маска
Тутанкамена (около 1323 г. до н.э.) Египетский музей, Каир.
Включает в себя 11 кг чистого золота.
Замечательный предмет из драгоценного
металла из Нового царства.

НЕОЛИТИЧЕСКИЕ КУЛЬТУРЫ
Хронологию доисторического искусства
, включая даты и события,
см.: Хронология доисторического искусства .
Путеводитель по более поздним работам
см.: History of Art Timeline .

Египетское искусство (3100 г. до н.э. - 395 г. н.э.)

Содержание

Введение
Хронология
Художники и мастера
Правила рисования
Использование пигментов
Египетское искусство и загробная жизнь
Правление царя Аменхотепа (Эхнатона) (1350–1320 гг. до н. э.)
РУКОВОДСТВО ПО ЕГИПЕТСКОЙ ЖИВОПИСИ И РЕЗЬБЕ
Рельефы
Рельефы гробниц
Низкие Рельеф
Затонувший рельеф
Живопись
• Роспись гробниц
Фрески
Художественные приемы (рельефная резьба и живопись)
Архитектура: пирамидальные гробницы и храмы.



Гипостильный зал, Карнакский храм,
Луксор. (Начало 16 века до н.э.)
Фотография ясно иллюстрирует
массивность монументальной
египетской архитектуры, которая
затмевает все, что было возведено в то
время в Европе.


Сцена из Книги мертвых
(династия Фив около 1000 г. до н.э.)

Введение

Египетская культура, внесшая основной вклад в искусство позднего неолита , вероятно, является самой известной формой древнего искусства в Средиземноморском бассейне до появления греческой цивилизации (около 600 г. до н.э.). Древнеегипетская архитектура , например, всемирно известна необычайными египетскими пирамидами , в то время как другие особенности, уникальные для искусства Древнего Египта, включают письменность, основанную на изображениях и символах ( иероглифы ).), и его дотошный иератический стиль живописи и резьбы по камню. Египетская цивилизация была сформирована географией страны, а также политическими, социальными и религиозными обычаями того периода. Защищенные границами пустыни и поддерживаемые водами Нила , египетские искусства и ремесла развивались в значительной степени беспрепятственно (внешнее вторжение или внутренние распри) на протяжении многих столетий. Фараону (первоначально означавшему « дворец») поклонялись как божественному правителю (предположительно воплощению бога Гора), но обычно он сохранял твердый контроль через строгую бюрократическую иерархию, члены которой часто назначались по заслугам.

Для современного сравнения см.: Месопотамское искусство (ок. 4500–539 до н. Э.) И Месопотамская скульптура (ок. 3000–500 до н. Э.). О восточной живописи, гончарном деле и скульптуре см. Китайское искусство . См. Также: Искусство неолита в Китае (7500 г.), а также: Традиционное китайское искусство .

Функция египетского искусства была двоякой. Во- первых, для прославления богов , в том числе фараона, и облегчения перехода человека в загробный мир . Во-вторых, отстаивать, пропагандировать и сохранять ценности дня. Из-за общей стабильности египетской жизни и культуры все искусства, включая архитектуру и скульптуру , а также живопись , изделия из металла и ювелирное дело , характеризовались весьма консервативной приверженностью традиционным правилам, которые отдавали предпочтение порядку и форме, а не творчеству и художественному выражению. Декоративное искусство включало в себя первые образцы нейл-арта .


Портрет фаюмской мумии (Лувр)
Примерно с 100 по 200 г. н.э., после того как правила
живописи были смягчены под
влиянием греческого искусства.

ИСКУССТВО ИСЛАМА
Краткий обзор мусульманского искусства
см.: Исламское искусство .

Хронология Древнего Египта

РАННИЙ ДИНАСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД

1- я династия (2920-2770 гг. до н.э.)

Фараоны
Гор Аха
Джер (Итит)
Джет (Вадж)
Ден (Удиму)
Аненджиб
Семерхет
Ка'а

2-я династия (2770–2650 гг. до н. э.)

Фараоны
Хетепсехемви
Ренеб
Нинетджер
Перибсен
Хасехемви

СТАРОЕ КОРОЛЕВСТВО

3-я династия (2650–2575 гг. до н. э.)

Фараоны
Санахте
Неджерихет (Джосер)
Сехемхет (Джосер Тети)
Хаба
Хуни

Хронология Древнего Египта

Египетская культура развивалась на протяжении трех тысяч лет, период, который обычно делится следующим образом:

Ранний династический период ; Старое царство ( 2680–2258 гг. до н. э.); Среднее царство (2134–1786 гг. до н. э.); Новое царство (1570–1075 гг. до н. э.), включая спорный Амарнский период царя Аменхотепа (Эхнатона) (1350–1320 гг. до н. э.). После этого наступил промежуточный период до эпохи Птолемеев (323-30 гг. до н.э.) и период римского правления (30 г. до н.э. - 395 г. н.э.).

Древнеегипетская цивилизация символизируется пирамидами, большинство из которых были построены в периоды Старого и Среднего царств, когда власть фараона была абсолютной. Даже сегодня археологи и египтологи недостаточно понимают полное значение этих погребальных памятников и гробниц. Свидетельствуя о социальной организации и архитектурной изобретательности древнеегипетской культуры, Великая пирамида в Гизе (около 2565 г. до н.э.) остается единственным сохранившимся членом Семи чудес древнего мира , составленным греческим поэтом Антипатром Сидонским.

Египетские художники и мастера

Египетские скульпторы и художники не были художниками в современном смысле творческой личности. Древнее египетское искусство было, скорее, работой оплачиваемых ремесленников, которые прошли обучение и затем работали в составе команды. Ведущий мастер мог быть очень разносторонним и способным работать во многих областях искусства, но его участие в изготовлении статуи или украшении гробницы было анонимным. Он направлял своих помощников во время работы и помогал обучать новичков, но его личный вклад невозможно оценить. Художники на всех этапах своего ремесла работали вместе. Первоначальный набросок или рисунок выполнялся одним или несколькими, за которыми затем следовали другие, вырезающие промежуточные и заключительные этапы. Художники последовали бы в том же духе. Там, где сцены остались незавершенными, можно увидеть исправления, внесенные в работу менее умелых рук более опытными мастерами. Многие мастера-ремесленники достигли влиятельного положения и общественного значения, как мы знаем из их собственных погребальных памятников.Имхотеп , архитектор, построивший комплекс Ступенчатой ​​пирамиды для царя Джосера, 2660-2590 гг. до н.э., в более поздние времена был настолько почитаем, что был обожествлен. Однако считалось, что заслуга в любом произведении искусства принадлежит покровителю, который его заказал.

4-я династия (2575–2467 гг. до н. э.)

Фараоны
Снефру
Хуфу (Хеопс)
Джедефре
Хафре
Менкауре
Шепсескаф

5-я династия (2465–2323 гг. до н. э.)

Фараоны
Усеркаф
Сахуре
Нефериркаре Какай
Шепсескаре Ини
Неферефре
Ниусерре Изи
Менкаухор
Джедкаре Изези
Унас

6-я династия (2323–2152 гг. до н. э.)

Фараоны
Тети
Пепи I
Меренре Немтемзаф
Пепи II

ПЕРВЫЙ ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ПЕРИОД
( 7–11 династии )
(2150–1986 гг. до н. э.)

Фараоны
Нетрикаре
Менкаре
Неферкаре II
Неферкаре III
Джедкаре II
Неферкаре IV
Меренхор
Менкамин I
Никаре
Неферкаре V
Неферкахор
Неферкаре VI
Неферкамин II
Иби I
Неферкауре
Неферкаухор
Нефериркаре II
Неферкаре
Хети
Мерихатор
Мерикаре

ПОДНЕБЕСНАЯ

11-я династия (1986-1937 гг. до н.э.)

Фараоны
Инйотеф I
Инйотеф II
Инйотеф III
Ментухотеп I
Ментухотеп II
Ментухотеп III
Ментухотеп IV

12-я династия (1937–1759 гг. до н. э.)

Фараоны
Аменемхет I
Сенусрет I
Аменемхет II
Сенусрет II
Сенусрет III
Аменемхет III
Аменемхет IV
Неферусобек

2- Й ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ПЕРИОД
( 13–17 династии )
(1759–1539 гг. до н. э.)

13-я династия

Фараоны
Вегаф
Аменемхат-сенебеф
Сехемре-хутави
Аменемхат V
Сехетепибре I Юфни
Аменемхат
VI
Семенкаре
Сехетепибре II
Севаджкаре
Неджемибре Собехотеп
I
Ренисенеб
Хор I
Аменемхат VII Собехотеп
II
Кенджер
Имира-меша
Антеф IV
Сет Собехотеп
III
Неферхотеп I
Сихатхор
IV

Iaib
Ay
Ini I
Sewadjtu Ined
Hori
Sobekhotep
VI
Dedumes I
Ibi II
Hor II
Senebmiu
Sekhanre I
Merkheperre
Merikare

Правила рисования

Египетская цивилизация была очень религиозной. Таким образом, большинство египетских произведений искусства включают в себя изображение многих богов и богинь, одной из которых был фараон. Кроме того, уважение египтян к порядку и консервативным ценностям привело к установлению сложных правил того, как художники могут изображать как богов, так и людей. Например, в фигурной живописи размеры фигур рассчитывались исключительно по социальному статусу человека, а не по обычным художественным правилам линейной перспективы .. Одна и та же формула для рисования человеческой фигуры использовалась на протяжении сотен, если не тысяч лет. Голова и ноги всегда в профиль; глаза и верхняя часть туловища, вид спереди. Для египетской скульптуры и статуй правила гласили, что мужские статуи должны быть темнее женских; в сидячем положении руки испытуемого должны быть на коленях. Боги тоже изображались в соответствии с их положением в иерархии божеств и всегда в одном и том же облике. Например, Гор (бог неба) всегда изображался с головой сокола, Анубис (бог погребального обряда) всегда изображался с головой шакала.

Использование пигментов

Использование цвета в египетских картинах также регламентировалось и использовалось символически. Египетские художники использовали в своих картинах шесть цветов: красный, зеленый, синий, желтый, белый и черный. Красный, будучи цветом силы, символизировал жизнь и победу, а также гнев и огонь. Зеленый символизировал новую жизнь, рост и плодородие, в то время как синий символизировал созидание и возрождение, а желтый символизировал вечное, такое как качества солнца и золота. Желтый был цветом Ра и всех фараонов, поэтому саркофаги и погребальные маски были сделаны из золота, чтобы символизировать вечного и вечного фараона, который теперь стал богом. Белый был цветом чистоты, символизирующим все священное, и обычно использовался в религиозных предметах и ​​инструментах, используемых священниками.

Подробнее о цветовых пигментах, используемых художниками Древнего Египта, см.: Египетская цветовая палитра .

Египетское искусство и загробная жизнь

Почти все сохранившиеся картины Древнего Египта были обнаружены в гробницах фараонов или высокопоставленных правительственных чиновников и изображают сцены загробной жизни. Эти картины, известные как погребальное искусство, изображали повествование о жизни после смерти, а также такие вещи, как слуги, лодки и еда, чтобы помочь умершему в его путешествии по загробной жизни. Эти картины выполнялись на папирусе, панелях (с использованием энкаустической краски) или на стенах в виде фресок (с использованием темперы ). Кроме того, в гробницу были включены модели (например, лодок, амбаров, мясных лавок и кухонь), чтобы гарантировать благополучие умершего в будущем.

Поскольку дух вселился в тело, сохранение последнего от разложения также имело решающее значение. Использование тугих бинтов для мумификации трупа, а также извлечение и упаковка внутренних органов в керамические канопы и другие роскошные саркофаги получили широкое распространение среди правящей элиты. Все эти договоренности помогли поддержать общенациональную индустрию египетских художников и мастеров, которые трудились над созданием необходимых произведений искусства (картин, скульптур, керамики, керамики, ювелирных изделий и изделий из металла).

Египетская скульптура была очень символичной и на протяжении большей части египетской истории не задумывалась как натуралистическая или реалистичная. Скульптуры и статуи делались из глины, дерева , металла, слоновой кости и камня , из которых камень был самым прочным и многочисленным. Многие египетские скульптуры были окрашены в яркие цвета.

ПРИМЕЧАНИЕ. В дополнение к архитектуре пирамид, каменной скульптуре, ювелирному делу и портретам Фаюмской мумии, египетские мастера также известны своей древней керамикой , особенно египетским фаянсом , керамическим искусством , не основанным на глине, разработанным в Египте с 1500 г. до н.э., хотя оно началось . в Месопотамии. Самая старая из сохранившихся фаянсовых мастерских с современными печами для обжига кирпича была найдена в Абидосе в районе среднего течения Нила. Египетский фаянс представляет собой керамику на основе не глины, состоящую из порошкообразного кварца или песка, покрытую стекловидным покрытием, часто сделанным с медными пигментами для придания прозрачного синего или сине-зеленого блеска. См . Хронологию керамики .

Правление царя Аменхотепа (Эхнатона) (1350–1320 гг. до н. э.)

Фараон Аменхотеп IV (муж царицы Нефертити) вызвал своего рода культурную революцию в Египте . Рожденный в культе Амона (Амена), линии, которая поклонялась широкому кругу богов, он изменил свое имя на Эхнатон и, укрепленный своим контролем над армией, ввел поклонение только Атону, богу солнца. Египетская столица и королевский двор были перенесены в Амарну в Среднем Египте. Все это привело к радикальному разрыву с традициями, особенно в таких искусствах, как живопись и скульптура. Они стали более натуралистичными и более динамичными, чем статичное искусство предыдущих эпох. В частности, амарнский стиль искусства характеризовался ощущением движения и активности. Портреты египетских вельмож перестали идеализировать, а некоторых даже карикатурно изображали. Присутствие Атона на многих картинах изображалось золотым диском, сияющим сверху.

После смерти Эхнатона следующего фараона — ребенка Тутанхатона — уговорили вернуться в Мемфис и изменить свое имя на Тутанхамона, таким образом вернувшись к Амону. В результате египетские художники и скульпторы в значительной степени вернулись к старым традициям, которые продолжались до эллинистической эпохи с 323 г. до н.э.

ПРИМЕЧАНИЕ. Чтобы сравнить более ранние ближневосточные произведения шумерского искусства (ок. 3000 г. до н. э.), см. « Баран в зарослях» (ок. 2500 г. до н. э., Британский музей, Лондон), Бык на коленях с сосудом (3000 г. до н. э., Метрополитен-музей, Нью-Йорк) . ) и «Львица Геннола» (3000 г. до н.э., частное собрание). Что касается современной скульптуры, см., например, Крылатого быка и льва с человеческой головой (859 г. до н.э.) из дворца Ашурнасирпала в Нимруде и алебастровые рельефы охоты на львов с изображением Ашурнасирпала II и Ашшурбанипала, оба характерные образцы ассирийского искусства (ок. 1500-1500 гг. 612 г. до н.э.).

Эллинистическая эпоха (ок. 323–27 до н. э.)

Влияние греческого эллинистического искусства на египетских художников, процесс, ускорившийся в эпоху Птолемеев, способствовал натуралистическому изображению людей в картинах и скульптурах, мало чем отличаясь от процесса, инициированного Эхнатоном. Портреты стали реалистичными, а правила цвета были смягчены. Эта тенденция была дополнительно поощрена практичным римским стилем искусства.

Наиболее известным образцом эллинистически-египетской живописи эпохи классической античности является серия портретов фаюмских мумий , обнаруженная в основном вокруг бассейна Фаюм, к западу от Нила, недалеко от Каира. Тип натуралистической портретной живописи, на который сильно повлияло греческое искусство , особенно эллинистическая греческая живопись (323-27 гг. до н.э.), фаюмские портреты были прикреплены к погребальной ткани умершего человека. Эти картины, сохранившиеся в исключительно сухих условиях, представляют собой крупнейшее собрание оригинального искусства, сохранившееся со времен античности.

Коллекции египетских произведений искусства можно увидеть в Египетском музее в Каире; Британский музей , Лондон; Лувр, Париж; Египетский музей, Берлин; Метрополитен-музей, Нью-Йорк.


14-я династия

Фараоны
Нехеси
Хатире
Небфор
Сехабре
Мериджефаре
Севаджкаре
Херибре
Санхибре
Канефертемре
Неферибре
Анхкаре

15-я династия

Фараоны
Салитис
Бнон
Апахнан (Хиан)
Апофис (Осерре Апепи)
Хамуди

16-я династия

Фараоны
Анат-Хер Юзер
-анат
Семкен
Закет
Васа
Кар
Пепи III
Бебанкх
Небмаатре
Никаре II
Ахотепре
Аанетерире
Нубанкре
Нубусерре
Хаусерре
Хамуре
Якоб-Баал
Якбам
Йоам

17-я династия

Фараоны
Антеф V
Рахотеп
Собекемзаф I
Джехути
Ментухотеп VII
Небирау I
Небирау II
Семененре
Сусеренре
Собекемзаф II
Антеф VI
Антеф VII
Тао I
Тао II
Камосе

НОВОЕ КОРОЛЕВСТВО

18-я династия (1539–1295 гг. до н. э.)

Фараоны
Яхмос
Аменхотеп I
Тутмос I
Тутмос II
Хатшепсут
Тутмос III
Аменхотеп II
Тутмос IV
Аменхотеп III
Аменхотеп IV / Эхнатон
Сменхкаре
Тутанхамон
Ай (Хеперхеперуре)
Хоремхеб

Примечание: правителей Египта
их собственный народ не называл фараонами.
Это слово использовалось только
греками и евреями. Однако
сегодня это общепринятый термин для
всех древних царей Египта.

19-я династия (1295–1186 гг. до н. э.)

Фараоны
Рамсес I
Сети I
Рамсес II
Меренптах
Аменмессе
Сети II
Сиптах
Таусерт

20-я династия (1186–1069 гг. до н. э.)

Фараоны
Сетахт
Рамсес III
Рамсес IV
Рамсес V
Рамсес VI
Рамсес VII
Рамсес VIII
Рамсес IX
Рамсес X
Рамсес XI

Египетская живопись и скульптура: краткий обзор

Рельефная резьба

Самые ранние резные фигуры и рельефные сцены относятся к доисторическим временам, когда сланцевые косметические панели и гребни из дерева, кости и слоновой кости хоронили в могилах их владельцев. На них были вырезаны простые, эффектные очертания видов, знакомых жителям долины Нила, — антилоп, горных козлов, рыб и птиц. Более сложные гребни из слоновой кости и рукояти кремневых ножей из слоновой кости, которые, вероятно, имели какое-то церемониальное назначение, были вырезаны рельефно, и сцена выделялась на фоне.

К концу доисторического периода египетская скульптурабыл безошибочным, хотя до этого момента не было больших архитектурных памятников, на которых можно было бы проявить мастерство скульпторов. Из скудных свидетельств нескольких резных фигурок на фрагментах кости и слоновой кости мы знаем, что богам поклонялись в святилищах, построенных из связок тростника. Вожди доисторического Египта, вероятно, жили в подобных строениях, очень похожих на те, что до сих пор можно найти в болотах Южной Аравии.

Работа скульпторов проявилась в изготовлении церемониальных головок булавы и палитр, вырезанных в ознаменование побед и других важных событий и посвященных богам. Они показывают, что характерный скульптурный стиль, отраженный во всех более поздних периодах египетской истории, уже возник, и устоялась традиция изображать человеческую фигуру частично в профиль, а частично в анфас. Значение многих деталей еще не может быть полностью объяснено, но изображения царя в виде могучего льва или сильного быка часто повторяются в династические времена.

Рельефы гробницы

Ранние королевские рельефы, изображающие короля, поражающего своих врагов или идущего вперед в ритуальной позе, несколько неестественны, но к 3-й династии методы уже были очень продвинутыми. Большинство сохранившихся образцов выполнены из камня, но деревянные панели, найденные в гробнице Хесире в Саккаре, 2660–2590 гг. до н. э., демонстрируют мастерство, достигнутое мастерами (Египетский музей, Каир). Эти фигуры, стоящие и сидящие, вырезанные в соответствии с условностями египетских идеалов мужественности, по-разному подчеркивали различные элементы человеческого облика. Голова, грудь и ноги показаны в профиль, но видимый глаз и плечи изображены так, как если бы они были видны спереди, а талия и бедра - в три четверти. Тем не мение, эта искусственная поза не выглядит неуклюжей из-за сохранения естественных пропорций. Превосходство техники, проявляющееся в прекрасном моделировании мышц лица и тела, придает изящество тому, что в противном случае могло бы показаться жестким и строгим. Хесире, несущий посох и скипетр своего звания вместе с палитрой и пеналом, символизирующими его должность королевского писца, гордо и уверенно смотрит в вечность. Забота мастера не ограничивается фигурой его покровителя, ибо иероглифы, составляющие надпись, содержащую имя и титулы усопшего, также вырезаны с деликатностью и уверенностью и представляют собой прекрасные миниатюрные изображения животных, птиц, и предметы, использовавшиеся в древнеегипетской письменности.

Огромные кладбища Гизы и Саккары, на которых хоронили знатных и придворных чиновников рядом со своими царями, дают множество примеров мастерства ремесленников 4-й, 5-й и 6-й династий, мастерства, с которым редко можно было сравниться в более поздние периоды. В центре внимания этих ранних гробниц была каменная плита с вырезанным изображением умершего, сидящего перед столом с пожертвованиями. Последние обычно помещались над ложной дверью, через которую дух умершего, называемый ка, мог продолжать входить и выходить из гробницы. Идея заключалась в том, что магическое изображение подношений на стелах, активированное правильными религиозными формулами, будет существовать до конца вечности.

В одиночных сценах или в произведениях, заполняющих стену от потолка до пола, каждая фигура имела свое место и не могла выходить за пределы отведенного ей пространства. Одним из наиболее заметных достижений египетских мастеров было то, как они заполнили доступное пространство естественным, уравновешенным образом, так что сцены, полные жизни, никогда не кажутся тесными или переполненными.

Горизонтальные последовательности или регистры сцен, расположенные по обе стороны от погребальных стел и ложных дверей в гробницах 5-й и 6-й династий, полны живых и естественных деталей. Здесь повседневная жизнь крестьянина и дворянина была запечатлена навеки ремесленником - действие пастуха и рыбака застыло на полпути, чтобы хозяин могилы всегда был окружен повседневной суетой своего поместья. Сюжеты должны были быть типичными для обычных событий, знакомых сцен, а не особых случаев.

Египетские мастера не использовали перспективу для обозначения глубины и расстояния, но они установили соглашение, в соответствии с которым несколько регистров, каждый со своей базовой линией, могли использоваться для изображения толпы людей. Те, что в самом нижнем регистре, считались ближайшими к зрителю, а те, что в самом верхнем, — самыми дальними. Некоторые из этих сцен происходят в Старом Королевстве: например, многие подносящие дары приносят плоды своих поместий умершему дворянину за его погребальным столом, или показаны отряды людей, тащащих большую статую. Статуи, изображенные на рельефах, как и иероглифы, изображены в истинном свете.
профиль, в отличие от фигур мужчин, тянущих их. Однако, пожалуй, самыми известными сценами, показывающими близость и отдаленность, являются нарисованные сцены пира Нового Царства, где многочисленные гости, одетые в свои лучшие одежды, сидят сомкнутыми рядами перед своими хозяевами.

Регистры также можно использовать для представления различных стадий развивающейся последовательности действий, подобно кадрам стриптиз-мультфильма. В Древнем царстве важные события сельскохозяйственного года следуют друг за другом через стены многих гробниц: вспашка, посев, сбор урожая и молотьба зерна точно представлены. Пастухи показаны за работой на пастбищах, ухаживая за скотом, столь ценимым древними египтянами, в то время как другие сцены изображают отлов водоплавающих птиц в болотах Нила и рыбалку в самой реке. Представлены другие домашние занятия, такие как выпечка и пивоварение, также жизненно важные для вечного существования мертвого дворянина; другие сцены показывают плотников, гончаров и ювелиров за работой.

Именно в этих сценах повседневной жизни скульптор смог проявить свою инициативу и в какой-то мере освободиться от уз условности. Покойник и его семья должны были быть представлены в описанных ритуальных позах — больше, чем в натуральную величину, строго пропорциональных, всегда спокойных и несколько отчужденных.

Сельские рабочие в поместьях, однако, могли быть показаны во время их ежедневных просьб в более расслабленной манере, улавливая что-то от живости и энергии, которые, должно быть, были характерны для древних египтян. В то время как подносы, символизирующие погребальные дары от имений своему господину, изображены движущимися к нему в официальной и величественной процессии, крестьяне, работающие в полях, кажутся крепкими и энергичными. Они опираются на плуг и бьют ослов, пасут крупный рогатый скот и несут на плечах маленьких телят вдали от опасности крокодилов, таящихся в болотах.

Природные детали, используемые для заполнения странных углов в этих сценах гробницы, показывают, какое удовольствие получали древние египетские мастера, наблюдая за окружающей средой. Птицы, насекомые и группы растений использовались, чтобы сбалансировать и завершить картину. Результаты зоркого наблюдения можно увидеть в деталях, отличающих виды птиц и рыб, толпящихся в камышах и мелководьях болот.

3-Й ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ПЕРИОД

21-я династия (1070–945 гг. до н. э.)

Фараоны
Смедес
Херихор
Аменемнису
Пианх
Псусеннес I
Пинеджем I
Аменопа
Масахерта
Осохор
Менхеперре
Сиамун
Смендес II
Псусеннес II
Пинеджем II
Псусеннес III

22-я династия (945-712 гг. до н. э.)

Фараоны
Шошенк I
Осоркон I
Такелот
Шошенк II
Осоркон II
Такелот II
Шошенк III
Пами
Шошенк IV
Осоркон IV

23-я династия (828-725 гг. до н. э.)

Фараоны
Педубасте I
Осоркон IV
Пефтьяувибаст

24-я династия (725-715 гг. до н. э.)

Фараоны
Шепсере Тефнахт I
Вахкаре Бакенранеф

ПОСЛЕДНЕЕ ЦАРСТВО

25-я династия (712–657 гг. до н. э.)

Фараоны Пие
Шебака Шебитку Тахарка Тантамани



26-я династия (664–525 гг. до н. э.)

Фараоны
Псамметих I
Некау II
Псамметих II
Априес
Амасис
Псамметих III

27-я династия (525–404 гг. до н. э.)

Фараоны
Камбиз 525–522
Дарий I 521–486
Ксеркс I 486–466
Артаксеркс I 465–424
Дарий II 424–404

28-я династия (404–399 гг. до н. э.)

Фараон
Амиртайос

29-я династия (399–380 гг. до н. э.)

Фараоны
Нефериты I
Псаммутис
Хакорис
Нефериты II

30-я династия (380-343 гг. до н.э.)
Последние правители египетского происхождения

Фараоны
Нектанебо I
Теос
Нектанебо II

31-я династия (343–332 до н. э.)

Фараоны
Ох (Артаксеркс III) Ассы Дарий III
Кодоманн

Немногое сохранилось от рельефов, украшавших царские храмы начала 5-й династии, но из погребального храма первого царя Усеркафа, ок. 2460 г. до н. э., сохранился фрагмент сцены охоты на болотах (Египетский музей, Каир). . Воздух над изящными головками папируса наполнен птицами, а тонкая резьба делает их легко различимыми даже без добавления цвета. Удод, ибис, зимородок и цапля безошибочно узнаваемы, а большая бабочка, парящая над ними, дополняет картину.

Низкий рельеф

Традиция мелко детализированного декора с низким рельефом, когда фигуры немного выделяются над фоном, продолжалась во времена 6-й династии и в Среднее царство, когда она особенно использовалась для королевских памятников. От них сохранилось немного фрагментов, но иероглифы, вырезанные на маленькой часовне Сесостриса I, ныне реконструированной в Карнаке, свидетельствуют о надежном и тонком прикосновении мастеров. Во времена позднего Старого царства низкий рельеф сочетался с другими методами, такими как резка, при которой линии просто вырезались в камне, особенно в некоролевских памятниках, и результат часто был очень приятным с художественной точки зрения. Прекрасным примером является известняковая погребальная стела Неанхтети, около 2250 г. до н.э. (Музеи округа Мерсисайд, Ливерпуль). Большая часть стелы, фигура и горизонтальная надпись над ней, выполнены в низком рельефе, но прорезанная вертикальная панель иероглифов повторяет его имя с другим заголовком, а также символом писца, палитрой и пером, необходимыми для начала. обеих линий, используется только один раз, в точке пересечения линий. В результате получился идеально сбалансированный дизайн и приятная вариация типов стел, вырезанных во времена Древнего Царства.

Дальнейшее развитие показано на стеле Хотепа, вырезанной во времена Среднего царства, 2000–1800 гг. До н.э. (Музеи округа Мерсисайд, Ливерпуль). На твердом красном граните четко высечены фигуры трех стоящих чиновников и иероглифические знаки. Первоначально знаки и фигуры должны были быть заполнены синим пигментом, чтобы резко контрастировать с полированной красной поверхностью камня.

Утопленный рельеф

Во времена Среднего царства использование утопленного рельефа вошло в моду, и в 18-й и начале 19-й династий он использовался с большим успехом. Фон не был обрезан, как в низком рельефе, чтобы фигуры оставались выше уровня остальной поверхности. Вместо этого рельефный рисунок был вырублен на сглаженной поверхности камня. В ярком египетском солнечном свете резная деталь хорошо выделялась, но утопленный рельеф был лучше защищен от непогоды и, следовательно, был более прочным.

Египетская Живопись

Живопись в Древнем Египте следовала той же схеме, что и развитие сцен в резном рельефе, и эти две техники часто сочетались. Первые образцы росписи встречаются в доисторический период, в узорах и сюжетах на глиняной посуде. Наши свидетельства очень сильно зависят от того, что сохранилось, а фрагментов обязательно мало из-за хрупкости среды. Известны части двух сцен с изображением фигур и лодок, одна на холсте и одна на стене гробницы. На стенах царских гробниц 1-й династии сохранились панели с яркими узорами, узоры, изображающие циновки и тканые драпировки, украшавшие стены больших домов. Эти закономерности повторяются снова и снова на протяжении всей египетской истории по-разному.

Живопись египетских гробниц

Самые ранние репрезентативные картины в безошибочно узнаваемом традиционном египетском стиле относятся к 3-й и 4-й династиям. Самыми известными, вероятно, являются фрагменты из гробницы Итета в Медуме, около 2725 г. до н.э., на которых изображены группы гусей, которые составляли часть большой сцены охоты на болотах (Египетский музей, Каир). Гуси нескольких разных видов довольно неподвижно стоят среди зарослей стилизованной растительности, но отметины тщательно подобраны, а цвета естественны и ненавязчивы.

На протяжении всего Старого царства краска использовалась для украшения и отделки известняковых рельефов, но во времена 6-й династии раскрашенные сцены стали вытеснять рельефы в частных гробницах по экономическим причинам. Было дешевле заказать сцены, написанные прямо на стенах гробниц, хотя их магия была столь же эффективной.

В период Первого переходного периода и Среднего царства прямоугольные деревянные гробы знати часто раскрашивали с особой тщательностью, превращая их в настоящие жилища для духов умерших. На их внешней стороне были надписи с именами и титулами их владельцев и призывы к защите различных богов. Остальные поверхности были покрыты ярко раскрашенными панелями, имитирующими стены домов, увешанные ткаными циновками, с окнами и дверями в виде сложных геометрических узоров. Большое внимание уделялось «фальшивой двери», расположенной в изголовье гроба, через которую ка могла входить и выходить по своему усмотрению. На этой панели всегда были изображены два священных глаза соколиного бога неба Гора.

Внутренние поверхности гробов иногда раскрашивали подношениями, сделанными умершим, чтобы гарантировать, что они останутся в загробной жизни. Центральным элементом был стол для подношений, заваленный хлебом, мясом и овощами. Список ритуальных подношений также был важен, и все личное имущество, такое как оружие, канцелярские посохи, глиняная посуда и каменные сосуды, а также предметы одежды, были подробно показаны. Головные уборы красили у изголовья, а запасные пары сандалий у ног.

Эти гробы были помещены в небольшие вырубленные в скалах камеры гробниц Верхнего Египта, где камень часто бывает слишком грубым или рыхлым, чтобы обеспечить хорошую поверхность для рисования. Однако сохранились фрагменты расписных росписей, а в некоторых гробницах есть живые сцены охоты в пустыне или сельскохозяйственных работ. Внимательное наблюдение также выявило необычные сюжеты, такие как борющиеся мужчины или играющие в игры мальчики, показанные последовательно, как серия кадров из движущегося фильма. Другие нарисованы с выдающимся мастерством. Часть болотной сцены в гробнице в Бени-Хасане, около 1800 г. до н.э., изображает группу птиц на дереве акации. Листья дерева изящно окрашены, а птиц — трех сорокопутов, удода и горихвостки — легко узнать.

Однако роспись гробниц действительно приобрела популярность во времена Нового царства, особенно в гробницах великого некрополя в Фивах. Здесь известняк, как правило, был слишком плохим и шелушащимся для рельефной резьбы, но поверхность можно было оштукатурить, чтобы дать художнику почву. Как всегда, соблюдались традиционные условности, особенно в формальных сценах с изображением мертвеца, где он кажется крупнее своей семьи и товарищей. Однако, как и люди, вырезавшие рельефы времен Древнего Царства, художники могли использовать свое воображение для мелких деталей, которыми заполнялись более крупные сцены. Птицы и животные на болотах, обычно изображаемые в профиль, имеют тщательно заштрихованные отметины, создающие впечатление настоящего меха и перьев; и их действия иногда очень реалистичны. В гробнице Небамуна, около 1400 г. до н.э., охотничья кошка, уже хватающая птиц когтями, прыгает, чтобы схватить утку ртом.

Фрагменты, изображающие банкет из той же гробницы, создают впечатление, что художник не только обладал выдающимся мастерством, но и особенно любил экспериментировать с необычными деталями. Знатные гости сидят формальными рядами, но слуги и артисты не были столь важны и не должны были подчиняться таким же образом. Группы женщин-музыкантов грациозно стоят на коленях на полу, подошвы их ног повернуты к зрителю, а две в одной группе показаны почти анфас, что бывает очень редко. Легкость и веселье музыки передают наклоненные головы и кажущееся движение крошечных косичек искусно заплетенных волос. Оживленное движение продолжает пара юных танцоров, изображенных в профиль, чьи хлопающие в ладоши и летящие ноги изображены с большой чувствительностью. Еще одной необычной особенностью является затемнение подошв музыкантов и складчатых мантий.

 

Египетские фрески

не только украшали стены гробниц Нового Царства, но и придавали большую красоту домам и дворцам живых. Фрески с изображением тростника, воды, птиц и животных украшали стены, потолки и полы дворцов Амарны и других мест; но после 19-й династии качество такой живописи неуклонно снижалось. В меньших масштабах роспись на папирусе, мебели и деревянных гробах продолжала быть искусной до самых последних периодов египетской истории, хотя было также много некачественных массовых работ.

C. Художественные приемы рельефной резьбы и росписи.

Прежде чем можно было сделать какую-либо рельефную резьбу или роспись, нужно было подготовить почву — будь то камень или дерево. Если поверхность была хорошей, часто было достаточно выравнивания, но любые недостатки приходилось маскировать штукатуркой. Во времена Нового царства целые стены были оштукатурены, а иногда на самой штукатурке вырезались изысканные рельефы. Обычно применялась глиняная штукатурка, покрытая тонким слоем мелкозернистого гипса.

Следующим этапом был набросок, и сцены зарисовывались, часто красным, с помощью кисти или тростникового пера. Этот этап был важен, особенно когда планировалась сложная сцена с множеством фигур или когда вся стена должна была быть покрыта сценами, расположенными в горизонтальном регистре. Некоторые мастера были достаточно уверены в том, что могли использовать от руки, но чаще всего в качестве ориентира использовались пересекающиеся горизонтальные и вертикальные линии. Их можно было разлиновать или сделать, крепко удерживая концы веревки, смоченной в пигменте, и звеня ею по поверхности. Довольно рано в египетской истории пропорции сетки были фиксированными, чтобы человеческие фигуры рисовались в соответствии с фиксированным каноном.

Следующим этапом создания рельефа было обтачивание правильных контуров и уменьшение окружающего уровня до тех пор, пока сцена не состояла из ряда плоских фигур, стоящих на низком рельефе на фоне. Затем можно было вырезать последние детали и загладить поверхность, готовую к покраске. Любые исправления и изменения, внесенные в резьбу, можно было скрыть под слоем штукатурки до нанесения краски.

Художник работал непосредственно с наброском на плоской поверхности и начал с фона. Это было заполнено одним цветом, серым, белым или желтым, с помощью кисти, сделанной из прямой ветки или тростника с дрессированными волокнами. Затем были окрашены большие области человеческих фигур, применен цвет кожи и окрашены льняные одежды. Точные детали, такие как отметины животных и птиц или лепестковые ярусы орнаментального воротника, дорабатывались более тонкой кистью или пером. Пигменты были приготовлены из природных веществ, таких как красная и желтая охра, порошкообразный малахит, сажа и гипс. Примерно из шести основных цветов можно было смешать множество промежуточных оттенков.

Средой была вода, в которую иногда добавляли камедь, а краску наносили на участки однотонного цвета. Во времена Нового царства деликатные эффекты достигались с помощью крошечных штрихов кисти или пера, чтобы выбрать шерсть животных или пушистые головки папирусного тростника. Затенение редко использовалось до середины 18-й династии, когда оно использовалось, особенно в массовых сценах, для обозначения тонких складок льняной одежды.

Архитектура: гробницы и храмы пирамид

Египетская архитектура всемирно известна своим уникальным дизайном подземных гробниц, примером которого являются египетские пирамиды в Гизе, а также произведения искусства в гробницах (мумии, скульптуры, керамика и изделия из драгоценных металлов) и Сфинкс. Все великие монументальные пирамиды были возведены в эпоху ранней египетской архитектуры , и лишь несколько меньших были построены в эпоху египетской архитектуры Среднего царства . После этого наступил золотой век египетской архитектуры Нового царства с его огромными храмами в Карнаке и Луксоре, после чего наступил длительный период позднеегипетской архитектуры . был явным анти-кульминационным моментом.

• Дополнительную информацию об искусстве и дизайне ранних цивилизаций см. в Энциклопедии визуальных искусств .


Глоссарий по искусству | Визуальные художники, Величайшая энциклопедия древнего искусства © visual-arts-cork.com
.
Все права защищены.

Исходный текст