Характеристики африканского искусства
, История традиционных искусств Африки.
ГЛАВНЫЙ ИНДЕКС АЗ

Приколи это



Традиционная конголезская статуэтка (около 1900 г.) Фетишное
изображение из коллекции Нкиси Нконди
БНК.
Яркий пример так называемого
примитивизма/первобытного искусства .

ДРЕВНИЕ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ
Обзор см.: Древнее искусство .

Африканское искусство

Содержание

Введение
Доисторическое наскальное искусство
Классическая африканская скульптура
Влияние охоты
Искусство кочевников
Деревянная скульптура
Фермеры Бамбара и их искусство
Искусство африканских королевств
Искусство Куба-Бушонг
• Искусство масок тайных обществ
Искусство и родство
Религиозное искусство
Искусство колдовства
Искусство ради искусства

Хронологию раннего первобытного искусства см. В разделе « Хронология доисторического искусства » .



Статуя из терракоты (около 1000 г. до н.э.) Цивилизация
Нок в Нигерии.

ДОИСТОРИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО
Для получения дополнительной информации об артефактах
эпохи палеолита, мезолита или неолита
см.: Искусство каменного века .
Подробнее о более поздних эпохах см.: Искусство
бронзового века и железного века .

Введение

Цель этой статьи — поместить африканское племенное искусство в его социальный контекст, а не обсуждать эстетическую привлекательность, стилистические зоны и формальные качества предметов искусства. Европейское искусство часто использует символы, непосредственно значимые для образованных людей, — символы Христа, святых, исторических эпизодов. Знание значения этих символов играет важную роль в понимании и оценке живописи и скульптуры .

То же самое верно для африканской скульптуры и других форм искусства: важно выяснить, созданы ли маска или скульптурная фигура для развлечения, устрашения, поощрения плодородия или просто для того, чтобы быть искусством ради искусства. Нам нужно знать, изображает ли маска вождя, бога, раба, оборотня или ведьму; носят ли маску на голове или на лице, носят ли с собой или тайно хранят в культовом доме. Хотя африканское искусство представлено здесь как неотъемлемый элемент экономических, социальных и политических институтов, в конечном счете первичным элементом является эстетика. Несмотря на великолепие «классического» африканского искусства — вроде скульптур Нока , Ифе , Бенина - главная забота здесь связана с искусствами, которые продолжают процветать в вождествах, деревнях и кочевых шатрах. (Примечание: о погребальном искусстве Северной Африки и дизайне храмов см.: Египетская архитектура .)


Статуэтка женской фигуры йоруба
(ок. 1900 г.), посвященная Шанго,
богу грома.

ДРЕВНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Примеры произведений искусства
других цивилизаций см.:
Искусство Древней Персии
Китайское искусство
Китайская керамика
Японское искусство
Искусство Индии

ЕГИПЕТ
Подробнее об архитектуре
и других формах искусства
Древнего Египта см.:
Египетское искусство .
Египетские пирамиды .

ИСКУССТВО ИСЛАМА
Для краткого обзора влияния
и истории мусульманского изобразительного искусства
см.: Исламское искусство .

РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ ИСКУССТВ
Определения, значения и
объяснения различных видов искусства
см . в разделе Виды искусства .

Доисторическое африканское наскальное искусство

Самое раннее известное доисторическое искусство Африки, такое как гравюры в пещере Бломбос (около 70 000 г. до н.э.), гравюры из яичной скорлупы Дипклуф (около 60 000 г. до н.э.) или пещерные камни Аполлона-11 (25 500–23 500 до н.э.), желтокожие бушмены, коренные жители юга Африки. (Путеводитель по символам, использовавшимся в Бломбосе, см.: Доисторические абстрактные знаки 40 000–10 000 лет до н. э.) Бушмены — старейшие из известных аборигенов Южной Африки, хотя точно, когда они появились и как далеко уходит их история, остается загадкой. Неизвестно даже, были ли их предки ответственны запиктограммы и петроглифы , найденные в различных доисторических местах страны. Бушмены были вытеснены обратно в пустынные районы не только белым человеком, но и захватчиками-готтентотами. Готтентоты — тоже желтокожая раса, настолько похожая на бушменов, что, по мнению некоторых специалистов, разделять их нецелесообразно. Однако остается огромная разница между их художественными достижениями. Готтентотам нельзя приписать никаких последствий, но старые бушмены имеют в своем активе некоторые из лучших и древнейших произведений искусства в мире, расположенных по всей Южной Африке.

Общий характер наскального искусства бушменов натуралистичен, и многие изображения можно рассматривать как пиктограммы, поскольку они выражают идеи, а не являются «искусством ради искусства». Подавляющее большинство фигур — это люди и животные, но есть несколько других объектов, которые, вероятно, носят символический характер, хотя их значение не всегда ясно; В некоторых регионах картины окрашены в цвет; в других местах встречаются только гравюры или сколы. Разница обусловлена ​​природными условиями страны, хотя принято считать, что гравюры более архаичны, чем картины. Доисторическая цветовая палитра , которую художники-бушмены использовали в своих наскальных рисунках .состоял из пигментов земли. Красный и коричневый от штамба или гематита; желтый от железной охры; белила из оксида цинка; черный от угля или сажи; синий от железа и кремниевой кислоты. Синий цвет особенно необычен и не встречается в наскальных рисунках Европы. Тонкие линии, найденные на картинах бушменов, были нарисованы тонкими полыми стержнями, заостренными и использовавшимися как перья.

Примечание. Самое раннее искусство африканского континента, за исключением вызывающей споры кварцитовой статуэтки каменного века из Марокко, известной как Венера Тан-Тан (200 000–500 000 лет до н. э.), состоит из гравюр в пещерах Бломбос на Капском побережье Южной Африки. датируемые 70 000 г. до н.э., за которыми следуют фигуры животных из пещеры Аполлона-11 в Гуннских горах на юго-западе Намибии, датируемые примерно 25 000 г. до н.э.

Африканские наскальные рисунки и гравюры были, как ни странно, обнаружены раньше, чем европейские: на юге Африки уже в середине 18 века, на севере в 1847 году, когда их обнаружила группа французских солдат, сообщивших о гравюрах слонов, львов и т. , антилопы, полорогие, страусы, газели и люди, вооруженные луками и стрелами. Самым известным местом рисунков пустыни на севере является плато Тассили , существовавшее с эпохи мезолитического искусства ., который был исследован и описан Анри Лотом в 1950-х годах. Это гористая местность - 2000 квадратных миль (5180 квадратных километров) скал и зыбучих песков - в настоящее время населена лишь несколькими туарегами-пастухами. Тысячи лет назад, когда писались картины, земля была плодородной, покрытой лесами и пересекаемой реками, полными рыбы.

 

Стиль изображений натуралистический, анимированный и полностью отличается как от традиционного ливийско-берберского стиля, так и от ранней натуралистической группы Атласа. Кажется, они гораздо более тесно связаны с искусством южноафриканских бушменов. Особый интерес представляют несколько полихромных росписей в горах Тассили, на которых изображены изящные человеческие фигуры рядом с пестрым скотом. К юго-западу от этого региона французская экспедиция Ахаггера обнаружила в 1935 г. еще одно место с такими же полихромными настенными росписями, изображающими различных животных, но главным образом крупный рогатый скот. Несколько человеческих фигур отличаются необычайно оживленными и часто грациозными движениями. Работа ведется полностью в пространствах, так что это настоящие картины, а не линейные рисунки. Однако на том же сайте есть и ряддоисторические гравюры , подобные типам в районе Атласа. Существует сильное сходство между картинами Ахаггера и искусством бушменов, и, кроме того, они имеют поразительное сходство с искусством Древнего Египта.

На некоторых сахарских картинах изображены негры и их охотничий образ жизни (относящиеся к доисторическому периоду круглоголовых), в то время как на других (от периода крупного рогатого скота, 4000 г. до н.э. – 800 г. н.э.) пастухи фулани из западноафриканской саванны. Искусствоведы предположили, и этнографические исследования частично подтвердили, что эти произведения неолитического искусствабыли созданы группами прото-фулани: они содержат элементы, которые соответствуют особенностям мифов фулани, которым обучали во время обрядов инициации мальчиков, таких как гермафродитная корова, из груди которой появляются головы домашних животных, и графическое изображение того, что напоминает инициацию фулани. поле (круг с солнцем в центре и расставленными вокруг него головами других коров, представляющих разные фазы луны).

Наскальные рисунки в районе Атласа Алжира впервые были исследованы в 1913 г. Почти все они гравюры: были обнаружены только два изображения, написанные охрой, и они относятся к более ранним периодам. Можно выделить три основные художественные группы. Во-первых, это очень ранние натуралистические рисунки животных, которые сейчас либо вымерли в этой местности, либо относятся к очень отдаленному геологическому периоду. Хорошим примером является огромный впечатляющий рисунок льва в Джаттоу. Далее следует группа несколько менее натуралистичных рисунков, созданных несколько позже. Наконец, есть сравнительно поздние ливийско-берберские узоры, описываемые отчасти как довольно грубые очертания животных, отчасти как узоры, носящие чисто геометрический и схематический характер.

 

Классическая африканская скульптура

В основном благодаря археологам африканская бронза и терракота больше не принадлежат «неизвестному» прошлому. Детальные сравнительные исследования с помощью радиоуглеродного датирования определили их местонахождение в историческом контексте и продолжающихся традициях. Одним из самых известных примеров ранней скульптурной традиции является «Нок», этикетка, охватывающая ряд терракотовых скульптур , изображающих людей и животных, которые широко распространены в северной Нигерии. Впервые они были обнаружены на оловянных рудниках у поселка Нок .в провинции Зария и с тех пор датируются 4 или 5 веком до нашей эры. Некоторые историки искусства обнаружили сходство между стилизованными человеческими фигурами и натуралистическими животными Нока и недатированными каменными скульптурами Эси , фигурами Номоли в Сьерра-Леоне и афро-португальскими изделиями из слоновой кости, вырезанными в Шербро . Но более убедительным предположением является то, что стиль Нок, основными чертами которого являются сферическая или коническая голова и глаза, представленные в виде сегментов сферы с горизонтальным верхним веком и образующим сегмент круга нижним веком, имеет много черт. общего с Ифе , религиозной и бывшей столицейНарод йоруба .

Одно можно сказать наверняка: традиции африканского искусства не остались без развития. Радиоуглеродное датирование и устные предания предполагают, например, что натуралистический стиль скульптуры в Ифе просуществовал примерно столько же, сколько бронзовое литье в Бенине. Однако богатый стиль Ифе демонстрирует неизменный канон с 10 по 14 века, в то время как в Бенине с 15 по 19 века очень заметен переход от умеренного натурализма к значительной степени натурализации.

Для сравнения со скульптурой из Америки см. Также: Доколумбовое искусство (до 1535 г. н.э.).

Меньше известно об искусстве и цивилизациях Сан (озеро Чад) и Зимбабве , но достаточно, чтобы показать, что они являются коренными африканскими культурами: больше нет необходимости ссылаться на египетские, финикийские или португальские влияния. Археологи показали, например, что стены и башни Зимбабве были воздвигнуты африканскими строителями и вдохновлены африканскими источниками. Нет никаких сомнений и в африканскости акванси реки Кросс .юго-востока Нигерии и соседнего Камеруна — каменные фигуры, не похожие ни на какие другие произведения искусства во всей Африке. Они имеют фаллическую форму с общим стилистическим переходом от фаллоса к человеческой форме. Некоторые из них представляют собой не более чем обработанные и украшенные валуны, но они отличаются обильным украшением поверхности, сосредоточенным на лице, груди и пупке.

Другими менее известными примерами «классического» африканского искусства являются бронзовые скульптуры Нупе и Ибо в Нигерии . Бронзы Ибо Уквубыли обнаружены в 1938 г. при раскопке цистерны в селе. Памятник оказался хранилищем искусно украшенных предметов - сосудов, наконечников булавы, пояса и других предметов церемониальной одежды. В могиле, раскопанной поблизости, были обнаружены корона, пектораль, веер, мухобойка и металлические браслеты из бисера, а также более 10 000 бус. Радиоуглеродные тесты позволяют датировать эти объекты концом 1-го тысячелетия, что делает их самой ранней культурой Нигерии, использующей бронзу. Бронзовые изделия представляют собой чрезвычайно детализированные отливки со сложным декором поверхности, но они отличаются от других африканских традиций литья, таких как традиции Бенина и Ифе .. Более того, высокий уровень богатства, который они раскрывают, не имеет аналогов в «демократической» стране ибо, где нет централизованных вождеств или богатых аристократий, как у йоруба и бенина .

Влияние охоты

Как и в искусстве Океании , одним из самых поразительных аспектов африканского искусства является то, что оно всегда является очень интимной частью общественной жизни , проявляющейся во всех аспектах работы, игр и верований африканцев. Таким образом, стиль и символика картин, фигур и масок зависят от их политического, экономического, социального и религиозного контекста, изучение которого часто дает ценную информацию о значениях африканского искусства. Бушмены пустыни Калахари, например, охотятся в негостеприимной среде, ведя образ жизни, в котором преобладает их абсолютная зависимость от немедленно доступных ресурсов для выживания. Между охотниками и добычей, между жизнью и дождем существует тесная связь. Тревоги бушменов выражены в их мифах, церемониях и обрядах, а также в их картинах и гравюрах . Наскальные рисунки бушменов изображают не только животных, на которых они охотятся, ритуалы дождя и самих охотников, но и виды животных, которые имеют величайшее мифическое значение. Другая группа, Калабари Иджо ., рыбаки, которые также зависят от случая - удачи приливов, изменчивых косяков рыбы. Их искусство также напрямую отражает их образ жизни, их тревоги и их мифы. Живя изолированными, автономными сообществами в мангровых болотах юго-восточной Нигерии, они верят в водяных духов, «Владык ручьев», живущих в сказочном подводном мире, которые, как и изображающие их скульптуры, антропоморфны или зооморфны. или смесь двух. Эссенция духов содержится в масках и скульптурных головных уборах, которые носят рыбаки на маскарадах. Типы животных, изображенных на масках, выбраны не из-за их экономического значения, а из-за их символического значения и роли в мифах и ритуалах Идзё.

 

Искусство кочевников

Многочисленные кочевые народы Африки по самой природе своего образа жизни не могут владеть громоздкими или тяжелыми произведениями искусства. Во многих случаях они отдают предпочтение литературе, самому переносному виду искусства — буколическим поэмам, былинам, сказкам и сатирическим произведениям, ярко выражающим кочевую эстетику. Показательным примером являются фулани Западной Африки. Они с явным пренебрежением относятся к обработке дерева, железа и кожи; любые культурные объекты, сделанные из этих материалов, которыми они владеют, производятся негритянскими группами, на землях которых они пасут свой скот. Даже фулани, поселившиеся в деревнях, предпочитают придавать художественное выражение архитектуре , изысканной одежде и украшениям.. Поэтому подлинное искусство фулани встречается редко и ограничивается деталями одежды, амулетами, головными уборами, ножными браслетами для девочек, церемониальными инструментами и контейнерами, а также самим телом. Действительно, фулани разработали настоящую эстетику внешности , включающую различные формы боди-арта , включая боди-арт и раскраску лица ., а также пирсинг и татуировки. С детства они учатся украшать и раскрашивать себя, придавать своим волосам замечательные формы и узоры, развивать великолепный стиль походки; матери даже массируют черепа своих младенцев, чтобы добиться идеальных форм. Во время ежегодных церемоний, являющихся одновременно и садистскими испытаниями мужественности, и мужскими конкурсами красоты, юноши используют все искусства личного украшения — тело смазывают маслом, раскрашивают и украшают. Мужчины выстраиваются перед судьями «как роскошные изображения богов», их лица окрашены в красный цвет и узоры цвета индиго, их волосы украшены каури и увенчаны высокими головными уборами. По обеим сторонам их лиц висят бахрома из бараньих бород, цепочки, бусы и кольца.

Деревянная скульптура

Самым большим вкладом Африки в мировую культуру являются ее прекрасные традиции скульптуры , хотя она почти не была известна за пределами «темного» континента до конца прошлого века. Затем работы, ранее считавшиеся лишь колониальными трофеями и диковинными музейными предметами, привлекли внимание европейских художников, жаждущих новых впечатлений. Андре Дерен (1880–1954), Морис де Вламинк (1876–1958), Пикассо (1881–1973) и Матисс(1867-1954), в свою очередь, были поражены выразительностью и абстрактностью фигур и масок, привезенных в Париж из далекого Конго и Французского Судана. Хуан Грис даже сделал картонную копию погребальной фигуры из Габона . Интерес этих художников привел к общей повышенной чувствительности к качествам африканской скульптуры, хотя в течение многих лет это была чувствительность, которая могла реагировать на чистую форму и тайну скульптуры только из-за незнания ее функции или символики.

Сегодня мы лучше информированы, хотя целые корпуса африканского искусства остаются загадочными сущностями, поскольку они были собраны давным-давно, как раритеты, от людей, которые потеряли понимание их использования или символического значения.

Среди догонов Мали есть ряд знаменитых старинных скульптур, известных как теллем , о которых ни догоны, ни археология ничего не могут нам сказать (хотя бесчисленное количество искусствоведов продолжают делать более или менее вдохновенные догадки). Фигуры теллемов обычно имеют поднятые руки и в основном женщины, а иногда и гермафродиты. Другие включают животных или антропоморфные фигуры, вырезанные по линиям оригинальных изогнутых кусков дерева. Со скульптурами такого рода мы ограничены формальным сравнением стиля и субъективной эстетической оценкой. К этому классу относятся маски Клыка и фигурки Кота ., некогда новообретенные «кумиры» Дерена и Эпштейна. Табличка за головой фигуры Кота была уверенно описана как «лучи солнца», «рога козла», «полумесяц» и «христианский крест».

Бамбарские фермеры и их искусство

Большинство африканцев — не короли, священники, знахари и колдуны, а земледельцы, проводящие большую часть своей жизни в производстве зерна или выращивании корнеплодов. Их эстетическая жизнь тесно связана с этим фактом их существования. Некоторые из величайших скульптурных традиций Африки представлены масками и фигурами, созданными для обеспечения плодородия полей и выживания их земледельцев. Бамбара , группа мандинка, насчитывающая более одного миллиона человек, живущих в Мали , прославилась своими изделиями из металла , плетением , кожевенным , ткацким , крашение и резьба по дереву . Маски бамбара связаны с четырьмя основными культовыми ассоциациями: ндомо , комо , кове и ти вара . Эти общества надевают свои маски как в сухой, так и в сезон дождей; они «помогают» с посевом, прополкой и сбором урожая основного урожая бамбара, проса, и празднуют приход и уход дождя.

Маска н'домо, с его вертикальными рогами, символизирует растущее просо - кукуруза будет стоять крепко и прямо, как рога маски. Рогов восемь, и они поднимаются прямо в ряд, как вытянутые пальцы, над макушкой и в одной плоскости с ушами. Рога схематично представляют различные эпизоды мифа о сотворении мира Бамбара, восемь рогов в идеальной маске представляют восемь изначальных семян, созданных Богом для построения вселенной. Основное значение символики рогов проистекает из уподобления этих органов росту зерна и человеческой печени — земледельцы бамбара говорят, что рога животных для животных то же, что печень для людей и ростки овощей для земли.

Символика и обряды других бамбарских обществ и масок также тесно связаны с прозаической деятельностью земледельца. Маска комо представляет собой гиену, великого земледельца и хранителя жизни. Маска tyi wara представляет собой сказочное существо, наполовину человека, наполовину животное, которое в прошлом учило людей ведению сельского хозяйства. В период посева и вегетации маска антилопы tyi wara олицетворяет духов леса и воды и обеспечивает плодородие полей и человека.

ПРИМЕЧАНИЕ. В 2007 году швейцарские ученые, проводившие раскопки в центральной части Мали, обнаружили осколки древней глиняной посуды , датируемой 9500 г. до н.э., что делает ее древнейшей известной керамической посудой в Африке. Для получения дополнительной информации см.: Хронология керамики .

 

Искусство африканских королевств

Искусство — универсальное средство прославления высокопоставленных лиц. Наличие предметов, искусно вырезанных из таких драгоценных материалов, как золото , серебро или слоновая кость , обычно указывает на присутствие правящего класса, избыточное богатство и средства для найма специализированных мастеров. В Африке большинство отливок из бронзы по выплавляемым моделям, например, требуют узкоспециализированной производственной техники, и хотя это искусство не ограничивается исключительно королевствами, оно достигает наибольшего развития там, где вождь или богатая каста могут позволить себе содержать группу профильные художники. В Бенинепривилегия обработки бронзы была зарезервирована за особой корпорацией, которая жила в особом квартале города и перешла под контроль Оба - правителя. Среди бамилеке к художникам относились как к слугам, даже рабам, своих вождей, во дворцах которых они жили и через которых продавали свои работы. В этих ситуациях африканское искусство является не результатом «инстинкта» — захвата души животного или предмета через «примитивное экстатическое воображение», — а продуктом обучения, ученичества и близкого знания традиции.

Художник в африканском вождестве работал над портретами, знаками отличия и эмблемами, чтобы изобразить короля и его королевских родственников как особенных, внушающих благоговение личностей и заставить их пережить короткие периоды своей жизни, увековечив их в искусстве. Таким образом, короли изображаются могущественными и красивыми, без изъяна и обычно без выражения, украшенными королевскими символами. Сами вожди носят роскошные одежды и украшения, сидят на высоких богато украшенных табуретах и ​​спят на искусно вырезанных кроватях. Художественное производство под королевским контролем также используется, чтобы подчеркнуть необходимость контроля королевской касты над своими подданными, а князья часто используют предметы искусства, чтобы запугать граждан.

В Африке, как и в Европе, концентрация богатства и власти в руках вождя или олигархии часто приводит к локальному возрождению искусства. Ашанти и Дагомея являются хорошими современными примерами, где блестящие дворы, восприимчивые к множеству влияний, создали отличительные и роскошные художественные стили. В Дагомее король сосредоточился на обработке серебра , латуни и производстве аппликаций для своего двора. Настенные скульптуры украшали дворец, изображая исторические и аллегорические сцены и сражения. Среди ашанти, торговля золотом и рабами приносила большие богатства королям, которые сделали обработку золота монополией двора. Их ювелиры составляли уважаемую и привилегированную касту и изготавливали церемониальные предметы и портреты, самым известным из которых является золотая маска из сокровищницы короля Кофи Какари (Коллекция Уоллеса, Лондон). Также были изготовлены небольшие гирьки, отлитые из латуни, для взвешивания золотой пыли.

Искусство Куба-Бушонг

Одна из богатейших художественных зон Африки охватывает бассейны рек Кванго , Касаи , Катанга и северо-запад Анголы . Это промежуточная зона между лесом и саванной, занятая земледельцами, предки которых были подданными могущественных царств — Луба , Чокве , Лунда , Куба . В каждом художники были тесно связаны с двором и королевскими культами. Среди люба , например, статуи королей и королев, кариатидные табуреты, подголовники, скипетры, булавы и оружие были произведены, чтобы отразить могущество и славу правителей. Среди куба доминирующая группа Бушонг вдохновила аристократическую культуру, которая наполнила общественную жизнь страстью к красоте и украшению. Кубинское искусство и украшение процветали во всех сферах повседневной жизни — в строительстве, металлообработке , плетении и ткачестве . Художественная деятельность стала для многих образом жизни: даже правители часто были художниками и скульпторами. Искусство использовалось для прославления королей Бушонг, статуи которых являются шедеврами кубинской скульптуры .и производились с 17 века. На всех изображен сидящий король со скрещенными ногами, на котором надеты символы священного царского сана. Они маленькие, едва более 20 дюймов (50 см) в высоту. Их лица невыразительны, веки полузакрыты; художники добились замечательных образов вечного покоя и глубокой серьезности. Как и все хорошие короли, они толсты и украшены браслетами, ножными браслетами, поясами и ожерельями. Хотя статуи имеют схожую общую форму, они не идентичны, и их лицам приданы отдельные детали. И все же их вряд ли можно назвать реалистичными портретами: скорее, это условные изображения королей с отличительными характеристиками. Главной целью скульптора было передать суть царской власти,

Искусство масок тайных обществ

Вожди и богатые люди не единственные меценаты. В Африке важные объекты могут быть заказаны родственными группами, а в обществах без вождей произведения искусства чаще всего находятся в совместном владении членов ассоциаций важных людей, которые выполняют как религиозные, так и управленческие функции. Требования к членству в таких культовых ассоциациях, возрастные категории или тайные общества различаются от общества к обществу. Иногда включаются все взрослые самцы; иногда членство ограничено людьми с особыми способностями или теми, у кого есть определенные статуи или другие священные атрибуты.

Возможно, самым известным «тайным обществом» является общество поро , члены которого наиболее плотно сконцентрированы среди говорящих на манде и кпе народов Либерии и южной части Сьерра-Леоне , хотя оно также распространяется, обычно под другими названиями, в Гвинею и Берег Слоновой Кости . Тесно связаны с мужским Поро Санде или Бунду . женские ассоциации, которые принимают форму лож среди женщин определенных вождеств. И мужские, и женские общества поддерживают циклы церемоний, связанных с вербовкой и инициацией членов. Главными участниками церемоний являются непосвященные юноши, все взрослые мужчины поро , взрослые женщины санде и священные старейшины, представляющие предков. К ним присоединяются олицетворяющие духи природы в масках, которые являются союзниками основателей страны.

В районе Паро и Санде мы обычно находим два типа масок: гладкие, натуралистичные маски, связанные с именем Дэн, и резко контрастирующие, грубо обработанные «Великие маски». Есть также вспомогательные маски, используемые для обеспечения правопорядка и обучения молодежи во время обрядов пара-инициации. Маски Дэна хорошо сбалансированы и гармоничны. Их красота проистекает из их натуралистической, но очень упрощенной формы. Существуют также миниатюрные копии больших масок длиной от 3 до 4 дюймов (от 7,5 до 10 см), которые носят посвященные в тайные общества.

Великая Маска Поро — жестокое абстрактное изображение демона леса. Его стилизованное лицо должно изображать давно умершего, почти мифического предка великой мудрости — культурного героя, который познакомил поро с землей людей. Маска является символом и оракулом жреца, которому как судье и лидеру клана разрешено хранить маску от имени Поро. Используя его, он может получить разрешение предков на наказание уголовных и гражданских правонарушителей. Когда необходимо решить важные споры, жрец несет Маску на собрание старейшин и кладет ее на землю под
белая ткань. Любое человеческое суждение считается предварительным, пока Маска не выразит свое одобрение.

Использование Великой Маски таким образом с пользой обеспечивает божественное одобрение: считается, что суждение исходит из духовного мира через Маску, а не от людей. Маска берет на себя ответственность, например, за смерть от отравления человека, прошедшего испытание сассвудом. На важных собраниях совета Маска присутствует, чтобы обеспечить присутствие и одобрение предков. Во время бурных ссор священник надевает Маску и своим словом останавливает тяжущихся. Малые Маски также используются в качестве посыльных или полицейских.

Сама Великая Маска характеризуется выпученными глазами, облицованными перфорированным фарфором или металлическими дисками, красными войлочными губами и длинной бородой, увешанной пальмовыми орехами или бусами. Его типичная густая патина исходит от черной засохшей крови жертвоприношений и красноватых остатков пережеванных орехов кола, которые жрец выплюнул в рот Маски.

Во время настоящих обрядов инициации Поро Великая Маска таинственным образом появляется четыре раза просто для того, чтобы произнести секретную фразу, при которой все падают ниц на землю. Малые маски, известные как гэ, используются для дисциплинирования и обучения посвященных. Маски действуют как чиновники, контролирующие женщин и детей за пределами деревни, или работают как мусорщики, собирая еду, попрошайничая, одалживая и крадя у горожан.

По внешнему виду маски Ге отвратительны, сочетая в себе черты животных и людей. Говорят, что они являются художественными попытками представить веру в то, что сила духа имеет как животные, так и духовные атрибуты - сочетание черт плюс искажение, предполагающее, что существуют определенные необъяснимые явления, более мощные, чем силы, которыми обладают животные и люди по отдельности.

Во время долгих обрядов инициации женщинам внушают, что их детей проглатывают маски, и говорят, что маски вызывают шрамирование, когда они проглатывают мальчиков, а затем рожают их. После возрождения из желудков масок посвящаемые садятся на циновки с одеялами на лицо и через два дня маски учат их всему заново - как ходить, есть, испражняться. Ближе к концу сеанса Великая Маска своим низким рычащим голосом ведет мальчиков к берегу, где их моют и дают новые имена.

Девочек также инициируют в общества Бунду или Санде . Во время их прихода на нашу церемонию они помазаны маслом, их волосы красиво уложены, и они носят богатые одежды и украшения. Они шествуют под аккомпанемент песен, танцев и акробатических номеров в масках. Маска Санде сияет черным цветом, а женщины-носители скрыты за тканевым костюмом и вуалью из рафии. Форма и символика маски мало меняются. Наиболее заметными чертами являются спиральная шея, сложное украшение прически и маленькое треугольное лицо.

См.: Искусство американских индейцев , для сравнения с американскими масками.

 

Искусство и родство

Наиболее важной чертой многих африканских обществ и источником политического действия внутри них является родство в форме корпоративных родственных организаций. Искусство часто служит дополнением и символом силы рода и клана. Среди баквеле старейшины линии собираются вместе во время кризиса и пытаются обойти проблему с помощью масок. В племенах фанг и тив , где политическая власть передается по наследству, маски и статуи являются символами права глав рода на успех и используются в управлении общественными делами. Точно так же среди Лиги восточного Заиратам, где не существует вождей и система родословной функционирует без политических лидеров, там есть авторитетные люди, которые приобретают влияние благодаря своему возрасту, своей личной магии и владению предметами искусства. В состав Lega входили резчики, способные создавать оригинальные и искусно выполненные работы из различных материалов; их маски и фигурки используются бвамеассоциации в своих драматических и ритуальных представлениях. Предметы, используемые в церемониях инициации, представляют собой комплекс символов, которые помогают передать суть общества и мышления Леги от бваме старейшин к посвященным. Они находятся в корпоративной собственности родословных и, переходя из рук в руки, действуют как символы преемственности родословных Леги и как связующее звено между мертвыми и живыми членами патрилинейной семьи.

В Гане материнские линии играют важную роль в поддержании благополучия общины акан , даже когда эта община, как в случае с ашанти, является централизованным королевством. Каждый ведет свое происхождение от своей матери и принадлежит к родословной своей матери, состоящей из всех потомков общей прародительницы. Святилище линии имеет форму табурета, которому глава линии предлагает пищу для предков. В основном обряде установки вождя ашанти нового вождя трижды опускают и поднимают над священным табуретом основателя его линии. Таким образом, табурет Ашанти является символом предков и рода. Он состоит из прямоугольного постамента с изогнутым сиденьем, поддерживаемым резными стойками. В табуретке Кумаси есть десять черных табуреток, сохранившихся в память о десяти царях Ашанти. Золотой табурет, который традиционно считается принесенным с неба жрецом и советником первого короля, представляет собой массу из чистого золота с прикрепленными к ней колокольчиками из меди, латуни и золота.

Религиозное искусство

Хотя наши расширенные знания об африканских обществах означают, что социальные и эстетические функции теперь возлагаются на многие произведения искусства, ранее считавшиеся предметами только для религиозного использования, большая часть африканского искусства по существу играет религиозную и символическую роль. Члены йоруба , например, являются самыми плодовитыми африканскими резчиками , и наибольшая концентрация их скульптуры - это религиозное искусство , посвященное культам различных ориша или богов. В других местах маскарады и другие ритуальные представления используют маски и резные фигуры для воплощения основных мифов.

Искусство догонов носит явно религиозный характер: оно изображает предков, первых мифических существ, кузнеца-атависта, всадника с ковчегом, несущего навыки и ремесла, и мифических животных. Их космологическая система и ее отношение к содержанию их искусства были исследованы в мельчайших подробностях группой французских антропологов и искусствоведов. Таким образом, чтобы понять значение Великой Маски Догонов , мы должны понять значение мифа о сотворении Догонов и периодического издания Сиги .фестиваль, регулирующий религиозную жизнь догонов. Великая Маска — двойник мифического предка; делая новую маску, резчик обманывает душу предка и уговаривает ее войти в свое новое жилище. Когда Великая Маска выставлена ​​​​на всеобщее обозрение, видна только опорная стойка, поскольку голова утопает в груде камней. Другие маски догонов менее священны, хотя их представления могут отражать особые знаки и символы и части мифа о сотворении мира.

Большая часть космологической мысли многих африканских обществ сосредоточена на двойственности и андрогинности. Среди бангва , народа бамилеке в Камеруне , близнецы и их родители почитаются, рождение близнецов считается совершенным рождением, представляющим изначальный и андрогинный мир, когда двойное рождение было правилом. Вся деревня чествует женщину, у которой рождаются близнецы, и в честь близнецов вырезают сложные скульптуры. Обоим родителям уделяется особое внимание, и их инициируют в религиозное объединение, которое играет важную роль на церемониях плодородия и похоронах. Скульптура Бангвачерпал вдохновение у этих родителей-близнецов, и есть ряд статуй женщин и мужчин, несущих близнецов или носящих символы близнецов. Возможно, самая известная из всех скульптур Бангва — это танцующая фигура с ожерельем из каури, с трещоткой и бамбуковой трубой, которые носят жрицы-матери близнецов, призывая богов.

Среди йоруба близнецам также уделяется особое внимание, и существует традиция делать их изображения, если один или оба из них должны умереть. Эти фигурки Ибеджи питаются и о них заботятся, как о настоящих детях, поскольку считается, что каждая из них содержит душу мертвого близнеца. Все, что делается для живого ребенка, делается для ибеджи: он получает подарки и новую одежду. Ему также приносятся регулярные жертвы, чтобы душа умершего не навредила его живому близнецу или матери. Ношение ибеджи также предотвращает бесплодие матери.

Статуэтки ибеджи однородны по форме - маленькие стоящие статуэтки, в большинстве случаев обнаженные, хотя некоторые из них вырезаны в виде фартука. Обычно пропорциональный размер головы к телу больше, чем у модели; гениталии вырезаны, а готовый объект окрашен - голова часто окрашивается в другой цвет, чем тело. Лицо овальное с выступающими глазными яблоками, лоб выпуклый, нос широкий, уши стилизованы. Губы, как правило, выпуклые, вырезанные в виде полки, потому что матери кормят их, как и других своих детей. Руки тяжелые и длинные, кисти стилизованы и соединены с бедрами. У ибеджи множество следов шрамирования и причесок.

Искусство колдовства

По всей Африке колдовство имеет некоторые удивительно общие черты, сам термин обычно относится к злонамеренным действиям, приписываемым человеческим существам, которые активируют сверхъестественные силы, чтобы причинить вред другим. Большинство ведьм работают ночью; они способны летать и мгновенно преодолевать большие расстояния. Во время странствий тело ведьмы остается позади, а другое «я» путешествует невидимо или в форме животного. Они любят человеческую плоть, причиняют своим жертвам болезни и поедают их тела после погребения.

Таким образом, болезни и смерть могут быть приписаны сверхъестественным причинам, а предметы искусства в сочетании с магическими приемами и ритуалами используются для борьбы с ними. Эти объекты обычно называют фетишами., слово, которое действительно следует зарезервировать для своего рода «машины» — слово «фетиш» происходит от «fetico», португальского слова, которое означает «предмет, сделанный рукой человека, изготовленный прорицателями или колдунами и состоящий из различных материалы и лекарства, чтобы черпать имманентную жизненную силу этих веществ». На самом деле дополнительный материал может быть более важным, чем основная скульптура, и состоит из разных предметов — крабов, костей и рогов животных, зубов, перьев, частей птиц, пуговиц, ткани и кусков железа. Даже если на первый взгляд этот конгломерат предметов кажется случайным и обыденным,

Самые известные фетиши изначально были найдены в регионе Заира : сохранились некоторые очень ранние предметы. Сообщается, что в 1514 году христианский король Конго Альфонсо сетовал на идолопоклонство, преобладавшее в то время среди его подданных, заявив: «Наш Господь дал камень и дерево, которым вы поклоняетесь, для строительства домов и разжигания огня». С тех пор у баконго и соседних народов были собраны сотни видов фетишей; они известны как Нкиси и все они обладают одним и тем же общим свойством магических фигур: они способны причинять серьезные болезни людям, которые, как считается, причиняют сверхъестественный вред другим. Несмотря на свою известность, этот вид искусства до конца не изучен.

По всей Африке предметы искусства используются для предсказания сверхъестественных причин болезней. Среди бамилеке традиционное общество против колдовства, кунганг , созывается во время кризисов и эпидемий, чтобы очистить страну и уничтожить ведьм с помощью их могущественных фетишей. Фигуры кунган вырезаны с большим мастерством; у них обычно преувеличенно вздутые животы, что указывает на ужасную водянку, которая является одной из сверхъестественных санкций фетиша. Они также символизируют более сочувственную магию: согнутые руки представляют отношение просящего сироты или человека, лишенного друзей; поза на корточках — поза низшего раба. Кунган _ Считается, что фигуры наделены силами, накопленными поколениями: эти силы сосредоточены в толстой патине, образованной из крови цыплят, принесенных в жертву во время обрядов присяги против колдовства. У большинства из них есть небольшая панель в животе или спине, которую можно открыть для введения лекарств.

Искусство ради искусства

Африканское искусство многофункционально: оно служит служанкой государства, религии и даже экономики. Он также служит для развлечения. Западноафриканские маскарады, в частности, опровергают обобщение о том, что в традиционных африканских культурах нет такого понятия, как искусство ради искусства. Даже когда представления связаны с ритуалом и верой, эстетика и театральность никогда не игнорируются. Во многих западноафриканских обществах маскарады появляются во время вторых церемоний захоронения всех умерших взрослых. В большинстве случаев цель спектакля состоит не только в том, чтобы вселить религиозный трепет или просить защиты у предков, хотя они играют определенную роль, но и в том, чтобы развлечь скорбящих и прославить память умершего и его преемника. Во всех этих танцах имеет значение маска, и по этой причине личность танцора полностью подчинена личности маски. Для участника маскарада маски должны быть как можно эффектнее, и ничто — даже череп обезьяны или европейская кукла — недопустимо на маске, которая обычно становится гораздо более сложной, когда выходит из рук скульптора. Сверху добавлены окрашенные перья, а по углам — полосатые рога. Кокарды делаются из тонких волос бараньей бороды, а рафия заплетается и прикрепляется к подбородку в виде медведя или прикрепляется к передней и задней части головы масок. Кожные покровы могут использоваться, как среди череп или европейская кукла - неприемлемы на маске, которая обычно становится гораздо более сложной, когда выходит из рук скульптора. Сверху добавлены окрашенные перья, а по углам — полосатые рога. Кокарды делаются из тонких волос бараньей бороды, а рафия заплетается и прикрепляется к подбородку в виде медведя или прикрепляется к передней и задней части головы масок. Кожные покровы могут использоваться, как среди череп или европейская кукла - неприемлемы на маске, которая обычно становится гораздо более сложной, когда выходит из рук скульптора. Сверху добавлены окрашенные перья, а по углам — полосатые рога. Кокарды делаются из тонких волос бараньей бороды, а рафия заплетается и прикрепляется к подбородку в виде медведя или прикрепляется к передней и задней части головы масок. Кожные покровы могут использоваться, как средиBangwa и Ekoi для достижения текстурных, а не символических эффектов. Другие маски Bangwa расшиты бисером, а большинство из них ярко окрашены растительными красителями или современными полихромными красками.

Рассмотрение убранства домов Ибо мбари покажет, что форма искусства не может быть просто отнесена к категории «преимущественно религиозной» или даже «преимущественно эстетической». Здесь сложные лепные украшения созданы в честь богини Алы в начале цикла выращивания батата. В период уединения специально отобранные люди создают множество скульптур и рельефов, которые затем выставляются на всеобщее обозрение. В этот период поют песни в честь богини земли и вспомогательных богов. мбари _объекты разнообразны и могут представлять богов, людей, сцены охоты, совокупляющихся женщин и мужчин и рожающих женщин. Главная фигура - Ала , которую лепят и раскрашивают последней, иногда с двумя детьми. С ней связаны фаллические фигуры, созданные для призыва к человеческому и сельскохозяйственному плодородию. Мбари — это не только религиозное искусство, но и источник удовольствия. Многие фигуры комичны; некоторые непристойны. Неестественные практики проиллюстрированы с ликованием; женщины нагло демонстрируют свои интимные места. Грубые непристойности объясняются тем, что мбаридолжен раскрывать каждую фазу человеческого существования, потому что это концентрация всей человеческой жизни, включая ее табу. Искусство ибо , как и все африканское искусство, удивительно эклектично. В мбари Христос на кресте стоит рядом с Алой , богиней земли. Традиция возобновляется за счет индивидуального вдохновения художника и использования внешних влияний. Сочетание глубокой нравственной цели и чистого развлечения делает мбари динамичной и непосредственной формой искусства.

Источник: Мы с благодарностью признательны за использование материалов в приведенной выше статье из «Истории искусства» (1983 г.) под редакцией сэра Лоуренса Гоулинга.

 

• Основной указатель см.: Домашняя страница .


Лучшие художественные музеи
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ АНТИЧНОГО ИСКУССТВА
© visual-arts-cork.com. Все права защищены.

Исходный текст