Абстрактное искусство
Определение, история, движения, типы, коллекции, художники.
ГЛАВНЫЙ ИНДЕКС АЗ

Приколи это



Квадраты гармонии с концентрическими
кольцами (1913) Василия Кандинского
, пионера беспредметного искусства.


Черный круг (1913) Казимир Малевич.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Супрематизм.

Абстрактное искусство: общее
определение, виды, история, характеристики

Содержание

Определение
В чем идея абстрактного искусства?
Типы
Происхождение и история
Абстрактная живопись каменного века
От академического реализма к абстракции
Кандинский и экспрессионизм демонстрируют силу цвета
Кубизм отвергает перспективу и живописную глубину
Супрематизм и де стиль вводят новые геометрические формы
Сюрреалист и органическая абстракция
Абстрактный экспрессионизм - Больше цвета, больше никакой геометрии
Европа: информель и ташизм
Оп-арт: новая геометрическая абстракция
Постмодернистская абстракция
Ресурсы известных коллекцийХудожники -абстракционисты • Абстрактные картины: 100 лучшихНаправления абстрактного искусстваАбстрактная скульптура (1900-2000) Абстрактные скульпторы (1900-2000 ) )








Черная абстракция (1927)
Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Джорджия О'Киф.
Прекрасный автобиографический
пример биоморфной абстракции.


композиция с синим и желтым цветом.
(1932) Пит Мондриан.
Художественный музей Филадельфии.
Неопластицизм/Де Стиль.

ЧТО ТАКОЕ ИСКУССТВО?
Руководство по вопросам эстетики и
классификации
изобразительного/декоративного/прикладного искусства см. в разделе «
Определение искусства, значение» .

Определение и значение

Термин «абстрактное искусство» — также называемый « беспредметным искусством », «нефигуративным», «нерепрезентативным», «геометрической абстракцией» или « конкретным искусством »." - это довольно расплывчатый зонтичный термин для любой картины или скульптуры, на которых не изображены узнаваемые объекты или сцены. Однако, как мы увидим, нет четкого консенсуса по поводу определения, типов или эстетического значения абстрактного искусства. Пикассо считал, что существует не было такой вещью, в то время как некоторые искусствоведы придерживаются мнения, что все искусство абстрактно, потому что, например, ни одна картина не может надеяться быть чем-то большим, чем грубое изложение (абстракция) того, что видит художник. холст должен быть помечен как «экспрессионистский» или «абстрактный» — возьмите, например, акварель « Корабль в огне» (1830, Тейт) и картину маслом « Снежная буря — Пароход у гавани».рот(1842, Тейт), оба Дж. М. У. Тернера (1775–1851). Похожий пример — « Водяные лилии » (1916–20, Национальная галерея, Лондон) Клода Моне (1840–1926). Также существует скользящая шкала абстракции: от полуабстрактной до полностью абстрактной. Таким образом, хотя теория относительно ясна — абстрактное искусство оторвано от реальности — практическая задача отделения абстрактного от неабстрактного может быть гораздо более проблематичной.

Какова идея абстрактного искусства?

Основная предпосылка абстракции — между прочим, ключевой вопрос эстетики — состоит в том, что формальные качества картины (или скульптуры) так же важны (если не более), чем ее репрезентативные качества.

Начнем с очень простой иллюстрации. Картина может содержать очень плохой рисунок человека, но если ее краски очень красивы, она все же может показаться нам прекрасной картиной. Это показывает, как формальное качество (цвет) может превалировать над репрезентативным (рисунок).

С другой стороны, фотореалистичная картина с рядным домом может демонстрировать изысканную репрезентативность, но сюжет, цветовая гамма и общая композиция могут быть совершенно скучными.

Философское обоснование оценки ценности формальных качеств произведения искусства проистекает из утверждения Платона о том, что:

«Прямые линии и круги... не только прекрасны... но вечно и абсолютно прекрасны».

В сущности, Платон имеет в виду, что ненатуралистические образы (круги, квадраты, треугольники и т. д.) обладают абсолютной, неизменной красотой. Таким образом, картину можно оценить только по линиям и цвету на ней не обязательно изображать природный объект или сцену. Французский живописец, литограф и теоретик искусства Морис Дени (1870–1943) имел в виду то же самое, когда писал: «Помните, что картина — до того, как стать боевым конем или обнаженной женщиной… цвета, собранные в определенном порядке».

Некоторые художники-абстракционисты объясняют себя тем, что хотят создать визуальный эквивалент музыкального произведения, которое можно было бы оценить исключительно само по себе, не задаваясь вопросом «что это за картина?» Уистлер, например, давал некоторым своим картинам музыкальные названия, такие как «Ноктюрн: синий и серебряный — Челси» (1871, собрание Тейт). (См. Также: Художественная оценка: как ценить искусство .)

 

 

Виды абстрактного искусства

Для простоты мы можем разделить абстрактное искусство на шесть основных типов:

Криволинейный
Цветовой или световой
Геометрический
Эмоциональный или интуитивный
Жестовый
Минималистский

Некоторые из этих типов менее абстрактны, чем другие, но все они связаны с отделением искусства от реальности.

Криволинейное абстрактное искусство

Этот тип криволинейной абстракции тесно связан с кельтским искусством ., в котором использовался ряд абстрактных мотивов, включая узлы (восемь основных типов), переплетенные узоры и спирали (включая трискеле или трискелион). Эти мотивы не были оригинальными для кельтов - многие другие ранние культуры использовали эти кельтские узоры на протяжении веков: см., например, спиральные гравюры в неолитической проходной гробнице в Ньюгрейндже в графстве Мит, созданные примерно за 2000 лет до появления кельтов. Однако справедливо сказать, что кельтские дизайнеры вдохнули новую жизнь в эти узоры, сделав их в процессе работы намного более замысловатыми и изощренными. Эти узоры позже вновь появились в качестве декоративных элементов в ранних иллюминированных рукописях (ок. 600–1000 гг. Н. Э.). Позже они вернулись во время Движения кельтского возрождения 19 века. и влиятельное движение в стиле модерн 20-го века: особенно в книжных обложках, текстиле, обоях и ситцевых рисунках, таких как Уильям Моррис (1834-96) и Артур Макмердо (1851-1942). Примером криволинейной абстракции является также «бесконечный узор», широко распространенная чертаИсламское искусство .

Абстрактное искусство, связанное с цветом или светом

Примером этого типа являются работы Тернера и Моне, которые используют цвет (или свет) таким образом, чтобы отделить произведение искусства от реальности, поскольку объект растворяется в водовороте пигмента. Два примера выразительной абстракции Тернера уже упоминались, к которым мы можем добавить его « Интерьер в Петворте » (1837, собрание Тейт). Другие примеры включают финальную последовательность картин «Водяная лилия» Клода Моне (1840–1926), «Талисман » (1888, Музей Орсе, Париж) Поля Серюзье (1864–1927), лидера Les Nabis , и несколько фовистских работ Анри. Матисс (1869-1954). Несколько экспрессионистских картин Кандинского, написанных в то время, когда онDer Blaue Reiter очень близок к абстракции, как и «Олень в лесу II » (1913-14, Staatliche Kunsthalle, Karsruhe) его коллеги Франца Марка (1880-1916). Чешский художник Франк Купка (1871–1957) создал одни из первых цветных абстрактных картин, оказавших влияние на Робера Делоне (1885–1941), который также полагался на цвет в своем вдохновленном кубизмом стиле орфизма. Абстракция, связанная с цветом, вновь появилась в конце 1940-х и 50-х годах в форме живописи цветового поля, разработанной Марком Ротко .(1903-70) и Барнетт Ньюман (1905-70). В 1950-х годах во Франции возник параллельный тип абстрактной живописи, связанной с цветом, известный как лирическая абстракция .

Геометрическая абстракция

Этот тип интеллектуального абстрактного искусства появился примерно в 1908 году. Ранней рудиментарной формой был кубизм ., особенно аналитический кубизм, который отвергал линейную перспективу и иллюзию пространственной глубины в картине, чтобы сосредоточиться на ее двухмерных аспектах. Геометрическая абстракция также известна как конкретное искусство и беспредметное искусство. Как и следовало ожидать, для него характерны ненатуралистические образы, обычно геометрические формы, такие как круги, квадраты, треугольники, прямоугольники и т. д. В некотором смысле — не содержа абсолютно никаких ссылок на мир природы или ассоциаций с ним — это чистейшая форма абстракции. Можно сказать, что конкретное искусство для абстракции — то же, что веганство для вегетарианства. Примером геометрической абстракции является картина « Черный круг» (1913, ГРМ, Санкт-Петербург) кистиКазимир Малевич (1878-1935) (основоположник супрематизма); Бродвейское буги-вуги (1942, MoMA, Нью-Йорк) Пита Мондриана (1872-1944) (основателя неопластицизма); и Композиция VIII (Корова) (1918, MoMA, Нью-Йорк) Тео Ван Дусбурга (1883-1931) (основателя De Stijl и Elementarism). Другие примеры включают картины « Посвящение площади » Йозефа Альберса (1888–1976) и оп-арт Виктора Вазарели (1906–1997).

Эмоциональное или интуитивное абстрактное искусство

Этот тип интуитивного искусства включает в себя смесь стилей, общей темой которых является натуралистическая тенденция. Этот натурализм виден в используемых формах и цветах. В отличие от геометрической абстракции, которая почти антиприродна, интуитивная абстракция часто вызывает ассоциации с природой, но менее репрезентативно. Два важных источника для этого типа абстрактного искусства: органическая абстракция (также называемая биоморфной абстракцией) и сюрреализм . Возможно, самым известным художником, специализирующимся в этом виде искусства, был уроженец России Марк Ротко - см. Картины Марка Ротко (1938-70). Другие примеры включают полотна Кандинского, такие как Композиция №4 .(1911, Художественное собрание Северного Рейна-Вестфалии) и «Композиция VII » (1913, ГТГ); типичный Теллер, Габель и Набель (1923, частное собрание) Жана Арпа (1887-1966), Женщина (1934, частное собрание) Жоана Миро (1893-1983), Inscape: Psychological Morphology № 104 (1939, частное собрание) Матта (1911-2002); и « Бесконечная делимость » (1942, Художественная галерея Олбрайт-Нокс, Буффало) Ива Танги (1900–55). В скульптуре этот тип абстракции представлен «Поцелуем » (1907, Кунстхалле, Гамбург) Константина Бранкузи (1876–1957); Мать и ребенок(1934, Тейт) Барбары Хепуорт (1903–1975); Гигантский пип (1937, Национальный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду) Жана Арпа; Три стоящие фигуры (1953, Музей Гуггенхайма, Венеция) Генри Мура (1898-1986).

Жестовое Абстрактное Искусство

Это форма абстрактного экспрессионизма, где процесс создания картины становится более важным, чем обычно. Краска может быть нанесена необычным способом, кисть часто очень рыхлая и быстрая. Известные американские представители жестовой живописи включают Джексона Поллока (1912–1956), изобретателя живописи действия, и его жену Ли Краснер (1908–84), которая вдохновила его своей собственной формой капельной живописи; Виллем де Кунинг (1904-97), известный своей серией работ « Женщина »; и Роберт Мазервелл (1912–1956), известный своей элегией Испанской республике. ряд. В Европе эта форма представлена Tachisme , а также группой Cobra, особенно Карелом Аппелем (1921-2006).

Минималистское абстрактное искусство

Этот тип абстракции был возвратом к истокам авангардного искусства , лишенным всех внешних отсылок и ассоциаций. Это то, что вы видите, и ничего больше. Он часто принимает геометрическую форму, и в нем преобладают скульпторы, хотя в нем также есть несколько великих художников. Для получения дополнительной информации о минималистском искусстве см. Ниже («Постмодернистская абстракция»).

 

Происхождение и история

Абстрактные Картины Каменного Века

Насколько мы можем судить, абстрактное искусство впервые началось около 70 000 лет назад с доисторических гравюр : а именно, двух кусков скалы с выгравированными абстрактными геометрическими узорами, найденных в пещере Бломбос в Южной Африке. Затем последовали абстрактные красно-охристые точки и ручные трафареты , обнаруженные среди рисунков в пещере Эль-Кастильо , датированные 39 000 годом до нашей эры, неандертальская гравюра в пещере Горхэм, Гибралтар , и булавовидное изображение в форме булавы среди рисунков в пещере Альтамира (ок. 34000 г. до н.э.). После этого абстрактные символы стали преобладающей формой палеолитического пещерного искусства ., превосходя фигуративные изображения в 2:1. См.: Доисторические абстрактные знаки .

От академического реализма к абстракции

Вплоть до конца 19 века большая часть живописи и скульптуры следовала традиционным принципам классического реализма, которым учили в великих академиях Европы. Эти принципы устанавливали, что первой обязанностью искусства было создание узнаваемой сцены или объекта. Как бы сильно на него ни влияли требования стиля или среды, произведение искусства должно было имитировать или представлять внешнюю реальность. Однако в последней четверти XIX века все начало меняться. Импрессионистское искусство продемонстрировало, что строгий академический стиль натуралистической живописи больше не был единственным аутентичным способом делать вещи. Затем, в период 1900-1930-х годов, развитие других направлений современного искусства предоставил дополнительные методы (включая цвет, отказ от трехмерной перспективы и новые формы), которые будут использоваться для дальнейшего поиска абстракции.

Художники начинают отдаляться от реальности

Первым из основных направлений современного искусства , подорвавшим академический стиль классического реализма, был импрессионизм (ок. 1870–1880 гг.), чья палитра часто была явно ненатуралистической, хотя его искусство оставалось прочным и явным заимствованием из реального мира, даже если Последняя работа Клода Моне в жанре « Водяные лилии » казалась более похожей на абстракцию. На появление абстрактного искусства также повлияло движение в стиле модерн (ок. 1890–1914).

Кандинский, экспрессионизм и фовизм демонстрируют силу цвета

Использование цвета и формы для движения зрителя имело первостепенное значение в развитии абстрактного искусства. Импрессионизм, включая варианты неоимпрессионистского пуантилизма и постимпрессионизма, уже привлек внимание к силе цвета, но немецкий экспрессионизм сделал его краеугольным камнем живописи. Один из ее лидеров Василий Кандинский (1866-1944) опубликовал книгу «О духовном в искусстве» (1911), ставшую основополагающим текстом абстрактной живописи.

Кандинского убедили эмоциональные свойства формы, линии и, прежде всего, цвета в живописи. (У него была ненормальная чувствительность к цвету, которую он мог слышать так же, как и видеть, состояние, называемое синестезией.) Он считал, что картину не следует анализировать интеллектуально, а нужно позволять достигать тех частей мозга, которые связаны с музыкой.

Тем не менее, он предупреждал, что стремление к абстракции не должно превращать серьезное искусство в простое украшение. Большинство немецких экспрессионистов (например, Эрнст Кирхнер, Карл Шмидт-Ротлуф, Макс Эрнст, Алексей Явленский, Оскар Кокошка, Франц Марк, Август Маке и Макс Бекманн) не были художниками-абстракционистами, но их яркая палитра — наряду с теоретическими работами Кандинского — насторожила других. более абстрактно склонные художники к силе цвета как средству достижения своих целей.

Параллельный парижский авангардный стиль фовизма (1905-08) просто подчеркивал эффект цвета такими работами, как « Красная студия» (1911, МоМА, Нью-Йорк) Анри Матисса.

 

Кубизм отвергает перспективу и изобразительную глубину

Кубизм (1908-14) был реакцией на декоративную красивость импрессионизма. Пикассо (1881-1973) и Жорж Брак (1882-1963) разрабатывали этот новый стиль поэтапно: во-первых, прототип кубизма (см. полуабстрактный Les Demoiselles d'Avignon Пикассо , 1907, MoMA, NY); затем « Аналитический кубизм » (см. «Обнаженная, спускающаяся по лестнице № 2 », 1912, Художественный музей Филадельфии) Марселя Дюшана (1887–1968); затем синтетический кубизм, который был больше ориентирован на коллаж. Их основная концепция заключалась в том, чтобы отойти от красивого, но тривиального искусства импрессионизма к более интеллектуальной форме искусства, которая исследовала новые методы изображения реальности.

В частности, они отвергли академический метод изображения действительности за счет использования линейной перспективы (глубины) для создания обычного трехмерного эффекта в живописи. Вместо этого они хранили все на двумерной плоской плоскости, на которой размещали разные «виды» одного и того же объекта: процесс, аналогичный фотографированию объекта с разных ракурсов, затем вырезанию фотографий и их наклеиванию на бумагу. плоская поверхность. Этот метод использования плоской поверхности для изображения трехмерной реальности потряс искусство до основания. Хотя большинство кубистских работ по-прежнему производились от объектов или сцен реального мира и поэтому не могут считаться полностью абстрактными, движение

Вдохновленные кубизмом абстрактные скульпторы включают: Константина Бранкузи (1876-1957), на которого также повлияло африканское и восточное искусство.
Раймон Дюшан-Вийон (1876–1918), использовавший приемы кубизма для изображения движения, и Жак Липшиц (1891–1973).

Об абстрактном стиле живописи начала 20-го века, в котором пытались смешать кубистическую композицию с цветом и музыкой, см.: Орфизм . Британским довоенным художественным движением, на которое сильно повлияла кубистская идиома, был вортицизм (1913-14), основанный Перси Уиндемом Льюисом (1882-1957).

Движение итальянского футуризма (1909-1913), основанное Маринетти (1876-1944) и представленное Джино Северини (1883-1966) и Джакомо Балла (1871-1958), также испытало влияние кубизма и, в свою очередь, вдохновило многих художников его акцент на движение и технологии. В скульптуре футуризм оказал наибольшее влияние на развитие кинетического искусства, оказав влияние на таких абстрактных скульпторов, как Наум Габо (1890–1977) и Александр Колдер (1898–1976) (известный своими мобильными телефонами).

ПРИМЕЧАНИЕ. «Тубизм», изобретенный Фернаном Леже (1881-1955), был формой кубизма, в которой использовались цилиндрические и сферические детали, а не плоские перекрывающиеся части кубизма, и включал многочисленные машиноподобные мотивы, отражающие футуристическую веру Леже в технологии. См., например, такие работы, как: « Солдаты, играющие в карты » (1917, Государственный музей Кроллера-Мюллера, Оттерло); Механик (1920, Национальная галерея Канады); Три женщины (Le Grand Dejeuner) (1921, Музей современного искусства, Нью-Йорк).

Супрематизм и Де Стиль представляют новые геометрические формы

Традиционная живопись и скульптура в изобразительном искусстве опираются на формы, взятые из реального мира, примеры которых неисчерпаемы. Напротив, художники-абстракционисты вынуждены полагаться на искусственные, неестественные формы. Таким образом, абстрактное искусство обычно связано с созданием различных геометрических фигур. А размер и характер этих форм, их отношение друг к другу, а также цвета, используемые на протяжении всей работы, становятся определяющими мотивами абстракции.

Русский супрематизм

Движение русского абстрактного искусства, известное как супрематизм , названное его лидером Казимиром Малевичем (1878-1935) за утверждение главенства ощущений в искусстве, возникло в 1915 году. Без сомнения, под влиянием Кандинского, который уже начал создавать ряд Конкретных работ Малевич создал серию выдающихся авангардных абстрактных картин — прямоугольных блоков однотонного цвета, плавающих на белом фоне, — опередивших свое время на десятилетия. Он видел в них преемников традиционного иконописного образа Русской Православной Церкви в плоском византийском стиле античности. В 1927 году его супрематическая теория была опубликована в книге Die Gegenstandlose Welt.(Беспредметный мир). Любовь Попова (1889–1924) вместе с Александром Родченко (1891–1956) считается одним из основателей русского стиля конструктивизма (школы, занимающейся пространством, новыми материалами, трехмерной формой, а также наукой и социальная реформа) был еще одним важным участником супрематического движения. Другим интересным направлением в русском искусстве, привнесшим новую образность, был лучизм (или лучизм) (1912-14), основанный Михаилом Ларионовым . (1881-1964) и Наталья Гончарова (1881-1962). Абстрактные скульпторы, на которых повлияли супрематические/конструктивистские идеи, включали Софи Тойбер-Арп (1889-1943) и Наум Габо (1890-1977).

Де Стиль

De Stijl — это название голландского журнала по дизайну и эстетике и авангардного художественного движения, посвященного геометрической абстракции (беспредметному искусству), которое было основано и возглавлялось Тео Ван Дусбургом (1883–1931). Его ведущей фигурой был Пит Мондриан (1872-1944), который известен своей серией простых прямоугольных сеток, использующих только черный, белый и основные цвета - стиль, который он назвал неопластизмом ( Nieuwe Beelding).). Один из самых влиятельных пионеров конкретного искусства в период 1920-1944 годов, он разработал свой четкий геометрический стиль как противодействие эмоциональному хаосу и неопределенности первой половины двадцатого века. Участвуя в абстрактной группе Cercle et Carre (1929–31), а также в группе Abstraction-Creation (1930–36), он переехал в Нью-Йорк в 1938 году и, как утверждается, был первым художником, работавшим под музыку для граммофона.

Ван Дусбург был менее догматичен, представив более расслабленную форму неопластизма, названную элементаризмом . В 1930 году он также был ответственен за введение термина «конкретное искусство». К сожалению, он умер в 1931 году, но его идеи продолжили не только студенты школы дизайна Баухаус (где он читал лекции), но и группа « Абстракция-Творчество » под руководством бельгийского художника Жоржа Вантонгерлоо (1886–1965) и Французские художники Жан Гелион (1904–1987) и Огюст Эрбен (1882–1960). Среди других членов группы были сливки европейских абстракционистов, таких как Жан Арп (1886-1966), Наум Габо (1890-1977), Эль Лисицкий(1890-1941), Антуан Певзнер (1886-1962), Барбара Хепуорт (1903-1975) и Бен Николсон (1894-1982). Швейцарский бывший архитектор Баухауза, скульптор и дизайнер Макс Билл (1908-94) был еще одним последователем, который помог продвинуть жанр в Швейцарии, Италии, Аргентине и Бразилии.

 

Сюрреалист и органическая абстракция

Параллельно с развитием конкретизма в геометрическом стиле в 1920-х и 1930-х годах представители сюрреализма начали создавать ряд фантастических, квазинатуралистических образов. Ведущими представителями этого стиля биоморфной/органической абстракции были Жан Арп и Жоан Миро , ни один из которых, как подтверждают их многочисленные подготовительные наброски, не полагался на технику автоматизма. Их коллега-сюрреалист Сальвадор Дали (1904–1989) также написал несколько необычных картин, таких как «Постоянство памяти» (1931, Музей современного искусства, Нью-Йорк) и « Мягкая конструкция с вареной фасолью» .(1936, Художественный музей Филадельфии). Жан Арп также был активным скульптором, специализирующимся на органической абстракции, как и английские скульпторы Генри Мур (1898–1986) и Барбара Хепуорт (1903–1975). (См.: Современная британская скульптура 1930-70 гг.) Ряд европейских художников-абстракционистов позже искали убежища в Америке, где они столкнулись с новым поколением местных художников-абстракционистов и оказали на них влияние. Среди этих влиятельных эмигрантов были такие художники, как Ганс Хофманн (1880–1966), Макс Эрнст (1891–1976), Андре Массон (1896–1987), Аршил Горки.(1904-48), Ив Танги (1900-55) и другие. Случилось так, что, несмотря на разногласия вокруг Арсенальной выставки в Нью-Йорке в 1913 году, город проявлял большой интерес к абстракции. Музей современного искусства был основан в 1929 году, а Музей беспредметной живописи (позже переименованный в Музей Самуэля Р. Гуггенхайма) — в 1939 году.

Примечание. О двух коллекционерах абстрактной живописи и скульптуры первой половины 20 века см.: Соломон Гуггенхайм (1861–1949) и Пегги Гуггенхайм (1898–1979).

Примечание. О авангардной абстракции в Великобритании (ок. 1939–1975) см.: St Ives School .

Абстрактный экспрессионизм — больше цвета, больше геометрии

Хотя послевоенные европейские художники сохраняли свой интерес к абстрактному искусству через Salon des Realites Nouvelles в Париже, к 1945 году центр современного искусства переместился в Нью-Йорк, где авангард был представлен Нью-Йоркской школой абстрактного экспрессионизма . Возникшее в результате Великой депрессии и Второй мировой войны это движение, никогда не связанное с последовательной программой как таковой, возглавляли Джексон Поллок (1912–1956), Марк Ротко (1903–70), Виллем Де Кунинг (1904–97). , Клиффорд Стилл (1904-80), Барнетт Ньюман (1905-70) и Адольф Готлиб(1903-74). Следующее поколение включало таких художников, как Роберт Мазервелл. Название движения было придумано Робертом Коутсом, искусствоведом журнала New Yorker. Ответвления включают « Живопись действия » Поллока и «Живопись цветового поля » Ротко , а также любопытный «Абстрактный импрессионизм» Филипа Гастона (1913-80).

Абстрактная экспрессионистская живописьостается расплывчатым термином, часто ошибочно применяемым к художникам, которые не являются ни истинно абстрактными, ни экспрессионистами, и описывает форму абстрактной живописи (нефигуративной, ненатуралистической), в которой цвет имеет приоритет над формой; последний больше не является геометрическим. Ранние работы в этом стиле обычно заполняли полотна большого размера, размеры которых были рассчитаны на то, чтобы ошеломить зрителей и увлечь их в другой мир. Озабоченность абстрактных экспрессионистов визуальными эффектами, особенно воздействием цвета, была отражением их главной цели - задействовать и исследовать основные человеческие эмоции. Таким образом, абстрактную экспрессионистскую картину лучше всего почувствовать интуитивно, а не понять: обычно ставится вопрос: «Что она заставляет вас чувствовать?»

Следует подчеркнуть, что это было широкое движение, охватывающее разные стили, в том числе (как уже упоминалось) работы, которые были полу- или неабстрактными, а также работы, характеризующиеся способом нанесения краски, такие как картины Джексона Поллока (капающая и налитые), и работы Виллема де Кунинга (жестовая кисть). Две интересные ранние работы, иллюстрирующие разные стили этих двух художников, см.: «Сидящая женщина» (1944, Метрополитен-музей) Виллема де Кунинга и Пасифаи . (1943, Метрополитен) Джексона Поллока. Тот факт, что это было первое крупное художественное движение, зародившееся в США, придавал ему дополнительный вес и значимость: по крайней мере, в умах критиков.

Позже абстрактный экспрессионизм породил ряд отдельных стилей под эгидой постживописной абстракции , антижестовой тенденции. Эти отдельные стили включали: Hard-Edge Painting , Color Stain Painting, Washington Color Movement, American Lyrical Abstraction и Shaped Canvas. Абстрактный экспрессионизм также вызвал авангардные отклики у нескольких других художников, включая Сая Твомбли (1928–2011), чьи каллиграфические каракули частично рисовали, частично граффити; и калифорнийский скульптор-абстракционист Марк Ди Суверо (р. 1933), известный своими крупномасштабными скульптурами из железа и стали.

Европа: Art Informel, Tachisme & Cobra Group Gesturalism

В Европе в конце 1940-х годов возникло новое художественное движение, известное как Art Informel . Рассматриваемое как европейская версия абстрактного экспрессионизма, на самом деле это было зонтичное движение с рядом подвариантов. Эти мини-движения включали: (1) Ташизм , стиль абстрактной живописи, отмеченный пятнами и мазками цвета, продвигался как французский ответ американскому абстрактному экспрессионизму. Ключевое влияние оказал американский художник-авангардист Марк Тоби (1890–1976), чей каллиграфический стиль живописи предвосхитил стиль Поллока. Среди важных членов были Жан Фотрие (1898–1964), Жорж Матье (1921–2012), Пьер Сулаж (р. 1919) и португальская художница Мария Элена Виейра да Силва (1908–92), а также американский абстрактный экспрессионист Сэм Фрэнсис (1923–94). (2) Авангардная группа Cobra , которая практиковала жестикуляцию или «живопись действия» в стиле американского абстрактного экспрессионизма. Он был основан художниками, скульпторами и графиками из датской группы Host , голландской группы Reflex и бельгийской революционной группы сюрреалистов , в том числе: Асгер Йорн(1914-73), бельгийский писатель Кристиан Дотремонт (1922-79), Пьер Алешинский (р.1927), Карел Аппель (1921-2006) и Констант (К.А. Ньювенхейс) (1920-2005). Пол Бери (1922–2005) также был членом, но в 1953 году он бросил живопись, чтобы заняться кинетической скульптурой. (3) Лирическая абстракция , более спокойный, гармоничный стиль Арт-Информель . Ведущими членами были: Вольс (Альфред Отто Вольфганг Шульце) (1913-51), Ханс Хартунг (1904-89), Жан-Мишель Атлан (1913-60), Пьер Сулаж (р. 1919), Жорж Матье (1921-2012) и Жан-Поль Риопель (1923-2002). Другие подгруппы включали «Новые силы» иИскусство нефигуративное .

Оп-арт: новая геометрическая абстракция

Одним из наиболее отчетливых стилей геометрической абстрактной живописи, появившихся в эпоху модернизма, было движение оп-арт (аббревиатура от «оптического искусства»), отличительной чертой которого было вовлечение взгляда посредством сложных, часто монохроматических, геометрических изображений. узоры, чтобы заставить его видеть цвета и формы, которых на самом деле не было. Ведущими членами были венгерский художник и график Виктор Вазарели (1908-97) и английская художница Бриджит Райли (р. 1931). Движение исчезло к началу 1970-х годов.

Постмодернистская абстракция

С момента появления постмодернизма (с середины 60-х годов) современное искусство имело тенденцию дробиться на более мелкие, более локальные школы. Это связано с тем, что преобладающая философия среди движений современного искусства заключалась в том, чтобы не доверять великим стилям начала 20 века. Исключением является школа минимализма , возвращающийся к основам стиль геометрической абстракции, представленный художниками- постмодернистами, такими как скульпторы Дональд Джадд (1928-94), Сол Левитт (1928-2007), Роберт Моррис (р. 1931), Вальтер де Мария. (р.1935) и Карл Андре(р.1935). Другим важным скульптором-минималистом является Ричард Серра (р. 1939), чьи абстрактные работы включают «Наклонную дугу» ( 1981, Federal Plaza, Нью-Йорк) и «Вопрос времени» (2004, Гуггенхайм, Бильбао). Известные художники-абстракционисты, связанные с минимализмом, включают Ада Рейнхардта (1913-67), Фрэнка Стеллу (р. 1936), чьи крупномасштабные картины включают взаимосвязанные группы форм и цветов; Шон Скалли (р. 1945), ирландско-американский художник, чьи прямоугольные формы цвета, кажется, имитируют монументальные формы доисторических построек; а также Джо Баер (р. 1929), Элсворт Келли(1923 г.р.), Роберт Мангольд (1937 г.р.), Брайс Марден (1938 г.р.), Агнес Мартин (1912–2004) и Роберт Райман (1930 г.р.).

Отчасти являясь реакцией на строгость минимализма, неоэкспрессионизм был в основном фигуративным движением, появившимся в начале 1980-х годов. Однако в него также входил ряд выдающихся художников-абстракционистов, таких как англичанин Виннер Говард Ходжкин (р. 1932), а также немецкие художники Георг Базелиц (р. 1938), Ансельм Кифер (р. 1945) и другие. Среди нескольких других всемирно известных художников-абстракционистов, добившихся признания в 1980-х и 1990-х годах, британский скульптор Аниш Капур (р. 1954), известный своими крупномасштабными работами из необработанного камня, литого металла и нержавеющей стали. И Ходжкин, и Капур - лауреаты премии Тернера.

Коллекции абстрактного искусства

Нерепрезентативное искусство можно увидеть в большинстве лучших художественных музеев мира. Известные коллекции хранятся в следующих учреждениях

Музей современного искусства (MoMA) , Нью-Йорк.
Музей Сэмюэля Р. Гуггенхайма , Нью-Йорк.
Художественная галерея Олбрайт-Нокс , Буффало, Нью-Йорк.
Галерея Тейт , Лондон.
Центр Жоржа Помпиду , Париж.
Гуггенхайм в Бильбао .
Гуггенхайм Венеция .
Художественный музей, Базель .

 

• Для получения дополнительной информации об абстрактном искусстве см.: Домашняя страница .


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА
© visual-arts-cork.com. Все права защищены.

Исходный текст