Искусство барокко |
|
Искусство барокко (ок. 1600-1700)Содержание • Определение: что такое искусство барокко?
|
|
Определение: что такое искусство барокко? В изобразительном искусстве термин «барокко» (происходит от португальского «barocco», означающего «неправильная жемчужина или камень») описывает довольно сложную идиому, зародившуюся в Риме, которая расцвела в период c.1590-1720 и охватывала живопись, и скульптура, а также архитектура. После идеализма эпохи Возрождения (ок. 1400–1530) и слегка «вынужденного» характера маньеризма (ок. 1530–1600) искусство барокко прежде всего отражало религиозную напряженность эпохи, в частности желание католической церкви в Риме (как провозглашено на Трентском соборе 1545–1563 гг.), чтобы вновь заявить о себе после протестантской Реформации. Многие католические императоры и монархи по всей Европе были заинтересованы в успехе католической церкви, поэтому большое количество архитектурных проектов, картин и скульптур было заказано королевскими дворами Испании, Франции и других стран — параллельно с общей кампанией католической церкви. Христианское искусство , преследуемое Ватиканом, — для того, чтобы прославить собственное божественное величие и попутно укрепить свои политические позиции. Для сравнения, искусство барокко в протестантских регионах, таких как Голландия, имело гораздо меньше религиозного содержания и вместо этого было разработано в основном для удовлетворения растущих устремлений торговцев и среднего класса. |
|
Чтобы выполнить свою пропагандистскую роль, католическое искусство барокко имело тенденцию быть крупномасштабными произведениями общественного искусства, такими как монументальные настенные росписи и огромные фрески для потолков и сводов дворцов и церквей. Живопись в стиле барокко иллюстрировала ключевые элементы католической догмы либо непосредственно в библейских произведениях, либо косвенно в мифологических или аллегорических композициях. Наряду с этим монументальным, возвышенным подходом художники обычно изображали сильное чувство движения, используя закрученные спирали и восходящие диагонали, а также сильные роскошные цветовые схемы, чтобы ослепить и удивить. Новые техники тенебризма и светотенибыли разработаны для улучшения атмосферы. Кисть кремовая и широкая, что часто приводит к густому импасто . Однако театральность и мелодраматизм барочной живописи не были хорошо восприняты более поздними критиками, такими как влиятельный Джон Раскин (1819-1900), которые считали ее неискренней. Скульптура в стиле барокко , как правило, больше, чем в натуральную величину, отмечена аналогичным чувством динамического движения наряду с активным использованием пространства. Архитектура барокко была создана для создания зрелищ и иллюзий. Таким образом, прямые линии эпохи Возрождения были заменены плавными кривыми, в то время как купола/крыши были увеличены, а интерьеры тщательно сконструированы для создания захватывающих эффектов света и тени. Это был эмоциональный стиль, который, где только возможно, использовал театральный потенциал городского пейзажа, как показано на площади Святого Петра (1656-67) в Риме, ведущей к базилике Святого Петра . Его дизайнер Бернини , один из величайших архитекторов эпохи барокко ., окружив площадь колоннадами, чтобы у посетителей создалось впечатление, что они находятся в объятиях католической церкви. Как видно, хотя большая часть архитектуры, живописи и скульптуры, созданных в 17 веке, известна как барокко, это ни в коем случае не монолитный стиль. Есть по крайней мере три различных направления барокко, а именно: (1) Религиозное величие (2) Большой реализм (3) Станковое искусство Кроме того, чтобы еще больше усложнить ситуацию, Рим — самый центр движения — также был домом для «классического» стиля, примером которого являются картины художника- историка Никола Пуссена (1594–1665) и аркадского художника-пейзажиста Клода Лоррена . (1600-82).
После заявлений Тридентского собора о том, как искусство может служить религии, а также роста доверия к Римско-католической церкви стало ясно, что новый стиль библейского искусства необходим, чтобы поддержать католическую Контрреформацию и полностью передать чудеса и страдания святых собранию Европы. Этот стиль должен был быть более сильным, более эмоциональным и проникнутым большим реализмом. Сильное влияние взглядов иезуитов (барокко иногда называют «стилем иезуитов»), архитектура, живопись и скульптура должны были работать вместе, чтобы создать единый эффект. Первоначальный толчок пришелся на прибытие в Рим в 1590-х годах Аннибале Карраччи и Карраваджо (1571-1610). Их присутствие вызвало новый интерес к реализму , а также к античным формам , которые были подхвачены и развиты (в скульптуре) Алессандро Альгарди (в скульптуре) и Бернини (в скульптуре и архитектуре). Питер Пауль Рубенс, который оставался в Риме до 1608 года, был единственным великим католическим художником, работавшим в стиле барокко, хотя Рембрандт и другие голландские художники находились под влиянием как караваджизма , так ии Бернини. У Франции были свои (более светские) отношения с барокко, которое было ближе всего в архитектуре, особенно в Версальском дворце . Ключевой фигурой во французском искусстве барокко 17 века был Шарль Лебрен (1619-90), который оказал влияние далеко за пределы своего собственного ремесла . См., например, гобеленовую фабрику, директором которой он был. Испания и Португалия восприняли его с большим энтузиазмом, как и католические районы Германии, Австрии, Венгрии и испанских Нидерландов. Кульминацией движения стало высокое барокко . (c.1625-75), в то время как апогей грандиозности движения был отмечен феноменальной квадратурой , известной как Апофеоз св. Игнатия (1688-94, С. Игнацио, Рим), художником-иллюзионистом Андреа Поццо (1642-1709) . ). Наверняка одна из лучших картин в стиле барокко 17 века.
Примечание: стилю барокко потребовалось больше времени, чтобы достичь России. Действительно, только в период петровского искусства в Санкт-Петербурге при Петре Великом (1686-1725) такие архитекторы, как Растрелли, Доменико Трезини, Андреас Шлютер, Готфрид Шадель, Леблон, Микетти и Матарнови, начали проектировать в стиле русского барокко .
К концу 17 века великий стиль барокко пришел в упадок, как и его главный спонсор Италия. Грядущей европейской державой была Франция, где начал зарождаться новый контрастный стиль декоративного искусства. Этот беззаботный стиль вскоре окутал архитектуру, все формы внутреннего убранства, мебель, живопись, скульптуру и дизайн фарфора. Он был известен как рококо . Известные художники эпохи барокко (и картины) Вот краткий список величайших старых мастеров эпохи барокко вместе с некоторыми из их работ: • Аннибале Карраччи (1560-1609) Болонской школы (1590-1630)
• Питер Пауль Рубенс (1577-1640) • Карраваджо
(1571-1610) • Доменикино
(1581-1641) • Симон Вуэ (1590–1649) • Артемизия Джентилески (1593–1656) • Николя Пуссен (1594-1665) • Диего Веласкес (1599–1660) • Рембрандт
(1606-69) • Карло Маратта (Маратти) (1625-1713) Среди других выдающихся художников эпохи барокко: портретист Ван Дейк (1599-1641), см. также: Портреты в стиле барокко - и выдающийся художник-натюрморт и анималист Франс Снейдерс (1579-1657). Среди великих католических художников эпохи барокко из Испании можно выделить интенсивного художника-реалиста Хусепе Риберу (1591–1652), благочестивого специалиста по светотени и тенебриста Франсиско Сурбарана (1598–1664) и Бартоломе Эстебана Мурильо (1618–1682) из Севильи, известного своими идеализированными и сентиментальные религиозные картины. Во французском искусстве барокко лучшим художником-каравагом был Жорж де ла Тур .(1593-1652). В Италии следует упомянуть пармского художника Джованни Ланфранко (1582-1647), известного своей крайней техникой ракурса ( di sotto in su ), и генуэзского художника-декоратора Бачччо (1639-1709), известного своей техникой кангианти . использование ярких цветов для изображения тени. К представителям голландского реализма эпохи барокко относятся: портретисты Франс Хальс (1581–1666) — см. его шедевр «Смеющийся кавалер » (1624) великого голландского портретиста Франса Хальса (1582–1666) и Рембрандт (1606–69); жанристы Хендрик Тербрюгген (1588-1629), Ян Стен (1626-79) и Ян Вермеер (1632-75); художник «интерьеров» и «перспектив» Самуэль ван Хогстратен; художники-натюрморты Франс Снейдерс (1579-1657), Ян Давидс де Хем (1606-84) и Виллем Кальф (1619-93); художница-цветочница Рэйчел Рюйш (1664-1750); и художники-пейзажисты Саломон ван Рейсдал (1600-70), Элберт Кайп (1620-91), Якоб ван Рейсдал (1628-82) и Мейндерт Хоббема (1638-1709).
|
|
Знаменитые барочные скульпторы (и скульптуры) • Джованни Бернини • Хуан Мартинес Монтанес (1568–1649) • Йорг Цурн (1583-1638) • Франсуа Дюкенуа (1597-1643) • Алессандро Альгарди (1598-1654) Классик • Пьер Пюже (1622-1694) • Франсуа Жирардон (1628-1715) • Антуан Койсевокс (1640–1720) • Андреас Шлютер (1664–1714) • Гийом Кусту (1677–1746) Среди других скульпторов позднего барокко: Бальтазар Пермозер (1651–1732) и Луи-Франсуа Рубильяк (1695–1762). Также подробности биографии одного из величайших резчиков по дереву того периода см. в Гринлинге Гиббонсе (1648–1721) .
Известные архитекторы эпохи барокко (и строительные проекты) • Пьетро Берреттини да Кортона (1596-1669) |
• О других направлениях и периодах в искусстве см.: History of Art . ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСТОРИИ ИСКУССТВ |