История кельтского искусства |
Лодка Бройтера (1 век до н.э.) Жемчужина ювелирной мастерской Ла Тене ( Национальный музей Ирландии ) |
Когда зародилось кельтское искусство? Вообще говоря, самые ранние кельтские искусства и ремесла появились в Европе железного века
, когда первые миграции кельтов пришли из степей Южной России примерно с 1000 г. до н.э. Любое европейское искусство, ремесла или архитектура до этой даты происходят из более ранних обществ бронзового века культуры Урнфилд (1200-750 гг. До н.э.), или
Курганов ( 1600-1200 гг. до н.э.) культуры.
См. Также: Ирландский бронзовый век и ирландский железный век . |
Святой Иоанн из Книги Маллинга (ок. 790 г.) Иллюминированный евангельский текст с портретами, обрамленными переплетенными животными и узлами. Даже волосы и одежда Святого Иоанна переплетены. ( Тринити-колледж, Дублин ) |
|
Каково было раннее влияние на кельтское искусство? Первые кельты принесли свои собственные культурные стили, восходящие к кавказскому бронзовому веку, а также знания о средиземноморском и этрусском стилях, полученные в результате морских торговых контактов через Босфор между Черным морем и Средиземноморским бассейном. Поселившись в районе Верхнего Дуная, кельты должным образом впитали в себя мотивы древней дунайской традиции. Они также принесли с собой знания о производстве железа, металлообработке и ювелирном искусстве , возможно, полученные из майкопской культуры изготовления бронзы на Кавказе России или контактов с Левантом. (Считается, что более поздний серебряный шедевр Латена, известный как «котел Гундеструп», был изготовлен в регионе Черного моря.) |
ИСТОРИЯ КЕЛЬТСКОЙ КУЛЬТУРЫ ИСКУССТВО КЕЛЬТОВ |
РИСУНКИ ДРЕВНИХ КЕЛЬТОВ |
Каким был первый стиль кельтского искусства? Самая ранняя настоящая кельтская идиома в области декоративно-прикладного искусства была гальштатской культурой . Это произошло от типового участка, расположенного в Зальцкаммергате (район соляных шахт), недалеко от деревни Хальштаат в Австрии, и существовало примерно с 800 по 475 год до нашей эры. Хотя культура Гальштата была сосредоточена вокруг Австрии, культура Гальштата распространилась по Центральной Европе, разделенной на две зоны: восточная зона, охватывающая Словакию, Западную Венгрию, Хорватию, Словению, Австрию и Чешскую Республику; и западная зона, которая включала Южную Германию, Швейцарию, Северную Италию и Восточную Францию. Гальштатская культура была основана на прибыльной общеевропейской торговле солью и железными орудиями, и ее процветание в полной мере отражалось в местах захоронения ее вождей и богатой знати, которые содержали огромное количество искусно изготовленных артефактов, украшений, керамики, инструментов. и другие объекты. |
|
Каковы были основные характеристики искусств и ремесел Гальштата? Искусство Гальштата из Центральной Европы известно своими высококачественными железными инструментами и оружием, а также производством декоративных предметов и украшений на основе бронзы. Но относительно немного серебряных или золотых предметов этой эпохи было найдено. Гальштат находился под влиянием милитаристского микенского искусства и культуры около 1650–1200 гг. До н.э., которые кельты впитали, проходя через район Черного моря. Типовая стоянка в Австрии, полностью раскопанная археологами в 19 веке, включала более 2000 могил, заполненных разнообразными функциональными и декоративными предметами. Эти и другие клады эпохи Гальштата содержали массу оружия, такого как топоры, дротики, копья, режущие мечи, кинжалы, шлемы, бобышки, пластины для щитов. К чопперам относился знаменитый крылатый гальштатский топор, а мечи были длинными и тяжелыми, а их рукояти имели форму полумесяца с большими навершиями или усиками, а щиты были круглыми. Было обнаружено несколько широких бронзовых поясов, украшенных в стиле чеканки звериным и геометрическим орнаментом. Также были обнаружены многочисленные изделия из бронзы и железа (фибулы, кольцевые украшения, различные виды янтарных и стеклянных бусин), многие предметы украшены животными и абстрактными геометрическими узорами. Броши были особенно распространены и включали как примитивный тип английской булавки (пескьера), так и балканско-греческий спиральный стиль (спектакль), а также образцы в форме животных.Керамика была полихромной, но неокрашенной. Среди наиболее необычных находок было тело немецкого вождя, похороненное около 550 г. до н. э. в шелковом плаще, почти наверняка сотканном в Китае. Хотя он развивался и подвергался влиянию несколькими способами в течение своего 300-летнего существования, художественный стиль Гальштата, как правило, очень геометрический. Его достижения по сравнению с предыдущей культурой Урнфилда характеризуются скорее техническими, чем эстетическими улучшениями. Во всяком случае, есть тенденция к экстравагантности (сродни барокко) с полным отсутствием более поздних греческих ориентализирующих влияний. Художники Гальштата имели тенденцию разбивать гладкие поверхности и часто использовали цветовой контраст для эффекта. Мотивы включают формы птиц, вероятно, из Италии, спирали, рисунки животных (зооморфы), вышивку и резьбу, но немного растительных узоров. Фигуры часто располагались парами, что свидетельствует об общем стремлении к жесткой симметрии. Какой стиль кельтского искусства появился после Гальштата? Археологи называют следующий тип кельтского художественного стиля « латен ».и совпало со сдвигом на запад континентального кельтского центра от Верхнего Дуная в Австрии до Верхнего Рейна вокруг Швейцарии и реки Роны во Франции. Ла-Тен представляет собой первую вершину или расцвет кельтского искусства, демонстрируя процветание и расширение охвата кельтской культуры. Как бы то ни было, эпоха Латена совпала с прекращением кремации трупов и переходом к ингумации или захоронению. К большой пользе археологии это привело к увеличению количества захоронений, а вместе с умершим было захоронено больше личных вещей и предметов домашнего обихода, чтобы облегчить ему наслаждение ожидаемой загробной жизнью. Именно из этих тайников артефактов мы черпаем наше понимание этой кельтской цивилизации
и культуры. Каковы были основные характеристики искусства и ремесел Латена? Стиль Латена, как показали многочисленные раскопки в Европе, включая Британию и Ирландию, а также греческие и римские тексты, был более зрелым типом кельтского искусства. Согласно Полу Якобсталю в его основополагающей работе «Раннее кельтское искусство» (1944), движение Латена можно разделить на четыре этапа: ранний стиль (ок. 480–350 до н. э.), стиль Вальдальгесхайма (ок. 350–290 до н. э.). ), Пластический стиль (290-190 г. до н.э.) и Стиль меча (190 г. до н.э.). В целом латенские артефакты средиземноморских районов проживания кельтов, особенно Франции и Италии, демонстрируют большую зрелость и благородство выражения, чем районы Центральной Европы, благодаря их более тесному контакту с греко-римским миром. Примечательные произведения искусства Ла Тена включают в себя множество ювелирных изделий, в том числе потрясающие золотые артефакты, такие как торки и золотые ошейники (например , ошейник Бройтера из графства Дерри), ленты, шейные цепочки, застежки и браслеты, ограниченное количество золотых скульптур (например, Лодка Бройтера). ), золотые и серебряные котлы (например, котел Gundestrup , найденный в болоте в Химмерланде, Дания), а также ряд бронзовых предметов, включая щиты (например, бронзовый щит Battersea, щит Witham из Линкольна), трубы ( например, бронзовая труба из Лафнашейда, графство Арма), чаши, кувшины и декоративные предметы (например, более поздняя корона Петрииз графства Корк), многие вырезаны или выгравированы с типичным узором Ла Тена. Также были распространены изделия из железа, интересным примером которых являются кованые огненные собаки (например, из Капеля Гармона, Гвинед), чтобы держать вертела или бревна. На узоры Ла Тена повлияли формальные мотивы, импортированные из Греции ., Италия и Кавказ, но кельтские мастера по металлу из Центральной и Западной Европы быстро разработали свои собственные уникальные интерпретации абстрактных плавных узоров. В результате получилась очень стилизованная форма криволинейного искусства, основанная в основном на растительных и лиственных мотивах, таких как лиственные пальметты, листья аканта, усики, лозы и цветы лотоса вместе со спиралями, трискелями, S-образными завитками и трубными формами. Другие геометрические украшения включали колесные крестообразные мотивы, зигзаги, штриховку, елочку, концентрические круги и многое другое. Среди этих абстрактных узоров кельтские художники Латена вплели широкий спектр зооморфных рисунков животных, включая головы змей, кабанов, сов и других. Все эти узоры, иногда чеканные красными или другими эмалями, Есть ли примеры живописи или скульптуры Латена? Несмотря на очевидное богатство континентальных кельтов в период Латена (и Гальштата), нет известных примеров картин , есть только относительно небольшое количество скульптуры и мало, если вообще есть заслуживающих внимания фигуративных резных фигурок. Все, что у нас есть, это несколько рогатых голов, Янус-голов, а также ряд антропоморфных и териантропических фигур из дерева, глины или металла. Единственной высококачественной каменной кладкой, произведенной ирландскими скульпторами из Ла-Тена, является серия украшенных языческих камней, таких как камень Туроэ (графство Голуэй), камень Каслстрандж (графство Роскоммон), камень Килликлуггин (графство Каван), камень Муллагмаст (графство Килдэр) и Деррикейган Стоун (Ко Антрим). Да, мы знаем много примеров кельтской керамики, но в целом керамическая посуда не была особо ценным ремеслом или видом искусства — уж точно не шла ни в какое сравнение с греческой керамикой того времени, хотя по иронии судьбы последняя определенно ценилась кельтами. Что случилось с историей кельтского искусства после Латена? В поздний период Ла Тена и сразу после него, примерно с 200 г. до н.э. по 100 г. н.э., римские легионы победили все независимые кельтские племена на континенте и поглотили их под римское управление Европой. Великобритания тоже была порабощена, и с ней обращались так же, за исключением некоторых отдаленных регионов Шотландии, Уэльса и Корнуолла. Только Ирландии удалось остаться свободной от римского контроля. В течение следующих трех столетий этой романизации кельтская культура, язык и ремеслапостепенно снижался, за исключением Ирландии. Даже здесь у художников и ремесленников было меньше возможностей для развития своего мастерства. Таким образом, в целом кельтское искусство застопорилось до V века. Именно в пятом веке варварские племена окончательно победили Римскую империю — по крайней мере, на Западе. В 410 году племена вестготов под предводительством Алариха разграбили Рим, а 45 лет спустя город был захвачен еще раз — на этот раз вандалами под предводительством Гейзериха. С падением римской гражданской власти в Европе регион погрузился в анархию и хаос — период, известный историкам как Темные века. Это продлится примерно до 800 г. н.э. Тем временем христианская церковь, базирующаяся в Италии, решила использовать свободную от варваров Ирландию в качестве одного из своих аванпостов. Он послал Святого Патрика обратить страну в христианство. Это должно было иметь глубокие последствия не только для жителей Ирландии, но и для кельтского искусства. Смотрите такжеКельтско-римское искусство . Что случилось с кельтским искусством в Ирландии после падения Рима? Приход христианства в Ирландию привел непосредственно к возрождению ирландского кельтского искусства. Это имело три формы: во-первых, возрождение кельтских металлических изделий ; во-вторых, выпуск — совместно с англо-саксонскими и немецкими экспертами — серии великолепных иллюминированных евангельских рукописей ; в-третьих, создание выдающихся отдельно стоящих скульптур — так называемых Высоких крестов Ирландии.. По существу, в отличие от более раннего языческого периода кельтской истории, когда преобладали оружие и украшения, большинство великих артефактов, созданных в раннехристианский период, связаны с религиозным культом. Тем не менее, рисовальщики, мастера по металлу и скульпторы христианской эпохи продолжали широко использовать спирали, узлы, зооморфы и многие другие узоры своего языческого прошлого. |
Был ли христианский кельтский ренессанс вызван исключительно церковью? Нет, не полностью. Поскольку страна была избавлена от разрушительного действия как римлян, так и варваров, ирландская кельтская культура продолжала развиваться. Между 300 и 400 годами нашей эры ирландские кельты разработали упрощенный огамический алфавит, чтобы имитировать монументальную скульптуру с римскими надписями. Эти новые «камни огама» выполняли множество функций: указатели могил предков, мемориалы и территориальные границы, и это лишь некоторые из них. Ярким примером таких дохристианских камней является украшенная колонна в Мулламасте, графство Килдэр. (Примечание: до огама в Ирландии не было известного письменного языка: кельтская культура полагалась на устные, а не на письменные традиции, поэтому историкам приходилось отделять мифы от исторических фактов — см.Лебор Габала Эренн (Книга вторжений) . Металлообработка также развивалась. Были введены новые техники, в том числе эмалирование тонкими линиями и ребристое украшение, а также улучшенные версии зооморфных голов животных в стиле Латена, криволинейных мотивов и спиралей. Новые формы включали новые типы украшений для одежды, в частности кольцевую брошь - разновидность кольцевой броши с прорезью, через которую можно было вставить булавку, - и ручную булавку, названную в честь формы ее головки, которая напоминала ладонь. . Некоторые из этих нововведений были объединены с большим эффектом: например, зооморфная кольцевидная брошь была совершенно уникальной для Ирландии, а более поздние модели были сделаны еще более изысканными за счет использования разноцветной эмали и орнамента из стекла миллефиори.Брошь Тара (ок. 700 г.). Как церковь помогла ирландскому кельтскому искусству? Великим нововведением Церкви в Ирландии было развитие монастырской системы – создание сети монастырей, ответственных перед своими основателями, такими как Святой Патрик, Святой Колумба и др., вместо обычной епископской иерархии. Это давало большую свободу действий как в религиозных, так и в эстетических вопросах. Со временем эти монастыри превратились в известные центры обучения духовным и мирским предметам, а их скрипториумы и мастерские, основанные на кельтских традициях, производили целый ряд произведений раннехристианского искусства .и развил непревзойденный опыт в нескольких прикладных искусствах и ремеслах. Всему этому способствовали средства, предоставленные Римской церковью, которая к началу седьмого века, если не раньше, взяла на себя роль покровительницы искусств в Ирландии. Это также привело к распространению грамотности в стране. См. также Ирландское монашеское искусство . Как развивались христианские кельтские изделия из металла? Эволюция ранних церковных металлических изделий в Ирландии началась в 7 веке с бронзовых реликвариев, то есть небольших ящиков на петлях, содержащих мощи святых. Со временем эти реликварии выросли в размерах и украшении, более поздние версии (например, реликварии епископа Конлаеда и святой Бригитты) были украшены драгоценными металлами. После реликвариев появились новые техники, материалы и цвета - результат металлургических методов, привезенных из-за границы, а также местных навыков, - в том числе "вырезание стружки" (метод, используемый немецкими ювелирами), при котором гладкая поверхность была преобразована в многочисленные наклонные плоскости, чтобы поймать реликвию. светлый. Другие изящные техники, освоенные кельтскими мастерами по металлу, включали использование золотой филиграни, разноцветных заклепок (например, эмали, миллефиори, и янтарь), и штампованные фольги. Прекрасным образцом кельтских золотых изделий этого периода (известного, кстати, как хиберно-саксонская школа островного искусства) является поясное святилище Мойлоу. Еще одним нововведением кельтских мастеров был их метод создания очень сложной детали (например) бронзового изделия из ряда литых, чеканных и пряденых секций, соединенных (например) на бронзовом сердечнике и закрепленных штифтами (вместо пайки) на место. Высшим образцом этой техники является серебряная чаша Арда , состоящая из более чем 350 отдельных частей. Другие религиозные шедевры из Ирландии включают: бронзовый храм Пояса Мойлоу , серебряную чашу Дерринафлан и два деревянных процессионных креста в бронзовой оправе - Крест Талли-Лох и знаменитый Крест Конга., построенный для короля Терлоу О'Коннора в 12 веке. По своему стилю оформления все эти произведения религиозного искусства остаются типично кельтскими, восходящими к древним языческим традициям. Как развивались иллюминированные рукописи? Как и реликвии, иллюминированные евангельские тексты использовались как драгоценные предметы почитания, часто выносившиеся только в особые праздники и праздники. Если кельтским мастерам по металлу в монастырской мастерской приходилось терпеть экстремальный жар печей и расплавленного металла, то писцы, рисовальщики-ученики и мастера-художники в скриптории страдали больше всего от холода. Работая часами на морозе, они трудились неизвестно сколько часов, чтобы изготовить пергамент ручной работы, на котором слово за словом, строка за строкой, страница за страницей был написан священный текст. После этого последовали столь же кропотливые процессы иллюстрации и иллюминации. Потом было сшивание страниц и, наконец, обложки. В любом случае, подобно чашам Ардага и Дерринафлана, раннехристианские религиозные рукописи оставались в основном кельтскими по дизайну, покрытыми невероятно сложными узорами традиционных мотивов, включая трискеле, трубу, зооморфные изображения, спирали, ромбы, кресты, узоры узлов. и бесчисленное множество других графических орнаментов и узоров, наполненных фантазиями - почти все они произошли от традиционных рисунков языческих кельтских изделий из металла. Среди самых известных иллюстрированных рукописей - Катах Св. Колумбы (начало 7 века), Книга Дарроу (ок. 670 г.), Линдисфарнские Евангелия (ок. 698-700 гг.), Эхтернахские Евангелия (ок. 700 г.). Евангелия Личфилда (ок. 730 г.) и Келлская книга (ок. 800 г.) - особенно ее страница с монограммой Хи / Ро с ее сказочным украшением. Они входят в число величайших сокровищ раннехристианского искусства Средневековья и, пожалуй, самые известные произведения за всю историю ирландского искусства . Они также оказали значительное влияние на религиозные скрипториумы в современной Европе. Антиклассические стили текстов, таких как Келлская книга, были перенесены в многочисленные монастыри и религиозные центры на континенте, где они повлияли на развитие каролингского, романского и готического искусства до конца средневековья. См. Также: История иллюминированных рукописей (600–1200 гг.) и Создание иллюминированных рукописей . Как и когда возникла кельтская скульптура высокого креста в Ирландии? Каменные скульптуры, известные как «Высокие кресты», обычно заказывались местными монастырями для религиозных объектов, часто заменяя ранее возведенные деревянные конструкции. Их назначение варьировалось от места к месту: одни увековечивали событие, другие были объектами почитания, третьи служили ориентирами. Все еще видимые по всей Ирландии, большинство из них были созданы в период 750–1150 годов, хотя форма достигла своего расцвета в начале 10 века. Они подразделяются на два основных типа: изображения рельефных сцен из священных писаний или жизни святых; и те, на которых изображены только абстрактные кельтские узоры. Первый также послужил бы иллюстрацией и объяснением важных уроков из Библии. В любом случае,Флорентийского Возрождения и являются одним из величайших вкладов в историю изобразительного искусства Ирландии . Известные примеры включают Крест Мюредаха в Монастербойсе, Крест в Каслдермоте и Высокий крест Ахенни. Была ли в Ирландии непрерывная традиция кельтского дизайна? Определенно. Нужно только сравнить тройные спирали, формы ромба, ромбы или концентрические круги мегалитической гробницы Ньюгрейндж (построенной около 3300 г. до н.э.) (или геометрические изображения в мегалитической гробнице Ноут ).) со спиральным орнаментом в Келлской книге (написанной 4000 лет спустя), чтобы оценить нерушимую традицию кельтского дизайна. Некоторые ученые писатели прилагают большие усилия, чтобы провести различие между «древними» и «средневековыми» кельтскими рисунками, но, при всем уважении, я не могу с этим согласиться. Я думаю, что ответ на вопрос - Какая разница между древним и средневековым кельтским искусством - таков: очень мало. Конечно, каждая эпоха порождает свои уникальные новшества, но я думаю, что самое впечатляющее в кельтском искусстве (по крайней мере, в Ирландии, где находится величайшая сокровищница кельтских произведений искусства) — это непрерывность творческого замысла. Смотрите также: Кельтское возрождение . |
• Для получения дополнительной информации о художниках и скульпторах в Ирландии см.: Ирландские художники . ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИРЛАНДСКОГО И КЕЛЬТСКОГО ИСКУССТВА |