История китайской керамики |
Некоторые из тысяч воинов Терракотовой армии снова собираются. На изготовление 8000 воинов ушло 38 лет ( ок. 246–208 гг. До н.э.), с использованием более 700 000 рабочих, и они были похоронены вместе с императором Цинь Шихуанди из династии Цинь. |
РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ ИСКУССТВ ИСТОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ |
Китайская керамика каменного века (ок. 18 000-2000 до н.э.) Древняя керамика в Китае восходит к культуре палеолита. В 2012 году ученые объявили, что фрагменты керамики из пещеры Сяньжэньдун (провинция Цзянси) были датированы углеродом до 18 000 лет до нашей эры, что делает их самыми старыми известными горшками в мире. (См.: Древнейшее искусство каменного века .) Следующим старейшим керамическим искусством из Китая (датируемым 16 000 г. до н.э.) является тайник керамики из пещеры Ючаньян из провинции Хунань. (Чтобы узнать о современных работах за пределами Китая, см. Керамику Вела Спила из Хорватии, созданную независимо, и керамику бассейна реки Амур, созданную под влиянием Китая.на Дальнем Востоке России. Между тем, в Японии глиняные горшки начались с керамики Дзёмон. от 14 500 г. до н.э.) Большая часть этой ранней керамической посуды изготавливалась вручную путем намотки, а затем обжигалась на кострах. Украшение достигалось штамповкой, тиснением и другими простыми способами. Мотивы обычно носили абстрактный или геометрический характер. Однако, основываясь на археологических раскопках на юге Китая, выяснилось, что китайские гончары вскоре начали производить ряд тонких, полированных и цветных сосудов для более церемониальных целей. Они возникли в ряде неолитических культур, которые росли вдоль долин рек Желтая и Янцзы, таких как Дадиван (6000 г. до н.э.), Пан-по (5000 г. до н.э.), Мяо-ти-коу (4000-3000 г. до н.э.) и Яншао ( 4000-2000 до н.э.), и особенно более продвинутые Луншань (3000-2000 до н.э.) и Давенкоу (4500-3500 до н.э.). Подробнее см.:Искусство неолита в Китае (7500-2000 гг. до н.э.). К 3000 г. до н.э. эта керамика каменного века олицетворяла мастерство и элегантность, которые были совершенно исключительными для того времени. Тесно связанная с социальным статусом, о чем свидетельствует наличие прекрасной керамики, резьбы по нефриту и других драгоценных предметов в курганах зажиточных людей, эта керамическая форма китайского искусства получила дальнейшее развитие благодаря раннему развитию бронзы и китайской техники лакирования . О хронологической эволюции керамики (фаянса и фарфора) в Китае см.: Хронология китайского искусства (ок. 18 000 г. до н.э. - настоящее время). См. Также азиатское искусство (с 38 000 г. до н.э.). |
Белоглазурная керамика Династия Суй (581–618) |
|
Китайская керамика бронзового века (ок. 1700–221 до н. э.) Научные, политические и социальные события в бронзовом веке во времена династии Ся (2100-1600 гг.), а также династий Шан (ок. 1600-1050 гг. до н.э.) и Чжоу (1050-221 гг. до н.э.) привели к ряду изменений в культуре. гончарное производство. (См.: Искусство династии Шан и его преемник Искусство династии Чжоу .) Керамисты экспериментировали с методами глазирования при сильном обжиге, создавая горшки с коричневатым внешним видом, которые предвещали изделия Юэ , более поздний класс зеленой посуды, известный как селадон .. Кроме того, по мере роста благосостояния и объединения семейных групп в новые города и княжества возник новый рынок для замены сосудов и других предметов, отлитых из бронзы, на более дешевую глину, особенно для домашнего или погребального использования. Это расширение керамической промышленности привело к появлению более упорядоченного процесса массового производства, включающего более четкое разделение труда и позволяющего более широко использовать лаковую посуду, формы, штампы и более сложные методы украшения. |
БУДДИСТСКОЕ ИСКУССТВО ПЛАСТИКИ |
Китайская керамика во времена династии Цинь (221-206 гг. до н.э.) Керамическим изюминкой искусства династии Цинь была Терракотовая армия , массивная коллекция из 8000 воинов, 130 колесниц и 150 лошадей, а также многочисленных чиновников, акробатов, силачей и музыкантов. Этот экстравагантный, но удивительно реалистичный набор глиняных фигурок, большинство из которых еще предстоит раскопать, по общему мнению, создавался 700 000 рабочих в течение 38 лет. Он был заказан императором Цинь Цинь Шихуан Лин для его мавзолея в провинции Шэньси и представляет собой, несомненно, лучшую коллекцию терракотовой скульптуры .в истории искусства. К сожалению, за прошедшие годы между их захоронением в 208 г. до н.э. и открытием в 1974 г. н.э. скульптуры потеряли почти всю свою декоративную краску. [Примечание: династия Цинь совпала с последним периодом классической древности в Средиземноморье. Информацию об искусстве керамики в Древней Греции см.: Греческая керамика .] |
|
Китайская керамика во времена династии Хань (206 г. до н.э. - 220 г. н.э.) Первая из четырех самых важных династий Китая, эпоха Хань стала свидетелем многочисленных культурных событий, а также создания Шелкового пути - основного сухопутного торгового пути с Ближним Востоком и Европой. На производство ханьской керамики сильно повлияли три фактора. Во-первых, продолжающийся рост спроса на все виды керамической посуды, а также на украшения, статуэтки, архитектурные макеты, домашних животных и лошадей, что, в свою очередь, стимулировало появление общероссийской конвейерной промышленности, способной производить большие объемы массового производства. изготовлял глиняную посуду формованной формы. Во-вторых, открытие тонких глин, содержащих каолинит , из которых произошла ранняя форма истинногофарфор производился, первоначально в провинции Чжэцзян. В-третьих, изобретение свинцовой глазури, при которой глиняные пластинки окрашивались медью для получения зеленой глазури или железом для получения желтого или коричневого цвета. Мягкая разновидность фаянса со свинцовой глазурью производилась в центральном Китае, в то время как керамическая посуда, обожженная при сильном обжиге, была излюбленным продуктом в южном Китае. Другие разработки эпохи искусства династии Хань (206 г. до н.э. - 220 г. н.э.) включали новые формы лаковой посуды и полированной черной керамики, как глазурованной, так и неглазурованной. |
|
Китайская керамика времен шести династий (220-589 гг.) За династией Хань последовало более 350 лет войн и политической раздробленности — эпоха, обычно называемая Шестью династиями, — во время которой и буддизм, и даосизм выросли в популярности за счет конфуцианства. Несмотря на это, искусство периода шести династий продолжало развиваться в области китайской живописи ., каллиграфия, гравюры (через изобретение ксилографии) и скульптура. В области керамики период Шести династий в основном известен разработками в области производства «посуды Юэ» — класса керамогранита, обожженного при сильном обжиге, отмеченного рядом цветных глазурей, варьирующихся от оттенков зеленого (известная как посуда из селадона). ), до оттенков желтого и синего. Гончары создавали изделия Yueh, используя оксид железа в качестве красителя для глазури и обжигая глину в восстановительной атмосфере при температуре более 1200 градусов по Цельсию. Управление цветом достигалось изменением состава глазури и условий обжига. |
|
Китайская керамика времен династий Суй и Тан (589-906 гг.) За короткой эпохой искусства династии Суй (589-618) последовала вторая великая династия Китая - Тан. Искусство династии Тан(618-906) отметился рядом новшеств. Во-первых, популярный ассортимент ярких разноцветных глиняных фигурок, обожженных при слабом обжиге (например, верблюдов и лошадей) для использования в качестве погребальных предметов в гробницах. Во-вторых, изобретение набора весьма необычных трехцветных сан-цайских (зеленый, желто-янтарный, кремовый) или кобальтово-синих свинцовых глазурей. В-третьих, новый ассортимент керамогранита Yueh из селадона с известковой глазурью. Наконец, улучшенная разновидность полупрозрачного фарфора, полученного при сильном обжиге, производится в северных провинциях Хэбэй и Хэнань. Последние три инновации оказали значительное влияние на последующие поколения китайских керамистов и, когда новости в конце концов просочились, на керамические стили по всей Европе. Танский фарфор из смеси каолина . и петунце (полевой шпат), характеризующийся полупрозрачным корпусом из белой глины, обожженным при температуре 1250-1450 градусов по Цельсию, был самой тонкой, но и самой твердой керамикой из когда-либо созданных. Его чистый белый фон давал художникам-керамистам идеальную основу для раскрашивания, а его пластичность делала его идеальным для тонкой скульптуры и орнамента. Только в начале 1700-х годов, примерно восемь столетий спустя, на Западе начали производить сопоставимый фарфор. Для получения более подробной хронологической информации об эволюции восточноазиатской керамики см.: Хронология керамики (26 000 г. до н.э. — 1900 г.). Китайская керамика времен династии Сун (960-1279 гг.) Считается золотым веком китайского керамического искусства, великой эрой искусства династии Сун . была свидетелем страны, состоящей из двух половин: северной половины, которая наслаждалась относительно высокой степенью спокойствия, и южной зоны, охваченной вторжениями и потрясениями. Несмотря на это, большинство искусствоведов сходятся во мнении, что гончарное дело достигло своего апогея в период Сун. Керамика Сун, более тонкая, чем ее предшественники или преемники, характеризовалась плавной монохромной глазурью и глубиной цвета, которые побуждают зрителя прикасаться и созерцать. С точки зрения своего технического мастерства, инноваций и эстетической чувствительности к глазури и форме гончары Сун стоят выше всех остальных по качеству своего керамического искусства. Путеводитель по эстетическим принципам традиционных искусств и ремесел в Китае см.:Традиционное китайское искусство: характеристики . Вот краткий список наиболее примечательных образцов керамической посуды Сун. |
|
Китайская керамика времен династии Юань (1280-1365) В эпоху искусства династии Юань при монголах во главе с Хубилай-ханом, внуком Чингисхана, был изготовлен и экспортирован в Европу первый бело-голубой фарфор , поразивший всех своими уникальными качествами. Именно в эпоху Юань Цзиндэчжэнь , город в южной провинции Цзянси, начал становиться самым важным центром производства фарфора в Китае и, следовательно, самым важным центром гончарного дела в мире. Китайская керамика времен династии Мин (1368-1644 гг.) Эпоха Мин , последняя из четырех великих китайских династий, совпала с европейским Ренессансом и, как и в Европе, стала свидетелем подъема архитектуры, искусства и, прежде всего, керамического искусства. Фарфор — визитная карточка искусства династии Мин — был усовершенствован во времена династии Мин, и теперь фарфор Сюаньдэ считается одним из лучших керамических изделий династии Мин. Кроме того, качество синего и белого цвета династии Мин считается лучшим китайским фарфором .когда-либо производился. Все это в огромной степени способствовало мировой репутации китайских гончаров в конце периода Мин, когда Китай перешел к рыночной экономике и начал масштабную программу экспорта фарфора в Европу во время правления императора Ванли (1572-1620). Еще один значительный прогресс произошел в эмалированной отделке , которая процветала при императоре Чэнхуа (1464-1487). Усовершенствования были также обнаружены в рецептуре кобальтово-синей глазури, цвет которой имел тенденцию к кровоточивости (растеканию) при обжиге. Добавление марганца в глазурь предотвратило это, хотя результат был менее блестящим. В целом мастерские экспериментировали с новыми методами моделирования и формовки, новыми рисунками (наиболее популярными мотивами были дракон и феникс) и продемонстрировали новую готовность принять иностранные идеи. Изготовленный в Дэхуа, провинция Фуцзянь, Blanc de Chine (China White) представляет собой тип белого китайского фарфора, который впервые появился во времена династии Мин. Ключевая характеристика фарфора Дэхуаявляется его чрезвычайно низкое содержание оксида железа, что придает ему мгновенно узнаваемый теплый молочно-белый цвет или цвет слоновой кости. Напротив, цзиндэчжэньский фарфор имеет гораздо более высокое содержание железа и, соответственно, другой характер. Хотя гончары изготавливали в Блан-де-Шин самые разнообразные формы, такие как чашки и миски, подставки для кистей, вазы и кувшины, чайники, лампы, подставки для чашек и т. как Гуаньинь, Богиня Милосердия. Белый фарфор Blanc de Chine от Dehua особенно популярен в японском искусстве , где его называют hakugoraior или корейским белым .. Одна из самых обширных в мире коллекций керамики династии Мин (включая Blanc de Chine) за пределами Китая и Тайваня находится в Британском музее в Лондоне. Коллекция, собранная за 250 лет, включает около 7000 китайских предметов — от каменного века до наших дней, из которых около 900 — керамика династии Мин.
Китайская керамика времен династии Цин (1644-1911/12) В эпоху искусства династии Цин гончары начали использовать яркие цвета для украшения тарелок и ваз тщательно нарисованными сценами. Фарфоровые керамисты начали производить пятицветную посуду , применяя различные подглазурные пигменты к цветочным, пейзажным и фигуративным сценам - стиль, который был (и остается) очень востребованным на Западе. В эпоху Юн Чэн (1723-1735) фарфор был улучшен за счет развития эмали фэнцай в широком диапазоне цветов и тонов.
Китайская керамика в Новое время (с 1912 г. по настоящее время) Беспорядки в Китае в течение первых двух третей 20-го века привели к снижению качества и производства керамики по всей стране, особенно фарфора. Однако за последние 20 лет власти возродили производство в рамках своей текущей программы по укреплению культурной репутации Китая в области визуального и пластического искусства . Наряду с современными методами производства был восстановлен ряд центров для воспроизведения традиционной керамики великих династий. Подробнее об азиатском искусстве - Классическая индийская живопись (до 1150 г. н.э.) |
• Наш основной указатель см.: Домашняя страница . ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА ВОСТОЧНОЙ АЗИИ |