Искусство барокко
. Определение, стили, история.
ГЛАВНЫЙ ИНДЕКС АЗ - АЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ДВИЖЕНИЙ

Приколи это



Самсон и Далила (1609-1610)
Питера Пауля Рубенса, великого фламандского
художника эпохи барокко.

Искусство барокко (ок. 1600-1700)

Содержание

Определение: что такое искусство барокко?
Типы/стили
История искусства барокко
Известные художники эпохи барокко (и картины)
Известные скульпторы эпохи барокко (и скульптуры)
Известные архитекторы эпохи барокко (и проекты зданий)

 



Апофеоз святого Игнатия
(1694 г.) Сан-Игнацио, Рим, Поццо .
Одна из самых вдохновляющих
религиозных картин в стиле барокко, когда- либо созданных.

Определение: что такое искусство барокко?

В изобразительном искусстве термин «барокко» (происходит от португальского «barocco», означающего «неправильная жемчужина или камень») описывает довольно сложную идиому, зародившуюся в Риме, которая расцвела в период c.1590-1720 и охватывала живопись, и скульптура, а также архитектура. После идеализма эпохи Возрождения (ок. 1400–1530) и слегка «вынужденного» характера маньеризма (ок. 1530–1600) искусство барокко прежде всего отражало религиозную напряженность эпохи, в частности желание католической церкви в Риме (как провозглашено на Трентском соборе 1545–1563 гг.), чтобы вновь заявить о себе после протестантской Реформации.

Многие католические императоры и монархи по всей Европе были заинтересованы в успехе католической церкви, поэтому большое количество архитектурных проектов, картин и скульптур было заказано королевскими дворами Испании, Франции и других стран — параллельно с общей кампанией католической церкви. Христианское искусство , преследуемое Ватиканом, — для того, чтобы прославить собственное божественное величие и попутно укрепить свои политические позиции. Для сравнения, искусство барокко в протестантских регионах, таких как Голландия, имело гораздо меньше религиозного содержания и вместо этого было разработано в основном для удовлетворения растущих устремлений торговцев и среднего класса.

 

 

Стили/виды искусства барокко

Чтобы выполнить свою пропагандистскую роль, католическое искусство барокко имело тенденцию быть крупномасштабными произведениями общественного искусства, такими как монументальные настенные росписи и огромные фрески для потолков и сводов дворцов и церквей. Живопись в стиле барокко иллюстрировала ключевые элементы католической догмы либо непосредственно в библейских произведениях, либо косвенно в мифологических или аллегорических композициях. Наряду с этим монументальным, возвышенным подходом художники обычно изображали сильное чувство движения, используя закрученные спирали и восходящие диагонали, а также сильные роскошные цветовые схемы, чтобы ослепить и удивить. Новые техники тенебризма и светотенибыли разработаны для улучшения атмосферы. Кисть кремовая и широкая, что часто приводит к густому импасто . Однако театральность и мелодраматизм барочной живописи не были хорошо восприняты более поздними критиками, такими как влиятельный Джон Раскин (1819-1900), которые считали ее неискренней. Скульптура в стиле барокко , как правило, больше, чем в натуральную величину, отмечена аналогичным чувством динамического движения наряду с активным использованием пространства.

Архитектура барокко была создана для создания зрелищ и иллюзий. Таким образом, прямые линии эпохи Возрождения были заменены плавными кривыми, в то время как купола/крыши были увеличены, а интерьеры тщательно сконструированы для создания захватывающих эффектов света и тени. Это был эмоциональный стиль, который, где только возможно, использовал театральный потенциал городского пейзажа, как показано на площади Святого Петра (1656-67) в Риме, ведущей к базилике Святого Петра . Его дизайнер Бернини , один из величайших архитекторов эпохи барокко ., окружив площадь колоннадами, чтобы у посетителей создалось впечатление, что они находятся в объятиях католической церкви.

Как видно, хотя большая часть архитектуры, живописи и скульптуры, созданных в 17 веке, известна как барокко, это ни в коем случае не монолитный стиль. Есть по крайней мере три различных направления барокко, а именно:

(1) Религиозное величие
Триумфальный, экстравагантный, почти театральный (а временами) мелодраматический стиль религиозного искусства , созданный по заказу католической Контрреформации и дворов абсолютных монархий Европы. Этот тип искусства барокко иллюстрируется смелой визионерской скульптурой и архитектурой Бернини (1598–1680), иллюзионистскими потолочными фресками в стиле trompe l’oeil Пьетро да Кортона (1596–1669) — см. его шедевр «Аллегория божественного провидения» (1633) . -39) - и грандиозными картинами фламандского мастера Рубенса (1577-1640).

(2) Большой реализм
. Новый более реалистичный или натуралистический стиль фигуративной композиции. Этот новый подход отстаивали Карраваджо (1571–1610), Франсиско Рибальта (1565–1628), Веласкес (1599–1660) и Аннибале Карраччи (1560–1609). Смелость и физическое присутствие фигур Караваджо, реалистичный подход к религиозной живописи, принятый Веласкесом, новая форма движения и изобилия, впервые предложенная Аннибале Карраччи, и реалистичная форма деревенского библейского жанра с изображением животных, развитая Кастильоне . (1609-64) - все эти элементы были частью нового и динамичного стиля, известного как барокко. См. также: Классицизм и натурализм в итальянской живописи XVII века .

(3) Станковое искусство
В отличие от крупномасштабных, публичных, религиозных работ художников эпохи барокко в католических странах, искусство барокко в протестантской Голландии (часто называемое голландским золотым веком) было представлено новым типом станкового искусства - глянцевым. форма жанрово-живописная - направлена ​​на зажиточного буржуазного домохозяина. Эта новая голландская реалистическая школа жанровой живописи также привела к усилению реализма в портретном искусстве и пейзажной живописи, изображениях цветов, композициях животных и, в частности, к новым формам натюрморта , включая протестантский жанр, известный как живопись ванитас.(расцвет 1620-50). В разных городах и районах были свои «школы» или стили, такие как Утрехт, Делфт, Лейден, Амстердам, Харлем и Дордрехт. См.: Голландские художники-реалисты .

Кроме того, чтобы еще больше усложнить ситуацию, Рим — самый центр движения — также был домом для «классического» стиля, примером которого являются картины художника- историка Никола Пуссена (1594–1665) и аркадского художника-пейзажиста Клода Лоррена . (1600-82).

ПРИМЕЧАНИЕ. Чтобы узнать о других важных исторических стилистических тенденциях, таких как барокко, см. «Художественные движения, периоды, школы» (примерно с 100 г. до н.э.).

История искусства барокко

После заявлений Тридентского собора о том, как искусство может служить религии, а также роста доверия к Римско-католической церкви стало ясно, что новый стиль библейского искусства необходим, чтобы поддержать католическую Контрреформацию и полностью передать чудеса и страдания святых собранию Европы. Этот стиль должен был быть более сильным, более эмоциональным и проникнутым большим реализмом. Сильное влияние взглядов иезуитов (барокко иногда называют «стилем иезуитов»), архитектура, живопись и скульптура должны были работать вместе, чтобы создать единый эффект. Первоначальный толчок пришелся на прибытие в Рим в 1590-х годах Аннибале Карраччи и Карраваджо (1571-1610). Их присутствие вызвало новый интерес к реализму , а также к античным формам , которые были подхвачены и развиты (в скульптуре) Алессандро Альгарди (в скульптуре) и Бернини (в скульптуре и архитектуре). Питер Пауль Рубенс, который оставался в Риме до 1608 года, был единственным великим католическим художником, работавшим в стиле барокко, хотя Рембрандт и другие голландские художники находились под влиянием как караваджизма , так ии Бернини. У Франции были свои (более светские) отношения с барокко, которое было ближе всего в архитектуре, особенно в Версальском дворце . Ключевой фигурой во французском искусстве барокко 17 века был Шарль Лебрен (1619-90), который оказал влияние далеко за пределы своего собственного ремесла . См., например, гобеленовую фабрику, директором которой он был. Испания и Португалия восприняли его с большим энтузиазмом, как и католические районы Германии, Австрии, Венгрии и испанских Нидерландов. Кульминацией движения стало высокое барокко . (c.1625-75), в то время как апогей грандиозности движения был отмечен феноменальной квадратурой , известной как Апофеоз св. Игнатия (1688-94, С. Игнацио, Рим), художником-иллюзионистом Андреа Поццо (1642-1709) . ). Наверняка одна из лучших картин в стиле барокко 17 века.

Неаполь, в 1600 году второй по величине город в Европе после Парижа, был важным центром искусства контрреформационного барокко. Неаполитанскую школу развивали Караваджо, Рибера, Артемезия Джентилески, Маттиа Прети (1613-99) , Лука Джордано (1634-1705), Франческо Солимена (1657-1747) и другие. Подробнее см.: Живопись в Неаполе (1600–1700) и Караваджо в Неаполе (1607, 1609–10). О начале 17 века см.: Неаполитанская школа живописи (1600-56); более поздние разработки см.: Неаполитанская барочная живопись (ок. 1650–1700).

Примечание: стилю барокко потребовалось больше времени, чтобы достичь России. Действительно, только в период петровского искусства в Санкт-Петербурге при Петре Великом (1686-1725) такие архитекторы, как Растрелли, Доменико Трезини, Андреас Шлютер, Готфрид Шадель, Леблон, Микетти и Матарнови, начали проектировать в стиле русского барокко .

Подробнее о развитии искусства барокко за пределами Италии см.: Фламандское барокко (ок. 1600–80), голландское барокко (ок. 1600–80) и испанское барокко (1600–1700).

К концу 17 века великий стиль барокко пришел в упадок, как и его главный спонсор Италия. Грядущей европейской державой была Франция, где начал зарождаться новый контрастный стиль декоративного искусства. Этот беззаботный стиль вскоре окутал архитектуру, все формы внутреннего убранства, мебель, живопись, скульптуру и дизайн фарфора. Он был известен как рококо .

Известные художники эпохи барокко (и картины)

Вот краткий список величайших старых мастеров эпохи барокко вместе с некоторыми из их работ:

Аннибале Карраччи (1560-1609) Болонской школы (1590-1630)
- Христос в терновом венце (1585-7, Галерея Галереи, Дрезден)
- Фрески Галереи Фарнезе (1590-е, Рим)
- Бегство в Египет (1604, Галерея Дориа, Рим)

Вместе со своим братом Агостино Карраччи (1557—1602) и двоюродным братом Людовико Карраччи (1555—1619) Аннибале основал художественную академию под названием Accademia dei Desiderosi , позднее переименованную в Академию прогрессистов ( Accademia degli Incamminati ). Это было ядром болонской школы живописи.

Питер Пауль Рубенс (1577-1640)
- Снятие с креста (Рубенс) (1612-14) Собор, Антверпен.
- Похищение дочерей Левкиппа (1618) Старая пинакотека, Мюнхен.
- Суд Париса (1632-1635) Национальная галерея, Лондон.

Карраваджо (1571-1610)
- Призвание святого Матфея (1600) Капелла Контарелли, Рим.
- Мученичество святого Матфея (1600 г.) Часовня Контарелли, Рим.
- Обращение по пути в Дамаск (1601 г.) Часовня Черази, Рим.
- Ужин в Эммаусе (1601) Национальная галерея, Лондон.
- Распятие Святого Петра (1601 г.) Часовня Черази, Рим.
- Смерть Богородицы (1601-6) Лувр, Париж.
- Погребение Христа(1601-3) Музеи Ватикана, Рим.

Доменикино (1581-1641)
- Последнее причастие святого Иеронима (1614) Пинакотека, Ватикан.
- Сцены из жизни святого Андрея (1622-7) Фрески, С. Андреа делла Валле.

Симон Вуэ (1590–1649)
Психея, наблюдающая сон любви (1626) Музей изящных искусств, Лион
Представление в храме (1641) Лувр, Париж.

Артемизия Джентилески (1593–1656)
Юдифь, обезглавливающая Олоферна (1620) Галерея Уффици, Флоренция.

Николя Пуссен (1594-1665)
- Похищение сабинянок (1634-5) Метрополитен-музей.
- Et in Arcadia Ego (Аркадские пастухи) (1637) Лувр, Париж.

Диего Веласкес (1599–1660)
продавец воды из Севильи (1618–22) Эпсли-Хаус, Лондон.
- Христос на кресте (1632) Прадо, Мадрид.
- Сдача Бреды (1634-5) Прадо, Мадрид.
- Национальная галерея Рокби Венера (1647-51), Лондон.
- Портрет Папы Иннокентия X (1650) Галерея Дориа Памфили, Рим.
- Менины (1656 г.), Музей Прадо, Мадрид.

Рембрандт (1606-69)
- Урок анатомии доктора Николаеса Тулпа (1632) Маурицхёйс.
- Ночной дозор (1642 г.) Рейксмузеум.
- Аристотель, созерцающий бюст Гомера (1653 г.) Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
- Вирсавия с письмом царя Давида (1654 г.) Лувр.
- Ян Сикс (1654) Шестая коллекция, Амстердам.
- Синдики гильдии суконщиков (Стаалмейстеры) (1662 г.).
- Самоубийство Лукреции(около 1666 г.) Институт искусств Миннеаполиса.
- Еврейская невеста (ок. 1665-8) Рейксмузеум.

Карло Маратта (Маратти) (1625-1713)
- Константин, приказывающий уничтожить языческих идолов (1648) Рим.
- Портрет папы Климента IX (1669) Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Среди других выдающихся художников эпохи барокко: портретист Ван Дейк (1599-1641), см. также: Портреты в стиле барокко - и выдающийся художник-натюрморт и анималист Франс Снейдерс (1579-1657). Среди великих католических художников эпохи барокко из Испании можно выделить интенсивного художника-реалиста Хусепе Риберу (1591–1652), благочестивого специалиста по светотени и тенебриста Франсиско Сурбарана (1598–1664) и Бартоломе Эстебана Мурильо (1618–1682) из ​​Севильи, известного своими идеализированными и сентиментальные религиозные картины. Во французском искусстве барокко лучшим художником-каравагом был Жорж де ла Тур .(1593-1652). В Италии следует упомянуть пармского художника Джованни Ланфранко (1582-1647), известного своей крайней техникой ракурса ( di sotto in su ), и генуэзского художника-декоратора Бачччо (1639-1709), известного своей техникой кангианти . использование ярких цветов для изображения тени.

К представителям голландского реализма эпохи барокко относятся: портретисты Франс Хальс (1581–1666) — см. его шедевр «Смеющийся кавалер » (1624) великого голландского портретиста Франса Хальса (1582–1666) и Рембрандт (1606–69); жанристы Хендрик Тербрюгген (1588-1629), Ян Стен (1626-79) и Ян Вермеер (1632-75); художник «интерьеров» и «перспектив» Самуэль ван Хогстратен; художники-натюрморты Франс Снейдерс (1579-1657), Ян Давидс де Хем (1606-84) и Виллем Кальф (1619-93); художница-цветочница Рэйчел Рюйш (1664-1750); и художники-пейзажисты Саломон ван Рейсдал (1600-70), Элберт Кайп (1620-91), Якоб ван Рейсдал (1628-82) и Мейндерт Хоббема (1638-1709).

Чтобы узнать о других художниках и скульпторах, см.: Художники итальянского барокко ; и французские художники барокко . Смотрите также: Художники испанского барокко . О барокко в Германии см.: Немецкие художники эпохи барокко .

 

Знаменитые барочные скульпторы (и скульптуры)

Джованни Бернини
Величайший скульптор эпохи барокко, известный своими работами:
«Похищение Прозерпины»
(1621–1622), Галерея Боргезе, Рим.
Аполлон и Дафна (1622-25), Галерея Боргезе, Рим.
Экстаз святой Терезы (1647-52), капелла Корнаро, Санта-Мария-делла-Виттория.

Хуан Мартинес Монтанес (1568–1649)
Испанский виртуозный резчик по дереву, известный своими работами:
«Милосердный Христос » (Христос Милосердия) (1603 г.) Севильский собор
Алтарь Сантипонсе (1613 г.).

Йорг Цурн (1583-1638)
Немецкий мастер-резчик, прославившийся благодаря: Главному алтарю
Девы Марии (1613-1616), церкви Святого Николая, Юберлинген.

Франсуа Дюкенуа (1597-1643)
Классический стиль, скульптуры из мрамора, камня, бронзы, известный статуями:
Св. Андрея (1629-33) Базилика Сан-Пьетро, ​​Ватикан
Св. Сусанны (1630-33) Санта-Мария-ди-Лорето, Рим

Алессандро Альгарди (1598-1654) Классик
высокого барокко, известный:
Могила Папы Льва XI (1634-44) Собор Святого Петра в Риме
Экстаз святого Филиппа Нери (1638) Санта-Мария-ин-Валличелла, Рим
Папа Лев, изгоняющий Аттилу из ворот Рим (1646–1653 гг.) Рим Собора Святого Петра

Алонсо Кано (Гранада, 1601–1667 гг.)
Известен как «испанец Микеланджело», известен:
«Непорочное зачатие » (1655 г., собор Гранады) и картины.

Пьер Пюже (1622-1694)
Величайший скульптор эпохи барокко во Франции 17-го века, известный:
Милон Кротонский (1671-82)

Франсуа Жирардон (1628-1715)
Классический барочный скульптор, популярный у Людовика XIV, известный своими работами:
Аполлон, ухаживаемый за нимфами (1666-75)
Памятник Ришелье (1675-94)
Похищение Прозерпины (1677-99)

Антуан Койсевокс (1640–1720)
Скульптор в манере Бернини; отмечен портретными бюстами .
Шарль Лебрен (1676 г.)
Людовик XIV (1686 г.).

Андреас Шлютер (1664–1714)
берлинский скульптор/архитектор; известен своими статуями Фридриха III, в том числе:
Конная статуя Фридриха Вильгельма Великого (1689-1703).
Смотрите также: Искусство немецкого барокко (1550-1750).

Гийом Кусту (1677–1746)
Французский художник эпохи барокко, наиболее известный своими конными статуями.
Конь, которого удерживает конюх ("Марли кони") (1739-45).

Среди других скульпторов позднего барокко: Бальтазар Пермозер (1651–1732) и Луи-Франсуа Рубильяк (1695–1762). Также подробности биографии одного из величайших резчиков по дереву того периода см. в Гринлинге Гиббонсе (1648–1721) .

Чтобы узнать больше о скульптуре 17 века, см.: Скульпторы барокко .

Известные архитекторы эпохи барокко (и строительные проекты)

Пьетро Берреттини да Кортона (1596-1669)
Архитектор папы Урбана VIII
- СС. Лука и Мартина (1635-64, Рим)
- Собор Святой Марии делла Паче, фасад (1656-7, Рим)
- Собор Святой Марии на Виа Лата (1658-62, Рим)
Бернини (1598-1680)
Величайший из всех архитекторов эпохи барокко и скульпторы.
- Палаццо Барберини (1628-32, Рим)
- Площадь Св. Петра (1656-67)
- Св. Андреа аль Квиринале (1658-71, Рим)
Франческо Борромини (1599-1667)
Пожизненный соперник Бернини
- Св. Карло алле Кватро Фонтане (1634-68, Рим)
- Палаццо Сапиенца и церковь Святого Иво алла Сапиенца, купол/фасад (1640-60, Рим)
- Церковь Святой Агнессы в Агоне (1653, Рим)
Луи Лево (1612-70)
Главный соавтор Версальского дворца.
- Отель Ламбер (1642-4, Париж)
- Сен-Сюльпис (1646, Париж)
- Мраморный двор (1669, Версальский дворец)
Жюль Ардуэн Мансар (1646-1708)
Главный соавтор Версальского дворца и купола Дом Инвалидов в Париже
- Шато-де-Марли (1679-86, Марли-ле-Руа)
- Купол Дома Инвалидов (1679-91, Париж)
- Большой Трианон (1687-88, Версальский дворец)
Кристофер Рен (1632–1723)
Ведущий церковный архитектор Лондона.
- Собор Святого Павла (1674-1710)
Джон Ванбру (1664-1726)
Лидер английского барокко
- Касл Говард (1702-12)
- Дворец Бленхейм (1705-24)
Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах (1656-1723)
Выдающийся австрийский архитектор эпохи барокко, принесший итальянский стиль в Центральную Европу.
- Коллегиенкирхе (1694-1707, Зальцбург)
- Городской дворец (1695-8, Вена)
- Церковь Святого Карла (1716-30, Вена)
Бальтазар Нойманн (1687-1753)
Ведущий немецкий дизайнер позднего барокко, королевский архитектор семьи Шенборнов.
- Вальфартскирхе (1730-9, Госсвайнштайн)
- Лестница Вюрцбургской резиденции (1737)
- Лестница дворца Аугустусбург (1743-8, Брюль)
Бартоломео Растрелли
(1700-1771)
Ответственный за русское барокко.
- Смолевский собор (1748-57, СПб)
- Зимний дворец (1754-62, СПб)
- Перепланировка Екатерининского дворца (1756, близ Петербурга)

• О других направлениях и периодах в искусстве см.: History of Art .
• Для получения дополнительной информации о происхождении и развитии живописи/скульптуры см.: Домашняя страница .


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСТОРИИ ИСКУССТВ
© visual-arts-cork.com. Все права защищены.

Исходный текст