История кубизма
, характеристики, наследие кубистической живописи и скульптуры.
ГЛАВНЫЙ ИНДЕКС АЗ - АЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ДВИЖЕНИЙ

Приколи это


ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ АБСТРАКЦИЯ
Руководство по конкретному искусству см.:
Абстрактные картины: 100 лучших .

Кубизм (ок. 1907-14)

Содержание

Введение: Революционное абстрактное искусство
Каковы истоки кубизма?
Как понять кубизм?
Каковы характеристики кубизма?
Выставки кубизма
Символ художественной и интеллектуальной моды
Кубистская скульптура
Кубистский дизайн в Чехословакии
Наследие кубизма
Величайшие кубистические картины


Важные картины

Les Demoiselles D'Avignon (1907)
Музей современного искусства, Нью-Йорк.
(Фрагмент) Пабло Пикассо.
Первая картина в стиле кубизма и одна из
величайших картин 20 века .

Портрет Амбруаза Воллара (1909)
работы Пабло Пикассо. Музей Пушкина.

Скрипка и подсвечник (1910)
Музей современного искусства Сан-Франциско.
Жоржа Брака.

 

 

Введение: Революционное абстрактное искусство

В изобразительном искусстве термин кубизм описывает революционный стиль живописи, изобретенный Пабло Пикассо (1881–1973) и Жоржем Браком (1882–1963) в Париже в период 1907–1912 годов. Их кубистские методы, изначально находившиеся под влиянием геометрических мотивов в пейзажных композициях художника-постимпрессиониста Поля Сезанна , радикально изменили характер и масштабы изобразительного искусства, живописи и, в меньшей степени, скульптуры, как это практиковалось ранее, и возвестили о совершенно новом способы изображения действительности. В этом смысле кубизм знаменует собой конец эпохи Возрождения и начало современного искусства .

В значительной степени тип полуабстрактного искусства - хотя иногда он приближается к полномасштабному беспредметному искусству - кубизм традиционно подразделяется на три этапа:

(1) Ранняя кубистическая живопись (1907-9)
(2) Аналитический кубизм (1909-12)
(3) Синтетический кубизм (1912-14)

Помимо Брака и Пикассо, другие известные художники, которые были тесно связаны с движением, включают художников Хуана Гриса (1887–1927), Фернана Леже (1881–1955), Робера Делоне (1885–1941), Альбера Глеза (1881–1953). ), Андре Лот (1885–1962), Роже де Ла Френе (1885–1925), Жан Метцингер (1883–1956), Франсис Пикабиа (1879–1953), разносторонний художник Марсель Дюшан (1887–1968) и скульпторы Жак Липшиц (1891-1973), Александр Архипенко (1887-1964). (См. Художники- кубисты и Скульпторы 20-го века .) Кубизм был отправной точкой или важным элементом ряда других движений современного искусства ., включая футуризм (1909–14), орфизм (1910–13), вортицизм (1914–15), русский конструктивизм (ок. 1919–1932) и дадаизм (1916–1924).

Арлекин с гитарой (1919)
Хуана Гриса. Частная коллекция.

ХУДОЖНИКИ ДВАДЦАТОГО ВЕКА
Для краткого справочника
см.: Художники 20-го века .

ЭВОЛЮЦИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Подробнее о направлениях
и стилях в искусстве см.: История искусства .
Хронологию и даты
ключевых событий в эволюции
изобразительного искусства во всем мире
см. в разделе History of Art Timeline .

САМЫЕ ВЕЛИКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
В МИРЕ Список 10 лучших художников/
скульпторов: Лучшие художники всех времен .
Для списка важных стилей
см.: Движения абстрактного искусства .

Каковы истоки кубизма?

После трех десятилетий вдохновленного импрессионизмом искусства, кульминацией которого стало движение фовистов-колористов (членом которого, кстати, был Брак), Пикассо начал беспокоиться, что этот тип живописи — тупиковый путь с все меньшим и меньшим потенциалом для интеллектуального исследования. . В этом настроении и недавно познакомившись с искусством африканских племен , находясь в Испании, он начал рисовать «Авиньонских девиц » (1907, Музей современного искусства, Нью-Йорк), свой новаторский шедевр, чьи плоские расколотые плоскости заменили традиционную линейную перспективу и округлились. томов, тем самым сигнализируя о его разрыве с натуралистическими традициями западного искусства. В то же время Жорж Брак, бывший студент престижного Школа изящных искусств в Париже только что была переполнена выставкой картин Сезанна 1907 года в парижском Осеннем салоне и галерее Bernheim-Jeune , в частности шедевром Сезанна « Большие купальщицы» (Les Grandes Baigneuses) (1894–1905). Затем пара встретилась в октябре 1907 года и в течение следующих двух лет разработала то, что стало известно как кубизм — совершенно новый метод изображения визуального мира.

ПРИМЕЧАНИЕ. Чтобы увидеть, как ненатуралистическая импрессионистская живопись привела к абстрактному искусству, такому как кубизм, см.: От реализма до импрессионизма (1830–1900). Чтобы понять, почему кубизм связан с классицизмом, ознакомьтесь с нашей статьей: Возрождение классики в современном искусстве (ок. 1900–1930).

Происхождение термина «кубизм».

Летом 1908 года, во время пребывания в Л'Эстаке недалеко от Марселя, Брак написал серию пейзажей, которые позже в том же году были показаны в парижской галерее, принадлежащей арт-дилеру Даниэлю-Анри Канвейлеру . Рецензируя эту выставку, известный искусствовед Луи Воксельпрокомментировал способ Брака сводить все - достопримечательности, фигуры и дома - к геометрическим очертаниям, к кубам. В следующем году Воксель использовал выражение «bizarreries cubiques» (кубические эксцентриситеты) — фразу, предположительно впервые употребленную Анри Матиссом, — и к 1911 году термин «кубизм» вошел в английский язык. Это описание вполне подходит для блочных форм в некоторых ранних пейзажах Брака и в нескольких подобных работах Пикассо, написанных в Орта-дель-Эбро в Испании, но не для их более поздних кубистских картин, в которых формы разбиты на грани, а не на части. кубики. Этот термин был использован двумя практикующими кубистами, Глейзесом и Метцингером, в их влиятельной книге 1912 года Du Cubisme .

 

Как понять кубизм

Во-первых, очень сложно оценить кубизм, не изучив его картины. Хорошее начало — сравнить натюрморты раннего кубизма с традиционными натюрмортами (скажем) школ барокко или голландского реализма. По крайней мере, вы оцените радикальный характер кубизма по сравнению с традиционным западным искусством. Отметим также, что кубизм не был единым стилем живописи: аналитический кубизм полностью отличается от более позднего синтетического кубизма .. Первое связано со структурой — как на картинке должен быть изображен изображаемый объект; последний касается исключительно поверхности изображения и того, что может быть включено в него. И последний совет: не пугайтесь его странности. Кубизм символичен, бросает вызов и полон идей, но это не очень красивая форма изобразительного искусства .

Каковы характеристики кубизма?

Еще со времен Возрождения, если не раньше, художники рисовали картины с одной фиксированной точки зрения, как если бы они фотографировали. Иллюзия глубины фона была создана с использованием стандартных правил линейной перспективы (например, объекты отображались меньше по мере их удаления) и путем рисования фигур и объектов с закругленными затененными поверхностями для передачи трехмерного эффекта. Кроме того, сцена или объект были нарисованы в определенный момент времени.

Напротив, Брак и Пикассо считали, что полное значение объекта можно уловить, только показывая его с разных точек зрения и в разное время. Таким образом, они отказались от идеи одной фиксированной точки зрения и вместо этого использовали множество точек зрения. Затем объект был снова собран из фрагментов этих разных видов, как сложная головоломка. Таким образом, на одной и той же картине одновременно изображалось множество различных видов предмета. В некотором смысле, это как сделать 5 разных фотографий (в разное время) одного и того же объекта, затем разрезать их и собрать внахлест на плоской поверхности.

Такая фрагментация и перестройка формы означала, что картина теперь могла рассматриваться не как своего рода окно в мир, а как физический объект, на котором создается субъективная реакция на мир. Что касается художественной техники, кубизм показал, как можно создать ощущение солидности и живописной структуры без традиционной перспективы или моделирования.

Таким образом, стиль кубизма сосредоточился на плоской двумерной поверхности плоскости изображения и отверг традиционные условности и методы линейной перспективы, светотени (использование затенения для отображения света и тени) и традиционную идею имитации природы. Вместо создания естественно выглядящих трехмерных объектов художники-кубисты предложили совершенно новый набор изображений, собранных из двухмерных фрагментов, которые показывали объекты одновременно с нескольких сторон. Если фовисты и импрессионисты стремились выразить свое личное ощущение определенного объекта или сцены, то кубисты стремились изобразить интеллектуальную идею или форму объекта и его отношение к другим.

ПРИМЕЧАНИЕ. Другие важные стилистические направления, похожие на кубизм, см. в разделе «Направления в искусстве, периоды, школы» (примерно с 100 г. до н. э.).

Кубистические выставки

Кубизм имел две идентичности: общественную и частную. Этот стиль был совместно разработан Пабло Пикассо и Жоржем Браком на основе наблюдений, полученных от Сезанна, а также, в некоторой степени, от этнографического примитивизма , такого как тот, который исследовал Пикассо в период своего африканского искусства . Публичный дебют состоялся в персональной выставке Брака, организованной Канвейлером в ноябре 1908 года. Но после этого и он, и Пикассо более или менее ушли на дно, а знамя кубизма поддержали другие — так называемые «салонные кубисты». включая Робера Делоне, Альберта Глеза, Фернана Леже, Анри Ле Фоконье и Жана Метцингера в Салоне Независимых в 1911 году.

В 1912 году группа кубистов, называющих себя Section d’Or , во главе с Делоне, выставлялась в галерее La Boetie . В обзоре этой выставки искусствовед Гийом Аполлинер (1880–1918) ввел термин « орфизм », применив его, в частности, к Делоне. Первым опубликованным заявлением о кубистской теории был Du Cubisme Метцингера и Глейзеса, опубликованный в 1912 году; за этим последовали Les Peintres Cubistes Аполлинера , опубликованные в 1913 году. В 1913 году также состоялась знаменитая Оружейная выставка ., проходивший в феврале / марте на Лексингтон-авеню, Манхэттен, Нью-Йорк, в котором картина Марселя Дюшана « Обнаженная, спускающаяся по лестнице » (№ 2) (1912) стала спорным и даже скандальным аттракционом. (Работа позже была куплена Художественным музеем Филадельфии.)

Примерно в начале 1912 года Пикассо и Брак перешли от аналитического кубизма, с которого они начинали, к синтетическому кубизму — новому более декоративному и поверхностно-ориентированному стилю, созданному с использованием новых техник, таких как коллаж и папье-колле. Включение повседневного мусора в их картины можно рассматривать как начало Junk Art . В этот момент к их исследованиям присоединился Хуан Грис.

Во время Первой мировой войны вынужденный отъезд Даниэля-Генри Канвейлера привел к тому, что Леонс Розенберг (1879–1947) стал главным дилером художников-кубистов в Париже. Его брат Пол Розенберг (1881–1959) был главным дилером Пикассо в межвоенные годы.

Символ художественной и интеллектуальной моды

Кубизм был художественным стилем с отношением! Это было иконоборческим, вызывающим, интеллектуальным. Он сосредоточился на идеях, а не на красивых картинках. Но он уловил дух эпохи — эпохи ярких французских музыкантов Клода Дебюсси (1862–1918), Эрика Сати (1866–1925) и Мориса Равеля (1875–1937), и аналитический кубизм, в частности, соответствовал идеям Французский философ Анри Бергсон (1859-1941), чья концепция одновременности утверждала, что прошлое накладывается на настоящее, которое само перетекает в будущее. Между тем изобразительное искусство находилось на распутье. Импрессионизм был вчерашней модой, Belle Epoque парижского плаката закончилась, Тулуз-Лотрек умер,Ар-нуво был в упадке, и даже красочный фовизм выдыхался . В то же время политическая температура в Европе росла, открывая ужасающие возможности войны и хаоса. В своем нападении на старые убеждения искусства эпохи Возрождения кубизм отразил призывы к переменам во многих других дисциплинах, а также в мире в целом. Примечание. Объяснение некоторых великих кубистских работ Пикассо и других см.: Анализ современной живописи (1800–2000 гг.).

 

Кубистическая скульптура

Кубистская скульптура, как и конструктивизм , была слишком радикальной, чтобы стать неотъемлемой частью художественного мейнстрима. Тем не менее, кубистские идеи были также поглощены и адаптированы теми, кто работал в других дисциплинах, таких как абстрактная скульптура , а также архитектура и прикладное искусство . Кубистская скульптура возникла из коллажей и папье-колле и превратилась в сборку .. Новые техники не только позволили скульпторам использовать новые предметы, но и побудили их думать о скульптурах как о построенных, а не просто смоделированных объектах. Математические и архитектурные качества, обнаруженные в работах Гриса, оказали здесь большое влияние, как видно из работ Архипенко и Осипа Цадкина, Раймона Дюшана-Вийона и Анри Лорана, литовца Жака Липшица, французского скульптора венгерского происхождения Жозефа Чаки (1888-1971). ), и чешские скульпторы Эмиль Филла (1882-1953) и Отто Гутфройнд (1889-1927).

Пикассо (1881-1973)
Голова женщины (1909) Музей современного искусства, Нью-Йорк.
Гитара (1912) Музей Пикассо, Париж.

Раймон Дюшан-Вийон (1876–1918)
«Большая лошадь» (1914) Национальный музей современного искусства, Париж.

Анри Лоуренс (1885–1954)
«Голова женщины» (1915) Музей современного искусства, Нью-Йорк.

Александр Архипенко (1887-1964)
Идущая женщина (1912) частное собрание.
Марширующий солдат (1917) частное собрание.

Наум Габо (1890-1977)
Голова женщины (1917-20) Музей современного искусства, Нью-Йорк.

Жак Липшиц (1891–1973)
«Человек с гитарой» (1915) Музей современного искусства, Нью-Йорк.
Моряк с гитарой (1915) Национальный музей современного искусства, Париж.
Купальщицы III (1917) Фонд Барнса.

Кубистический дизайн в Чехословакии

Кубистские теории дизайна были с энтузиазмом восприняты в Чехословакии художниками, скульпторами, дизайнерами и архитекторами, которые перенесли характеристики кубистской живописи (упрощенные геометрические формы, контрасты света и тени, призматические грани, угловатые линии) в архитектуру и декоративное искусство . , включая мебель, ювелирное искусство , посуду, керамику и ландшафтный дизайн. Известными были члены Группы художников-пластиков., который был основан в 1911 году Филлой, чтобы сосредоточиться на кубизме. Группа работала в Праге до 1914 года и включала в себя скульпторов Филла и Гутфренда, а также архитекторов и дизайнеров Павла Янака, Йозефа Гочара (1880-1945), Йозефа Чохола (1880-1956), Властислава Хофмана (1884-1964) и Отокара Новотны. . Гутфренд публиковал влиятельные статьи в ежемесячном журнале группы.

Дом Черной Мадонны (1911-1912), универмаг, спроектированный Гокаром, был первым построенным произведением кубистской архитектуры. Гранд Кафе Ориентрасположенный на первом этаже, с кубистским интерьером и кубистскими светильниками, быстро стал местом встречи авангарда до своего закрытия в середине 1920-х годов. В настоящее время здание является частью Чешского музея изящных искусств, а в нем находится Чешский музей кубизма, открытый в 1994 году, в котором находится постоянная экспозиция кубистских картин, мебели, скульптур и фарфора. В Музее чешского кубизма также есть выставка коллажей чешского художника и поэта Иржи Колара, который также работал во Франции. Позже его идеи представили коллаж в более широком контексте. Париж, возможно, был местом рождения кубизма, но именно в Праге его возможности были исследованы наиболее полно, как образ жизни в целом.

Наследие

В конечном счете, кубизм менее важен сам по себе — как художественный стиль — и более важен как показатель того, что возможно в изобразительном искусстве. Он расширил границы искусства , включив в него альтернативы традиционной одноточечной перспективе; она продемонстрировала, что изобразительное искусство можно сделать из чего угодно, даже из мусора; и это подняло важные вопросы о природе реальности в искусстве. Это было одно из самых важных движений, связанных с Парижской школой , и оно внесло значительный вклад в авангардное искусство начала 20 века. В частности, кубизм оказал широкое и стойкое влияние на самые разные направления живописи, в том числе, самое главное, наФутуризм (ок. 1909–14) — см., например, «Женщина на балконе» (1912, частное собрание) Карло Карра (1881–1966). Другие движения и стили, на которые повлияли мотивы кубизма, включают: французский орфизм (ок. 1910-13), английский вортицизм (ок. 1913-19), русский лучизм (ок. 1912-15) и конструктивизм (ок. 1914-25). голландская дизайнерская группа De Stijl (1917-31), а также американские стили, такие как Synchromism (c.1913-18) и Precisionism (1920-е). Его антихудожественные элементы стимулировали появление дадаизма в 1916 году и сюрреализма .в 1924 году.

Величайшие кубистические картины

Пабло Пикассо
«Дома на холме » (1909) Музей современного искусства, Нью-Йорк.
Женщина с веером (1909) ГМИИ.
Портрет Амбруаза Воллара (1910), ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Девушка с мандолиной (Фанни Телье) (1910) Музей современного искусства, Нью-Йорк.
Натюрморт со стулом-тростью (1911-12) Музей Пикассо, Париж.
Три музыканта (1921) Музей современного искусства, Нью-Йорк.
Герника (1937) Художественный музей королевы Софии, Мадрид.
Плачущая женщина (1937) Коллекция Тейт, Лондон.

Дома Жоржа Брака
в L'Estaque (1908 г.) Kunstmuseum, Берн.
Большая обнаженная натура (Ню) (1908 г.) Национальный музей современного искусства, Центр Помпиду.
Натюрморт с сельдью/рыбой (1909-11), MoMA, Нью-Йорк.
Португальский (1911) Художественный музей, Базель.
Фруктовая тарелка и стакан (1912) частное собрание.

Хуан Грис (1887-1927)
Портрет Мориса Рейналя (1911) частное собрание.
Портрет Пабло Пикассо (1912) Художественный институт Чикаго.
Скрипка и гитара (1913) частная коллекция.
Натюрморт с фруктами, бутылкой воды (1914) Музей Кроллера-Мюллера , Оттерло.
Пачка кофе (1914 г.) Ульмерский музей, Ульм.

Фернан Леже (1881-1955)
Обнаженные в лесу (1909-11) Кроллер-Мюллер, Оттерло.
Свадьба (1911) Национальный музей современного искусства, Центр Помпиду.
Солдаты, играющие в карты (1917) Государственный музей Кроллера-Мюллера, Оттерло.

Марсель Дюшан (1887-1968)
Обнаженная, спускающаяся по лестнице (№ 2) (1912) Художественный музей Филадельфии.
Король и королева, пересекаемые быстрыми обнаженными на высокой скорости (1912), Филадельфия.

Роберт Делоне (1885-1941)
Окно (1912) Коллекция Мортона Г. Неймана, Чикаго.
Круглые формы: Солнце и Луна (1912) Художественный музей, Цюрих.

Фрэнсис Пикабиа (1879–1953)
Удни, «Молодая американка» (1913) Национальный музей современного искусства.

Альберт Глейз (1881–1953)
Портрет Жака Найраля (1911) Тейт Модерн, Лондон.
Женщина с животными (1914) Коллекция Пегги Гуггенхайм, Венеция.

Жан Метцингер (1883–1956)
«Время чая» (Женщина с чайной ложкой) (1911) Художественный музей Филадельфии.
Танцовщица в кафе (1912) Художественная галерея Олбрайт-Нокс, Буффало.

Лионель Файнингер (1871–1956)
Францисканская церковь (1924) Государственная галерея, Штутгарт, Германия.

Роже де ла Френе (1885-1925)
L'Artillerie (1911, Метрополитен-музей, Нью-Йорк).

• Дополнительную информацию о современном абстрактном искусстве см. в Энциклопедии визуальных искусств .


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСТОРИИ ИСКУССТВ
© visual-arts-cork.com. Все права защищены.

Исходный текст