Характеристики пещерного искусства , виды, хронология, значение.
ГЛАВНЫЙ ИНДЕКС АЗ - АЗ ДОИСТОРИЧЕСКОГО ИСКУССТВА

Приколи это



Картина козерога.
Пещера Руффиньяк (около 14 000 г. до н.э.).


Негативный отпечаток руки в пещере Гаргас
(25 000 г. до н.э.). Обратите внимание на изуродованные пальцы.

Пещерное искусство (ок. 40 000–10 000 до н. э.)
Живопись ледникового периода, гравюра, скульптура верхнего палеолита

Содержание

Что такое пещерное искусство? (Общая характеристика)
Каковы истоки пещерного искусства?
Когда было создано пещерное искусство?
Хронологическая шкала
Где находится Cave Art?
Скальные убежища против глубоких пещер
Как датируется пещерное искусство?
Какие существуют виды пещерного искусства?
- Темы
- Отпечатки ладоней
- Абстрактные знаки
- Живопись
- Наскальная гравюра
- Рельефная скульптура
Какие самые важные места пещерного искусства?
Зачем было создано пещерное искусство? (Значение)

Примечание : если не указано иное, все даты указаны до нашей эры («дохристианской эры»). Это то же самое, что и старое обозначение «BC».

• Подробный набор дат и событий, относящихся к верхнему палеолиту, см.: Хронология доисторического искусства (от 2,5 млн до н. э.).

• Список самых древних произведений искусства в мире
см.: Древнейшее искусство каменного века: 100 лучших произведений .



Большой рогатый носорог (около 30 000 г. до н.э.)
Наскальная живопись в пещере Шове.

Что такое пещерное искусство? Общие характеристики

«Пещерное искусство» — также известное как « теменное искусство » или иногда «наскальное искусство ледникового периода» — это общий термин, используемый для описания любого вида рукотворного изображения на стенах, потолке или полу пещеры или каменного убежища. Это не относится к « мобильному искусству », то есть к портативным предметам, таким как статуэтки Венеры или свободно украшенные камни: это должно быть частью ткани пещеры. Большая часть наскальных рисунков находится в неглубоких каменных убежищах, например, образованных нависающими скалами, но некоторые из них были созданы в полной темноте в глубоких необитаемых пещерах, и люди редко видели их. Кроме того, этот термин используется в основном в связи с искусством каменного века .созданный во время последнего ледникового периода, примерно между 40 000 и 10 000 г. до н.э. - период, известный как «верхний палеолит». Археологам еще предстоит точно определить, кто создал это наскальное искусство , хотя обычно считается, что подавляющее большинство из них было создано современным человеком ( Homo sapiens sapiens ), который начал прибывать в Европу из Африки около 40 000 лет до нашей эры. Важные находки были сделаны в Индии, Индонезии, Сибири, Австралии и других местах, но большая часть наших знаний об искусстве палеолита получена из раскопок, проведенных в европейских пещерах, особенно на юге Франции и севере Испании. Пещерное искусство включает в себя пять различных видов искусства, следующее. (1) Отпечатки рук и отпечатки пальцев. (2) Абстрактные знаки. (3) Фигуративная живопись. (4) Наскальная гравюра. (5) Рельефная скульптура. Обычно он не включает более древние культурные отметины, такие как купулы., так как ученые разделились относительно их значения и значения. Распространенность и возраст пяти основных форм значительно различаются. В целом отпечатки рук и абстрактные символы являются наиболее распространенной формой искусства, в то время как рельефная скульптура встречается реже всего и встречается только в нескольких пещерах. Большинство картин, которые появляются в пещерах, изображают крупных животных — либо хищников, либо животных, на которых охотятся ради еды, — хотя художники также изображали небольшое количество человеческих фигур. Самыми впечатляющими изображениями, несомненно, являются полихромные наскальные рисунки в Ласко и Альтамире, а также монохромные изображения в Шове. Цель и смысл этого древнего искусствапродолжает широко обсуждаться. Ученые предложили широкий спектр теорий, связанных с шаманизмом, охотничьими ритуалами, культовым поведением и нейроэстетикой, и это лишь некоторые из них.

Примечание: ведущими специалистами в области наскальной живописи (в прошлом и настоящем) являются: Дени Пейрони (1869-1954), специалист по наскальной живописи в Перигоре; Анри Брей (1877–1961), возможно, величайший из первых пионеров; Андре Леруа- Гуран (1911-86), первый из великих современных археологов и палеонтологов; Жан Клоттес (р. 1933), советник ИКОМОС и ЮНЕСКО, возможно, величайший из ныне живущих экспертов по европейскому искусству ледникового периода.

ПОЖАЛУЙСТА, ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ : Для получения дополнительной информации о самых известных пещерах см.: Какие наиболее важные места пещерного искусства?

 

 

Каковы истоки пещерного искусства?

Все известное доисторическое искусство (кроме купул и примитивных каменных гуманоидов) связано с современным человеком, который впервые появился в Африке около 200 000 г. до н.э. и начал мигрировать на север в Европу и Азию где-то после 100 000 г. до н.э. Он прибыл в Австралию через материковую часть Юго-Восточной Азии около 60 000 г. до н.э. и появился в скованной льдом Западной Европе около 40 000 г. до н.э. По прибытии в Европу он уничтожил местных неандертальцев, чья ДНК полностью исчезла из археологических данных примерно через 10 000 лет.

Археологи и палеоантропологи точно не знают, когда и где современный человек впервые начал создавать «искусство», но самым древним искусством , датируемым с научной точки зрения, является набор абстрактных штриховых гравюр, обнаруженных в пещере Бломбос на побережье Южной Африки. датируется 70 000 г. до н.э. Подобные находки были сделаны в пещере Дипклуф недалеко от залива Эландс, к северу от Кейптауна, датируемой 60 000 годом до нашей эры. Эти открытия, которые сами по себе связаны с портативнымиискусство, а не наскальное искусство - предполагают, что истоки наскального искусства лежат в Африке, не позднее 70 000 г. до н.э., и почти наверняка ряд африканских пещер, содержащих картины и гравюры, все еще ждут своего открытия.

После Diepkloof следующий набор художественных находок, которые встречаются на противоположных сторонах света, датируются примерно 37–39 000 г. до н.э. К ним относятся: нарисованные абстрактные знаки в пещере Эль-Кастильо на севере Испании (датированные 39 000 г. до н.э.); трафареты для рук в пещере Сулавеси в Индонезии (датированные 37 000 г. до н.э.); и абстрактные петроглифы (похожие на петроглифы в Бломбосе) в пещере Горхэм, Гибралтар (датированные 37 000 г. до н.э.).

Эти находки ясно показывают, что художники каменного века занимались подобными вещами по всему миру, что подтверждает тот факт, что современный человек приобрел свои художественные способности еще до того, как покинул Африку.

Когда было создано пещерное искусство?

Поскольку самое раннее искусство появилось в Африке, а самое раннее известное наскальное искусство возникло одновременно в Европе и Индонезии, успехи после этого пошли рывками. Высокое качество картин и гравюр в пещерах Шове (30 000 г. до н.э.), Коскера (25 000 г. до н.э.) и Кюссака (25 000 г.) свидетельствует о том, что прогресс не был равномерным и устойчивым, а шел рывками. Художественные приемы разрабатывались, затем забывались, затем вновь открывались. Тем не менее, некоторые абстрактные мотивы (например, плакатные знаки), а также определенные приемы росписи и резьбы по камню встречаются в локальных группах памятников. В целом одни и те же темы и стили повторяются художниками на всем европейском континенте, а иногда и за его пределами.

Хронологическая хронология

Вот хронологическая шкала, которая включает в себя самые старые памятники теменного искусства со всего мира.

Примечание: все даты указаны до нашей эры («до христианской эры»), как и «до нашей эры».

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ

200 000 BCE
100 000
90-70
000 70 000
60 000

40

000 39 000
37,900 37
000
35

000 39 000 36
000

26 500
26 000
25




000 24
000 23 000


20 000 180 000 на 18 000 17 500 17 200 000
18
000
17 500 17 200 000 17-13 000 16 000 15 000 14 000









13 500 13
000
12 500 12
000


11
000 10 000
7 500
Появление современного человека в странах Африки к югу от Сахары.
Начало последнего ледникового периода (окончание 10 000 г.)
Современный человек начинает мигрировать на север из Африки.
Абстрактные гравюры в пещере Бломбос , Южная Африка.
Абстрактные гравюры Diepkloof Eggshell, Южная Африка.
Современный человек прибывает в Австралию.
Современный человек прибывает в Западную Европу.
Начало ориньякского искусства (окончание 25 000 г.)
Расписные знаки пещеры Эль-Кастильо, Кантабрия, Испания.
Трафареты и картины из пещеры Сулавеси, Индонезия.
Абстрактные гравюры в пещере Горхэма, Гибралтарская скала.
Гравюры Абри Кастанье, Дордонь, Франция.
Наскальные рисунки Фумане, холмы Лессини, Верона, Италия.
Пещера Альтамира: абстрактные символы и отпечатки ладоней.
Наскальные рисунки Шове, долина Ардеш, Франция.
Пещерное искусство Колибоая, природный парк Апусени, Румыния.
Гравюры Grotte des Deux-Ouvertures, долина Ардеш.
Наварла Габарнманг, рисунок скального убежища, Австралия.
Начало граветтского искусства (конец 20 000 г.) Наскальные рисунки
Коскера, недалеко от Марселя, Франция.
Гравюры в пещере Кюссак, Дордонь, Франция.
Наскальные рисунки Пеш-Мерль, Кабрере, Франция.
Трафареты для рук из пещеры Гарга, Верхние Пиренеи, Франция.
Пещерное искусство Русадур, Керси, Лот, Франция.
Наскальные рисунки Куньяка, Гурдон, Лот, Франция.
Скульптура Венеры в Лауссельском приюте, Дордонь, Франция.
Рельефная скульптура лосося из пещеры Абри дю Пуассон, Франция.
Начало солютрейского искусства (конец 15 000 г.)
Наскальные рисунки Ла Пилета, Малага, Испания.
Пещера Коональда Пальцевый флейтинг, равнина Нуллабор, Австралия.
Абстрактные знаки пещеры Le Placard, Шаранта, Франция.
Каменные рельефы Рок-де-Сер, Шаранта, Франция.
Наскальные рисунки Ласко: вершина наскальной живописи.
Наскальные рисунки Ла-Пасьега, Пуэнте-Вьесго, Испания.
Начало мадленского искусства (конец 10 000 г.)
Наскальные рисунки Альтамира: апогей искусства каменного века.
Cap Blanc Rock Shelter Frieze, Дордонь, Франция.
Наскальные рисунки Фон-де-Гом, Дордонь, Франция.
Наскальные рисунки Тито Бустильо, Астурия, Испания.
Пещера Руффиньяк («Пещера ста мамонтов»), Франция.
Tuc d’Audoubert Bison Reliefs, Центральные Пиренеи, Франция.
Гравюры в пещере Trois Freres, Верхние Пиренеи, Франция.
Наскальные рисунки Каповой (пещера Шульган-Таш), Россия.
Рисунки углем из пещеры Нио, Верхние Пиренеи, Франция.
Скульптура Roc-aux-Sorciers Frieze, Вена, Франция.
Гравюры в пещере Les Combarelles, Дордонь, Франция.
Гравюры в пещере Аддаура, Монте-Пеллегрино, Италия.
Ледниковый период заканчивается.
Куэва-де-лас-Манос (Пещера Рук), Аргентина.

ПОЖАЛУЙСТА, ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ : Для получения подробной информации об отдельных пещерах
см.: Какие наиболее важные места пещерного искусства?

Где находится «Пещерное искусство»?

Наскальные рисунки были найдены на всех континентах, кроме Антарктиды. В Европе открыто около 350 местонахождений, от самой южной оконечности Пиренейского полуострова (Гибралтар) до российского Урала. Из них почти половина (около 160) находится во Франции. Есть несколько горячих точек, все они расположены в регионе франко-кантабрийского пещерного искусства (40 000–10 000 лет до н. э.), на севере Испании и юге Франции. К ним относятся: (1) Дордонь на юго-западе Франции (Абри-Кастане, Кюссак, Лоссель, Абри-дю-Пуассон, Ласко, Фон-де-Гом, Руффиньяк, Комбарель, Кап-Блан); (2) Французские Пиренеи (Гарга, Тюк д'Одубер, Труа Фререс, Нио); (3) Французские Альпы(Шове, Грот Дез-Увертюр, Шабо, Эббу); (4) Кантабрия на северном побережье Испании (Эль-Кастильо, Альтамира, Ла-Пасьега, Тито-Бустильо).

Пятой горячей точкой искусства каменного века является плато Швабской Юры в Баден-Вюртемберге, Германия (Холенштейн-Штадель, Холе-Фельс, Фогельхерд, Гайсенклостерле - см. Резьба по слоновой кости Швабской Юры ). Однако он известен только своей переносной резьбой, такой как Человек-лев из Холенштейна Штаделя, а не наскальным искусством.

В других странах Европы пещеры есть в Португалии, Италии и Сицилии, Сербии и Хорватии, Румынии и России.

ПРИМЕЧАНИЕ. Информация о палеолитическом искусстве в Китае очень скудна, за исключением древней керамики , найденной в пещере Сяньрендонг (18 000 г. до н.э.) в провинции Цзянси и пещере Ючаньян (16 000 г. до н.э.) в провинции Хунань.

Как видите, распространение наскального искусства очень неравномерно, отчасти из-за влияния как минимум трех факторов. (1) Геологическая среда . Например, холмистый карстовый/известняковый ландшафт (например, долина Ардеш в Роне-Альпах), скорее всего, будет иметь гораздо больше пещер или скальных укрытий, чем гранитный ландшафт или низменный речной бассейн. (2) Климат. Например, распространенность пещер во французских Пиренеях и испанской Кантабрии, по-видимому, географически связана с распространением ледяной шапки. По мере того как лед отступал на север во время мезолита (около 10 000–5 000 лет до н. э.), увлекая за собой стада северных оленей, пещеры стали менее важными как церемониальные или ритуальные центры. Для сравнения, на острове Сулавеси в незамерзающей Индонезии пещеры — единственные места, где можно надежно укрыться от сильного дождя и общих условий джунглей. (3) Местные культурные традиции. Например, ряд пещер имеют долгую историю использования в качестве художественных галерей (хотя и с перемежающимися длительными периодами неиспользования), что свидетельствует о том, что художники, как правило, возвращаются в устоявшиеся места. Это может быть связано с сохранением ритуалов или других церемоний. Кроме того, наличие одной пещеры, по-видимому, способствует развитию других в этом районе. Примеры включают Монте-Кастильо, где находится несколько важных доисторических пещер в Испании, таких как Эль-Кастильо, Ла-Пасьега, Лас-Монедас и Лас-Чименеас; и пещерный комплекс Tuc d'Audoubert и Trois Freres в департаменте Арьеж в центральных Пиренеях на юго-западе Франции.

Установление четких закономерностей распределения пещер каменного века затруднено из-за вероятности того, что многие украшенные пещеры остаются неоткрытыми, запечатанными или подводными. Начнем с того, что не все пещеры доступны — некоторые (например, Шове и Ласко) были засыпаны на тысячелетия оползнями, а другие могут быть точно так же погребены. Даже некоторые камеры в известных пещерах могут быть запечатаны. Кроме того, многие прибрежные пещеры и убежища, вероятно, были разрушены повышением уровня моря. Например, после последнего оледенения Средиземное море поднялось примерно на 115 метров (375 футов), затопив ряд пещер, в том числе Коскер. Между тем, пещера Колибоая в природном парке Апусени, Румыния, страдает от постоянных наводнений, из-за которых до недавнего времени спелеологи не могли обнаружить его наскальные рисунки. Наконец, из-за нехватки ресурсов некоторые каменные убежища могут остаться недатированными и не раскопанными. В Африке, например, есть буквально сотни древних пещер, в которых могут быть какие-то произведения искусства, но которые вряд ли будут исследованы из-за отсутствия денег.

Скальные убежища против глубоких пещер

Как упоминалось в начале этой статьи, наскальные рисунки встречаются в двух разных типах мест — либо в неглубоких скальных убежищах, либо в глубоких пещерах.

Убежища обычно были заняты (охотниками-собирателями и их семьями), поэтому люди жили и работали в непосредственной близости от гравюр, картин и барельефов. В результате изображения часто искажались, уничтожались или стирались, особенно картины. С другой стороны, только убежища, обычно освещенные солнечным светом, как правило, использовались в качестве площадок для каменных скульптур, таких как настенные фризы.

Напротив, археологические данные показывают, что глубокие пещеры, как правило, были необитаемы, за исключением художников и, возможно, небольшого семейного круга. Более того, их посещало очень небольшое количество людей. Таким образом, глубокое пещерное искусство было создано не для всеобщего обозрения, а по какой-то другой причине - возможно, в церемониальных целях. Подробнее об этом см.: Почему было создано пещерное искусство?

Как датируется пещерное искусство?

Эпоха наскальной живописи имеет глубокие последствия для самой пещеры и изображений на ее стенах и потолке. Пещера Колибоайя, например, частично затопленная территория на северо-западе Румынии, считалась совершенно неважной до 2009 года, когда исследователи-любители обнаружили несколько рисунков углем.. Они были исследованы и датированы французскими экспертами примерно 30 000 г. до н.э. В результате пещера была практически закрыта и вскоре станет предметом междисциплинарного международного проекта с участием археологов, антропологов, палеонтологов, а также множества специального оборудования. Помимо значительного престижа, это обеспечит занятость в регионе, а также долгосрочные доходы от туризма. Поэтому свидания очень важны.

В настоящее время, например, существует три метода датировки наскальных рисунков.

Стилистические знакомства

Этот метод используется, когда нет подходящего органического материала для тестирования. Исследователи сравнивают изображения или приемы рисования, использованные в той или иной картине, с другими, даты которых уже установлены. Например, в пещере Колибоайя французские эксперты оценили дату рисунков от 23 000 до 30 000 г. до н.э., основываясь на стилистическом сравнении с аналогичными рисунками в Шове, которые уже были датированы углеродом до 30 000 г. до н.э. Научные тесты позже дали точную дату 30 000 г. до н.э. Этот подход был впервые предложен аббатом Анри Брейем, французским священником и археологом, который основывал его в основном на наличии или отсутствии « искривленной перспективы ».' - когда животное изображено в профиль, но рогами, рогами, бивнями или копытами обращены вперед. Схема Брейля, оказавшаяся неточной, позже была заменена более сложной схемой, включающей четыре основных стиля, разработанной Андре Леруа-Гураном. Но и этого оказалось недостаточно. Сегодня исследователи доисторической эпохи используют более сложные сравнительные методы, основанные на компьютерном картографическом программном обеспечении, но даже они имеют свои ограничения. Например, тот факт, что картина А (во французской пещере) нарисована так же, как картина В (в испанской пещере), не означает, что она должна быть создана в то же время. Другая проблема заключается в том, чтобы точно определить, какие стилистические элементы следует сравнивать?

Косвенное знакомство

Этот метод используется, когда доступны датируемые материалы, но они не являются частью фактического произведения искусства. Например, если картина покрыта тонким слоем кальцита, то датирование кальцита может установить минимальный возраст. Или, если фрагмент картины (или скульптуры) отрывается и позже обнаруживается в датируемых археологических слоях, то датирование слоев может дать приблизительную дату падения искусства и, таким образом, минимальный возраст самого искусства. Или, если в пещере есть материалы, косвенно связанные с произведением искусства, такие как цветные пигменты с датируемым датированием или инструменты для изготовления пигментов, то они также могут помочь определить приблизительный возраст. Современный пример непрямого датирования в Австралии включает использование оптически стимулированной люминесценции (OSL) для определения возраста осы. Картина Брэдшоу в Кимберли. Гнездо было датировано OSL 15 500 г. до н.э., что доказывает, что изображение было не менее старым.

Прямые знакомства

Этот метод можно использовать только в том случае, если сама картина содержит такой материал, как древесный уголь или другие органические соединения, которые можно непосредственно проверить. Наиболее распространенным и наиболее надежным методом прямого датирования является радиоуглеродное датирование. Для радиоуглеродного датирования — метода, изобретенного Уиллардом Либби в конце 1940-х годов, — раньше требовалось столько древесного угля, что приходилось жертвовать целой картиной, что было едва ли возможно. К счастью, развитие ускорительной масс-спектрометрии (1977-87 гг.) означает, что теперь можно получать радиоуглеродные даты из образцов размером с булавочную головку, которые можно отрывать от картины, не причиняя заметного ущерба. Тем не менее, техника не беспроблемна. Например,

Новые методы свиданий

Там, где органические материалы недоступны для тестирования, что исключает использование радиоуглеродного датирования, исследователи могут попробовать множество других методов. К ним относятся: электронный спиновой резонанс (ЭПР), термолюминесценция (ТЛ), оптически стимулированная люминесценция (ОСЛ) и тестирование урана/тория (U/Th). В 2012 году ураново-ториевый метод был использован для определения возраста крошечных кальцитовых сталактитов в пещере Эль-Кастильо, которые образовались поверх картины красной охрой. Он датировал картину по крайней мере 39 000 лет до нашей эры, что делает ее самой старой наскальной живописью в мире.

Каковы различные типы пещерного искусства?

Как указывалось в начале этой статьи, существует пять различных видов пещерного искусства: отпечатки рук (включая следы пальцев), абстрактные знаки, фигуративная живопись, гравюра и рельефная скульптура. Последние три связаны с фигуративными произведениями и, вообще говоря, следуют схожим темам.

ПОЖАЛУЙСТА, ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ : Для получения подробной информации о конкретных пещерах см.: Какие наиболее важные места пещерного искусства?

Темы

Будь то в залитых солнцем каменных убежищах или в темных глубоких пещерах, пещерное искусство — это искусство животных . Правда, изображений животных намного меньше, чем абстрактных символов (точки, полосы, круги, линии, треугольники), которые можно найти почти в каждой пещере, но рисунки животных остаются — по крайней мере, визуально — доминирующим изобразительным искусством ледникового периода. , и ключ к пониманию эстетики наших предков

Большинство изображенных животных — это взрослые особи, нарисованные в профиль, без учета масштаба. Самые распространенные изображения – лошади. В некоторых пещерах их может быть больше, чем бизонов (Альтамира) или северных оленей (Ла Пасьега), иногда даже носорогов и львов (Шове во время ориньяка) или, намного позже, мамонтов (Руффиньяк во время мадленского периода). Но в целом лошади преобладают в большинстве регионов и стилей, несмотря на то, что они были гораздо менее распространенной пищей, чем бизоны или северные олени, изображения которых также в большом количестве встречаются на протяжении всего верхнего палеолита. Менее популярны львы, носороги и медведи, за исключением Шове. Действительно, ориньякские художники уделяли гораздо больше внимания хищникам, и эта тенденция изменилась в начале граветта около 25 000 г. до н.э. когда любимой темой стали охотничьи животные. Рыба изображается редко: два исключения: рельеф лосося в Абри-дю-Пуассон и рисунок палтуса в Ла-Пилета. Есть также несколько редких примеров воображаемых животных, таких как двурогий «единорог» Ласко. Животных можно изображать целиком или изображать только головами или другими частями. Изображения, как правило, рисуются точно и чаще как отдельные лица: нет, например, изображений стад или сцен спаривания, хотя беременность видна (La Pileta). Земля редко рисуется, и никогда нет пейзажа. Размер обычно определяется контурами стен и пространством, но некоторые изображения — например, большие быки или туры в Ласко — могут превышать 5 метров в длину. Рыба изображается редко: два исключения: рельеф лосося в Абри-дю-Пуассон и рисунок палтуса в Ла-Пилета. Есть также несколько редких примеров воображаемых животных, таких как двурогий «единорог» Ласко. Животных можно изображать целиком или изображать только головами или другими частями. Изображения, как правило, рисуются точно и чаще как отдельные лица: нет, например, изображений стад или сцен спаривания, хотя беременность видна (La Pileta). Земля редко рисуется, и никогда нет пейзажа. Размер обычно определяется контурами стен и пространством, но некоторые изображения — например, большие быки или туры в Ласко — могут превышать 5 метров в длину. Рыба изображается редко: два исключения: рельеф лосося в Абри-дю-Пуассон и рисунок палтуса в Ла-Пилета. Есть также несколько редких примеров воображаемых животных, таких как двурогий «единорог» Ласко. Животных можно изображать целиком или изображать только головами или другими частями. Изображения, как правило, рисуются точно и чаще как отдельные лица: нет, например, изображений стад или сцен спаривания, хотя беременность видна (La Pileta). Земля редко рисуется, и никогда нет пейзажа. Размер обычно определяется контурами стен и пространством, но некоторые изображения — например, большие быки или туры в Ласко — могут превышать 5 метров в длину. и рисунок палтуса в Ла Пилета. Есть также несколько редких примеров воображаемых животных, таких как двурогий «единорог» Ласко. Животных можно изображать целиком или изображать только головами или другими частями. Изображения, как правило, рисуются точно и чаще как отдельные лица: нет, например, изображений стад или сцен спаривания, хотя беременность видна (La Pileta). Земля редко рисуется, и никогда нет пейзажа. Размер обычно определяется контурами стен и пространством, но некоторые изображения — например, большие быки или туры в Ласко — могут превышать 5 метров в длину. и рисунок палтуса в Ла Пилета. Есть также несколько редких примеров воображаемых животных, таких как двурогий «единорог» Ласко. Животных можно изображать целиком или изображать только головами или другими частями. Изображения, как правило, рисуются точно и чаще как отдельные лица: нет, например, изображений стад или сцен спаривания, хотя беременность видна (La Pileta). Земля редко рисуется, и никогда нет пейзажа. Размер обычно определяется контурами стен и пространством, но некоторые изображения — например, большие быки или туры в Ласко — могут превышать 5 метров в длину. Животных можно изображать целиком или изображать только головами или другими частями. Изображения, как правило, рисуются точно и чаще как отдельные лица: нет, например, изображений стад или сцен спаривания, хотя беременность видна (La Pileta). Земля редко рисуется, и никогда нет пейзажа. Размер обычно определяется контурами стен и пространством, но некоторые изображения — например, большие быки или туры в Ласко — могут превышать 5 метров в длину. Животных можно изображать целиком или изображать только головами или другими частями. Изображения, как правило, рисуются точно и чаще как отдельные лица: нет, например, изображений стад или сцен спаривания, хотя беременность видна (La Pileta). Земля редко рисуется, и никогда нет пейзажа. Размер обычно определяется контурами стен и пространством, но некоторые изображения — например, большие быки или туры в Ласко — могут превышать 5 метров в длину. Земля редко рисуется, и никогда нет пейзажа. Размер обычно определяется контурами стен и пространством, но некоторые изображения — например, большие быки или туры в Ласко — могут превышать 5 метров в длину. Земля редко рисуется, и никогда нет пейзажа. Размер обычно определяется контурами стен и пространством, но некоторые изображения — например, большие быки или туры в Ласко — могут превышать 5 метров в длину.

Также встречаются изображения людей или человекоподобных фигур (на сегодняшний день менее 100), но гораздо реже по сравнению с картинами и гравюрами животных. Помимо того, что рисунки людей очень редки, они, как правило, лишь частично завершены и не натуралистичны (в основном фигурки из палочек). Исключительны рисунки полных человеческих фигур (менее 20): они включают в себя: резные женские фигуры (Лоссель, Ла Магдалена, Ле Рок о колдунах), или высеченные наброски женщин на мягких поверхностях (Кюссак, Пеш-Мерль), или гравированные мужчины ( Габилу, Сен-Сирк, Су-Гран-Лак). Есть несколько загадочных изображений антропоморфов шаманского типа, таких как «Колдун» в Les Trois Freres, а также другие в Fumane, Lascaux, Niaux, Gabillou и Addaura.

Сегменты тела, включая руки и головы, а также женские и мужские гениталии, гораздо более многочисленны и, как правило, наиболее распространены в более древних пещерах (Абри Кастане, Шове, Коскер, Пеш-Мерль, Гаргас), хотя изображения женские органы встречаются на протяжении всего верхнего палеолита (Бедейак, Фонт-Баржикс, Тито Бустильо).

Примечание: людей гораздо чаще можно увидеть в портативном искусстве, на которое приходится три четверти всех человеческих изображений, созданных во время ледникового периода. Например, фигурки Венеры — скульптуры полных женщин — не имеют аналогов в пещерном искусстве.

Отпечатки ладоней (и отпечатки пальцев)

Самая простая и старейшая форма самовыражения, обнаруженная в доисторических пещерах, - это маркировка пальцами или прослеживание, иногда называемое «флейтингом пальцев». Это древнее искусство, которое можно увидеть на стенах из мягкой глины, обычно состоит из бесформенных закорючек, но может также изображать фигуры животных и даже гуманоидов. Хорошие примеры можно увидеть в Альтамира, Антильяна-дель-Мар, Бауме Латронн, Коскер, Кунальда (Австралия) и Руффиньяк.

Отпечатки ладоней являются одним из наиболее распространенных изображений наскального искусства и появляются в пещерах каменного века по всему миру, включая Сулавеси (Индонезия), Коскер (Франция), пещеру Ферн (Австралия), пещеру Эландс-Бей (Южная Африка), Эль-Кастильо ( Испания), Гаргас (Франция), Мальтравьесо (Испания), Куэва-де-лас-Манос (Аргентина), Альтамира (Испания), Пещеры Восточного Калимантана (Борнео) и многие другие. Согласно недавнему анализу, большинство раскрашенных рук в пещерах принадлежат женщинам.

Существует два основных типа отпечатков рук: нарисованные отпечатки или трафаретные силуэты. Либо рука была окрашена (обычно красным, белым или черным пигментом), а затем нанесена на поверхность камня, создавая грубое изображение руки; или руку помещали на стену или потолок, а затем через полую трубку над ней выдували пигмент, оставляя силуэт руки на камне. Иногда трафарет делали просто, обводя его подушечкой, смоченной в пигменте.

Самые яркие примеры ручной росписи происходят, когда отпечатки появляются в виде кластера. Самые известные примеры находятся в: пещере Шове (4 панели с более чем 400 отпечатками ладоней, включая «панель ручных трафаретов» и «панель красных точек»); Пещера Эль-Кастильо (группа из 44 в «Галерее рук»); Куэвас-де-лас-Манос (скала, покрытая ручными трафаретами); Пещеры Восточного Калимантана (1500 негативных отпечатков ладоней в 30 пещерах).

На некоторых отпечатках ладоней отсутствует палец или часть пальца. Самый трагический пример этого явления — серия изувеченных рук в пещере Гаргас во французских Пиренеях. Хотя преднамеренное увечье пальцев практикуется в некоторых частях мира, например, на юге Африки, считается, что отпечатки ладоней Гарги являются результатом плохого состояния здоровья.

Абстрактные знаки

Пещеры ледникового периода содержат в два раза больше абстрактных знаков , чем изображений животных. Согласно недавнему исследованию Женевьевы фон Петцингер и Эйприл Ноуэлл, этот загадочный тип пещерного искусства может быть самым ранним известным изобразительным языком. Особо следует отметить тот факт, что 75 процентов всех основных доисторических знаков были введены в эпоху ориньяка, то есть в первую фазу палеолитического наскального искусства. Это говорит о том, что человеческое понимание символического искусства, вероятно, впервые возникло в Африке, и это предположение, по-видимому, подтверждается открытиями штриховых символов в пещере Бломбос и скальном убежище Дипклуф в Южной Африке.

Всего Петцингер и Ноуэлл выделили 24 основных признака. Они включают в себя: Авиформы, Круги, Клавиформы, Кордиформы, Штриховка, Крестообразные формы, Точки, Веерные формы, Полукруги, Линии, Открытые углы, Овалы, Пектиформы, Пенниформы, Четырехугольники, Рениформы, Лестничные формы, Змеевидные формы, Спирали, Тектиформы, Треугольники. , Unciforms, W-знаки и зигзаги. В период, известный как верхний палеолит (40 000–10 000 лет до н. э.), большинство из этих форм повторялись снова и снова. Такая преемственность доказывает, что эти маркировки были не случайными каракулями, а преднамеренными знаками.

Встречаются поодиночке или группами, на стенах, потолках и полу в глубоких пещерах, а также в каменных убежищах; их можно найти в изолированных местах в пещере или рядом с фигурками животных и людей. У одной из «китайских лошадей» в Ласко есть перистые знаки Penniform по обеим сторонам передних ног и гребенчатая форма над головой. Знаменитая картина «Человек, раненный копьями» в Пеш-Мерле включает символ авиформы в виде плаката рядом с головой человека.

ПРИМЕЧАНИЕ. Наиболее распространенным символом в пещерах ледникового периода, который встречается примерно в 70 процентах мест за все время, является линия . Следующими по распространенности были знак открытого угла и точка — оба найдены примерно в 42 процентах пещер. Интересно, что и спираль, и зигзаг были редкими явлениями, несмотря на то, что они были чрезвычайно распространены в эпоху голоцена, особенно в мегалитическом искусстве .

 

Картина

Первоначально считалось, что наскальная живопись постепенно совершенствовалась, тысячелетие за тысячелетием. Это предположение рухнуло, когда в 1994 году в Шове было обнаружено искусство. Проще говоря, оно было слишком сложным для предполагаемого возраста. А когда результаты радиоуглеродного анализа подтвердили, что этому искусству уже 30 000 лет до н. э., стало ясно, что современный человек начал создавать произведения искусства очень высокого качества гораздо раньше, чем считалось ранее, — всего за 10 000 лет до прибытия в Европу. Тем не менее, методы наскальной живописи не показывают постепенный, устойчивый прогресс. Вместо этого, кажется, были внезапные прорывы, за которыми следовали затишья или даже отступления (или достижения в различных видах искусства, таких как переносная скульптура), за которыми следовал дальнейший прогресс. Например, следующее крупное улучшение по сравнению с Шове произошло только после Ласко (17 000–13 000 лет), примерно 13 000 лет спустя. Тем не менее, спустя 2000 лет после этого в Альтамире появился великолепный разноцветный бизон, считающийся апогеем пещерного искусства ледникового периода.

Наскальная живопись обычно выполнялась либо красным, либо черным пигментом. Красные цвета — это оксиды железа, такие как гематит или охра. Черные, либо двуокись марганца, либо уголь. Подробнее см.: Доисторическая цветовая палитра . Исследования используемых пигментов выявили добавление «наполнителей», таких как тальк или полевой шпат, чтобы краска ложилась дальше, а также «связующих», таких как животные и растительные масла, чтобы пигменты прилипали к поверхности стены.

Картины обычно выполнялись с использованием простых контуров или с добавлением некоторого заполнения, хотя иногда достигалась высокая степень сложности - например, некоторые монохромные животные в Шове демонстрируют высококачественное затенение. Редкими исключениями были двухцветные и трехцветные фигуры, появившиеся во времена Магдалины (включая полихромного бизона на потолке в Альтамире). Цветовые пигментыприменялись различными способами. Либо прямо пальцем, либо уголком, который держат как карандаш, либо кусочком красной охры, либо кистью из шерсти животных, либо моховой подушечкой. Иногда, как и в технике ручного трафарета, пигмент разжижался, а затем выдувался через полую трубку, сделанную из кости животного.

Росписи были найдены не только на стенах и полах, но и на потолках - задача, которая иногда (например, у Ласко) требовала возведения лестницы или каких-либо строительных лесов.

Обычно наскальные рисунки создавались в три этапа, в зависимости от опыта художника, контура поверхности скалы, наличия света и обилия сырья. Возьмем, к примеру, картину с изображением бизона. Сначала очертания и основные черты животного рисуются на поверхности камня черным цветом с помощью древесного угля или марганца (или его можно прорезать краем камня). После этого готовый рисунок заполняется красной охрой или другим пигментом. Наконец, края тела животного обычно заштрихованы большим количеством черного, чтобы увеличить его трехмерность.

Наскальная гравюра

Доисторические наскальные рисунки более многочисленны, чем картины, но гораздо менее впечатляющие. Действительно, некоторые едва заметны. Их насечки, сделанные чем угодно, от острого кремня до грубой кирки, могут быть глубокими и широкими или тонкими и поверхностными, в зависимости от характера поверхности скалы. В качестве альтернативы, если поверхность слишком шероховатая для тонких надрезов, художник может полагаться на методы царапания и соскабливания. Затенение можно добавить, воспользовавшись контрастом между белым цветом выгравированных линий и темным цветом камня. Эти петроглифысоставляют одни из самых ранних видов искусства на планете (Blombos, Diepkloof) и обычно встречаются наряду с другими формами искусства, такими как живопись и рельефная скульптура. На самом деле иногда трудно отличить гравюру от скульптуры (Абри дю Пуассон, Рок де Серс). Лишь несколько пещер (Абри Кастане, Кюссак, Комбарель) украшены исключительно гравюрами.

Примечание: гравюр на открытом воздухе намного больше, чем в пещерах. Австралия, например, особенно богата петроглифами всех видов - см . Наскальное искусство полуострова Берруп (ок. 30 000 г. до н.э.). См. Также: Гравюры долины Коа, Португалия (22 000 г. до н.э.).

В Европе самая ранняя гравюра ледникового периода находится в пещере Горхэм (37 000) и Абри Кастане (35 000), а лучшие образцы появляются в Ласко, Рок-де-Сер, Ле Труа-Фрер и Ле Комбарель. Самый загадочный пример, пожалуй, одна из гравюр в пещере Аддаура, найденная на горе Пеллегрино, недалеко от Палермо, Италия. На нем изображена уникальная сцена человеческого жертвоприношения с двумя болезненно связанными поверженными жертвами, окруженными другими (включая двух шаманов), которые танцуют.

Хотя на подавляющем большинстве наскальных рисунков изображены животные, также можно увидеть ряд выгравированных абстрактных знаков и человеческих фигур, а также мужские и женские гениталии.

Рельефная скульптура

Доисторическая скульптура — то есть рельефная скульптура — наименее распространенная форма искусства верхнего палеолита. Во Франции он встречается только в 10 процентах известных мест, и то только в каменных убежищах, а не в глубоких пещерах. Наиболее важными примерами являются фризы каменной скульптуры в Кап-Блан в Дордони, Рок-де-Сер в Шаранте и Рок-о-Сорсье в Вене. Кроме того, есть несколько великолепных отдельных рельефов, таких как Венера Лоссельская.и лосось в Абри дю Пуассон, оба в Дордони. Есть еще один вид пещерной скульптуры — лепка из глины. Созданные исключительно в течение среднего или позднего мадленского периода, глиняные рельефы встречаются только в четырех пещерах французских Пиренеев: Тюк д’Одубер, Бедейлак, Лабуиш и Монтеспан. Наиболее важным является Tuc d'Audoubert, который известен своими поразительными рельефами бизонов на уровне пола, изображающими двух животных в сцене предварительного спаривания. В Бедейлаке есть барельеф бизона, вылепленный на глиняной стене убежища, а глиняная скульптура Монтеспана изображает присевшего медведя.

Какие самые важные места пещерного искусства?

Это очень сложный вопрос. Купулы, например, представляют собой самый распространенный, самый загадочный и самый древний вид «пещерного искусства». Что делает пещеру Аудиториум в Индии довольно важной. (Подробнее см.: Петроглифы Бхимбетка , Мадхья-Прадеш.) Но купулы выглядят довольно скучно, и никто не понимает, что они собой представляют. Собственно пещерное искусство началось (насколько нам известно) около 40 000 г. до н.э. в Европе (пещера Эль-Кастильо на севере Испании) и в Юго-Восточной Азии (пещера Сулавеси в Индонезии).

Что касается различных видов искусства, пещеры, в которых находятся наиболее важные коллекции фигуративного рисунка и живописи , включают: Шове, Ласко и Альтамира, а также Нио, Фон-де-Гом и Ла Пасьега. Пещеры с самыми важными коллекциями фигуративной гравюры включают Trois Freres, Les Combarelles, Cussac и Roucadour, а рельефная скульптура лучше всего представлена ​​​​в Lausssel, Roc-de-Sers, Cap Blanc, Tuc d'Audoubert и Roc-aux-Sorciers. Лучшие образцы ручных трафаретов можно увидеть на Сулавеси, в пещере Гаргас и в Куэва-де-лас-Манос . включают: пещеру Коональда и пещеру Руффиньяк. Наконец, пещеры с наиболее интересными абстрактными знаками включают: Эль-Кастильо, Альтамира, Шове, Пеш-Мерль, Русадур, Ле-Плакар, Ласко и Ла-Пасьега. Для получения дополнительной информации см. Следующий список самых известных мест искусства каменного века.

Нарисованные знаки в пещере Эль-Кастильо (39 000 г. до н. э.) Кантабрия, Испания
. В этой кантабрийской пещере есть множество трафаретных отпечатков рук, а также изображения лошадей, северных оленей, мамонтов и собак. Он известен, в частности, своей панелью из красных дисков, крестообразным знаком, состоящим почти из 200 красных точек, несколькими прекрасными гравюрами лошадей в камере Ротонды и знаменитым вертикальным человеком-бизоном пещеры. Самым старым произведением искусства в пещере является большой красный диск, который ученые датируют 39 000 г. до н.э., используя метод уран/торий (U/Th). Это самая старая наскальная живопись в Европе.

Пещерное искусство Сулавеси (37 900 г. до н. э.) Индонезия
. Древнейшее известное азиатское искусство эпохи палеолита. олень», датируемый по крайней мере 33 400 г. до н.э., является еще одним доказательством того, что пещерное искусство зародилось не в Европе, а было развито в Африке анатомически современным человеком до его миграции по всему миру.

Пещера Горхэма. Абстрактные гравюры (37 000 г. до н.э.) Скала Гибралтара
Эта пещера неандертальцев известна своими восемью наскальными рисунками с узорами, подобными найденным в Бломбосе и Дипклофе. Эти петроглифы вызвали сомнения в том, что все пещерные гравюры выполнены современным человеком, хотя ученые по-прежнему убеждены, что неандертальцы были отсталыми в художественном отношении.

Гравюры Абри Кастанье (35 000 г. до н. э.) Дордонь, Франция
Известен своими круглыми вырезанными рисунками женских гениталий. Представляет старейшее наскальное искусство во Франции.

Пещерные рисунки Фумане (35 000 г. до н. э.) Лессини-Хиллз, Верона, Италия
В Фумане есть несколько картин, выполненных красной охрой, в том числе изображение животного с длинной шеей (возможно, ласки), странного пятиногого существа и антропоморфного фигура — известная как «Шаман» — в маске с рогами. Самая старая из этих фигур датируется 35 000 г. до н.э., что делает ее старейшим известным образцом изобразительного искусства, поскольку она на 1600 лет старше изображений животных на Сулавеси.

Наскальные рисунки Альтамира (34 000 г. до н.э.) Кантабрия, Испания
. Доисторическое искусство в этой пещере, считающееся лучшим во всей Испании, создавалось в разные периоды, включая ориньякский и мадленский. Самая ранняя картина представляет собой пару абстрактных символов в форме булавы (клавиформы) красной охры, которые были датированы методами U / Th по крайней мере 34 000 г. до н.э. Позже, около 15 000 г. до н.э., наскальные художники украсили Большой потолок массой полихромных бизонов, которые являются одними из лучших изображений животных, когда-либо обнаруженных.

Наскальные рисунки Шове (30 000 г. до н. э.), долина Ардеш, Франция.
Шове (30 000 г. до н.э.) наряду с Ласко (около 17 000 г. до н.э.) и Альтамира (около 15 000 г. до н.э.) считается одним из самых важных мест живописи каменного века. Из-за необычайной сложности его монохромных картин и рисунков они подверглись огромному количеству прямых датировок, в результате которых был получен окончательный возраст от 31 000 до 28 000 лет до нашей эры. Основные моменты рисунков Шове включают: «Панель со львами»; «панно с лошадьми»; «панно носорогов»; и рисунок/гравюра «Колдун». Необычно то, что на многих изображенных животных охотились не ради еды. Также присутствует обилие абстрактных геометрических символов, например, на панели красных точек.

Пещерное искусство Колибоайя (30 000 г. до н. э.), природный парк Апусени, Румыния
. Восемь рисунков животных углем, стилистически схожих с рисунками в Шове во Франции, самые старые из которых датированы радиоуглеродным методом как минимум 30 000 г. до н. э. Это делает его древнейшим наскальным искусством в Центральной или Юго-Восточной Европе.

Наскальные рисунки Deux-Ouvertures (26 500 г. до н. э.) близ Шове
. Известны своими прекрасными наскальными гравюрами, самые старые из которых были датированы углеродом примерно 26 500 г. до н. э. В основном они встречаются в отдаленной части пещеры, они включают около 30 мамонтов, туров, бизонов и горных козлов, а также нечеткую форму (получеловека-полуживотного), напоминающую «Колдуна» в пещере Габийоу.

Наварла Габарнманг, рисунок углем (26 000 г. до н.э.) Австралия
Наварла Габарнманг является домом для древнейшей подлинной наскальной живописи аборигенов в Австралии – выцветшего рисунка углем, сделанного на куске скалы и состоящего из 2 пересекающихся линий с некоторой заливкой. Возраст каменного фрагмента составляет от 28 000 до 45 600 лет, а рисунок прямо датирован 26 000 г. до н.э. Он представляет собой старейшее известное наскальное искусство в Австралии, хотя, учитывая возраст пиктограмм пещеры Сулавеси, вполне вероятно, что в будущем будут найдены гораздо более старые работы.

Наскальные рисунки Коскера (25 000 г. до н. э.) Недалеко от Марселя, Франция
Созданные в два этапа — сначала в граветтский период, а затем в солютрейский — пещера Коскер (в настоящее время в основном подводная) известна своими трафаретами рук, отпечатками ладоней и изображениями животных (включая некоторые прекрасные изображения черных лошадей и разнообразных морских существ), из которых две трети выгравированы. Кроме того, он содержит редкую доисторическую гравюру человеческого пениса и яичек, а также загадочную человеческую фигуру с головой тюленя.

Гравюры в пещере Кюссак (25 000 г. до н.э.) Дордонь, Франция
Известна своими палеолитическими гравюрами животных (мамонтов, бизонов, носорогов, лошадей, горных козлов), а также некоторых птиц (гусей), а также неопознанных животных с открытым ртом и удлиненная морда. Также присутствуют силуэты женских фигур, а также несколько схематических изображений вульвы, а также многочисленные примеры бесформенного флейтинга пальцев. Самые старые работы в пещере датируются 25 000 годом до нашей эры.

Наскальные рисунки Пеш-Мерль (25 000 г. до н. э.) Кабрере, Франция Пещера,
украшенная в несколько этапов с 25 000 по 13 000 г. до н. трафареты. Другие основные моменты включают «Черный фриз» с изображением бизонов и лошадей и «Раненый человек» в сопровождении нескольких абстрактных знаков типа плакатов.

Трафареты рук из пещеры Гарга (25 000 г. до н. э.) Верхние Пиренеи, Франция
Наиболее известны своей ужасной коллекцией из более чем 200 отпечатков рук, окрашенных в красный и черный цвета, во многих из которых отсутствуют пальцы или части пальцев. Но он также имеет более сотни выдающихся гравюр животных, примеры которых можно увидеть на «панно с изображением большого быка» и «панно с мамонтами».

Пещерное искусство Рукадура (ок. 24 000 г. до н. э.) Керси, Лот, Франция
Искусство Рукадура состоит из примерно 150 гравюр с изображением фигур животных (лошадей, мегацеросов, бизонов, зубров, шерстистых мамонтов и птиц), а также большого количества абстрактных знаков, особенно вертикальных. линии и круги.

Наскальные рисунки Куньяка (23 000 г. до н. э.) Гурдон, Лот, Франция
Известен своими двумя изображениями раненых — одно с тремя воткнутыми в него копьями, другое с семью. В этой же галерее находится тщательно подготовленный фриз красной охры с изображением животных, в том числе красивое изображение длинношерстного козерога. В пещере также есть важный набор из шести авиформных знаков, идентичных знакам в Пеш-Мерль и типовому месту в Ле-Плакард в Шаранте.

Скульптура Венеры в Лауссельском убежище (23 000 г. до н. э.) Дордонь, Франция
Этот 18-дюймовый барельеф был одним из 6 рельефов, обнаруженных на большом блоке известняка в скальном убежище в Лосселе, недалеко от Ласко. В отличие от других известных статуэток Венеры, лоссельская Венера не является портативной и, таким образом, считается наскальным искусством, а не переносной статуэткой. Первоначально окрашенный в красный цвет, он также известен как «Венера с рогом».

Рельефная скульптура лосося из пещеры Абри-дю-Пуассон (23 000 г. до н. э.) Франция
1-метровая скульптура самца лосося, вырезанная в низком рельефе на потолке, первоначально украшенная красной охрой. В приюте также есть сотни изображений, похожих на силуэты животных, а также большое количество геометрических символов (красные и черные точки и линии).

Наскальные рисунки Ла Пилета (18 130 г. до н. э.), Малага, Испания
В пещере хранятся произведения искусства каменного века и позднего железного века. Первый состоит из около 60 фигур животных (лошадей, коз, быков и горных козлов), окрашенных в желтый, оранжевый, красный, белый и черный цвета (некоторые нарисованы пальцами), а также некоторых сцен охоты с человеческими фигурами, вооруженными поднятыми копьями. Кроме того, в пещере около 50 абстрактных знаков (змеевидные формы, спирали, зигзаги, крест-накрест, меандры).

Пещера Кунальда, рифление пальцев (18 000 г. до н. э.), Южная Австралия.
Стены и потолок этой известняковой воронки, которая находится примерно на 70 метров (235 футов) ниже раскаленной плоской поверхности равнины Налларбор, покрыты примитивными отпечатками пальцев (пальцевыми желобками) и царапинами от палок, выполненными в виде решеток, сеток. и узоры елочкой.

Абстрактные знаки пещеры Ле Плакард (17 500 г. до н. э.) Шаранта, Франция
Известна своими птицеподобными абстрактными символами, которые также можно увидеть в пещерах Пеш-Мерль, пещере Куньяк и пещере Коскер. Поскольку Пещера Плакатов - единственная из четырех, чье искусство было прямо датировано (17 500–18 000 г. до н.э.), содержащиеся в ней странные авиформы были названы «знаками типа Плакардов».

Каменные рельефы Рок-де-Серс (17 200 г. до н. э.) Шаранта, Франция
Считающийся важным эталоном солютрейского наскального искусства, Рок-де-сер известен своим фризом из известняковых блоков, украшенным более чем 50 наскальными рисунками и рельефными скульптурами. , изображающие бизонов, лошадей и других животных.

• Наскальные рисунки Ласко (17 000–13 000 лет до н. э.) Дордонь, Франция
Одно из величайших в мире мест доисторической наскальной живописи. Самые известные залы Ласко включают «Зал быков» (украшенный зубрами, лошадьми и единорогом); «Осевая галерея» (с изображением большого черного быка, трех «китайских» лошадей и фриза с маленькими лошадьми; «Неф» с бизонами, расположенными спиной к спине; и «Шахта» со знаменитым черным рисунок мертвеца, птицы и бизона.Ласко также имеет большое разнообразие абстрактных знаков.

Наскальные рисунки Ла-Пасьега (16 000 г. до н.э.) Пуэнте-Вьесго, Испания
Часть той же сети пещер, что и Эль-Кастильо, Ла-Пасьега содержит больше наскальных рисунков, чем любое другое место в Испании. Он включает в себя более 700 отдельных изображений, в том числе гравюры и изображения животных, а также многочисленные абстрактные пиктограммы , такие как точки, стержни, клавиформы, многоугольники, тектиформы и символы в форме перьев, а также ряд человекоподобных фигур. Самое древнее произведение искусства в пещере — серия красных охристых точек — было создано около 19 000 лет до нашей эры.

Cap Blanc Frieze (15 000 г. до н. э.), Дордонь, Франция
. Содержит лучший образец мадленской рельефной скульптуры в мире. На его 13-метровом фризе изображены лошади и бизоны длиной до 2 метров. Наряду с Roc-de-Sers и Roc-aux-Sorciers считается эталоном палеолитической резьбы по камню.

Наскальные рисунки Фон-де-Гом (14 000 г. до н. э.), Дордонь, Франция . Эта пещера
, названная известным археологом аббатом Анри Брейем (1877–1961) одним из шести лучших образцов франко-кантабрийского пещерного искусства, является одним из выдающихся образцов мадленского искусства. искусство заключительного периода палеолита. Действительно, он уступает только Ласко как центр полихромной наскальной живописи во Франции. Его основные моменты включают: «Лижащий олень», «Прыгающая лошадь» и «Бизонский фриз».

Наскальные рисунки Тито Бустильо (14 000 г. до н. э.), Астурия, Испания
. Самые известные галереи пещеры украшены девятью этапами, самая старая из которых датируется 14 000 г. до н. э.: «Галерея лошадей», «Комната вульвы», «Антропоморфная Галерея», где на одном сталактите изображены две человеческие фигуры; и «Пещера ла Льосета», украшенная мужскими фаллическими символами.

Пещерное искусство Руффиньяк (14–12 000 лет до н. э.), Дордонь, Франция.
Эта огромная 8-километровая пещера — крупнейшее место франко-кантабрийского пещерного искусства — украшена картинами и гравюрами животных (преобладают мамонты, включая самое известное изображение мамонт, известный как «Патриарх»), антропоморфные фигуры, абстрактные знаки и 500 квадратных метров каннелюр для пальцев. Его самые известные галереи включают «Священный путь», «Галерею Брейля» и «Большой потолок».

Рельефная скульптура бизона Тук д'Одубера (13 500 г. до н. э.) Пиренеи, Франция
. Наиболее известна своими завораживающими глиняными рельефами трех бизонов, установленными на полу пещеры. узкий проход, известный как Кошачья нора.

Пещерные гравюры Trois Freres (13 000 г. до н.э.) Верхние Пиренеи, Франция
Наиболее известны пещерными рисунками в самой отдаленной пещере, известной как «Святилище». Он состоит из великолепного набора гравюр животных, а также необычного изображения антропоморфной фигуры, известной как «Волшебник». В пещере также находится знаменитая гравюра львицы в натуральную величину в галерее «Часовня львицы».

Наскальные рисунки в Каповой (ок. 12 500 г. до н. э.) Башкортостан, Россия
Капова, расположенная на самой восточной окраине Европы, известна своими изображениями мамонтов и лошадей красной охрой, датируемыми мадленским периодом.

Пещерные рисунки и гравюры Нио (12 000 г. до н. э.) Пиренеи, Франция
Замечательный образец пещерного искусства Магдалины, 2 километра галерей Нио включают «Салон Нуар» с его захватывающими рисунками углем и гравюрами, в том числе подробным рисунком самки горного козла; и камера Reseau Clastres с чрезвычайно редким наброском ласки и уникальной серией доисторических «следов».

Рельефная скульптура Рок-о-Сорсье (ок. 12 000 г. до н. э.) Вена, Франция
. Наиболее известная своим фризом с рельефными скульптурами, изображающими многочисленных животных и человеческие фигуры, Рок-о-Сорсье стоит в одном ряду с пещерой Рок-де-Сер в Шаранте и приют Кап-Блан недалеко от Перигё, как один из самых важных центров доисторической каменной скульптуры во франко-кантабрийском регионе.

Гравюры в пещере Комбарель (12 000 г. до н. э.), Дордонь, Франция
. Содержит более 600 гравированных рисунков, которые были нарисованы в течение примерно двух тысячелетий (12 000–10 000 гг. до н. э.). В основном это изображения животных, самым известным из которых является «Пьющий северный олень».

Гравюры в пещере Аддаура (11 000 г. до н. э.) Монте-Пеллегрино, Италия
. Наиболее известны своими наскальными рисунками, на которых изображена одна из самых загадочных сцен, когда-либо появлявшихся в доисторическом искусстве, — очевидное ритуальное жертвоприношение или наказание, населенное более чем дюжиной человеческих фигур в танце. как позы.

Куэва-де-лас-Манос (Пещера Рук) (7500 г. до н.э.) Аргентина.
Скальное убежище в Южной Патагонии, известное своими коллажами из трафаретов и других отпечатков ладоней, датированных радиоуглеродным методом примерно 7 500–7 000 лет до нашей эры. На самом деле отпечатки ладоней находятся сразу за пределами пещеры, на различных скалах, примыкающих к входу в пещеру.

Почему было создано пещерное искусство? (Значение)

Наскальные рисунки ледникового периода создавались почти непрерывно с 40 000 до 10 000 лет до нашей эры. И он почти наверняка исчез (по крайней мере, в Европе) из-за изменения климата, а не культурных изменений. (Примечание: по мере того как лед отступал на север к полюсу, увлекая за собой северных оленей, земля прогревалась, и подземные убежища постепенно вытеснялись наземными поселениями). по всей Европе, должно быть, учили рисовать; как получать, смешивать и использовать пигменты; как гравировать и лепить рельефы; и так далее. Более того, наскальное искусство (особенно в глубоких пещерах и некоторых крупных убежищах в скалах) должно было рассматриваться как очень важная деятельность, имеющая большое культурное значение.

Уже одно это опровергает банальный ответ о том, что наскальная живопись была просто формой декоративного искусства , созданной охотниками на оленей или бизонов, у которых было время. Ограниченный ассортимент представленных видов; их ассоциации на панелях; странные палообразные человеческие фигуры, в том числе пронзенные копьями, а также гибриды животных-людей); загадочные абстрактные знаки; все это наводит на мысль о гораздо более сложном значении как содержания, закономерностей, так и расположения образов ледникового периода.

Другой популярный, но чрезмерно упрощенный ответ, продвигаемый Анри Брейем и другими, известен как «симпатическая магия». Брейль считал, что наскальная живопись по своей сути функциональна: она создана, чтобы приносить удачу охотникам. Таким образом, бизоны были нарисованы как своего рода магическое заклинание, чтобы увеличить количество реальных животных и, таким образом, обеспечить больше еды. Это объяснение, широко распространенное на протяжении десятилетий, в конце концов рухнуло под тяжестью вопросов, на которые оно не могло ответить. Почему, например, нет сцен охоты? Почему нет сцен спаривания животных? Почему люди - единственные фигуры, убитые копьями? Почему многие животные изображены не теми, которых регулярно ели обитатели пещеры? Почему хищники, такие как львы и медведи, окрашены? Как он объясняет абстрактные символы? В конце концов эксперты пришли к выводу, что пещерные художники рисовали не животных, которых хотели убить. Все было слишком сложно для такого утилитарного ответа.

Совсем недавно возник консенсус в отношении того, что пещерное искусство связано с церемониальной деятельностью. Согласно этой теории тот факт, что многие из наиболее украшенных пещер были необитаемыми, что значительное количество украшенных камер располагалось в наименее доступных местах пещерного комплекса, а глубокие пещеры посещало лишь очень небольшое число людей, предполагает, что наскального искусства не былосоздан для всеобщего обозрения. Напротив, это было частью церемониальной или квазирелигиозной деятельности — возможно, мало чем отличающейся от того, как греческие храмы, укомплектованные небольшой группой священников, приобретали и поддерживали драгоценные изображения своего конкретного культового персонажа. (Пример: скульптура богини Афины из слоновой кости и золота, хранящаяся в греческом храме Парфенон на Акрополе в Афинах). пещера.

Между тем, другие доисторики предпочитают шаманский ответ - вполне логичный шаг ввиду того, что шаманизм был широко распространен среди верхнепалеолитических охотников-собирателей. Они считают, что наскальные рисунки были созданы для усиления трансового состояния, вызванного условиями в пещере. Ведь глубокие и темные пещеры — очень атмосферная среда, лишенная каких-либо звуков (кроме капающей воды) или света. Отрезанный от обычных раздражителей, человек испытывает полную тишину, полную темноту, полную потерю направления, возможно, даже чувство страха и клаустрофобию. Эти неземные ощущения — идеальный стимул для общения со сверхъестественными силами, и картины могли быть созданы так, чтобы призывать и резонировать с этими силами.

Разновидность шаманской теории, разработанная Дэвидом Льюисом-Уильямсом, предполагает, что шаманы обычно уходили в темноту пещер, впадали в транс, а затем рисовали изображения того, что они «видели», чтобы черпать силу и мудрость. от самих стен пещеры.

Теория шаманизма работает для определенных нарисованных изображений, но не для искусства, которое требует больше времени (например, рельефная скульптура) или более «сложно» (например, абстрактные символы).

Последний урожай объяснений того, почему была сделана пещера, более сфокусирован. Один ученый, например, основывает свое объяснение на связи между типом животного и формой поверхности стены под ним. Джон П. Миллер, профессор кафедры клеточной биологии и неврологии Университета штата Монтана, связывает абстрактные мотивы в древнем наскальном искусстве с анатомическими и нейрофизиологическими характеристиками зрительной коры человека. Исследователь Р. Дейл Гатри считает, что основные темы в искусстве палеолита (такие как опасные звери, мощные промысловые животные и статуэтки тучных обнаженных Венер) представляют собой фантазии мужчин-подростков, которые в то время составляли большую часть человечества. .

Ни одно объяснение не может объяснить огромное количество произведений искусства ледникового периода. Кое-что из этого почти наверняка связано с какой-то религиозной церемонией или ритуалом — например, с замкнутым миром древних жрецов или с подобными трансу действиями шамана.

 

• Для получения дополнительной информации о древних искусствах и ремеслах см.: Домашняя страница .


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА
КАМЕННОГО ВЕКА © visual-arts-cork.com. Все права защищены.

Исходный текст