Китайское искусство
Развитие изобразительного искусства в Китае.
ГЛАВНЫЙ ИНДЕКС АЗ

Приколи это



Лампа в форме человека из
позолоченной бронзы Династия Западная Хань (около 172 г. до н.э.)
Музей Хэбэй, Шицзячжуан, Китай.
Шедевр азиатского искусства .


Фляга династии Мин (1600-50)
Музей Ритберг, Цюрих.

Китайское искусство (около 1700 г. до н.э. - 2000 г. н.э.)
Характеристики и история

Содержание

Введение
Китайские династии
Характеристики китайского искусства
- Метафизический, даосский аспект
- Моральный, конфуцианский аспект
- Вдохновенный, но не по существу религиозный
- Внутренняя сущность, а не внешний вид
- Символизм
- Влияние художника-любителя
История китайского искусства
- Бронзовый век Искусство времен династии Шан (
1600-1050 гг. до н.э.) - Искусство железного века династии Чжоу (1050-221 гг. до н.э.)
- Даосизм (даосизм)
- Император Цинь и трехлетняя династия (221-206 гг. до н.э.)
- Искусство династии Хань (206 г. до н.э. - 220 н.э.)
- Ханьская живопись и печать
- Буддизм и анархия
- Буддийская скульптура
- Искусство династии Тан ( 618-906) Живопись - Керамика Тан и фарфор - Искусство династии Сун (960-1279) - Живопись песни - Керамика Сун - Искусство династии Юань (1271-1368) - Искусство династии Мин (1368-1644) -







Искусство при маньчжурах: династия Цин (1644-1911)
- Китайское искусство 20 века
- Современное искусство в Китае
- Современные китайские художники



Резная деревянная статуя династии Гуань Инь
Ляо (Северный Китай)
, провинция Шаньси, Китай (907-1125 гг.).

Введение

Отрезанный горами, пустынями и океанами от других центров человеческой эволюции, Китай развил свою собственную автономную, но высокоразвитую цивилизацию , отличавшуюся удивительным сочетанием прогрессивных технологий, древнего искусства и культурного сознания. Самая древняя керамика в мире , например, - это пещерная керамика Сяньрендун из провинции Цзянси и пещерная керамика Ючаньян из провинции Хунань. Это влиятельное керамическое развитие распространилось на Сибирь - см. Керамику бассейна реки Амур (14 300 г. до н.э.) - и Японию в форме керамики Дзёмон .(14 500 г. до н.э.). Однако, как ни странно, до сих пор появилось мало свидетельств каких-либо значительных традиций пещерного искусства на материковой части Китая.

Первоначальный центр китайской культуры располагался вдоль великой реки Хуанхэ, пересекающей Северо-Китайскую равнину, где стабильные поселения датируются по крайней мере 4000 г. до н.э. Подробнее см.: Искусство неолита в Китае (7500-2000 гг. до н.э.). Археологические находки, особенно в курганах зажиточных людей, указывают на то, что примерно с 2500 г. до н.э. китайцы выращивали шелковичных червей, имели прекрасно обработанные инструменты и производили широкий спектр культурных артефактов. После этого, в период с 2500 по 100 г. до н.э., китайские художники освоили множество форм изобразительного искусства , в том числе: китайскую керамику (зародившуюся в Китае около 10 000 г.Китайский фарфор ); резьба по нефриту и другие виды металлообработки и ювелирного искусства ; бронзы (в основном церемониальные сосуды); Буддийская скульптура и светская терракотовая скульптура (на примере Китайской терракотовой армии ); китайская живопись и каллиграфия ; а также ремесланапример, лаковая посуда. Помимо искусства, Китай имел свою историю научных и технических изобретений, многие из которых пришли в Европу с Востока. Более того, к 1800 г. до н. э. передовая культура Китая также разработала систему письма, которая до сих пор является основой современного китайского письма. См. Также: Хронология доисторического искусства (2 500 000–500 до н. Э.). Об искусстве индийского субконтинента см.: Индия, живопись и скульптура .

 

 

Китайские династии: простая хронология

Китай датируется его династиями, слово, которое было придумано западными историками от греческого корня, означающего «власть, сила или господство». Последовательные волны захватчиков выходили из Центрально-Азиатского массива суши, из степей и реки Турку, завоевывались, правили и, в свою очередь, ассимилировались китайцами. Различные виды искусства в Китае развивались в зависимости от интересов и покровительства каждой династии, а также прихотей региональных правителей. Торговые отношения с соседями из Восточной Азии также были важным стимулом в развитии китайского изобразительного искусства, особенно гончарного и лакового искусства.

- Династия Ся (2100-1700 гг. до н.э.)
- Династия Шан (1700-1050 гг.)
- Династия Чжоу (1050-221 гг.) [вкл. Период Воюющих царств 475-221]
- Император Цинь и 3-летняя династия (221-206)
- Династия Хань (206 г. до н.э. - 220 г. н.э.)
- Период шести династий (220-589)
- Династия Суй (589-618)
- Династия Тан (618-906)
- Период пяти династий (907-60) [у власти находились военные правители]
- Династия Сун (960-1279)
- Династия Юань (1271-1368)
- Династия Мин (1368-1644)
- Династия Цин (1644- 1911)

Путеводитель по каждой династии см. Ниже: История китайского искусства .

Характеристики китайского искусства

Метафизический, даосский аспект
Начиная с эпохи доисторического искусства , китайское общество, которое до 20-го века само было почти полностью сельскохозяйственным или сельским, всегда придавало большое значение пониманию закономерностей природы и сосуществованию с ней. Природа воспринималась как видимое проявление творчества Бога, использующего взаимодействие иньской (женской) и янской (мужской) жизненных сил. Основная цель китайского искусства, изначально сосредоточенная на умилостивлении и жертвоприношении, вскоре превратилась в выражение человеческого понимания этих жизненных сил в различных формах искусства, включая живопись . (особенно пейзажи, бамбук, птицы и цветы), керамика, рельефная скульптура и тому подобное. Китайцы также считали, что энергия и ритм, создаваемые художником, тесно связаны с первоисточником этой энергии. Они считали, что искусство, особенно каллиграфия и живопись, способно освежить художника или замедлить его духовно, в зависимости от гармонии его практики и характера самого человека. См. также: Традиционное китайское искусство: характеристики .

Нравственный, конфуцианский аспект
Китайское искусство имело также социальные и моралистические функции. Самые ранние настенные росписи , например, изображали доброжелательных императоров, мудрых министров, верных генералов, а также их злых противоположностей, как пример и предупреждение наблюдателям. Аналогичную нравственную функцию выполняло портретное искусство , которое стремилось подчеркнуть не столько черты лица или фигуру субъекта, сколько его характер и положение в обществе.

Вдохновляющие, но не по существу религиозные
Придворные художники часто получали заказ на изображение благоприятных и памятных событий, но высокая религиозная живопись неизвестна в китайском искусстве. Даже буддизм, стимулировавший создание многочисленных шедевров, на самом деле был иностранным импортом. Главное, чтобы темы, используемые в традиционном китайском искусстве, почти всегда были благородными или вдохновляющими. Таким образом, удалось избежать чрезмерно реалистичных сюжетов, таких как война, смерть, насилие, мученичество или даже обнаженное тело. Кроме того, китайская художественная традиция не отделяет форму от содержания: например, недостаточно, чтобы форма была изысканной, если предмет неназидателен.

Внутренняя сущность, а не внешний вид
В отличие от западных художников, китайские художники не были заинтересованы в воспроизведении природы или создании реалистичного изображения, скажем, пейзажа. Вместо этого они сосредоточились на выражении внутренней сущности предмета. Помните, камни и ручьи воспринимались как «живые» вещи, видимые проявления невидимых сил космоса. Следовательно, роль художника заключалась в том, чтобы запечатлеть духовные, а не материальные характеристики соответствующего объекта.

Символизм в китайском изобразительном искусстве
Китайское искусство полно символизма в том смысле, что художники обычно стремятся изобразить какой-то аспект тотальности, которую они интуитивно осознают. Кроме того, китайское искусство наполнено особыми символами: бамбук олицетворяет дух, который может быть сломлен обстоятельствами, но не сломлен; нефрит представляет чистоту; дракон часто символизирует императора; кран, долгая жизнь; пара уток , верность в браке. Символы растений включают: орхидею , еще один символ чистоты и верности; и сосна , которая символизирует выносливость. Немногоискусствоведы , однако, предпочитают описывать китайское искусство как по существу экспрессионистское, а не как символическое.

Влияние художника-любителя
В период Воюющих царств и династии Хань рост класса торговцев и землевладельцев привел к увеличению числа любителей искусства и меценатов, у которых было свободное время. Это привело к появлению в третьем веке нашей эры элитного класса ученых художников-любителей, занимавшихся поэзией, каллиграфией, живописью и различными ремеслами. Эти любители, как правило, смотрели свысока на профессиональных художников из низшего сословия, нанятых императорским двором и другими региональными или городскими властями. Более того, это разделение художников впоследствии оказало значительное влияние на характер китайского искусства. Начиная с династии Сун (960–1279) джентльмены-художники стали тесно ассоциироваться со все более утонченными формами искусства.рисование тушью и мытьем и каллиграфия, а их работы стали важным средством обмена в социальной экономике, где дарение подарков было жизненно важным шагом в создании личной сети. Точно так же, как умение писать письма или стихи, способность преуспеть в каллиграфии и рисовании помогала установить свой статус в обществе ученых людей.

История китайского искусства

Список дат, касающихся искусства и культуры Китая (а также Кореи и Японии), см.: Хронология китайского искусства (18 000 г. до н.э. - настоящее время). См. Также: Древнейшее искусство каменного века: 100 лучших произведений искусства .

Искусство бронзового века во времена династии Шан (1600–1050 гг. до н. э.)

Династия Шан считалась мифической до тех пор, пока в 1898 году на северо-западе Китая не был обнаружен клад бычьих лопаток с надписями. (Но см. Также: Культура династии Ся .около 2100-1600 гг.) В том же регионе, недалеко от Аньяна, было обнаружено множество бронзовых сосудов с надписями древнекитайским шрифтом. При расшифровке и сравнении они позволили ученым собрать воедино историю общества Шан с именами и датами правления королей. Это была свободная федерация городов-государств, чье бронзовое оружие позволяло им господствовать в долине Хоанг-хо (Желтой реки) и ее притока Вэй. Во многом Шан напоминал микенских князей, воспетых Гомером. Их бронзовые вазы и сосуды — ключевое достижение искусства династии Шан — были изготовлены методом прямого литья, а также методом цир-пердью .(выплавляемый воск). Они использовались королями и их вассалами для ритуальных и жертвенных церемоний. Надписи, которые они несут, указывают имя владельца и производителя с целью церемонии. Сосуды закапывались вместе с владельцами и приобретали зеленый, синий или красный налет в зависимости от характера почвы. Они делятся на три основные категории: сосуды для приготовления или хранения ритуальной пищи, сосуды для разогрева или наливания просяного вина и сосуды для ритуального омовения. Это были утилитарные, функциональные предметы, но это не мешало им быть великолепными произведениями искусства. Их ритуальное назначение и магический подтекст объясняют символический характер раннего украшения.

Примечание: начиная с 1986 года археологи сделали серию сенсационных открытий на археологических раскопках Саньсиндуй , расположенных недалеко от городка Наньсин, уезд Гуанхань, провинция Сычуань. Эти находки включали многочисленные монументальные образцы бронзовой скульптуры эпохи династии Шан (1700–1050 гг.), которые были датированы углеродным анализом примерно 1200–1000 гг. до н.э. Они раскрывают передовую культуру Саньсиндуй , которая, вопреки всем предыдущим историческим исследованиям, по-видимому, развивалась независимо от других культур Хуанхэ. См.: Саньсиндуйские бронзы (1200–1000 гг. до н. э.).

Еще одним достижением династии Шан было изобретение каллиграфии, которое произошло около 1700 г. до н.э. Кроме того, в моде была и акварельная живопись , которая началась, как говорят, около 4000 г. до н.э. Сравнительные формы искусства того периода см.: Месопотамское искусство (ок. 4500–539 гг. До н.э.) и более позднее египетское искусство (3100 г. до н.э. — 395 г. н.э.).

Искусство железного века династии Чжоу (1050–221 гг. до н. э.)

В государстве Шан доминировали горцы Чжоу с запада, захватившие столицу Аньян в 1027 г. до н.э. Искусство династии Чжоу многое заимствовало из культуры Шан и производило такие же сосуды, но с некоторыми отличиями. Стилистическая эволюция была постепенной, и заметные изменения появились только после того, как Чжоу двинулся на восток в новую столицу, Лоян, в 722 г. до н.э. Горельефная скульптураШанские мотивы уступили место барельефу и регистрам. Орнамент становился все более геометрическим, пока не сократился до узоров в виде крыла и спирали и крючка и завитка. С орудиями железного века стало возможным ввести инкрустации из золота и серебра. Это был период Сражающихся царств (около 475–221 гг. до н. э.), когда государство Чжоу распалось на соперничающие феодальные территории. Конфуций, умерший в начале этого периода, был возвышенным моралистом и какое-то время неудачным советником одного из правителей династии Чжоу. Он был странствующим учителем и читал лекции о политической этике, ненасилии и сыновней почтительности. Его доктрина была собрана гораздо позже в « Аналектах ».который стал евангелием для всемогущего класса ученых государственных служащих, оставшись таковым до наших дней, и глубоко прояснил китайский кодекс манер.

даосизм (даосизм)

Среди «сотни философских школ», которые обращались к китайским правящим классам в период Сражающихся царств, наиболее примечательной, пожалуй, была школа даосов (даосов). Дао (Дао) означает Путь или Универсальный Принцип. Даосизм — это отношение к жизни, а не система. Он подразумевает гармонию с природой и избегает всех догм и ограничительных моральных кодексов. Наиболее известными ее теоретиками были Лао-цзы (Лао-цзы), загадочный автор, выражавший себя в парадоксальных высказываниях, и Чжуан-цзы (Чжуан-цзы) (ок. 350–275 до н. мотивы человека. Некоторым людям кажется, что они сочетают в себе лучшее из христианства, дзен-буддизма и йоги.

Император Цинь и трехлетняя династия (221–206 гг. до н. э.)

Политическая неразбериха закончилась диктатурой (221-206 гг. до н.э.) императора Цинь Шихуана, выходца из государства Цинь (ранее Цинь, отсюда и название Китай). Он сокрушил феодализм и заменил военачальников государственными служащими или комиссарами. Его советники принадлежали к законническим школам, отстаивавшим власть государства. Традиции должны были быть забыты, а все книги уничтожены, особенно сочинения Конфуция . Искусство династии Циньбыла незначительна по сравнению с ее политической и административной деятельностью. Цинь Шихуан дал Китаю единую администрацию и систему дорог; он построил каналы и расширил границы Китая. Он также заказал огромную серию терракотовых фигурок, известную как « Терракотовая армия » (ок. 246–208 гг. до н. э.). На изготовление 8 000 статуй ушло около 38 лет, и в них участвовало около 700 000 мастеров и других рабочих.

После смерти Цинь Шихуана и периода гражданской войны на трон взошел могущественный бандит Лю Пан и положил начало долгоживущей династии Хань, реабилитировавшей Конфуция, но сохранившей административные реформы Цинь Шихуана и управлявшей Китаем с помощью централизованное администрирование.

Искусство династии Хань (206 г. до н.э. - 220 г. н.э.)

В эпоху искусства династии Хань в изобразительном искусстве преобладало новое, натуралистическое мировоззрение. Это особенно заметно в изделиях из бронзы и в керамических фигурках, называемых мин-чи .которые люди хоронили с собой в могилах. Китайцы верили в загробную жизнь и любили окружать себя изображениями знакомых вещей, особенно тех вещей, которые доставляли им удовольствие на земле, таких как собаки и лошади, танцоры и наложницы. Эти цифры позволяют нам точно знать, как были одеты подданные династии Хань, что они ели, какими орудиями пользовались, в какие игры играли, каких домашних животных разводили и как выглядели дома, в которых жили. Многие фигуры были покрыты свинцовой глазурью; другие были окрашены. Все они интересны, а их стилизованная элегантность часто поражает красотой. Бронзовые вазы делались в большом количестве; так же были бронзовые скульптуры людей и лошадей, и они демонстрируют тот же стилизованный натурализм, что и гончарные фигурки. Это был также прекрасный возраст дляКитайская лаковая посуда , резьба по нефриту и шелковые ткани.

 

Ханьская живопись и печать

Тутовое дерево какое-то время выращивали в Китае, и шелк стал китайской монополией. Это был главный предмет экспорта в Персию и на Ближний Восток по караванным путям через Среднюю Азию, известным как «Шелковый путь». Ханьская живопись и рисунок, будь то на шелке, лаке или камне и плитке, демонстрируют очень живую руку и большую легкость прикосновения. Ближе к концу правления (I век н.э.) была открыта технология изготовления бумаги. Это внесло значительный вклад в искусство, предоставив дешевую и широко распространенную среду как для рисования, так и для письма. Это также привело к китайскому искусству складывания бумаги, или жежи, а также к японскому искусству оригами .. Когда позже была изобретена блочная печать, китайцы обладали средствами распространения законов и литературы по всей Империи. Языков было много и они были разнообразны, но идеографическое письмо было одинаковым по всей стране. Это облегчило задачу администраторов и обеспечило китайцам единую культуру. В своей каллиграфической форме письмо стало самостоятельным искусством , формой искусства, которая высоко ценилась китайской интеллигенцией. Это стало образом жизни, уделом немногих, среди которых были художники, поэты и ученые, те, чье искусство было основано на каллиграфии.

Буддизм и анархия

После упадка династии Хань в 220 г. н.э. Китай пережил почти четыре столетия раздробленности в период Шести династий (220-589). Это состояние хаоса усугублялось вторжениями из Северной и Центральной Азии. Голодных всадников из степей непреодолимо влекло земледельческое общество с большими городами. Они переняли высшую китайскую культуру, стали ассимилированными и оседлыми — процесс повторялся несколько раз. Среди завоевателей 6-го века был народ Центральной Азии по имени Туоба, который основал династию Вэй и правил северной половиной Китая с 386 по 534 год. Их самый запоминающийся художественный вклад в искусство периода Шести династий(220-589) был официальным принятием буддизма , религии, зародившейся в Индии, которая некоторое время проникала в Китай. (Примечание: он появился в первом веке нашей эры, хотя широко не практиковался примерно до 300 года нашей эры.) Его основатель, живой Будда, жил на границе с Непалом незадолго до Конфуция. Буддизм распространился через Гандхару по всему Шелковому пути на восток. В конце концов он достиг границы с Китаем, где в обширных святилищах Дуньхуана и Юнгана были обнаружены настенные росписи и знамена, а также множество статуй, высеченных в сомкнутые ряды на стенах утесов и пещер. Будучи некитайского происхождения, Вэй приняли буддизм как способ самоутверждения. Конфуцианская элита всегда считала его диковинным, суеверным учением. Китайское буддийское искусство, включая живопись, скульптуру и архитектуру, процветало во времена династии Восточная Цзинь (317–420 гг.), Южной и Северной династий (420–581 гг.), династии Суй (589–618 гг.) и большей части династии Тан ( 618-906).

Буддийская скульптура

Без китайской буддийской скульптуры было бы очень мало китайских скульптур из камня . Школы буддизма Махаяны и Амитабхи, преобладавшие в Китае, требовали изображения Будды в его прошлой, настоящей и будущей формах, а также бодхисаттв (стремящихся будд) и сопровождающих. После распространения буддийского монашества они должны были распространиться по всей стране либо в камне, либо в бронзе. Скульптура Вэй, особенно в пещерах Лунмэнь, обладает трансцендентной красотой: идеализированные, вытянутые фигуры, с продолговатыми головами и загадочными улыбками, сидящие со скрещенными ногами, в длинных одеждах, ниспадающих ритмичными складками, само воплощение мистического блаженства. Поза, жесты и символы были стереотипами индийского происхождения. Китайцы как будто нашли в буддизме ответ на проблему человеческих страданий, ответ любви и молитвы, надежду на нирвану.

Искусство династии Тан (618-906)

Китай был воссоединен в 589 году нашей эры могущественным полководцем, основавшим династию Суй (589-618). Политический и военный режим, искусство династии Суйбыл почти полностью вдохновлен Буддой, и за ним последовала династия Тан (618–906), чей величайший лидер, император Тайцзун (Тай-цзун), расширил империю вглубь Центральной Азии и Кореи и позволил всем религиям и расам процветать в атмосфера толерантности и интеллектуального любопытства. Столица Чанган стала крупным космополитическим центром, как и Гуанчжоу (Кантон) и другие южные порты. Мусульмане, христиане (несториане) и манихеи жили и поклонялись бок о бок с буддистами, даосами и конфуцианцами. Тайцзуну наследовал его сын и способная, но свирепая наложница императрица Ву, которая благоволила буддизму и даже попала под чары распутиноподобного монаха. Ее преемник, император-конфуцианец Сюаньцзун (Сюань-цзун), председательствовал при самом блестящем дворе и основал Академию литературы; он любил музыку, живопись и поэзию, а также лошадей. Танское общество было наполнено жизненной силой и оптимизмом. Танский динамизм ощущается во всех видах искусства. Скульптура из камня, созданная под влиянием стиля Гупта из Индии, демонстрирует круглые, выпуклые формы, сочетающие индийскую плоть с китайским линейным ритмом.

Фрески Тан в Дуньхуане демонстрируют динамичную линию кисти и ту же полноту формы в ярких цветах. Светские росписи надгробий еще живее; на них изображены могущественные мужчины и богатые женщины в просторных одеждах и театральных позах, демонстрирующие острое удовольствие от жизни. Сохранилось немного живописи на шелке или бумаге - достаточно, чтобы свидетельствовать о той же любви к ярким цветам и интересе к пейзажной живописи, которые должны были принести плоды при последующих династиях. Это была эпоха, когда поэтическое искусство, тесно связанное с живописью и каллиграфией, создало свои первые шедевры, в том числе работы Бай Цзюйи (По-чу-и), Лин-бо, художника Ван-вэя.

Что касается золотых дел и изделий из драгоценных металлов, особенно серебра, то здесь обнаруживается влияние древнеперсидского искусства : ряд иранских художников, спасаясь от арабских завоевателей, обосновались в Китае, но, как и все другие иностранные влияния, персидское искусство было поглощено и безошибочно стало китайским. , по духу и информ. Некоторые из лучших образцов декоративного искусства Тан можно увидеть в сокровищнице Сёсо-ин в храмовом комплексе Тодай-дзи в Наре, Япония. Ибо японцы уже искали вдохновения в Китае.

Примечание. Чтобы увидеть, как искусство и ремесла в китайском стиле распространились по Восточной Азии, см.: Корейское искусство (ок. 3000 г. до н.э.).

События в живописи Тан

Китайская пейзажная живопись возродилась в начале династии Тан, когда художники начали создавать пейзажи в редком монохроматическом стиле - не столько для того, чтобы воспроизвести истинную реальность пейзажа, сколько для того, чтобы уловить атмосферу или настроение места. Тринадцать веков спустя художники- импрессионисты, такие как Клод Моне, использовали аналогичные рассуждения для создания совершенно другого типа пейзажа.

Кроме того, вернулось рисование фигур . Используя яркие цвета и тщательно продуманные детали, такие художники, как Чжоу Фан, изображали великолепие придворной жизни Тан в картинах императора, его дворцовых дам и лошадей. В отличие от богатого красочного стиля Чжоу Фана, танский художник У Даоцзы использовал только черные чернила и свободные мазки для создания таких захватывающих картин тушью, что толпы собирались, чтобы посмотреть, как он рисует. Отныне, как говорят, картины тушью больше не считались просто рисунками , которые нужно заполнить цветом; вместо этого они ценились как законченные произведения искусства.

Танская керамика и фарфор

Современная глиняная посуда, и особенно фигурки гробниц ( мин-чи ), дают нам живое представление о танском обществе: лошади, которых так любили танцы, верблюды, музыканты, жонглеры, странствующие торговцы, многие из которых с ярко выраженным иностранным лица, танцовщицы, сановники и генералы, хранители гробниц и духи земли; все эти свидетели того периода ярко окрашены в богатую, полихромную, свободно текущую глазурь - недавнее китайское изобретение, сделанное с оксидами меди, железа и кобальта, как и вазы и другие сосуды из керамической или глиняной посуды. Они круглые, красиво сделаны и всегда превосходно сбалансированы.

К тому времени китайцы заново открыли и довели до совершенства еще одно свое изобретение — искусство изготовления фарфора (твердая полупрозрачная посуда, сплавляемая при высоких температурах с помощью «китайского камня» (петунце) и полевого шпата). Это искусство было утеряно со времен династии Шан (1600-1050 гг. до н.э.). Белый фарфор высочайшего качества производился в эпоху искусства династии Тан . и вскоре он попал в Японию, Персию и на Ближний Восток. Китай никогда так широко не открывал свои границы для внешней торговли и иностранных идей, как в танскую эпоху, когда процветал торговый флот и когда китайские армии проникали в Западный Туркестан. Вдоль Шелкового пути череда оазисов-царств, находящихся под влиянием Китая, обеспечивала двустороннее движение предметов и идей между Востоком и Западом. Китай продавал свой фарфор, шелковые рулоны и одежду, а взамен импортировал персидский кобальт, металлургические технологии и стилистические идеи. Все это прекратилось в 751 г. н.э., когда китайская армия потерпела сокрушительное поражение при Талласе в Туркестане от рук мусульманских захватчиков, завоевавших Персию и наводнивших Среднюю Азию. Одна связь оставалась с внешним миром: порты Южного Китая с их большими колониями иностранных купцов; но они были стерты волной национализма в конце династии, и Китай начал политику изоляции, которая продолжалась до сих пор.

Искусство династии Сун (960-1279)

После периода беспорядков, известного как период пяти династий (907-60), энергичный полководец снова воссоединил Китай, основав династию Сун. Несмотря на постоянную угрозу вторжения, Кайфэн, новая столица, стала одним из самых утонченных центров цивилизации, когда-либо известных, особенно во время правления императора-художника Хуйцзуна, который был окружен художниками и собрал невероятную коллекцию их работ. Слишком много времени он уделял искусству за счет своей армии, ибо в молниеносном набеге варвары Дунху, называемые чжурчжэнями, захватили двор и уничтожили Кайфын и всю коллекцию произведений искусства. Весь северный Китай пал перед чжурчжэнями; выжившие из Сун поселились в Ханчжоу на реке Янцзы на юге, где они продолжали свое стремление к культуре и красоте, пока не были навсегда затоплены монгольским натиском, который уже покорил Азию и угрожал Европе. Господствующая идеология в эпохуИскусство династии Сун (960-1279) было неоконфуцианством , смесью идей Конфуция и даосизма с некоторым буддийским аскетизмом. Это сопровождалось возобновлением интереса к более ранним традициям Китая, трудам классических авторов и сильным антикварным уклоном, что привело к копированию бронзы Шан и Чжоу. Буддизм убеждения Амитабхи был в упадке и вырождался в суеверие.

Но новое духовное мировоззрение появилось на сцене с философией дхан (японский дзен), в которой человек приходит к согласию с собой и природой через мгновенную вспышку интуиции. Эта идеология должна была повлиять на живопись, каллиграфию и гончарное дело. Муци Фачанг (Му-ци) был одним из самых известных его представителей. Песенная скульптура продолжила танскую традицию, но с большей элегантностью и мастерским ритмом плавных линий, что можно увидеть в изображениях Бодхисаттвы Гуань-инь, духа милосердия, ставшего для китайцев тем, чем Мадонна стала для многих европейцев.

ПРИМЕЧАНИЕ. Для интересного сравнения со скульптурой Юго-Восточной Азии периода Сун см. статуи будд и бодхисаттв в кхмерском храме Ангкор-Ват XII века (1115–1145 гг.) в Камбодже.

 

Песня Живопись

Именно в области живописи и гончарного дела цивилизация Сун достигла своего апогея. До падения Кайфэна существовало две различные школы живописи: школа придворных художников, виртуозов, которые демонстрировали высочайшее, но бездушное мастерство, будь то цвет или тушь, шелк или бумага, их сюжетами были цветы и животные, побеги бамбука и пейзажи; и у любителей и индивидуалистов. Эти государственные служащие, ученые и поэты рисовали как форму личного самовыражения, как интеллектуального, так и духовного, способ для человека прийти к согласию с самим собой через общение с природой, в передаче сущности пейзажа, бамбуковой ветки. или стрекоза. Опыт был настолько личным, что существовала сотня стилей, сто способов обвести лист, скалу, облако, как есть сто способов изобразить характер, ибо мазок кисти по шелку или бумаге не допускает ни колебаний, ни исправлений; оно исходит прямо из ума, и это не может быть сделано спонтанно без предварительного глубокого созерцания. Китайцы изобрели искусство пейзажной живописи как жанр, но оно никогда не было чисто описательным, как бы ни было близко к реальности. Это было духовное упражнение, проникавшее в суть вещей. оно исходит прямо из ума, и это не может быть сделано спонтанно без предварительного глубокого созерцания. Китайцы изобрели искусство пейзажной живописи как жанр, но оно никогда не было чисто описательным, как бы ни было близко к реальности. Это было духовное упражнение, проникавшее в суть вещей. оно исходит прямо из ума, и это не может быть сделано спонтанно без предварительного глубокого созерцания. Китайцы изобрели искусство пейзажной живописи как жанр, но оно никогда не было чисто описательным, как бы ни было близко к реальности. Это было духовное упражнение, проникавшее в суть вещей.

Фактически, после каллиграфии пейзаж считается высшей формой китайской живописи. Считается, что классическая китайская пейзажная живопись была начата известным художником династии Цзинь Гу Кайчжи (344-406). Тем не менее, период (907-1127) известен как «Великий век китайского пейзажа». На севере страны китайские художники, такие как Фан Куань, Го Си и Цзин Хао, создавали изображения высоких гор, используя четкие черные линии, чернила и острые пунктирные мазки, чтобы создать впечатление грубого камня. На юге Джу Ран, Дун Юань и другие изображали холмы и реки более мягкой, натертой кистью. Эти два типа сюжетов и техник на открытом воздухе превратились в основные классические стили китайской пейзажной живописи. Появилось несколько новых техник рисования. Художники начали изображать глубину, используя размытые очертания и импрессионистическую обработку элементов в середине и на дальнем расстоянии своей картины. При этом даосский акцент делался на эмоционально-духовных качествах картины, на умении художника отображать гармонию между человеком и природой.

Песенная керамика

Эти художники и поэты также были большими любителями керамического искусства ., ибо красивая ваза, как кусок нефрита, была одновременно и стихотворением, и картиной. Керамика предназначалась как для использования, так и для созерцания. Их качество заключалось в балансе между их формой, сведенной к основному, и их глазурью, благодаря которой они обращались к зрительным и тактильным ощущениям. Богатство мастерства, лежащее в основе их элегантной сдержанности, удовлетворяло конфуцианский ум. По всему Китаю были печи для обжига различных глин и глазурей. Среди самых известных были те, кто производил «хрустящую» посуду «куан» и редкую «дзю». Фарфор, такой как кремово-белая посуда Ting или бледно-голубая посуда Ch'ing-pai с их резным орнаментом, приближается к совершенству.

Искусство династии Юань (1271-1368)

Монголы, захватившие Китай в 1270-х годах и провозгласившие свою новую династию Юань, быстро переняли китайскую культуру. У нас есть описание двора Хубилай-хана, написанное венецианским купцом Марко Поло, первым европейцем, посетившим Китай (1275 г.). Отсутствие официального покровительства в эпоху искусства династии Юань .заставил многих китайских художников и каллиграфов уйти от общественной жизни в уединение, где они создали более эрудированный и духовный стиль искусства. Период Юань был особенно известен своими художниками, особенно «Четырьмя великими мастерами», которые держались в стороне от монгольского двора. Помимо изобразительного искусства (которое также включало буддийскую скульптуру), эпоха Юань известна своим декоративно-прикладным искусством, особенно подглазурным сине-белым фарфором, а также лакированной посудой и нефритом.

Искусство династии Мин (1368-1644)

Монголы были свергнуты народным восстанием под предводительством пастуха и партизанского лидера, основавшего династию Мин со столицей в Нанкине (Нанкин), которая была перенесена позже в Пекин (Пекин). Двор Мин был таким же гламурным, как и двор Тан, но был охвачен коррупцией и парализован внутренними конфликтами. Живопись продолжалась по-прежнему, становясь более изощренной в конце династии. Появилось больше стилей живописи, включая школу Ву и школу Чжэ. Но искусство династии Мин особенно славится своим бело-голубым фарфором, где на пасту под прозрачной глазурью наносится синий кобальт. Позже керамисты стали использовать яркие эмали трех-пяти цветов. (Примечание:эмаль - в основном перегородчатая эмаль - стала специальностью как династий Мин, так и династий Цин.) Изделия были украшены аллегориями, даосскими и буддийскими символами, а также разнообразными мотивами птиц, цветов и драконов. Большая часть сохранившейся китайской архитектуры относится к этому периоду, но ей не хватает воображения зданий эпохи Сун с их консольными карнизами и кронштейнами.

Искусство при маньчжурах и династии Цин (1644-1911)

В 1644 году маньчжуры на севере воспользовались экономическими и социальными волнениями в Китае. Это была военная гонка с большим восхищением китайской культурой. Их императоры были влиятельными людьми, которые твердой рукой управляли страной до конца XIX века, но китайская элита долго не смешивалась с маньчжурами. Это нанесло ущерб развитию китайской цивилизации в тот момент, когда европейцы стали играть важную роль в Азии.

Реакция на традиционные правила живописи произошла в эпоху искусства династии Цин , когда художники, известные как «индивидуалисты», начали использовать более свободный и свободный стиль письма. Этот новый метод поощрялся в 1700-х и 1800-х годах, когда богатые покровители в коммерческих центрах, таких как Янчжоу и Шанхай, начали нанимать художников для создания смелых новых картин.

Но император Канси и император Цяньлун всегда будут ассоциироваться с типами фарфора, известными как famille-verte и famille-rose , которые больше ценятся европейцами, чем китайцами, которые предпочитали тонкие монохромы. (Примечание: Famille verte [называемый Kangxi wucai или Susancai] использует зеленый и железно-красный с другими цветными глазурями. Famille rose[называемый Fencai или Ruancai, что означает «мягкие цвета», или Yangcai, что означает «иностранные цвета»] использовался в основном розовый или фиолетовый и пользовался большим спросом в 18 и 19 веках.) Между отречением Цяньлуна в 1795 г. и 20-м века Китай продолжал производить качественные предметы, но вдохновение иссякло, и формы загромождались декоративными деталями.

ПРИМЕЧАНИЕ (1) Мода на псевдокитайский декор, известная как шинуазри , распространилась по Европе в 17 и 18 веках.

ПРИМЕЧАНИЕ (2) См. также двух великих художников эпохи Эдо в Японии: Хокусая (1760-1849) и Хиросигэ (1797-1858).

Традиционная китайская живопись подверглась дальнейшему давлению в конце 1800-х и начале 1900-х годов, поскольку художники все больше становились под влиянием западного искусства, кульминацией чего стало появление масляной живописи на материковом Китае.

Китайское искусство ХХ века

После прихода к власти коммунистов в 1949 году многие устоявшиеся традиции китайского искусства были названы реакционными. Новые формы современного искусства , ориентированные на социалистическое прославление, такие как социалистический реализм , появились в музыке, литературе и изобразительном искусстве. В 1966 году Культурная революция ускорила этот процесс. Несмотря на этот политический модернизм, традиционное китайское искусство не только продолжает формировать молодых китайских художников и вдохновлять других художников по всему миру, но и в сочетании с более экспериментальными формами искусства двадцатого века создает живой рынок для современного китайского искусства.

Современное искусство в Китае

Современное искусствов Китае включает произведения, созданные после Культурной революции (1966–1969). Несмотря на короткие периоды творческой свободы, неуверенность в том, что является «официально приемлемым» содержанием и стилем, продолжает мешать многим художникам в Китае. В последнее время преобладают настроения большей терпимости со стороны китайских властей, хотя сомнения остаются. Современное китайское искусство обычно включает в себя широкий спектр художественных форм, включая живопись, скульптуру, кино, видео, фотографию, инсталляцию и перформанс, а также возрожденные версии традиционной керамики. Появление новых коммерческих площадей, таких как район искусств 798 в Дашаньцзы в Пекине, оказалось полезным для многих художников. В 2000 г.

Согласно отчету Artprice , общий доход, полученный сотней китайских художников (которые обычно выросли в постмаоистском Китае) в 2003–2004 годах, составил всего 860 000 фунтов стерлингов. В период с июля 2007 года по июнь 2008 года та же сотня продала картины, скульптуры и другие работы на огромную сумму в 270 миллионов фунтов стерлингов. Из них три художника заработали более 25 миллионов фунтов стерлингов каждый. Неудивительно, что многочисленные работы современных азиатских художников сейчас представлены в галереях и музеях мира, а выдающийся британский коллекционер Чарльз Саатчи открыл свою новую галерею в Челси выставкой современных китайских художников.

В 2006 году картина Чжан Сяогана 1993 года, на которой изображены члены семьи середины 1960-х годов с пустыми лицами, была продана за 2,3 миллиона долларов. Среди других недавних сделок с искусством: покупка картины 1964 года «Все горы, покрытые красным» за 35 миллионов гонконгских долларов; покупка шедевра Сюй Бэйхуна 1939 года «Положи свой кнут» за 72 миллиона гонконгских долларов.

Известные современные китайские художники

Среди немалого количества талантливых живописцев и скульпторов из Китайской Народной Республики обратите внимание на следующих:

Чжан Сяоган (1958 г.р.)
В настоящее время номер 5 в списке лучших современных художников мира 2008 года, Чжан Сяоган - один из лидеров движения китайского циничного реализма - известен своими сюрреалистическими картинами, созданными под влиянием Пабло Пикассо и Сальвадора Дали. а также его серия картин «Родословная», на которой изображены формальные монохромные портреты китайских подданных.

Цзэн Фанжи (р. 1964).
В настоящее время он занимает 6-е место в списке лучших современных художников мира. Цзэн Фанжи известен своими фигуративными работами, выполненными в сочетании экспрессионизма и реализма, а также серией ироничных картин Великого человека, в которую входят Мао, Карл Маркс и Ленин среди других.

Юэ Миньцзюнь (р. 1962)
В настоящее время занимает седьмое место в списке лучших современных художников мира. Юэ Миньцзюнь является ведущим представителем китайской школы «циничного реалиста». Он известен своей причудливой и самобытной серией художников-двойников.

Ван Гуаньи (1957 г.р.)
В настоящее время занимающий 9-е место в списке лучших современных художников мира, художник «политической поп-музыки» Ван Гуаньи смешивает популярные потребительские логотипы со стилем и эстетикой пропагандистских плакатов коммунистов. Галерея Саатчи описывает Ван Гуаньи как художника смешанной техники, который использует язык холодной войны 1960-х годов для исследования современной полемики глобализации.

 

• Для получения дополнительной информации о восточной живописи и восточноазиатской скульптуре см.: Домашняя страница .


Вопросы по искусству | Art Glossary
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА ВОСТОЧНОЙ АЗИИ
© visual-arts-cork.com. Все права защищены.

Исходный текст