Библейское искусство |
|
Библейское ИскусствоСодержание • Христианская Библия |
|
Источник всего христианского искусства , Библия (также называемая «Священными Писаниями») состоит из двух частей: Ветхого Завета (ВЗ) и Нового Завета (НЗ). Ветхий Завет, состоящий из 46 книг, начиная с истории Сотворения мира, был написан на иврите и был унаследован от священных писаний евреев. Позднее, в III веке, оно было переведено на греческий язык. Новый Новый Завет меньше: он содержит всего 27 книг, включая четыре Евангелия, и написан на греческом языке. (Ряд неофициальных книг под названием « Апокрифические Евангелия', также были написаны. Эти неканонические писания были отвергнуты церковными властями, но широко читались в средние века из-за живописных подробностей, которые они содержали в жизни Христа, Марии и апостолов.) В период раннехристианского искусства (ок. 150-350 гг .) ), не было стандартизированного текста ни для одной части Библии. Затем, примерно в 385 году, святой Иероним написал латинскую версию обоих Заветов, названную изданием Вульгаты (латынь считалась «вульгарным» языком), которая до сих пор принимается как Восточной Православной, так и Римско-католической церквями. Что такое библейское искусство? В общем, термин «библейское/библейское искусство» относится ко всему изобразительному искусству , полученному из историй Ветхого или Нового Завета, включая истории из апокрифических евангелий, таких как Юдифь и Олоферн , Сусанна и старцы , которые были популярны в искусстве эпохи Возрождения . в Риме, а также в неаполитанской школе , а также в живописи позднего маньеризма и барокко (1550-1700). Фактически можно сказать, что все христианское искусство является формой «библейского искусства», поскольку послание Христа происходит исключительно из Священного Писания. Во всяком случае, история искусствана Западе преобладала иллюстрация библейских сюжетов почти во всех основных средствах массовой информации, в том числе: в живописи и скульптуре , а также в мозаичном искусстве и иконах . Множество различных видов декоративно-прикладного искусства — самые известные из них — красивые витражи в готических соборах — использовались для иллюстрации сцен из Библии, равно как и такие ремесла, как ювелирное дело и работа с металлом . Библейское искусство также широко изображалось в церквях эпохи Возрождения и барокко с использованием захватывающей дух квадратуры . фрески (такие как Успение Богородицы (Пармский собор) (1524-30) Корреджо), а также обширные настенные росписи, примером которых являются фрески капеллы Скровеньи (Арена) (ок. 1303-10) Джотто; фрески капеллы Бранкаччи (1424–1488 гг.) в церкви Санта-Мария-дель-Кармине во Флоренции работы Мазаччо; и фрески Сикстинской капеллы в Ватикане ( Бытие 1508-12; Страшный суд 1536-41) Микеланджело. |
|
|
Для сравнения, более узкое определение «библейского искусства» может быть сосредоточено исключительно на украшенных библиях или евангельских текстах в форме иллюминированных рукописей , которые доминировали в религиозном искусстве в средневековую эпоху (ок. 500–1200). Самые ранние из этих иллюминированных рукописей, которые, возможно, были вдохновлены иллюстрацией к еврейской Агаде (книге еврейских народных сказок, притч, легенд), в основном касались Пятикнижия (первые пять книг Ветхого Завета, включая Бытие). и Евангелия . Тексты из Апокалипсиса тоже вошли в моду. Примером средневекового иллюминирования рукописей являются такие шедевры, как «Моисей получает десять заповедей» (840 г.) из Библии Грандваля (Британская библиотека, Лондон); Ноев ковчег (975 г.) из Героны Беатус (Кафедральный собор Жероны, Каталония); и пасть ада(1160 г.) из Псалтири Генриха де Блуа (Британская библиотека). Библия Грандваля содержит полностраничные библейские иллюстрации из Книги Бытия и Исхода. Он особенно известен серией изображений Адама и Евы, от их создания до их изгнания из Эдемского сада. Герона Беатус была написана в монастыре Сан-Сальвадор-де-Табара, центре испанской иллюминации и сопернике великого французского монастыря Святого Мартина в Туре, а также в других франко-германских центрах, таких как Аахен, Реймс, Мец, Фульда и Хельмарсхаузен. . Другие исключительные библейские иллюстрации включают: Келлскую книгу (ок. 800 г., библиотека Тринити-колледжа, Дублин); Евангелия Лорша (9 век, Апостольская библиотека, Ватикан); Библия Вивиана (845, БН, Париж); и Кодекс Эгберти (около 980 г., Государственная библиотека, Трир); и The Bury Bible (12 век, Колледж Корпус-Кристи, Кембридж). Другие примеры иллюстрированных библий из золотого века романских иллюминированных рукописей (1000–1150 гг.) включают: Библию Пантеона (1126 г., Рим), Библию Ламбета (1150 г., Кентербери), Библию Перуджи (1150 г., Перуджа); Библия Бери (12 век, Бери-Сент-Эдмундс) и Библия Винчестера (1160-75, Винчестер). Увлекательная коллекция Кристианаминиатюрную живопись можно увидеть в Библии Морализее (1240, Б. Н., Париж), созданной в более позднюю эпоху готических иллюминированных рукописей (1150–1350). Biblia Pauperum (Библия бедных) Biblia Pauperum, использовавшаяся бедным духовенством, представляла собой иллюстрированную Библию, состоящую из серии изображений вместе с пояснениями основных историй Нового Завета (плюс ссылки на Ветхий Завет). Возникнув в Голландии или Германии в 12-13 веках, он позже приобрел дополнительную популярность как печатная книга с иллюстративными гравюрами на дереве .. Типичный экземпляр Biblia Pauperum состоит из сорока одностраничных иллюстраций, каждая из которых изображает событие из Нового Завета, сопровождаемое двумя событиями Ветхого Завета, с библейской цитатой, определяющей конкретный иллюстрируемый эпизод, и дополнительными пояснительными примечаниями. Примером этого жанра является голландская Biblia Pauperum 15 века в Кафедральной библиотеке Эстергома в Венгрии. Краткая история библейского искусства Библейские иллюстрации впервые появились в катакомбах 3-го века вокруг Рима. Это раннее христианско-римское искусство просуществовало до падения Рима (около 450 г.), после чего внимание переключилось на византийское искусство , сосредоточенное в Константинополе (бывшем Византии). Хотя итальянский город Равенна некоторое время процветал как центр западного и восточного христианства (см. Мозаики Равенны ), Константинополь оставался ведущим источником средневекового искусства на протяжении Средневековья, вплоть до европейского возрождения (начиная с 800 г.) под могущественным Святым Римский император Карл Великий - см. Каролингское искусство- и его преемники Отто - см. Оттоновское искусство . Единственным исключением из этого упадка Западной Европы была Ирландия, чьи аббатства произвели необычайное ирландское монашеское искусство (ок. 600-1200). Для получения дополнительной информации см.: Средневековое христианское искусство (ок. 600–1200).
Римская церковь объявила о своем восстановлении масштабной программой строительства соборов (ок. 1000–1300 гг.), охватывающей эпохи романского и готического дизайна. В частности, готическая архитектура , включая английскую готическую архитектуру , привела к огромному спросу на библейские статуи и рельефную скульптуру, а также к обширной программе христианской иконографии, касающейся того, как должны быть представлены Христос, Пресвятая Дева Мария и Святое Семейство. Например, три портала западного фасада Шартрского собора содержат массу библейской скульптуры. Средневековая живопись, также высоко ценился за способность иллюстрировать библейские сцены, обычно в виде фресок. Церковное искусство процветало в 14 веке — см., например , доренессансную живопись , которая привела к Ренессансу во Флоренции и Ренессансу в Риме : оба они известны своим покровительством широкому кругу библейского искусства. Интересный комментарий о необходимости библейских произведений искусства см. в фундаменталистских взглядах Джироламо Савонаролы (1452–1498). Реформация и последующее появление протестантизма способствовали появлению новых и более сдержанных форм искусства протестантской Реформации — см., например, голландскую живопись ванитас , форму натюрморта 17 века , созданную такими художниками, как Питер Клас (1597–1660) . ) и Виллем Кальф (1622-93). Однако Рембрандт ван Рейн — выдающийся представитель религиозного искусства в голландской живописи 17 века — создал ряд возвышенных библейских произведений. Затем пришла Контрреформация, положившая начало славному периоду живописи католического барокко во главе сЭль Греко в Испании, Федерико Бароччи в центральной Италии, Рубенс в Антверпене и Караваджо в Риме. За некоторыми заметными исключениями, конец искусства барокко ознаменовал начало долгого постепенного упадка библейского искусства, который продолжается и по сей день. Ветхий Завет состоит из 39-46 книг (или более), в зависимости от того, с какой точки зрения он рассматривается: с католической, протестантской, восточно-православной или иудейской. В широком смысле его можно разделить на четыре части: « Пятикнижие » (первые 5 книг: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие); « исторические книги » (например, Судей, Царей, Паралипоменон); и « книги мудрости » (например, Иов, Притчи, Екклесиаст) и книги пророков (например, Исайя, Иезекииль, Даниил). Сравнительно немного сюжетов Ветхого Завета было включено в настенную живопись или иллюстрацию рукописи до позднего средневековья. Художников попросили сосредоточиться на Новом Завете, который проливает дополнительный свет на Ветхий Завет. Наиболее распространенными ветхозаветными темами были грехопадение и изгнание Адама и Евы из рая; история Каина и Авеля; Ной и потоп; Жертвоприношение Исаака Авраамом; Моисея, особенно Неопалимой Купины и Медного Змея. Среди других популярных тем: Даниил в логове львов; и Иона, особенно как символ Воскресения. Однако после Реформации протестантские церковные власти поощряли художников изображать сцены Ветхого Завета, которые редко, если вообще никогда, не иллюстрировались.Например, голландские художники-реалисты , такие как Рембрандт, начали изображать такие малоизвестные сюжеты, как Левит и его наложница; Есфирь готовится ходатайствовать перед Ассверием; Самсон, обвиняющий своего тестя; Царь Озия, пораженный проказой; Тобиас возвращает зрение своему отцу; Жертвоприношение Маноя и так далее. Еще одной регулярной темой были ветхозаветные пророки. Самым ранним известным изображением было изображение Валаама, указывающего на звезду, обнаруженное в катакомбах Писциллы в Риме. Они появляются также в ряде мозаик 5-го века в церкви Сан-Витале в Равенне и были обычным явлением в архитектурной каменной скульптуре в эпоху романской архитектуры (1000-1150) и более натуралистического готического стиля (1100-1400). . Традиция продолжалась в период международной готики : см., например, «Колодец Моисея» (1395–1403) дижонского скульптора Клауса Слютера .. В течение 15 и 16 веков пророки также были характерной чертой скульптуры эпохи Возрождения : см., Например, Аввакума (Il Zuccone) (1426 г.) Донателло; и гробница папы Юлия II (1505-45) работы Микеланджело. Сотворение Адама (ок. 1508-12, Сикстинская капелла) Микеланджело. Начиная со 2-го века Новый Завет вдохновлял все виды искусства , от самого манерного изобразительного искусства до самого изысканного декоративно-прикладного искусства . Для справки: Новый Завет представляет собой сборник из 27 книг о жизни Христа и раннего христианства, написанных на греческом языке (ок. 50–150 гг. н. э.) различными авторами, которые были еврейскими учениками (или наблюдателями) Иисуса. Назарета. Он состоит из: (1) Евангелий(что означает «хорошие новости», от древнеанглийского God «хороший» + по буквам «новости»). Это четыре повествовательные версии жизни и учений Иисуса, написанные евангелистами Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном. Они заключают в себе суть христианского откровения и провозглашают «благую весть» об искуплении человечества; (2) Деяния апостолов . Отчет о деятельности апостолов в ранней церкви, предположительно составленный тем же автором, что и Евангелие от Луки; (3) Послания . Около 21 письма (например, к Римлянам, Коринфянам, Ефесянам), написанных разными авторами и посвященных различным вопросам христианского учения и советам; (4) Книга Откровения. Это состоит из многочисленных пророчеств о конце света. В раннехристианскую эпоху Евангелия иногда изображались в виде четырех рек, вытекающих из восседающего на троне Христа (см., например, мозаику апсиды в церкви Сан-Витале в Равенне) или в виде свитков (см., например, мозаику Галлы Плацидии). мавзолей, Равенна). Самыми ранними иллюстрированными евангельскими текстами являются Евангелия Гарима (390–660 гг., Монастырь Гарима, Эфиопия) и Евангелия Раббулы (586 г., Лаврентьевская библиотека, Флоренция), вероятно, написанные и написанные в ближневосточном монастыре Византийской империи. (См.: История иллюминированных рукописей (600–1200 гг.). Важнейшей художественной темой НЗ, несомненно, является Жизнь Христа , включающая в себя целый ряд событий, многократно запечатленных в церковных панно и монументальной масляной живописи , а также в резьбе по дереву и в рельефной скульптуре, особенно в романские и готические времена. Вот краткий список некоторых важных событий из жизни Христа вместе с их известными изображениями: Рождество Поклонение волхвов Поклонение пастухов Святое семейство на пути в Египет Крещение Христа Представление в храме Чудеса , Притчи Преображение Въезд в Иерусалим Тайная вечеря Поцелуй Суд над Христом , Распятие Снятие с креста (низложение) Снятие с креста ( Оплакивание/Пьета Воскресение / Вознесение Повторные явления Христа Следующей по важности темой Нового Завета после «Жизни и Учения Христа» является « Жизнь Пресвятой Девы Марии» (Мадонны), тема, которая была очень важна в католическом искусстве Контрреформации ., в 16-17 вв. Повествовательные циклы, изображающие жизнь Богородицы, впервые начали появляться в Италии около 450 г.: см., например, мозаики Триумфальной арки в базилике Санта-Мария-Маджоре в Риме. Другие рассказы о Марии были обычным явлением в портальной скульптуре во Франции, поскольку во многих крупных средневековых соборах был портал Девы, изображающий сцены из ее жизни в рельефной каменной скульптуре. Проторенессансные фрески, такие как фрески Чимабуэ в Верхней церкви Сан-Франческо в Ассизи (1280-83) и фрески Джотто в часовне Арены (ок. 1306-10), также изображали Жизнь Богородицы. Работа Джотто, в частности, представляет собой окончательный живописный цикл Пресвятой Девы Марии. Отдельные эпизоды из Жития Богородицы запечатлены в следующих произведениях: Рождение Марии Благовещение Непорочное зачатие Посещение Смерть ее сына Иисуса. Смерть и Успение Конец 15 века был золотым веком поздней готической резьбы по дереву , когда было вырезано множество изысканных резных алтарей, часто с изображением Девы Марии. Примеры включают: «Смерть Богородицы», алтарь Святой Марии (1477-89, Краков) работы Вейта Стосса ; Алтарь Богородицы (ок. 1470, Музей древностей, Руан); The Passion Retable (около 1483 г., Национальный музей эпохи Мойен, Париж); и Успение Богородицы (1495-99, центральная панель Креглингенского алтаря, Херрготтскирхе, Креглинген) работы Тильмана Рименшнайдера .
Наиболее распространенной категорией изображений Богородицы/Мадонны являются иконописные изображения ее одной или (чаще) с Младенцем Христом. На самом деле композиции « Мадонна с младенцем» — пожалуй, самая распространенная тема во всем христианском искусстве. Другой распространенной композицией является Мадонна с младенцем и святыми . Вырос ряд стандартных поз, которые варьировались в зависимости от функции изображения, его местоположения и предполагаемых атрибутов. Они включали следующее: Панагия Никопойя ( Всесвятая Победоносца), где Мадонна изображена сидящей на троне, держащей перед собой Младенца Христа. Никопию сменила Богородица Одигитрия (или Одигитрия ) [примечание: Богородица означает «Богоносица»], более нежная поза, в которой Мадонна указывает на Младенца (указывая, что Христос есть «Путь») — кто может быть сидит на коленях у матери или держится на ее левой руке. Если Младенец держится в правой руке Богородицы, образ называется Дексиотрофусом.. Иногда обе версии появляются в одном и том же месте, как, например, в восточно-православных мозаиках Осиоса Лукаса в Греции. Если между Мадонной и младенцем обнаруживается особая привязанность, образ известен как Богородица Елеуса , или Милосердная Богородица: как во Владимирской Мадонне (1130, ГТГ, Москва). См. Также: Строгановская Мадонна (ок. 1300 г., Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Если Младенец обнимает Мадонну, она есть Glycophilousa , или любящая Богоносица. Другая поза - Богородица Галактотрофуса.(молокодающая Богоносица), в котором Мадонна кормит грудью Младенца Христа. На самом деле это старейшее из всех изображений Богородицы с младенцем, впервые увиденное в катакомбах Присциллы около 210 года. (В 14 веке это называлось Мадонна дель Латте .) Это были более нежные изображения Мадонны и Ребенок, который оказался наиболее популярным в международном готическом стиле и сиенской школе живописи , а также в итальянском Возрождении. Есть несколько других формальных поз, которые использовались в композициях с участием Мадонны. Среди них: Богородица Орана , где она стоит сама по себе, с воздетыми в молитве руками — образ, известный в Константинополе как Богородица Влахернитисса ; Platytera , на которой Дева Орана имеет на груди изображение Младенца; Мария Деомена ( также известная как Агиасоторисса или Святая Скорбь) — еще одна стоячая поза, используемая, когда Дева выступает в качестве заступницы (с поднятыми руками) справа от Христа-Судьи, умоляя за грешников. Mater Dolorosa ( Дева Скорби) описывает множество различных стилей плачущей Мадонны, например, тот, что используется в Пьете; в то время как Мадонна Мизерикордия - это поза, используемая в качестве религиозного изображения (обычно благотворительными организациями), чтобы выразить уверенность ее поклонников в ее заступнических силах: см. Центральную панель Полиптиха Мадонны делла Мизерикордия (1445–1462, Сансеполькро) работы Пьеро делла Франческа. . Мадонна Смирения — это образ, используемый в «Рождестве» для изображения Мадонны, поклоняющейся Младенцу Христу, лежащему на земле перед ней: как в знаменитом алтаре Портинари Гуго ван дер Гуса. Наконец,Мадонна Розария используется для празднования католического обряда розария: см., например, « Мадонна дель Розарио » Караваджо (1607, Художественно-исторический музей, Вена). Из числа своих многочисленных учеников Христос избрал всего двенадцать апостолов для распространения христианской веры. Среди них были (Матфея 10:2-4) Симон, называемый Петром, его брат Андрей, Иаков и Иоанн, сыновья Зеведея, Филипп, Варфоломей, Матфей-мытарь, Иаков, сын Алфея, Фаддей, также называемый Иудой, Симон Зелот. , Фома Дидим «близнец» и Иуда Искариот. (Примечание: только двое из апостолов были также евангелистами: Иоанн и Матфей.) Апостолы были включены во многие картины и скульптуры с изображением Христа, в частности, в «Тайную вечерю » Леонардо (1495–1498) — самую известную картину итальянского Возрождения 15 века. Конкретные работы включают: «Деньги дани» (1427 г., фреска капеллы Бранкаччи) «Христос, дающий ключи святому Петру » (1481–1482 гг., Сикстинская капелла) Перуджино; «Четыре апостола » (1526, Старая пинакотека, Мюнхен) Альбрехта Дюрера; Христос, омывающий ноги своим ученикам (1547, Прадо) Тинторетто. Самое раннее художественное изображение апостолов находится на фреске Тайной вечери в катакомбах Святого Каликста конца III века; аналогичную композицию можно увидеть на мозаике VI века в церкви Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне. Рельефы апостолов также есть на нескольких саркофагах 4-го века, в том числе на саркофаге Феодосия в Сант-Амброджо, Милан (389 г.). Изображения апостолов были обычными чертами христианского византийского искусства (особенно мозаики), а также итальянской живописи Треченто (например, Алтарь Маэста (1308-1311) Дуччо), позднеготическая деревянная скульптура ( Алтарь Апостолов , Св. Килианс- Kirche zu Windsheim (1509 г.) Тильмана Рименшнайдера), искусство Высокого Возрождения (например, гобелены Рафаэля 1515–1516 гг. Для Сикстинской капеллы). Используя свой фирменный стиль приземленного натурализма, Караваджо написал множество сцен из жизни апостолов. Его самые известные произведения: «Призвание святого Матфея» (1600 г.), «Мученичество святого Матфея» (1600 г.), «Распятие святого Петра» (1601 г.) и «Обращение святого Павла на пути в Дамаск» (1601 г.). Церковные запрестольные образы: триптихи, полиптихи Очень важным средством библейского искусства был запрестольный образ, которого было два типа: во-первых, reredos , прочная конструкция, стоящая на полу позади алтаря. Во-вторых, столик , обычно стоящий на поверхности за алтарем: примером может служить Изенхаймский алтарь (1506-1515 гг.) Монастыря Святого Антония работы Матиаса Грюневальда. Иногда запрестольные образы рисовали на холсте/панели и прикрепляли к алтарной стене. К таким работам относится «Мадонна с гарпиями» (1517) Андреа дель Сарто (1486–1530). См. Также: Венецианские алтари XVI века. До эпохи искусства барокко самый популярный вид запрестольного искусствабыли навесные панно, названные по количеству используемых панелей. Наиболее распространены триптихи ( картины из трех панелей), за ними следуют полиптихи (обычно более 10 панелей). Знаменитые триптихи • Триптих Стефанески
(1313) Джотто ди Бондоне Знаменитые полиптихи • Алтарь Маэсты (1311 г.) Дуччо ди Буонинсенья |
|
• Дополнительные иллюстрации к Ветхому и Новому Заветам см.: Домашняя страница . ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА |